Конспект интегрированного занятия «Синичкин день»
для детей старшего дошкольного возраста
(познавательное и художественно-эстетическое развитие)
Оборудование и материалы: ноутбук с колонками, проектор, экран, фонограмма «Пение птиц», слайд: «Синица и другие зимующие птицы», слайд: «Пошаговая инструкция изготовления «синицы», 2 ободка с изображением синиц, цветное изображение синицы крупным планом (формат А 3), мольберт с магнитами, подготовленные материалы для поделки, ножницы, клей и черные карандаши, ободки из полоски альбомного листа по количеству детей.
Ход занятия:
Дети заходят в группу под фонограмму «пение птиц» https://deti-online.com/pesni/zvuki-prirody/penie-ptic-dlya-detey/
Пение синицыMP3 / 857.36 Кб
Воспитатель (далее «В»): Здравствуйте, ребята! (ответ детей) Вы слышите, как весело поют птицы? Это потому, что сегодня у них праздник! Хотите узнать какой? (ответ детей) Для этого вам нужно отгадать загадку:
По лесам, садам летаю, мушек, мошек собираю
И личинок, и жучков короедов, червячков,
А зимою на дорожке собираю часто крошки.
Я весёленькая птичка и зовут меня … (ответ детей) https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2024/09/22/kartoteka-zagadok-pro-sinitsu
В: Молодцы! Правильно ответили. Мы с вами часто наблюдаем на прогулке за этими небольшими и весёлыми птицами. Сегодня – 12 ноября– отмечают экологический праздник – «Синичкин день»! Расскажите, пожалуйста, что вы знаете о синичке. (ответы детей)
В: Предлагаю поиграть в новую подвижную игру «Весёлые синицы»!
Игра «Весёлые синицы»: Первые две строчки: дети водят хоровод, внутри которого на корточках сидят двое водящих в ободках с изображением синиц (количество водящих можно изменять в соответствии с общим количеством игроков) и проговаривают слова.
Вторые две строчки: хоровод останавливается, дети хлопают в ладоши,
синички поднимаются на ноги.
Третья часть: водящие выбирают пару из числа игроков, кружатся «бараночками»
Птички – синички на ветках сидят,
Птички – синички на ребят глядят.
Вы, синички, не скучайте,
С нами лучше поиграйте!
1, 2, 3, 4, 5 –
Будем снова мы играть!
Водящие меняются (передают ободки новым) и игра повторяется.
В: Ребята, предлагаю внимательно рассмотреть изображение синицы! (прикреплено на мольберте) Давайте обсудим её внешний вид, строение и цвет оперения. (свободная беседа детей с педагогом и друг другом)

В: Давайте подведём итог: размер, цвет, внешний вид. (Педагог выбирает для ответа одного ребёнка, самого активного по наблюдению за беседой)
В: Предлагаю вам занять свои места за столами и посмотреть на слайд, который поможет нам сравнить синицу с другими хорошо знакомыми нам зимующими птицами. (проходит сравнение синицы с воробьем, снегирём и дятлом в свободной беседе)

В: Ребята, давайте пройдём на коврик, немного отдохнём и сделаем разминку.
Физминутка: «Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица,
(Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится,
(Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок,
(Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку,
(Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки - на плетень,
Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто) https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2023/05/23/kartoteka-fizminutok-po-teme-ptitsy
В: Молодцы! Какие вы прекрасные синички! Было бы чудесно, если бы у всех ребят были ободки с изображением синиц! Из чего мы можем сделать их своими руками? (ответы детей) Давайте изготовим синичек из цветного картона и цветной бумаги! (ответы детей)
Присаживайтесь за столики и внимательно посмотрите на экран с пошаговой инструкцией выполнения поделки! Обратите внимание:
- силуэт синицы будем вырезать из черного картона, обведя трафарет,
- «щечки» птички круглой формы вырежем из квадратика белой бумаги, округло обрезав углы,
- «грудку» синички овальной формы вырежем из прямоугольника желтой бумаги, тоже округло обрезав углы,
- «крыло» птицы вырежем из прямоугольника синей бумаги, округло обрезав углы с одной стороны и срезав бумагу к середине с другой стороны (должна получиться вытянутая «капелька»),
- нарисуем чёрным карандашом глазик синичке,
- важно правильно и аккуратно наклеить все части на силуэт синички и приклеить готовую птицу к «ободку» из альбомного листа.

В: Давайте повторим правила работы с ножницами! (комментарии детей) Можно приступать к работе (материалы для поделки лежат на столах в тарелочках перед каждым ребёнком).
Дети выполняют творческую работу, педагог помогает, если в этом есть необходимость, подписывает и прикрепляет готовых синиц к ободкам из полоски альбомного листа (подготовлены педагогом заранее).
Во время выполнения работы, можно включить фонограмму с пением птиц или спокойную музыку.
Детям, окончившим работу первыми можно предложить собрать разрезные картинки с изображением зимующих птиц.
Готовые работы помещаются на «выставку», где ребята могут их внимательно рассмотреть, обсудить («релаксация» под руководством педагога), какие трудности возникли при выполнении работы, и как их преодолели.