Технологическая карта урока физики в 7 классе «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести»

5
0
Материал опубликован 5 June 2022

Технологическая карта урока

Учебный предмет: физика

Класс: 7 класс

Автор УМК: А.В. Перышкин Физика 7 класс. М.-Дрофа,2017 год

Учитель: Мурадов В.С.

Тема урока: Сила. Явление тяготения. Сила тяжести

Цель урока: сформировать понятие силы тяжести, объяснить причины ее возникновения, показать зависимость силы тяжести от массы тела и расстояния до центра планеты.

Задачи урока:

(формирование познавательных УУД):

формирование понятий сила, явление тяготения, сила тяжести;

формирование умения решать устно задачи;

(формирование коммуникативных и личностных УУД):

работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками (формирование регулятивных УУД)

воспитание и формирование информационной культуры;

воспитание сотрудничества.


Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Методы обучения: наглядный, словесный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная.

Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, лабораторное оборудование, теллурий, учебник «Физика-7» А. В. Пёрышкин.




Этапы урока.

Задачи

Деятельность учителя

Планируемая деятельность учащихся

Формирование УУД

ЭОР

Организационный этап

1.Приветствие класса

2.Создать условия для благоприятного психологического климата и плодотворной рабочей обстановки

Здравствуйте ребята, присаживайтесь.

Сегодня я вам предлагаю сегодня отправиться в космос. Изучить законы вселенной, побывать на других планетах. Предлагаю посмотреть это видео и подготовиться к путешествию.






Ученики слушают учителя и настраиваются на изучение и восприятие нового материала

Личностные:

Позитивное отношение получению знаний, к познавательной деятельности

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Видео «Про космос»

Актуализация знаний

Определить важность изучаемой темы

Фронтальная беседа с учащимися:

Есть такая легенда. В 1666 году, когда Кембриджский университет закрыли из-за эпидемии чумы, и великий английский ученый Исаак Ньютон уехал в свой дом в графстве Линкольншир. Сидел в саду под любимой яблоней, размышлял. Но вдруг на него упало яблоко. В этот момент Ньютон задумался, почему яблоко падает и почему по такой траектории?! Ну, давайте подумаем. Вот к примеру у меня на столе находится шар и указка. Скажите в каком состоянии они находятся сейчас? В состоянии? -Покоя! Верно, а вот скажете, эти два тела взаимодействуют друг с другом? -Нет. Правильно. Если они в покое, значит они не взаимодействуют никак. А вот если я ударю указкой по шару, то шар придет в ?-Движение. Хорошо. То есть что заставило двигаться шар? -Сила (добиться верного ответа).Значит, когда яблоко падает на землю, на него тоже действует сила? -Да. А как называется эта сила, вы наверное уже слышали о ней? -Сила тяжести. Правильно!


Отвечая на вопросы учителя, приводят примеры



Высказывают свои предположения
















Высказывают предположения

(действие тел друг на друга.)

Познавательные:

уметь слушать в соответствии с целевой установкой, осознать познавательную задачу, принимать и сохранять учебную цель



Коммуникативные: вступать в учебный диалог









презентация



(слайд 2)






Создание условий для формирования умения делать умозаключения через установление причинно-следственной связи

Попытайтесь, на основе нашего разговора сформулировать тему сегодняшнего урока.

Определяют тему урока.

Запись темы урока в тетрадь.





Регулятивные

- умение ставить учебную задачу;

- развивать логическое мышление;

-формулировать тему

(слайд 3)



Сформулировать цели и задачи урока.

Высказывают предположения.

Формулируют цели и задачи урока


(слайд 3)




Изучение новых знаний и способов деятельности


Формировать понятие «Сила», «Сила тяжести», «всемирное тяготение»

Позже Ньютон задался следующим вопросом. Почему луна вращается вокруг земли, а не улетает куда-то в космос? Почему земля вращается вокруг солнца, а не движется свободно, прямолинейно. (демонстрация на теллурия). Тогда он пришел к выводу, что, все тела во вселенной взаимодействуют. Это явления он назвал «Всемирным тяготением». Давайте запишем определение. (Попросить учащихся прочесть и записать определение закона Всемирного тяготения, стр. 71)

Знаете, одно знать законы всемирного тяготения, то что все тела притягиваются друг другу, даже мы с вами притягиваемся ко всему, как и все тела к нам. Но, а если задаться почему все же мы притягиваемся и от чего это зависит?

(демонстрация слайд «Пространство и время»)

Давайте на практике проверим закон всемирного тяготения. Специально для урока я изготовил специальную «установку», это цилиндр натянутый тянущейся тканью, в данном случае ткать будет играть роль пространства и времени. Положим на него металлический шар, который будет играть роль Земли, что вы заметили?

Да пространство как и на картинке искривилось. А теперь добавим сюда, тело, со значительно меньшей массой. Что сейчас вы заметили?

Да, тело с наименьшей массой притянулось к телу с наибольшей массой. На самом деле эти оба тела притягиваются друг другу, но так как тело с наименьшей массой меньше искривляет пространство, то мы не замечаем притяжения к нему.

Давайте расположим тело с малой массой на больше расстоянии от тела с большей массой? Что мы видим?

Да ничего не происходит, теперь тело не притянулось. Значит, притяжение тел зависит еще от какой величины?

Правильно от расстояния.

А теперь тело малой массы приведем в движение. Что сейчас вы заметили?

Верно, тело стало двигаться вокруг тела с большей массой, точно также как и планеты вокруг своих орбит, а с ним в этого произошло?

Да, тело с малой массой прекратив движение можно сказать «упало» на тело с большей массой. Это означает что чем больше масса тел, тем сильнее они притягивают к себе другие тела.

Давайте подумаем, тогда почему, например луна не падает на землю, или мы вместе землей не падаем на солнце?

(привезти ответы учащихся к ответу «из-за скорости»).

Правильно, из-за скорости, тогда что случится если например луна остановится, прекратит вращаться вокруг земли?

А теперь, когда мы поняли что такое всемирное тяготение, вернемся к силе тяжести.

Вы уже знаете как обозначается сила, кто хочет записать?

А так как мы говорим о силе тяжести, мы добавим индекс тяж. А какая единица измерения силы? Ньютон, правильно, ты вы знаете почему единицу измерения назвали в честь Исаака Ньютона.

Запишу формулу силы тяжести, Fтяж=m*g. Чтобы определить силу тяжести, необходимо массу умножить на g. С понятием массы вы уже знакомы, что такое масса? Хорошо, а что такое g, давайте разберемся. g это Коэффициент силы или еще его называют ускорением свободного падения.

Давайте из формулы F=g*m, определим g (спросить учащихся)

g=F/t, соответственно если сила измеряется в Н, а масса в кг, то единица измерения коэффициента силы будет н/кг.

Численное значение g у поверхности земли давно измерили и он приблизительно равен 9,8 н/кг.

А теперь подумаем как из формулы F=g*m определить массу?

(учащиеся записывают формулу у доски)

Правильно m=F/g, а какую формулу для массы вы знаете из 2 четверти?

(учащийся на доске пишет m=p*v)

Давайте перепишем все записи с доски в тетрадь.

Обратите внимание на то что я записал g примерно равен 9,8 н/кг. Дело в том что, коэффициент силы или ускорение свободного падения зависит он массы тел, планет, но на поверхности земли численно различается. Джи зависит еще от расстояния тела над землей до ее поверхности. Но вы скажите, какая разница если земля круглая. А вот на самом деле нет. Земля имеет форму вытянутого эллипсоида. ( слайд). А почему так, сейчас я вам покажу. (Демонстрация деформации земли за счет центростремительного ускорения). Так как земля вращается вокруг своей оси, то центробежная сила, которая направлена наружу заставляет экваториальную часть земли вытянуться, тем самым получается так что, расстояние до центра земли на полюсах или ближе к ним меньше чем на экваторе. Т.е. чем ближе к центру земли тем джи будет больше.

