Урок-исследование по системе Л.В. Занкова «Сильная и слабая позиция фонем. Понимание смысла текста»
МОУ « Гимназия с. Ивантеевка»
Конспект открытого урока
по литературному чтению
в 1 классе.
Тема:
« Сильная и слабая позиция фонем. Понимание смысла текста»
(урок - исследование по системе Л.В. Занкова.)
Выполнила: Учитель
начальных классов
Тюренкова Т.В.
Предмет: литературное чтение
Класс: 1 «а»
Автор учебника: Н.В Нечаева, К.С Белорусец
Тема урока: « Сильная и слабая позиция фонем. Понимание смысла текста»
Дидактическая цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний по данной теме
Тип урока: открытие нового знания
Задачи: Образовательные: формировать знания о слабой и сильной позиции;
Развивающие: развивать речь, словесно – логическое и наглядно – образное мышление;
Воспитательные: - воспитывать взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной.
Методы: проблемный, частично- поисковый
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная, работа в паре;
Средства обучения: презентация
Технологическая карта урока литературного чтения
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные действия |
||
Самоопределение к деятельности Организационный момент |
Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. -Ребятки повернитесь к гостям, улыбнитесь им. - С каким настроением пришли на урок? - Каким хотите увидеть наш урок? - А какими вы должны быть, чтобы случилось всё так, как вы хотите? - Сегодня мы отправимся в путешествие, а в какую страну вы узнаете выполнив задание…. |
Подготовка класса к работе |
Учитель начинает урок с « урока» - то есть с оргмоментом» служит конкретное задание. Которое направлено и на актуализацию знаний. Личностные:самоопределение;регулятивные: целеполагание; коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
||
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: Готовность мышления и осознание потребности к восприятию нового |
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. -Из букв первой строчки составьте слова.
- В какую страну мы с вами отправимся? ( спорта) - Что такое спорт? - Сообщение ученицы ( Слово спорт пришло к нам из иностранного языка. Вначале спортом называли всё, что угодно: и игру в домино, и коллекционирование марок, разведение домашних животных и даже рукоделие. Прошло много времени, и это слово получило современное значение. Сейчас слово спорт есть во всех странах мира, и звучит везде одинаково. Но родилось оно давным-давно во Франции и звучало депорт ( развлечение, забава). Из Франции слово перелетело в Англию и там звучало диспорт. А потом англичане отбросили ди – получилось спорт. И это слово стало гулять по всему свету.)
|
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные задачи - сообщение ученика |
Формулировка вопроса, заданного учителем, побудила детей к активной мыслительной деятельности: набор букв подвергается всестороннему анализу с самых разных точек зрения, формулируют выводы ( Познавательные УУД), создаётся ситуация успеха ( Личн. УУД) |
||
Постановка учебной задачи Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока |
- Как называют человека, который любит и постоянно занимается спортом? - Человек, занимающийся спортом, какой? - Что можете сказать о этих словах? - Определение темы урока - По какой теме мы с вами будем путешествовать .вы узнаете выполнив ещё одно задание: Слайд: свист слон флаги св…сток сл..ны фла… - Что можете сказать о словах? - Какое задание можно предложить? - Поставьте над словами ударение - Какие буквы пропущены в словах? - В какой позиции стоят эти гласные? - Как проверить, правильно ли вы вставили пропущенные буквы? - Измените слово так, чтобы эта гласная стояла в сильной позиции? - Какое слово лишнее? Почему? - Как бы вы назвали тему нашего урока? - Какую бы цель вы для себя поставили на уроке?
