Серия контрольно-обобщающих уроков по истории Древнего мира зя 5 класс
Федеральное государственное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 162»
Методическая разработка серии контрольно-обобщающих уроков по истории Древнего мира
Автор:
Баранникова Юлия Викторовна,
учитель ФГКОУ СОШ № 162
2019 г.
г.Хабаровск-47
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………..3-4
Проверочные работы……………………………………………………………….5-20
Проверочная работа «Первобытное общество»…………………………………5-7
Проверочная работа «Древний Египет»………………………………………..8-10
Проверочная работа «Древняя Азия в век железа»………………………….11-13
Проверочная работа «Древняя Греция в эпоху расцвета»………………….14-16
Проверочная работа «Древний Рим»…………………………………………..17-20
Список литературы…………………………………………………………………...21
Пояснительная записка
Актуальность разработки: актуальность методической разработки серии контрольно-обобщающих уроков по истории Древнего мира заключается в оказании помощи педагогическим работникам и в выборе инструментария, основанного на личном опыте автора с учетом конкретных требований ФГОС ООО и особенностей преподавании курса истории на ступени основного общего образрвания. Методическая разработка позволяет систематизировать наиболее эффективные, рациональные варианты контрольно-обобщающих уроков, включающих в себя задания по контролю предметных и метопредметных результатов учебной деятельности обучающихся. Методическая разработка адресована учителям истории основного общего образования.
Цель методической разработки: создание серии проверочных работ, для использования учителями истории с целью систематизации и контроля качества знаний обучающихся.
Задачи:
ознакомится с методической литературой по организации и проведению контрольно-обобщающих уроков;
систематизировать личный опыт создания текстов проверочных работ контрольно-обобщающих уроков;
разработать тексты проверочных работ контрольно-обобщающих уроков ко всем разделам программы по Истории Древнего мира;
опубликовать методическую разработку;
получить внешнюю рецензию на методическую разработку
Тип уроков: контрольно-обобщающие уроки
Темы проверочных работ:
Первобытное общество.
Древний Египет.
Древняя Азия в век железа.
Греция в эпоху расцветы.
Древний Рим.
Цели уроков: систематизация и контроль качества знаний учащихся по разделам истории Древнего мира
Задачи:
проверить качество усвоения пройденного материала;
создать условия для формирования учебно-познавательных и информационно-коммуникативных компетентностей учащихся;
создать условия для понимания обучающимися роли истории Древнего мира в мировой истории человечества
Ученики научаться применять знания по разделам истории Древнего мира для выполнения заданий проверочных работ
Панируемые результаты
Предметные:
- воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам;
- извлекать необходимую информацию из исторической карты; текстов дополнительных источников.
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
- способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
Метапредметные:
- планировать пути достижения цели
- выстраивать алгоритм своей работы;
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
- работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т. д.),
- использовать современные источники информации,
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
- применять знания и приобретённые умения, освоенных в школе;
Личностные
- формирование познавательного интереса к пополнению новых знаний;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов,
- анализ и оценка собственной деятельности и деятельности коллектива.
Проверочные работы
Проверочная работа по теме «Первобытное общество»
Часть I. Выбери единственно правильный ответ. За каждый ответ 2 балла. Итого 20 баллов
Свершившееся историческое событие, часть реальной действительности называется:
а) гипотеза; б) факт; в) аргумент; г) процесс.
2. Наука, изучающая вещественные источники, называется:
а) биология; б) история; в) археология; г) геральдика
3. Первый человек на земле появился около:
а) 1,5 млн. лет назад; б) 40 тыс. лет назад; в) 3 млн. лет назад; г) 2,5 млн. лет назад
4. Отличительной чертой человека в животном мире является:
а) умение добывать пищу; б) умение изготавливать орудия труда; в) прямо хождение;
г) сон
5. Отметь первый материал, который использовали люди для изготовлений орудий труда:
а) камень; б) железо; в) медь; г) бронза
6. Современный вид человека появился около:
а) 1,5 млн. лет назад; б) 40 тыс. лет назад; в) 2. млн. лет назад; г) 2,5 млн. лет назад
7. Великое оледенение началось:
а) 100 тыс. лет назад; б) 40 тыс. лет назад; в) 2. млн. лет назад; г) 2,5 млн. лет назад
8. Первым коллективом людей являлось:
а) родовая община; б) соседская община; в) человеческое стадо; г) общежитие
9. Коллектив родственников при первобытном строе назывался:
а) родовая община; б) соседская община; в) человеческое стадо; г) общежитие
10. Первый этап существования человека, когда люди были равны между собой и жили сообща, назывался:
а) первобытным; б) древним миром; в) средние века; г) новое время
Часть II. Реши различные задания. Всего 15 баллов
11. Назовите занятия первобытных людей, изброжённые на иллюстрации. 5 баллов
в
б
а
д
г
Соотнесите буквы занятий: какие относятся к 1. присваивающему хозяйству; 2. производящему хозяйству
12. Соотнесите термины и их определения: 5 баллов
1. Религия; 2. Искусство; 3. Племя; 4. Старейшины; 5. Вождь
а) наиболее уважаемые члены родовой общины;
б) вера в сверхъестественное;
в) союз родовых общин;
г) главный в племени;
д) творческое отображение действительности.
13. Составьте правильную логическую последовательность (причина – последствия): 5 баллов
а) рост производительности труда
б) освоение людьми металла
в) появление излишков
г) возникновение неравенства
е) совершенствование орудий труда
Часть III . Лента времени. Всего 15 баллов
14. а) Нарисуйте ленту времени. Отметь посередине Рождество Христово. Отмерь 5 веков до нашей эры и пять веков нашей эры, подпиши века римскими цифрами. Каждый отрезок (2 клетки) – равен одному веку. (3 балла)
б) отметь на ленте времени буквами А- 50 г. до н.э.; Б - 200 г. до н.э.; В - 300 г. н.э. (3 балла)
в) определите, сколько лет прошло от 50 г. до н.э. до 300 г. н.э. (3 балла)
г) какая из отмеченных дат произошла позже других (3 балла)
д) напишите к какому веку относятся: 1) 1456 г.; 2) 453 г.; 3) 2006 г. (3 балла)
Всего – 50 баллов
Ниже 25 баллов – оценка «2»
От 26 до 33 – «3»
От 34 до 41 –«4»
От 42 до 50 – «5»
Ответы
Часть I
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
б |
в |
в |
б |
а |
б |
а |
в |
б |
а |
Часть II
11.
1. – а) охота; б) собирательство
2. – в) земледелие; г) скотоводство; д) ремесло
12.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
б |
д |
в |
а |
г |
13. б, е, а, в, г
Часть III
14.
До н.э. н. э.
|
V |
IV |
III |
II |
I |
I |
II |
III |
IV |
V |
|
Б А Р.Х. В
а) Изображена лента времени, отмечено Рождество Христово и пять веков до и после нашей эры, века подписаны римскими цифрами – 3 балла.
Нарисованы лента времени, отмечено Рождество Христово и пять веков до и после нашей эры, века не подписаны – 2 балла.
Нарисованы лента времени, отмечено Рождество Христово – 1 балл
б) Каждая правильно определённая на ленте времени дата – 1 балл. Всего 3 балла
в) 350 лет – 3 балла
г) 300 г. н.э. – 3 балла
д) 1) 1456 г.=XV в.
2) 453 г.=V в.
3) 2006 г.=XXI в.
Проверочная работа по теме: «Древний Египет»
Часть I. Отметьте единственно правильный ответ в вопросе. Каждый правильный ответ – 1 балла. Всего 15 баллов
Государство Древний Египет находилось на территории:
а) Северной Африки; б) Двуречья; в) Малой Азии; г) Центральной Европы
2. Главная река Древнего Египта:
а) Тигр; б) Ганг; в) Нил; г) Евфрат.
3. Главным занятием жителей Египта являлось:
а) земледелие; б) ремесло; в) охота; г) собирательство
4. Власть правителя Египта фараона носила деспотический характер, это значит:
а) фараон распоряжался судьбой своих подданных по своему усмотрению;
б) власть фараона была ограничена волей вельмож;
в) фараоны выбирались народным собранием;
г) фараон был равен другим египтянам в своих правах.
5. Объединение Египта в единое государство произошло в:
а) III тыс. до н.э.; б) II тыс. до н.э.; в) I тыс. до н.э.; г) I тыс. н.э.
6. Самые обширные завоевания египтянами были совершены в правлении фараона:
а) Эхнатона; б) Хеопса; в) Джосера; г) Тутмоса III;
7. Попытка ввести почитание одного бога вместо многих была совершена фараоном:
а) Тутмосом III; б) Эхнатоном; в) Хеопсом; г) Джосером
8. Древние Египтяне:
а) верили во многих богов; б) верили в одного бога; в) не верили в богов.
9. Миф это:
а) рассказ о богах; б) государственный документ; в) трактат по медицине; г) закон
10.Вид письменности древних египтян назывался:
а) клинопись; б) петроглифы; в) иероглифы; г) скоропись
11. Главный материал для письма в Египте:
а) пергамент; б) береста; в) глиняные дощечки; г) папирус
12. Наука, получившая особое значение в Древнем Египте:
а) география; б) физика; в) астрономия; г) химия
13. Пирамиды в Древнем Египте выполняли функции:
а) гробниц; б) жилых домов; в) общественных сооружений; г) крепостей
14. Самая большая пирамида, построена в Древнем Египте для фараона:
а) Эхнатона; б) Хеопса; в) Джосера; г) Тутанхамона
15. Воскрешение бога в Осириса в египетской мифологии, олицетворяет:
а) смену власти в Египте; б) смену времён суток; в) смену времён года; г) войны с другими государствами
Часть II. 15 баллов
16. Определите, что в каждом ряду является лишнем. 6 баллов
а) земледельцы, вельможи, ремесленники, писцы, рабы, граждане
б) Исида, Осирис, Тот, Зевс, Бастет
в) пирамиды, обелиски, храмы, зиккураты
17. Расположите события в правильной последовательности:4 балла
а) объединение Египта;
б) возникновение семи египетских царств;
в) завоевательные походы Тутмоса III
г) строительство пирамиды Хеопса
18. Перечислите особенности древнеегипетского искусства (не менее трёх): 3 балла
19.Впешите термин:2 балла
Самое знаменитое сооружение Древнего Египта, изображавшее получеловека – полульва называлось ________________
Часть III.
15. Лента времени. 15 баллов
а) Начертите ленту времени. Отметьте на ней по 3 тыс. до н.э. (3 балла)
1 отрезок=1 тыс. лет =4 клетки
б) Отметьте на ленте времени следующие события: 3 балла
А. Строительство пирамиды Хеопса; (2600 г. до н.э.)
Б. Начало завоевательных походов Тутмоса III (1500 г. до н.э.);
В. Объединение Египта (3000 г. до н.э.)
в) Посчитайте, сколько лет прошло между объединением Египта и строительством пирамиды Хеопса. 3 балла
г) Какое событие произошло раньше остальных. 3 балла
д)Переведите даты в века: 1) 3000 г до.н.э.; 2) 2601 г. до н.э.; 3) 31 г. н.э. 3 балла
Итого: 45 баллов:
от 23 до 30 – 3;
от 31 до 38 – 44
от 39 до 45 - 5
Ответы на проверочную работу «Древний Египте»
Часть I
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
а |
в |
а |
а |
а |
г |
б |
а |
а |
в |
а |
в |
а |
б |
в |
Часть II
16.
а) граждане
б) Зевс
в) зиккурат
17. б – а – г - в
18
- изображение тела человека в анфас, в головы в профиль
- для изображения кожи мужчин используются более тёмные цвета
- боги и фараоны изображаются выше, чем простые люди
19. Сфинкс
Часть III.
20.
До н.э. н.э.
III тыс. |
II тыс. |
I тыс. |
I тыс. |
II тыс. |
III тыс. |
В А Б Р.Х.
а) Изображена лента времени, отмечено Рождество Христово и три тысячелетия до и после нашей эры, тысячелетия подписаны цифрами – 3 балла.
Нарисованы лента времени, отмечено Рождество Христово и три тысячелетия до и после нашей эры, тысячелетия не подписаны – 2 балла.
