Сетевые исследовательские проекты как одна из эффективных форм проектной и исследовательской деятельности со школьниками

6
0
Материал опубликован 27 May в группе

Сетевые исследовательские проекты как одна из эффективных форм проектной и исследовательской деятельности со школьниками

(из опыта МБОУ «1-Нерюктяйинская СОШ им. С.И. Идельгина» Олекминского района)

Собраться вместе – это начало.

Держаться вместе – это прогресс.

Работать вместе – это успех.

Генри Форд.

МБОУ «1-Нерюктяйинская СОШ им. С.И. Идельгина» расположена в с.1-Нерюктяйинск, в 50 км. от г. Олекминска. Получить дополнительное образование, заниматься по интересам, участвовать в общественной работе учащиеся могут только в основном посредством школы. Поэтому свое предназначение школа видит в создании благоприятных условий для успешного обучения смешанного контингента детей, как одаренных, так и обычных, а также нуждающихся в коррекционно-развивающем обучении. В связи с этим педколлектив стремится максимально адаптировать учебный процесс к воспитанникам и обучающимся с их индивидуальными особенностями, по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды.

Сетевое взаимодействие в образовании является следствием усиления процессов глобализации, широкого распространения информационно-коммуникационных технологий. Сетевое взаимодействие базируется на идеологии открытого обучения: обучающийся имеет возможность получить полный спектр образовательных услуг вне зависимости от места своего обучения, то есть удовлетворение образовательных потребностей происходит не только с помощью ресурсов той школы, где обучается конкретный ребенок. Данная установка позволяет личности формировать индивидуальную образовательную траекторию.

МБОУ «1-Нерюктяйинская СОШ им. С.И. Идельгина» много лет сотрудничает с МБУ ДО «Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников» Олекминского района. Это и экологическое направление, проектная и исследовательская деятельность, и повышение квалификации педагогов, и движение «Шаг в будущее».

Включение учащихся в проектную деятельность - один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности на всех уровнях образования, который обеспечивает достижение обучающимися метапредметных планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Наша школа имеет хороший опыт по организации проектной и исследовательской деятельности со школьниками. На базе школы ежегодно проводится районная научно-практическая конференция «Первый шаг» для младших школьников, которая является первой ступенькой для многих маленьких исследователей в мир науки, проектной и исследовательской деятельности, подготовительным этапом к участию в конференции «Я – исследователь», «Шаг в будущее». Конференция востребована, дети и педагоги активно участвуют на нашем мероприятии. Обучающиеся нашей школы принимают активное участие в различных конференциях исследовательских работ: Шаг в будущее, Корниловские чтения, Абагинские чтения, Ощепковские чтения.

В соответствии с ФГОС общего образования общеобразовательному учреждению необходимо создать условия, которые должны обеспечивать возможность развития личности, ее способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей, самореализации обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности, социальной практики, через систему кружков, секций и т.д. Но образовательное пространство любой школы ограничено, хотя для самореализации учащегося, его личностного роста требуется  возможность выхода на более высокий уровень. Решить поставленные задачи школе, особенно сельской, можно только на основе взаимодействия с другими образовательными учреждениями, в частности с учреждениями дополнительного образования, а также с учреждениями культуры, спорта и т.д.

Одним из способов реализации требований ФГОС является интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. В опыте нашей школы примером такой интеграции является участие в сетевых исследовательских проектах «Научное лето-онлайн» и «История АлСиб – история моей страны».

В сетевом исследовательском проекте «Научное лето-оналйн» мы участвуем с первого года реализации, с 2020 года. Это учебно-исследовательский проект, объединяющий детей и взрослых, основанный на интеграции знаний обучающихся по биологии, физике, географии, экологии и информатике. Проект направлен на активизацию исследовательской деятельности учащихся по естественно-научному направлению, обучение методам ведения полевых исследований и обработки данных, развитие метапредметных компетенций через самостоятельные исследования по изучению природы своей местности. Продукт проекта - Летопись природы Якутии силами школьников. Проект имеет практико-ориентированную направленность и предполагает самостоятельную исследовательскую деятельность детей под руководством научных сотрудников Института биологических проблем криолитозоны СО РАН, государственного природного заповедника «Олекминский».  

За три года учащимися нашей школы под руководством педагогов и научных консультантов подготовлены интересные, качественные исследовательские проекты по естественно-научному направлению.

Направление

Количество участников

Темы проектов

Руководитель

Научный консультант

Научное лето онлайн - 2020

Лесные экосистемы

2

1.Оценка состояния древостоя в окрестностях с.Бирюк

Халтанова Е.Г.

Учитель биологии


Таций Т.В.

инженер по защите и охране леса ФГБУ Государственный природный заповедник «Олекминский»

Энтомология

3

1.Крылатые красавицы моего двора

2. Стрекозы окрестностей с.1-Нерюктяйинск.

3.Насекомые окрестностей с.1-Нерюктяйинск

Халтанова Е.Г. учитель биологии

Прокопьева М.Р.

Учитель географии

Попов А.А.

к.б.н.