|
спортсмен спортивный - Они родственные, в словах спортсмен и спортивный вставим букву о, потому что в слове спорт о находится в сильной позиции - Оцените ответы ребят - Сильная и слабая позиция в словах Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока |
В процессе выполнения задания дети анализируют материал, выделяют главное; осуществляют синтез. Поиск нужной информации; упорядочивают и обобщают информацию ( Позв. УУД); учитывают выделенные ориентиры, осуществляют контроль, выполняют учебное действие в уме ( Рег. УУД); допускают существование разных точек зрения, формулируют собственное мнениеи озвучивают его ( Ком УУД); в результате выполнения задания формируется способность к самооценке, мотивация к познанию (Личн. УУД) |
||
Физминутка |
- В каком виде спорта используется мяч? |
Презентация ( футбол) Упражнение для глаз |
|||
Построение проекта выхода из затруднения Цель: Усвоение новых знаний |
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации - Работа по учебнику стр. 66 - Ребята, какие праздники вы знаете? - Послушайте, что я вам прочитаю - Что прочитали? - Почему это текст? - О чём прочитали в тексте? - Докажите, что это был не просто праздник, а спортивный. - В каком спортивном соревновании участвовали дети? - Задание: перечитайте текст. - Найдите и прочитайте те предложения, которые показывают, что праздник был на стадионе. - Кто болел за ребят? - Что такое финиш? - А как называется место. где начинается забег спортсменов? - Прочитайте два последних предложения. - Как вы на него ответите? - Докажите. - Что нужно помнить, чтобы правильно вписать имя мальчика? - Впишите имя мальчика. - Что можете сказать о предложении, которое записано с помощью схемы? - Найдите и прочитайте это предложение. -В предложении найдите слова, в которых есть фонемы слабой позиции. - Ребята, рассмотрите схему и найдите в предложении слово соответствующее схеме -Найдите в тексте предложение, в котором есть слово стадион. - Как понимаете смысл этого предложения? - Представьте, что скажут друг другу одноклассники после спортивного праздника? - Ребята, а как вы думаете, с каким настроением пришли домой эти ребята? |
Работа с текстом - О спортивном празднике. -Он проходит на стадионе. - Дети соревновались в беге. - На стадионе были болельщики. - Жужжащее чтение - На трибунах мамы и папы, дедушки и бабушки. Много друзей. И вот финиш. - Старт - Последний Слава Кузмин. - Оно повествовательное, состоит из 5 слов соединенные союзом и. - Работа в паре - Стадион украшен флажками и шарами. ( стадион) - Работа в паре - Стадион шумит. |
Выполняя это задание, дети строят высказывание в устной форме, строят рассуждения об объекте, анализируют ( Позн.УУД); вносят коррективы в свои действия, выполняют учебные задачи в уме, в речи ( Рег.УУД);ориентируются на понимание причин успеха в учении, проявляют интерес к новому материалу ( Личн.УУД); формулируют собственное мнение, контролируют действия партнёра. |
||
Включение в систему знаний и повторение Цель: Включение в систему знаний. Повторение и закрепление раннее изученного |
- Работа в рабочей тетради - А сейчас поработаем в группе девочек и мальчиков, отгадав кроссворд (Т. стр.) - Проверка: стрела, парашют, обруч, ракетка, тир. - Как сказать одним словом, что это? |
- Работа девочек и мальчиков - Оценивание работ -спорт |
Дети самостоятельно выполняют задание, а затем у них появляется возможность проверить себя и проверить правильность выполнения задания одноклассниками. Выполняя это задание, они строят высказывание в устной форме, строят рассуждения, воспринимают информацию на слух, используют разные формы информации ( позн.); Осуществляют контроль и самоконтроль, вносят коррективы в свои действия, выполняют учебные действия в уме, в речи. ( личн.) Формулируют собственное мнение, учатся владеть речью, контролируют действия ученика ( ком.) |
||
Рефлексия деятельности Цель: Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания |
Организует рефлексию -Кто из вас, ребята, может назвать свою семью спортивной? |
Подводя итог урока, учитель акцентирует внимание детей на умения, которые освоили. Учитель обращает внимание детей на коммуникативные навыки, в частности, и на универсальные действия в целом, что, в свою очередь, способствует осознанию процесса учения ребёнком. |