Нарисованы лента времени, отмечено Рождество Христово – 1 балл
б) Каждая правильно определённая на ленте времени дата – 1 балл. Всего 3 балла
в) 400 лет – 3 балла
г) объединение Египта (В)– 3 балла
д)
1) 3000 г до.н.э.= XXX в. до н.э.;
2) 2601 г. до н.э.= XXVII в. до н.э.;
3) 31 г. н.э.= I в. н.э.
Проверочная работа по теме: «Древняя Азия в век железа»
Часть I. Отметьте правильный ответ: 1 балл каждый правильный ответ. Максимально 15 баллов
Когда впервые была освоена обработка железа в истории человечества:
а) XV в. н. э.; б) X в. до н.э; в) XII в. до н.э.; г) X в. н.э.
2. Преимуществами железа является:
а) его прочность б) широкое распространение железа в природе
в) долговечность материала г) всё вышеперечисленное
3. Страна Индия была объединена правителем из династии Маурьев в III в. до н.э., звали его:
а) Валтасар; б) Давид; в) Ашока; г) Кир
4. Большие группы людей, объединенные общими правами и обязанностями, передающимися по наследству, назывались в Индии:
а) сословия; б) варны; в) касты; г) классы
5. Первым правителем Иудейского царства являлся:
а) Давид; б) Соломон; в) Саул; г) Иаков
6. Какой философ в древней Индии учил, что главное – личное достоинство человека, а не его происхождение:
а) Брахма; б) Рама; в) Будда; г) Кришна
7. Какой из правителей объединил под своей властью в III в. до н.э. разрозненные государства Древнего Китая:
а) Дарий I; б) Цинь Шихуанди; в) Кир; г) Ашока
8. От кого защищала Северный Китай Великая Китайская стена:
а) от ассирийцев; б) от филистимлян; в) от персов; г) от гуннов
9. Великий шёлковый путь это:
а) торговый путь древнего Востока, соединяющий восточную, южную и западную Азию;
б) путь завоеваний Китайских императоров;
в) путь переселения древних иудеев;
г) путь колонизации финикийцами Чёрного моря
10. Свод правил поведения китайцев в обществе создал:
а) Лао-Дзы; б) Будда; в) Брахма; г) Конфуций
11. Под руководством, какого правителя персы освободились от власти Нововавилонских царей:
а) Кир; б) Камбиз; в) Бактрия; г) Дарий I
12. При каком правителе Персидская держава достигла своего расцвета:
а) Кир; б) Камбиз; в) Бактрия; г) Дарий I
13. Персидская держава была разделена Дарием I на отдельные территории:
а) провинции; б) царства; в) сатрапии; г) княжества
14. Крез являлся правителем:
а) Лидии; б) Мидии; в) Нововавилонского царства; г) Персии
15. Валтасар являлся правителем:
а) Лидии; б) Мидии; в) Нововавилонского царства; г) Персии
Часть II
Соотнесите: 1 б каждое правильное соотношение. Максимально – 25 баллов
16. Географическое положение и государство: 6 баллов
1.Ассирия, 2.Иудейское царство, 3. Финикия, 4. Индия. 5. Китай, 6. Персидская держава
а) Западная Азия; б) Полуостров Индостан, южная Азия в) Юго-Восточная Азия
г) Средняя Азия, побережье Персидского залива; д) Двуречье
17. Название рек и государства по территории, которых они протекают; 4 балла
1. Инд и Ганг; 2. Хуанхэ и Янцзы; 3. Тигр и Евфрат; 4. Нил
а) Ассирия; б) Индия; в) Китай г) Египет
18. Изобретения и открытия и их родину: 7 баллов
1. Бумага, 2. Шахматы, 3. Цифры; 4. Компас, 5. Порох; 6. алфавит; 7. пурпур
а) Финикия б) Китай; в) Индия
19. Религию и государство, в котором она распространилась: 4 балла
1. Индуизм; 2. Буддизм; 3. Конфуцианство; 4. Иудаизм
а) Китай; б) Индия в) Палестина
20. Напишите, к каким государствам Древнего мира относятся иллюстрации: 4 балла
2
1
3
4
Часть III. 15 баллов
21. Лента времени.
а) Начертите ленту времени. Отметьте на ней десять веков до н.э.