Фенология растений

4

1.Фенология малины сахалинской

2.Изучение луговых растений окрестностей с.1-Нерюктяйинск


Халтанова Е.Г. учитель биологии

Прокопьева М.Р.

Учитель географии

Рожкова О.Ю.

Директор МБУ ДО «ЦТРиГОШ» Олекминского района

к.б.н.

Научное лето онлайн – 2021

Лесные экосистемы

2

1.Характеристика морфометрических параметров хвои сосны обыкновенной в местности Сырбатар 1-Нерюктяйинского наслега

2.Оценка естественного возобновления леса после пожара в местности Чайдах 1-Нерюктяйинского наслега

Прокопьева М.Р.

Учитель географии

Таций Т.В.

инженер по защите и охране леса ФГБУ Государственный природный заповедник «Олекминский»

Энтомология

2

1.Чешуекрылые в окрестностях с.1-Нерюктяйинск

2.Насекомые – вредители культурных растений

Халтанова Е.Г. учитель биологии


Попов А.А.

к.б.н

Научное лето онлайн – 2022

Лесные экосистемы

4

1.Сравнительная оценка естественного возобновления леса после пожара в местности Чайдах 1-Нерюктяйинского наслега Олекминского района

2.Характеристика видового состава

дереворазрушающих грибов в окрестностях

1-Нерюктяйинского наслега Олекминского района

3.Определение урожайности сосны обыкновенной в местности Сырбатар

4.Оценка состояния древостоя в окретсностях с.Бирюк

Халтанова Е.Г.

Учитель биологии

Прокопьева М.Р.

Учитель географии

Таций Т.В.

инженер по защите и охране леса ФГБУ Государственный природный заповедник «Олекминский»

Энтомология

1

Насекомые – вредители культурных растений

Халтанова Е.Г.

Учитель биологии


Попов А.А.

к.б.н

Фенология растений

1

Характеристика морфометрических параметров красоднева желтого в окрестностях 1-Нерюктяйинского наслега Олекминского района


Прокопьева М.Р.

Учитель географии

Рожкова О.Ю.

Директор МБУ ДО «ЦТРиГОШ» Олекминского района

к.б.н.


t1716799358aa.gift1716799358ab.gift1716799358ac.gif

Сетевой межрегиональный молодежный проект «История АлСиб – история нашей страны» посвящен 100-летию ЯАССР и 80-летию трассы Аляска - Сибирь (АлСиб). Проект реализуется под эгидой Международной организации северных регионов "Северный Форум". Проект имеет практико-ориентированную направленность и предполагает самостоятельную исследовательскую деятельность участников под руководством научных консультантов (наставников) и педагогов школ. Из нашей школы в данном проекте приняли участие 2 ученицы (руководитель Фролова К.А., заместитель директора по ВР). Ученицами составлены проекты про нашего земляка легендарного летчика В.И. Кузьмина, про историю упавшего на территории нашего села самолета Аэрокобра. По итогам итоговой конференции проекта девочки стали призерами, в составе республиканской команды выезжали в г.Красноярск, приняли участие в мероприятиях, посвященных 80-летию воздушной трассы «Аляска – Сибирь».

За три года участия в сетевых исследовательских проектах «Научное лето-онлайн» и «История АлСиб – история моей страны» наши ребята стали победителями и призерами муниципального, республиканского этапов научной конференции «Шаг в будущее», призерами российских конференций:

- XXVI Республиканская научная конференция – конкурса молодых исследователей имени академика Владимира Петровича Ларионова «Инникигэ хардыы» «Шаг в будущее» - 3 призера

- XXVII Республиканская научная конференция – конкурса молодых исследователей имени академика Владимира Петровича Ларионова «Инникигэ хардыы» «Шаг в будущее» - 1 призер

- Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь»: республиканский этап – 1 призер, всероссийский этап – 1 призер

- Всероссийская (с международным участием) научная конференция учащихся им. Н.И.Лобачевского – 1 призер

- XX Российское соревнование юных исследователей «Шаг в будущее. Юниоры» - 1 призер.

- Стали призерами Всероссийского фестиваля краеведческих объединений КраеФест 2021, 2022гг.

Высокие результаты наших учащихся на научных конференциях свидетельствует о том, что значительно выросло качество проектов, у ребят формируются исследовательские навыки, метапредметные компетенции.

Сетевой проект – реальный путь совершенствования не только ученика, но и учителя, который, будучи вовлеченным в проектную деятельность, вынужден постоянно учиться.

Что дают сетевые проекты?

Школе: достижения учеников и педагогов – достижения школы, рейтинг школы.

Ученику: обретение навыков проектной и исследовательской деятельности, формирование УУД, повышение мотивации, возможность построения индивидуальной образовательной траектории.

Педагогу: профессиональное развитие, освоение новых форм внеурочной деятельности, направленных на развитие исследовательских компетенций учащихся; изменение позиции учителя: он становится координатором, наставником, тьютором, помогая ученикам проекта продвигаться в нем.

Родителям: удовлетворенность качеством работы образовательной организации.

Анализируя опыт сетевого взаимодействия мы можем утверждать, что сетевые исследовательские проекты являются эффективной инновационной формой организации проектной и исследовательской деятельности со школьниками.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации