Урок музыки для 2 класса на тему «Инструменты русского народного оркестра»
МБОУ «Уруссинская основная общеобразовательная школа №2»
Ютазинского муниципального района
Республики Татарстан
План-конспект урока
по предмету «Искусство-Музыка»
Учитель музыки
I квалификационной категории
Курбангалиева Гюзель Илкамона
Предмет (форма занятия) музыка Класс (группа)_____2_ __
Тема урока (занятия) Инструменты русского народного оркестра
Дата проведения урока (занятия)________________.
Цель: Сформировать у учащихся осознанное представление о составе оркестра русских народных инструментов.
Задачи:
- раскрыть истоки создания народных инструментов,
- способствовать формированию умения самостоятельного получения информации,
- воспитывать уважение к народным традициям и культуре русского народа.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, фрагменты музыкальных произведений, карточки с изображением инструментов.
Этапы урока, время |
Планируемый результат в области |
Универсальные учебные действия, предметные учебные действия |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Методы и приемы |
Организационный момент |
Настрой на урок |
Коммуникативные: -Планирование учебного сотрудничества и с учителем и сверстниками Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое. |
Дети входят в класс. Приветствие. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе. |
Приветствие детей |
Практический |
Опрос учащихся по домашнему заданию |
Проверка выполнения домашнего задания |
Регулятивные УУД: адекватное восприятие оценки учителя Коммуникативные УУД: взаимодействуют с учителем во время опроса |
Ребята, дома вы должны были повторить песню «К нам пришёл Дед Мороз». И для начало исполнения нам нужно будет с вами распеться. |
Распевки. Исполнение песни |
Практический |
Подведение к теме урока |
Проверка знаний полученных ранее. |
Регулятивные УУД: адекватно использовать речь. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми Коммуникативные УУД: задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог Личностные: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость |
Скажите мне ребята, какие инструменты вы знаете? А сейчас внимание на экран. Посмотрите внимательно. После просмотра вы должны мне казать: какие инструменты вы видели, и сколько всего инструментов было. (Просмотр презентации)
|
Ответы учащихся |
Словесный |
Объяснение нового материала |
Осмысление нового материала |
Регулятивные: -Умение размышлять, отвечать на вопросы. -развитие умения осмыслить полученную информацию Коммуникативные: -Формирование умения грамотно строить речевые высказывания Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. |
-Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а отгадав, ее вы поймете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке « Балалайки, гусли, домры И баяны, и гармошки Есть трещотки, дудки, бубны Даже расписные ложки Все играют звонко, дружно Слушать их не надоест Отгадать, ребята нужно Что это….? -Правильно. Когда играет сразу много инструментов - это играет оркестр. Оркестр-это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах Ребята, оркестры по своему составу бывают разные. Это зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра. (1слайд) Сегодня мы с вами будем говорить об оркестре русских народных инструментов. А почему, как вы думаете, инструменты называются «народными»? Потому что в большинстве своем они были созданы русскими мастерами, имена которых до нас не дошли, и играли на них простые люди. (2 слайд) В оркестре русских народных инструментов четыре группы: струнные, пневматические язычковые, духовые и ударные. (Слайд 3) Возьмите линейку и карандаш. Нужно будет нарисовать таблицу из 4 столбиков
(Слайд 4-5) Первая группа: Струнные Гусли – народный музыкальный инструмент. Существует несколько версий происхождения версий этого слова. По одной из них славянское слово “гусли” выражает совокупность струн. “Гусль” (гусли) в смысле струны происходит, очевидно, от старославянского (гудеть). Гудением в старину называли именно звук струн. Древнерусские гусли по преданиям имели горизонтальное положение, их обычно сравнивали с лежачей арфой. На гуслях играли богатыри Добрыня Никитич и Соловей Будимирович и новгородский гость Садко. С музыкальной культурой духовенства связаны гусли – псалтырь (шлемовидные). Была распространена среди скоморохов, в XVII веке после указа Алексея Михайловича “Об исправлении нравов и уничтожений суеверий” почти исчезают. (Слайд 6) Сейчас мы с вами послушаем звучание инструмента (Слайд 7-8) В начале XX века музыканты – конструкторы Смоленский и Привалов усовершенствовали гусли. Инструмент приобрел треугольную форму, количество струн стола постоянным 12-13. В 1914г. Н.Фомин сконструировал так называемые “клавишные” гусли. Они снабжены одноактавной клавиатурой фортепианного образца. Одной рукой набирают любой аккорд, а другой проводят по струнам плектором из твердой кожи. (Слайд 9) Следующий инструмент- Домра. Термин “домбра” тюркского происхождения. Предком домры явился египетский инструмент “пандура”, проникший к нам через Персию, торговавшей с Закавказьем. В Европе она получила название “лютня”. Послушаем звучание инструмента. (Слайд 10) Инструмент – Лютня. Именно на стала родоначальницей мандолины, гитары, виолы. В древних записях домра фигурирует как атрибут скомороха. Само слово “скоморох” происходит от арабского “maskhora” - смех, насмешка. После гонений (1648) на скоморохов инструменты погрузили и свезли за Москву-реку и там сожгли. Послушаем звучание инструмента. (Слайд 11) Инструмент – Балалайка. Музыкальный символ русского народа. В 18-19 веках она была саамы распространенным инструментом. Впервые название “балалайка” встречается в письменных памятниках времен Петра Великого. В 1715 г., при праздновании устроенной по приказу царя шуточной свадьбы в числе инструментов упоминается и балалайка. Послушаем звучание инструмента. (Слайд 12-13) Переходим к следующей группе инструментов Гармонь и баян. Баян – это разновидность хроматических гармоник, своим появлением обязан мастеру Стерлигову и назван в честь сказителя Бояна. Существует несколько разновидностей гармоник. Тульские гармошки были с одним рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки). Саратовские имеют в конструкции колокольчики. Вятские кустари добавили ряд кнопок. Все перечисленные инструменты назывались – тальянки. Они на разжим и сжим издавали разные звуки. Послушаем звучание инструмента. |
Внимательно слушают загадку. Отвечают: «Это оркестр» Отвечают: «Оркестр –это когда играет много инструментов» Отвечают на вопрос Учащиеся рисуют таблицу Начинают работать по заполнению таблицы Слушают звучание гуслей Заполнение таблицы Заполнение таблицы Слушают звучание инструмента Заполнение таблицы Слушают звучание инструмента Заполнение таблицы Слушают звучание инструмента Заполнение таблицы Слушают звучание инструмента |
Метод размышления о музыке Метод забегания вперед и возвращения назад Метод создания композиций Словесный метод (художественное слово; рассказ учителя) Беседа Наглядный ( показ слайдов) |
Физ. минутка |
А сейчас мы с вами немного отдохнём. Встали все дружно. И выполним упражнения. |
Выполнение упражнений |
Практический |
||
Продолжение объяснения новый темы |
Регулятивные: -Умение размышлять, отвечать на вопросы. -развитие умения осмыслить полученную информацию Коммуникативные: -Формирование умения грамотно строить речевые высказывания Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
|
(Слайд 15-16) Сейчас мы перейдём к третей группе – Духовые инструменты. Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью отверстиями сверху и одну снизу. Изготовляют рожок из березы, клена и можжевельника. Звук у рожка сильный, но мягкий, диапазон немного больше октавы. Первые письменные свидетельства о рожке появляются во II половине XVIII века в описаниях музыкальных инструментов Тучкова, Штелина, Гасри. Впервые рожок подробно исследован Н.Приваловым. В конце XIX в. Были успешные выступления хора рожечников под управлением Н.Кондратьева из Владимирской области. В настоящее время рожки вводятся в состав оркестра русских народных инструментов. Послушаем звучание (Слайд 17-18) Жалейка – духовой тростевой инструмент, представляет собой короткую деревянную трубку с 3-7 боковыми отверстиями. Жалейка бывает одинарная и двойная. Одинарная жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы длиной от 10 до 20 см, на нижний конец надет раструб из бересты или из коровьего рога. (Слайд 19) Послушаем звучание инструмента (Слайд 22-23-24) Посмотрите на иллюстрацию. Картины. Здесь четко показан инструмент “флейта Пана”, на котором играл бог лесов Пан. Известна она в народе как кувиклы, которая представляет собой набор пустотелых трубок различной длины и диаметра с открытым верхним концом и закрытым нижним. Изготовляется из камыша, бамбука, дном служит узел ствола. Комплект кувикл обычно состоят из 3-5 трубок одинакового диаметра, но разной длины (от 100 до 160 мм). Верхние концы инструмента располагаются на одной линии. Послушайте звучание инструмента (Слайд 25-26) Варган Варган – (от лат. “organism – музыкальный инструмент) древнейший музыкальный инструмент. История варгана уходит в глубь веков. Полагают, что родоначальником варгана был лук. Достаточно было согнуть лук и смертоносное оружие превращалось в музыкальный инструмент. Традиции игры на варгане существовали вплоть до 30 годов ХХ века. Во времена сталинизма варган был запрещен как вредный пережиток прошлого, в частности из-за связи с шаманизмом. Прослушаем звучание инструмента (Слайд 27) И четвёртая группа инструментов – Ударные. Ложки – ударный инструмент, представляющий собой деревянные ложки, к рукоятке которой привязывали бубенчики В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна большой величины. От того, что размеры разные, возникает впечатление чередования звуков по высоте. Прослушаем звучание (Слайд 28) Бубен – музыкальный ударный инструмент в виде деревянного обруча, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. В прорезях обруча парами прикрепляются тонкие пластинки, на них подвешиваются бубенчики. На нем играют, встряхивая его в воздухе, ударяя по его коже ладонью Прослушаем звучание инструмента. (Слайд 29-30) Трещотки – ударный музыкальный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Письменных свидетельств упоминания в древней Руси этого инструмента нет. При археологических раскопках в Новгороде в 1992 году были найдены две дощечки, которые, по предположению В. И. Поведкина, входили в комплект древних новгородских трещоток в ХII веке. Послушаем звучание инструмента |
Заполнение таблицы Слушают звучание инструмента Работа с таблицей Слушают звучание инструмента Работа в таблице Слушают звучание инструмента Работа в таблице Слушают звучание инструмента Работа в таблице Слушают звучание инструмента Работа в таблице Слушают звучание инструмента Работа в таблице Слушают звучание инструмента |
Метод размышления о музыке Метод забегания вперед и возвращения назад Метод создания композиций Словесный метод (художественное слово; рассказ учителя) Беседа Наглядный ( показ слайдов) |
|
Закрепление учебного материала |
Ответы на вопросы |
Регулятивные: Развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать. Личностные УУД: применение на практике и последующее повторение нового материала Коммуникативные УУД обобщение и систематизация знаний |
Ребята ответь мне, пожалуйста, на вопросы: - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Какой инструмент вам больше всего понравился? - Что на уроке понравилось, а что нет? |
Ответы учащихся |
Словесный |
Задание на дом |
Выполнение домашнего задания |
Познавательные УУД: творческая переработка изученной информации |
Подготовьте к следующему уроку иллюстрации музыкантов играющих на народных инструментах |
Записывают в дневники |
Словесный (объяснение учителя) |