Один отрезок = 2 клетки = 1 век. 3 балла
б) Отметьте на ленте времени следующие события: А- начало обработки железа Б-создание державы Маурьев в Индии; В- создание Персидской державы. 3 балла
в) Составьте правильную последовательность дат в истории человечества. Напишите напротив каждой даты век, соответствующий этой дате: 4 балла
1) 221 г. до н.э.; 2) 50 г. н.э.; 3) 300 г. н.э.
г) Посчитайте, сколько времени прошло от освоения человечеством железа до создания единой державы в Индии. 2 балла
22. Карта. Определите, какое государство Древнего мира изображено на карте. 3 балла
Максимально – 55 баллов
От 27 баллов до 36 баллов – 3; От 37 до 46 баллов – 4; От 47 до 55 баллов – 5
Ответы на проверочную работу «Древняя Азия в век железа»
Часть I
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
б |
г |
в |
б |
в |
в |
б |
г |
а |
г |
а |
г |
в |
а |
в |
Часть II
16.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
г |
а |
а |
б |
в |
г |
17.
1 |
2 |
3 |
4 |
б |
в |
а |
г |
18.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
б |
в |
в |
б |
б |
а |
а |
19.
1 |
2 |
3 |
4 |
б |
б |
а |
в |
20.
1 |
2 |
3 |
4 |
Китай |
Индия |
Финикия |
Ассирия |
Часть III
21.
До н.э. н. э.
X |
IX |
VIII |
VII |
VI |
V |
IV |
III |
II |
I |
I |
|
А В Б Р.Х.
а) Изображена лента времени, отмечено Рождество Христово и десять веков до нашей эры, века подписаны римскими цифрами – 3 балла.
Изображена лента времени, отмечено Рождество Христово и десять веков до нашей эры, века не подписаны – 2 балла.
Изображена лента времени, отмечено Рождество Христово – 1 балл
б) Каждая дата правильно определённая на ленте времени дата – 1 балл. Всего 3 балла
в)
1) 221 г. до н.э.= III в. до н.э.
2) 50 г. н.э.= I в. н.э.
3) 300 г. н.э.= III в. н.э.
г) 600 лет – 3 балла
22. Китай. 3 балла
Проверочная работа по теме: «Древняя Греция в эпоху расцвета»
Часть I . Выберите единственно правильный ответ. Каждый правильный ответ 1 балл: 15 баллов
Определите географическое положение Древней Греции
а) Северная Африка; б) Южная Азия; в) Балканский полуостров; г) Аппенинский полуостров
2. Крупнейший остров в Средиземном море, на котором происходят события мифа о Минотавре
а) Мальта; б) Крит; в) Корсика: г) Сардиния
3. Автором древнегреческих поэм «Одиссея» и «Илиада» является:
а) Софокл; б) Еврипид; в) Вергилий; г) Гомер
4. Гора, на которой, как считали греки, живут боги:
А) Эверест; б) Тянь-Шань; в) Фудзияма; г) Олимп
5. Главным богом среди древнегреческих богов являлся:
а) Зевс; б) Аид; в) Посейдон; г) Аполлон
6. Полис это:
а) город-государство, с прилежащей округой; б) площадь в центре города
в) храм, посвящённый Зевсу; г) центральная площадь города в Древней Греции
7. Государственным устройством полиса Спарты являлась:
а) олигархия; б) демократия; в) деспотия
8. Государственным устройством полиса Афины являлось:
а) олигархия, б) демократия, в) деспотия
9. Географическое положение полиса Спарта:
а) полуостров Пелопоннес, область Лаконика; б) Средняя Греция, область Аттика;
в) Средняя Греция, область Олимпия; г) Остров Крит
10. Географическое положение полиса Афины:
а) Средняя Греция, область Аттика; б) Остров Крит; в) Малая Азия; г) в) Средняя Греция, область Олимпия
11.Укажите, как называлась главная площадь Афин:
а) Пирей; б) Агора; в) Акрополь; г) Герусия
12. Укажите, какой богине афиняне посвятили Парфенон:
а) Афродите; б) Нике; в) Афине; г) Артемиде
13. Военный строй греческих воинов назывался:
а) фаланга; б) легион; в) клин; г) батальон
14. Военачальник в Древней Греции назывался:
а) архонт; б) стратег; в) царь; г) геронт
15. Отметьте, какой герой в Древней Греции считался учредителем Олимпийских игр:
а) Тесей, б) Арес; в) Гефест; г) Геракл
Часть II. Соотнесите: каждое правильно определённое соотношение – 1 балл. Всего 19 баллов
16. Понятия, относящиеся к общественной и политической жизни Афин (1) и Спарты (2): 6 баллов
а) илоты; б) рабы; в) геронты; г) цари; д) стратеги; е) архонты
17. События Греко-персидских войн (1) и Пелопонесской войны (2): 5 баллов
а) Никеев мир; б) Марафонская битва;
в) Саламинская битва; г) Битва при Аргинусских островах;
д) Сражение в Фермопильском Ущелье
18. Соотнесите последствия Греко-персидских воин (1) и Пелопонесской войны (2): 4 балла
а) ослабление полисов Греции; б) поражение Афин;
в) освобождение полисов Малой Азии; г) усиление Афин
19. Определите, какие мифы Древней Греции изображены на иллюстрациях: 4 балла
2
1
4
3
Часть III. 25 баллов
20. Лента времени. 7 баллов
а) Изобразите ленту времени. Отметьте на ней восемь веков до н.э.
1отрезок=2 клетки=1 век. 3 балла
б) Отметьте на ленте времени следующие даты: (А) 776 г до н. э., (Б) 490 г до н. э., (В) 480 г до н. э. и обведите ту из них, которой соответствует начало Олимпийских игр. 4 балла
21. Определите, по какому принципу составлены ряды, каждый ряд 2 балла: 10 баллов
а) Фемистокл; Мильтиад; Леонид; Дарий I, Ксеркс
б) Перикл, Алкивиад; Лисандр.
в) Фидий, Пракситель, Поликлет
г) Эсхил, Софокл, Еврипид
д) Демокрит, Платон, Аристотель
22. Выбери в таблице 1. верные утверждения и 2. неверные утверждения. Исправь неверные утверждения так, чтобы они стали верными. Каждое правильное соотношение – 1 балл; правильное исправление - 1 балл. Всего 8 баллов
а) Демократия основывается на том, что законы принимаются советом аристократов.
б) В поэме «Илиада» рассказывается о путешествиях героя Одиссея
в) Самый величественный храм Афинского акрополя – Парфенон
г) Спарта – полис ремесленников.
д) Во времена Перикла Афины стали самым развитым и демократичным полисом Греции.
Всего: 59 баллов
От 30 - 39 баллов – отметка 3
От 40 - 49 баллов – отметка 4
От 50 – 59 баллов – отметка 5
Ответы на поверочную работу «Древняя Греция в период расцвета»
Часть I.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
в |
б |
г |
г |
а |
а |
а |
б |
а |
а |
б |
а |
а |
б |
г |
Часть II.
16.
1 |
2 |
бде |
агв |
17.
1 |
2 |
бвд |
аг |
18.
1 |
2 |
вг |
аб |
19.
1. Миф о подвигах Геракла; 2. Миф о Тесее и Минотавре; 3. Миф о начале Троянской войны; 4. Миф об Одиссее и Циклопе
Часть III.
20.
до н.э. н. э.
VIII |
VII |
VI |
V |
IV |
III |
II |
I |
I |
|
А БВ Р.Х.
а) Изображена лента времени, отмечено Рождество Христово и восемь веков до нашей эры, века подписаны римскими цифрами – 3 балла.
Изображена лента времени, отмечено Рождество Христово и восемь веков до нашей эры, века не подписаны – 2 балла.
