Фотоотчет «Бинарный урок русского языка во 2 класс с детьми с ЗПР на тему «Имя прилагательное как часть речи»»
Всероссийский творческий конкурс для педагогов на лучшую научно-образовательную фотографию
Автор: Журавлёва Ирина Владимировна (учитель-логопед)
Урок русского языка во 2 классе на тему «Имя прилагательное как часть речи», проведённый учителем начальных классов и учителем - логопедом, представлял собой бинарную модель обучения.
Бинарные уроки предполагают взаимодействие двух педагогов для интеграции учебных дисциплин. Взаимодействие на уроке учителя коррекционного класса и учителя-логопеда позволяет сформировать коррекционно-развивающее пространство для обучающихся с ЗПР.
Форма проведения бинарного урока увлекательна и необычна. И это необязательно интеграция учебных дисциплин. Немалый опыт работы в образовательном учреждении коррекционного вида дал нам возможность расширить представления о педагогической интеграции и построить ее по принципу, который мы назвали 3D-эффектом. Этот принцип предполагает совмещение трех видов интеграции:
- организационной интеграции учителя и учителя-логопеда;
- методической интеграции нескольких педагогических приемов на одном этапе урока;
- содержательной интеграции учебной и коррекционно-развивающей деятельности.
В таком виде урок планируется интегрированным по содержанию и бинарным по своей форме. А использование современных активных методов обучения двумя специалистами на каждом его этапе позволяет говорить об особенностях организации учебной деятельности с обучающимися с ЗПР, которые определяются учебным диалогом. При этом создается модель учебного диалога не только между учащимися, но и между педагогами, которая демонстрирует широкий спектр средств и способов коммуникации. Таким образом, подготовка и проведение бинарного урока позволили увидеть еще две грани «3D-эффекта»:
- содержание (интегрированный) — форма (бинарный) — инновационные методы (АМО);
- треугольник «учитель — специалист (учитель-логопед) — учащиеся».
Практика показала, что бинарные интегрированные уроки расширяют рамки обычного урока, увеличивают коррекционно-развивающие возможности для каждого ученика, активизируют познавательную деятельность.