Ребята, теперь мы перейдем к экспериментам.

Вы уже знаете, с помощью какого прибора измерят силу тяжести?

Правильно! С помощью динамометра! (Слайд) Вот у меня в руке лабораторный динамометр. Сейчас я покажу вам как измерять силу тяжести (демонстрация учителем).

А вот скажите мне, где и в каких областях еще используют динамометры?

(ответы : в медицине, в автомастерских)

Я одолжил из медицинского кабинета динамометр, для измерения силу сжатия кисти рук, может кто нибудь желает измерить свои силы?

(Демонстрация работы медицинского динамометра учащимися)

Ну а теперь, после того как мы с вами научились решать задачи и пользоваться динамометром, перейдем к практической части нашего урока.




Ученики делают вывод

-тело может менять свою форму и размеры.



1) изменение скорости или направления движения тела; 2) изменение формы или размеров тела.)


- Сила обозначается латинской буквой F. По международному соглашению единица силы получила название 1 ньютон в честь английского физика И.Ньютона.

Сила, как и скорость, величина векторная. Она характеризуется не только числовым значением, но и направлением.








Познавательные:

Самостоятельно находить нужную информацию в тексте, слушать.
















Коммуникативные: участвовать в общей беседе

вступать в учебный диалог, умение с достаточной полнотой выражать мысли






(слайд 4)




































































































































(слайд 5)














(слайд 6)




Практическая часть.

Определение силы тяжести на земле и луне.

У каждой группы на столе есть металлический цилиндр, динамометр, рычажные весы и измерительный цилиндр, ноутбук. Вам нужно провести 2 опыта, и результаты своих измерений записать в таблицу. (подождать чтобы дети открыли таблицы)

И так, первый опыт самый простой, измеряем сижу тяжести с помощью динамометра, и ответ заносим в таблицу в раздел своей группы. Я буду заносить в таблицу свои результаты.

Следующий опыт. Для определения силы тяжести, вам необходимо измерить массу цилиндра на весах, работаем!

Какой вывод мы можем сделать из практической работы?

Да, у луны и марса сила тяжести заметно меньше. Например, на Луне сила тяжести в 6 раз меньше. Т.е. человек массой 60 кг, там будет весить в 6 раз меньше. (слайд Давайте посмотрим видео, где демонстрируется разница в силе тяжести на Земле и Луне. )




Учащиеся самостоятельно определяют силу тяжести на луне и земле. Делаю выводы из полученных результатов.

Познавательные:

Самостоятельно находить нужную информацию в тексте, слушать.








(слайд 7)























(слайд 8)

Рефлексия


А теперь подведем итоги нашего урока.

(Вопросы на слайде)

Отвечают на вопросы, приводят аргументы.

Личностные :

Формировать границы собственных знаний; развивать адекватную оценку и позитивную самооценку; Познавательные: структурировать знания; Регулятивные:

на основе учета характера сделанных ошибок и самооценки вносить необходимые коррективы Коммуникативные: уметь использовать речь для регуляции своего действия, умение слушать и слышать друг друга



(слайд 9)











(слайд 10)

Подведение итогов урока


Оценивание учащихся. Учащиеся заносят в таблицу количество заработанных карточек. Таблице автоматически выдает оценку за урок ученику.

Карточки раздаются после каждого этапа урока.

Конец урока

(звучит музыка) Надеюсь, сегодняшний урок пробудил у вас большой интерес к изучению физики. Но, наше время истекает. Желаю вам, чтобы у вас были свои олимпийские рекорды, как в учебе так и в спорте. Мы с вами увидимся во вторник на классном часе. Так что «До свидания».

Фиксируют свое настроение и отношение к проведенному уроку

Личностные:

Формирование умения рефлексивности, оценки и самооценки

(слайд 11)


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.