Изображена лента времени, отмечено Рождество Христово – 1 балл
б) Каждая дата правильно определённая на ленте времени дата – 1 балл. Правильно отмечена буква А (776 г. до н.э.) – 1 балл. 4 балла
21. Каждый ряд 2 балла: 10 баллов
а) деятели Греко-персидских войн; б) деятели Пелопонесской войны;
в) скульпторы Древней Греции; г) писатели Древней Греции; д) философы Древней Греции
22. Каждое правильное соотношение – 1 балл; правильное исправление - 1 балл. Всего 8 баллов
а) Демократия основывается на том, что законы принимаются советом аристократов – 2. не верно – демократия основывается на власти народа
б) В поэме «Илиада» рассказывается о путешествиях героя Одиссея. – 2 не верно – в поэме «Илиада» рассказывается о Троянской войне
в) Самый величественный храм Афинского акрополя – Парфенон – 1 верно
г) Спарта – полис ремесленников – 2 не верно – Спарта полис воинов
д) Во времена Перикла Афины стали самым развитым и демократичным полисом Греции – 1 верно
Проверочная работа по теме: «Древний Рим»
Часть I. Выберите единственно правильный ответ: 15 баллов
1. Когда был основан Рим?
а) в 753 г. н.э.; б) в 509 г. н.э.; в) в 753 г. до н.э.; г) 33 г. до н.э.
2. Кто, согласно легенде основал город Рим?
а) Рем; б) Ромул; в) Нумитор; г) Цезарь
3. Рим был основан на территории полуострова:
а) Балканского; б) Малая Азия; в) Пиренейского; г) Аппенинского
4. Река, на берегах которой был построен Рим
а) Дунай; б) Нил; в) Хуанхэ; г) Тибр
5. Кто такие патриции:
а)потомки Древних жителей Рима; б)любые жители Италии;
в)потомки греческих колонистов; г)рабы в Риме
6. Плебеи это:
а) должностное лицо в Риме; б) переселенцы в городе Риме;
в) жители Карфагена; г) мелкие торговцы в Риме
7. Республика – это:
а) форма государственного устройства, при котором органы управления выбираются гражданами;
б) власть народа;
в) форма государства, при котором во главе государства находиться неограниченный правитель;
г) воинское подразделение
8. Империя это:
а) государство, состоящее из территорий, лишённых экономической и политической самостоятельности и управляемых из одного центра;
б) территория, зависимая от другого государства;
в) поселение на территории другого государства;
г) форма государственного устройства, при котором органы управления выбираются гражданами
9. Самое крупное войсковое соединение римской армии называлось:
а) фаланга; б) преторий; в) легион; г) когорта
10. Главные противники римлян в IV в до.н.э.
а) пуны б) галлы; в) этруски; г) греки
11. Право вето, давала народным трибунам возможность:
а) набирать Римское войско; б) собирать налоги;
в) запрещать любой закон; г) заключать мир
12. Главным противникам Рима в ходе Пунических войн стал город:
а) Афины; б) Константинополь; в) Карфаген; г) Спарта
13. Торжественный въезд полководца-победителя в Рим
а) парад; б) смотр; в) триумф г) агора
14. Присоединённые к Риму в ходе завоеваний территории
а) колонии; б) союзники; в) легионы; г) провинции
15. Какое из государств Средиземноморья не было завоёвано Римом
а) Египет; б) Сирия; в) Греция; г) Македония
Часть II. Каждое правильное соотношение – 1 балл. Всего – 24 баллов
16. Соотнесите термины и их определение (5 баллов)
Сенат, 2. Консулы; 3. Трибуны, 4. Диктатор, 5. Император
а) правитель, обладающий неограниченной властью;
б) высшее должностное лицо в Риме времён республики, избираемое на 1 год
в) неограниченный правитель в Риме на определённое время
г) совет старейшин времён царства, высший судебный орган власти в республиканском Риме
д) представитель плебеев, обладающий правом вето
17. Соотнесите даты и события: (6 баллов)
1. вторая Пуническая война; 2. восстание Спартака; 3 земельный закон Тиберия Гракха, 4. правление Октавиана Августа; 5. Раздел империи на две части; 6. падение Римской империи
а) 133 г. до н.э.; б) 476 г. н.э.; в) 74-71 г. до н.э.; г) 395 г. н.э.; д) 218 – 201 г. до н.э.; е) 30 г. до н.э – 14 г. н.э.
18. Соотнесите персоналии Римской империи и их характеристики: (9 баллов)
Тиберий Гракх; 2. Спартак; 3. Гай Юлий Цезарь; 4. Октавиан Август; 5. Нерон; 6. Троян; 7. Константин; 8. Ромул Август; 9. Феодосий 1
а) Предводитель восстания рабов в Римской республике
б) Народный трибун, провел в Риме земельный закон, погиб в ходе гражданской войны
в) «Наихудший» император, по его приказу убили мать и его учителя, жители Рима обвиняли его в поджоге города
г) Император, основавший новую столицу Римской империи, первый из Римских правителей, прекративший гонение на христиан
д) Последний император Римской империи
е) Первый пожизненный консул, сенатор, трибун Римской империи, погибший в результате заговора
ж) Первый император Римской империи, получивший титул Божественный
з) «Наилучший» император Рима
и) Император – «друг готов», в его правление христианство стало государственной религией Римской империи
19. Определите, какие сооружения Древнего Рима изображены на иллюстрациях. 4 балла
2
1!
4
3
Часть III. 17 баллов
20.Лента времени. (10 баллов)
а) Начертите ленту времени. Отметьте восемь веков до н.э. и пять веков н.э.
1отрезок=2 клетки=100 лет. 3 балла
б) Отметьте на ленте времени следующие события: 4 балла
А. Основание Рима.
Б. Установление в Риме республики
В. Установление в Риме империи
Г. Падение Западной Римской империи
в) Посчитай, сколько лет существовала римская республика. 3 балла
19. Умение сопоставлять понятие и термин (5 баллов)
1. Запиши под цифрами имена римских богов. 4 балла
2. Запиши под цифрой 5. Ещё одно известное тебе имя римского бога или богини и определи, какие силы он олицетворял. 1 балла
|
Имя |
Определение |
А |
|
Верховный бог у римлян |
Б |
|
Полубог, герой, греки называли его Гераклом |
В |
|
Бог моря |
Г |
|
Богиня любви |
Д |
|
|
22. Назовите событие из истории Древнего Рима, изображённое на карте. 2 балла
Итого 56 балла.
От 28 до 37 баллов – оценка 3
От 38 до 47 баллов – оценка 4
От 48 до 56 баллов - оценка 5
Ответы на проверочную работу «Древний Рим»
Часть I.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
в |
б |
г |
г |
а |
б |
а |
а |
в |
а |
б |
в |
в |
а |
б |
Часть II.
16
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
г |
б |
д |
в |
ф |
17
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
д |
в |
а |
е |
г |
б |
18
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
б |
а |
е |
ж |
в |
з |
г |
д |
и |
19
1 |
2 |
3 |
4 |
Колизей |
Большой цирк |
Пантеон |
Термы |
Часть III.
20. Лента времени
До н.э. н.э.
VIII |
VI |
V |
IV |
III |
II |
I |
I |
II |
III |
IV |
V |
VII |
|
А Б ВР.Х. Г
а) Изображена лента времени, отмечено Рождество Христово и восемь веков до нашей эры и пять веков нашей эры, века подписаны римскими цифрами – 3 балла.
Изображена лента времени, отмечено Рождество Христово и восемь веков до нашей эры и пять веков нашей эры, века не подписаны – 2 балла.
Изображена лента времени, отмечено Рождество Христово – 1 балл
б) Каждая дата правильно определённая на ленте времени дата – 1 балл. 4 балла
в) 753-509=244 г. 3 балла
21.
А – Юпитер; Б – Геракл; В – Нептун; Д - Венера
22. Восстание Спартака. 2 балла
3.Список литературы.
1. Вигасин А.А., Дандамаев М.А., Крюков М.В., под ред. Кузищина В.И. 3-е изд., «История древнего Востока» - М, 2003.
2. Низовский А.Ю. «100 Великих чудес света» - М, 2004.
3. Ионина Н.А. «100 Великих чудес света» - М, 1999..
4.Энциклопедия. «Древний мир. Энциклопедия» - М, 2005.
Интернет-ресурсы
История Древнего Рима http://www.ancientrome.ru
История Древнего мира: электронное приложение к учебнику для 5-го класса http://www.ancienthistory.spb.ru
Древняя Греция: история, искусство, мифология http://www.ellada.spb.ru
Газета «История» и сайт для учителя «Я иду на урок истории» http://his.1september.ru
21