Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе (7 класс)
Школьный этап всероссийской олимпиады
школьников по литературе
1. Определите писателя по биографическим фактам.
1. Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя»
2. Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли
3. Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа».
(Максимальное количество баллов – 3)
2. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).
а) В.Жуковского называют «солнцем русской поэзии».
б) Летописание на Руси началось в XI веке.
в) Стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым сюжетом называется балладой.
г) Эпиграф – короткий текст, помещенный автором после произведения.
д) Повесть и слово — жанры древнерусской литературы.
(Максимальное количество баллов – 5)
3. Продолжите ряд.
Андрей Гаврилович, Владимир Андреевич, Кирила Петрович, Марья…
а) Ивановна
б) Гавриловна
в) Искусница
г) Моревна
д) Кириловна
(Максимальное количество баллов – 1)
4. Узнайте жанры произведения по фрагментам текста. Установите соответствие.
1) авторская сказка | А) Колдующий же шаман сказал: «Боги наши хоть и были поруганы тобою, но смилостивились и не погубили тебя. Если бы они не имели милосердия, то давно бы тебя сокрушили и повергли. И поэтому пойми, что они добры и милосердны и что наша вера много лучшей вашей веры. Потому что у вас, у христиан, один Бог, а у нас много богов, много помощников, много поборников. |
2) былина | Б) – Хорошо, – сказала Баба-яга, – знаю я их, поживи ты наперёд да поработай у меня, тогда и дам тебе огня; а коли нет, так я тебя съем! Потом обратилась к воротам и вскрикнула: – Эй, запоры мои крепкие, отомкнитесь; ворота мои широкие, отворитесь! |
3) народная волшебная сказка | В) Как стал стрелять Василий Микулич-де, Натягивал скоренько свой тугой лук, Налагает стрелочку калёную, Стрелял в колечко золочёное, Во тоя острие во ножевое, Расколол он стрелочку надвое, Они мерою разненьки и весом равны… |
4) житие | Г) Между тем Миша пошёл далее – и остановился. Смотрит, золотой шатёр с жемчужною бахромою; наверху золотой флюгер вертится, будто ветряная мельница, а под шатром лежит царевна Пружинка и, как змейка, то свернётся, то развернётся и беспрестанно надзирателя под бок толкает. |
5) баллада | Д) И стали вкруг, сверкая взором; И гимн запели диким хором, В сердца вонзающий боязнь; И в нём преступник слышит: казнь! Гроза души, ума смутитель, Эринний страшный хор гремит; И, цепенея, внемлет зритель; И лира, онемев, молчит… |
(Максимальное количество баллов – 5)
Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.
Фёдор Иванович Тютчев (1803–1873)
* * *
(1) Восток белел. Ладья катилась,
(2) Ветрило весело звучало, –
(3) Как опрокинутое небо,
(4) Под нами море трепетало...
(5) Восток алел. Она молилась,
(6) С чела откинув покрывало, –
(7) Дышала на устах молитва,
(8) Во взорах небо ликовало...
(9) Восток вспылал. Она склонилась
(10) Блестящая поникла выя, –
(11) И по младенческим ланитам
(12) Струились капли огневые...
(1836)
5. Определите одним словом время суток, описанное в стихотворении.
(Максимальное количество баллов – 2)
6. Какие художественные приёмы использованы в строках 1–4? Отметьте три варианта.
а) сравнение
б) олицетворение
в) оксюморон
г) эпифора
д) градация
е) эпитет
(Максимальное количество баллов – 3)
7. Выпишите из текста стихотворения устаревшее слово со значением «парус».
(Максимальное количество баллов – 2)
8. Выпишите из текста стихотворения устаревшее слово со значением «шея».
(Максимальное количество баллов – 2)
9. Каким размером написано стихотворение?
А) трёхстопным амфибрахием
Б) двустопным дактилем
В) четырёхстопным ямбом
Г) шестистопным хореем
(Максимальное количество баллов – 2)
10. Эпитет «младенческие» подчёркивает
А) то, что героиня – младенец
Б) то, что у героини чисто вымытые щёки
В) бессмысленность действий героини
Г) чистоту и невинность героини
(Максимальное количество баллов – 2)
11. Опишите своего любимого литературного героя, не называя его имени, но так, чтобы его можно было узнать, используя 3-4 предложения
(Максимальное количество баллов – 3)
Прочитайте текст и выполните задания 1-5
СБРОСЬ МЕШОК!
В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. Тятя жалел, да ведь десять ртов в семье жалость заглушат.
И вот, никогда не забыть, грузили баржу картошкой. С обеда начали, к вечеру ноги подгибаются. Парни мне стараются мешки поменьше наваливать, а всё равно. Дождь шёл, промокла я, продрогла, всё прокляла.
К вечеру дождь перестал. Тащу мешок, а тятя (он тоже грузил) говорит: «Варя, посмотри-ка какая красота». Я отвечаю: «Тять, как же я посмотрю, меня мешок к земле пригибает, только под ногами и вижу». – «Сбрось, говорит, мешок, успеешь натаскаться, а такое не увидь – и не увидишь. Коня, говорит, какого в радугу запрягли». Что такое, думаю. Сбросила тяжесть, разогнулась. И ровно в глазах воссияло. Думала – пожар.
Вятка красная. Радуга во всё небо. А под радугой, как под дугой солнышко. Поглядела я – как будто умылась, дышать легче стало.
И вот, думаю, не обрати моё внимание отец на красоту, да раз, да другой, так слепой бы и прожила. А от него переняла и детям передала.
Помню, пошла с дочкой за земляникой. День хороший, солнце. В березняке я нашла маленькую полянку и обомлела. Зову дочку, чуть не шёпотом, ровно кого спугнуть боюсь. Полянка вся в землянике, красным-красна, и на ней роса играет.
Дочка на голос прибежала, увидела, хлоп на колени - и рвать. Подожди, говорю, не убегут ягоды, ты полюбуйся. Она встала рядом, смотрела-смотрела и говорит: «Жалко, мама, ягоды трогать. Давай просто так уйдём». Я засмеялась: «Милая ты моя! Ты красоту запомни, а пользу зачем упускать».
И вот чем закончу. У той дочки своя дочь. Гуляем мы втроём в парке, она дочери говорит: «Смотри, Машенька, какие цветы». На руки взяла: «Смотри, Машенька, какие облака».
(В. КРУПИН)
1. От чьего лица ведётся повествование? Кто рассказывает историю своей жизни?
2. Что помогло героине победить усталость?
3. Что же объединяет три поколения этой семьи?
4. Как вы понимаете название рассказа?
5. Какова, по-вашему, главная мысль рассказа? Выпишите слова из текста, в которых наиболее полно выражается идея произведения.
(Максимальное количество баллов – 10)