Программа индивидуального развития ученика 9 класса
СОГЛАСОВАНО Родитель ____________
«_______»____________2018г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор *******************
*****************_______________
«_______»____________2018г.
|
|
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Учащегося 9 класса
К-а Владимира
Возраст: 15 лет
Ответственный за реализацию программы:
Казина М.В.
2018 год.
Структура СИПР
Общие сведения о ребёнке.
Психолого-педагогическая характеристика.
Индивидуальный учебный план.
Расписание индивидуальных занятий.
Содержание образования.
5.1. Базовые учебные действия.
5.2.Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.
5.3. Нравственное воспитание.
5.4. Воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
5.5. Внеурочная деятельность.
Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
Программа сотрудничества с семьей.
Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Приложения.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Общие сведения о ребёнке.
ФИО ребенка:
Дата рождения: г.
Класс: 9.
Место жительства: г. Моршанск, ул. д..
Мать: Татьяна Викторовна.
Заключение ПМПК: По заключению ПМПК у учащегося поставлен диагноз F84.1. Вид образовательной программы: СИПР на основе АООП ОО для обучающихся с УО тяжелой степени (вариант 2 по ФГОС обучающихся с УО) в соответствии с реабилитационным потенциалом и образовательными возможностями ребёнка.
К. В. обучающийся с умственной отсталостью и РАС. Ребенок воспитывается мамой. Семья проживает в многоквартирном доме в двухкомнатной квартире, где созданы все условия для полноценного развития ребенка. Отношения с мамой доброжелательные, спокойные.
Коммуникативные навыки: не умеет поддерживать игру, малоконтактен со взрослыми и детьми, не держит дистанцию с учителем.
Словарный запас ниже возрастной нормы, употребляет отдельные слоги и слова. Навыки словообразования, словоизменения не сформированы; словосочетания и предложения не использует в речи. Понимание на бытовом уровне.
Мелкая моторика ниже возрастной нормы.
Эмоциональное состояние неустойчивое. Большую часть времени он находится в возбужденном состоянии. Наблюдаются резкие смены настроения, негативизм, который сопровождается физическим сопротивлением, криком, агрессией, направленной на двери помещений, на предметы. Также наблюдаются двигательные и сенсорно-двигательные стереотипии (взмахи руками, потряхивание головой, кружение). Конфликтные ситуации вызывают аффективные вспышки крика, плача.
Особенности социализации и интеграции : инструкцию понимает после длительного объяснения, но задание выполнить не может, выполняет с помощью взрослого. Целенаправленная деятельность затруднена, познавательные процессы и речевое развитие не соответствуют возрастной норме. Учебное поведение частично сформировано: знакомые речевые инструкции, действия по подражанию и образцу выполняет при помощи взрослого. Ведущая рука – левая. Трудность представляет поддержание правильной позы на занятиях.
Общая ориентация ребенка в окружающем мире и запас бытовых знаний неудовлетворительны, не соответствуют норме. В отношении к результатам своей деятельности некритичен. Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания не сформированы.
Приоритетное содержание обучения и воспитания:
1. Базовые учебные действия.
2. Коммуникативные навыки.
Приоритетные образовательные предметы:
Развитие речи и альтернативные коммуникации
Математические представления
Окружающий мир
Рисование
Лепка
3. Индивидуальный коррекционный учебный план
обучающегося на дому 9 "в" класса МБОУ №3
( СИПР)
на период с 01.09.2018 по 31.05.2019 уч.г.
Учебные предметы, коррекционные курсы |
|
Индивидуальные занятия |
|||||
учитель |
воспита тель |
учитель-логопед |
учитель физ-ры/АФВ |
психолог |
Учитель-дефек толог |
||
Речь и альтернативная коммуникация |
3 |
|
|
|
|
|
|
Математические представления |
2 |
|
|
|
|
|
|
Окружающий природный мир и человек |
1 |
|
|
|
|
|
|
Рисование и лепка |
2 |
1 |
|
|
|
|
|
Всего |
8 |
|
|
|
|
|
|
ИКЗ |
|
|
|
1 |
|
1 |
|
Итого: 10 |
4. Расписание индивидуальных занятий.
Дни недели
14.55-15.25
15.35 – 16.05
16.15-16.45
5. Содержание образования.
5.1. Базовые учебные действия.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Условные обозначения
Уровни самостоятельности при выполнении заданий |
|
- не выполняет задание |
- |
- выполняет задание со значительной помощью |
зп |
- выполняет задание с частичной помощью |
чп |
- выполняет задание по подражанию |
п |
- выполняет задание по образцу |
о |
- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки |
сш |
- выполняет задание самостоятельно (без ошибок) |
+ |
Реакция на воздействия |
|
- негативная реакция |
нг |
- нейтральная реакция |
нр |
- положительная реакция |
пр |
Содержание |
1полугодие |
2 полугодие |
1.Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками |
|
|
- принятие контакта, инициированного взрослым |
|
|
- установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса |
|
|
- ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса: нахождение места хранения игрушек |
|
|
нахождение индивидуального шкафа для хранения личных вещей; |
|
|
нахождение своего (рабочего) места за столом; |
|
|
нахождение своего набора индивидуальных заданий; |
|
|
нахождение места хранения набора индивидуальных заданий; |
|
|
нахождение места для отдыха; |
|
|
нахождение места, предназначенного для игровой деятельности; |
|
|
- планирование учебного дня |
|
|
- ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий) |
|
|
- следование расписанию дня |
|
|
2. Формирование учебного поведения |
|
|
- поддержание правильной позы |
|
|
- направленность взгляда: |
|
|
на говорящего взрослого |
|
|
на задание
|
|
|
- подражание простым движениям и действиям с предметами |
|
|
- выполнение простых речевых инструкций: «Возьми» «Дай» «Сядь» «Встань» «Покажи» «Подними»
|
|
|
- принятие помощи взрослого |
|
|
- использование по назначению учебных материалов
|
|
|
- выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию) |
|
|
- выполнение действий с предметами (по подражанию) |
|
|
- выполнение простых действий с картинками (по подражанию) |
|
|
- соотнесение одинаковых предметов (по образцу) |
|
|
- соотнесение одинаковых картинок (по образцу) |
|
|
- выполнение простых действий с предметами и картинками (по образцу) |
|
|
- соотнесение предмета с соответствующим изображением (по образцу) |
|
|
- сидение за столом в течение определенного периода времени занятии |
- |
|
3. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определеннымихарактеристиками
|
|
|
- выполнение задания полностью (от начала до конца)
|
- |
|
- выполнение задания в течение периода времени, обозначенного наглядно (при помощи песочных часов) |
- |
- |
Коррекция поведенческих проблем.
Проблемы поведения |
Способы и методы коррекции
|
1 полугодие |
2 полугодие |
Агрессия и аффективные вспышки агрессии: 1. агрессия, направленная на людей - бьет рукой, бьет по лицу, кусает за лицо; 2. агрессия, направленная на вещи – кидает игрушки, предметы мебели.
|
1.Обучение ребенка адекватным способам получения желаемого (учить вербально выражать свои желания, обращаться за помощью: «дай», «хочу», «помоги). 2.Подкрепление отсутствия проблемного поведения .
|
|
|
Самоагрессия (царапает себя)
|
Прерывание (крепкие объятия). Переключение на другой вид деятельности («Нумикон», раскрашивание картинок ).
|
|
|
Неадекватный крик |
Прерывание ситуации, переключение на другие действия (когда Л. кричит, ее просят ответить на вопрос).
|
|
|
Двигательные стереотипии (падает на пол, катается по полу, залезает на перила, дверь) |
Замещение. Вместо одной стереотипии предлагаем ребёнку другую, несколько более адекватную, и ограничиваем время и условия, в которых стереотипия проявляется (катание по полу заменяем катанием на «крокодиле», залезание на высокие предметы заменяем лазанием по шведской стенке и др.)
|
|
|
5.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
Содержание |
1 полугодие |
2 полугодие |
1. Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация. |
|
|
1.1. Коммуникация. |
|
|
1.1.1. Коммуникация с использованием вербальных средств. |
|
|
1. Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний словом (предложением) 2. Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением) 3 Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением) 4. Выражение благодарности звуком (словом, предложением) 5. Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением 6. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре, общение с собеседником с учетом его эмоционального состояния 7. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением) |
2
1 1 2
2
3
1
|
2
2 |
1.1.2. Коммуникация с использованием невербальных средств. |
|
|
1.1.2.3. Привлечение внимания, выражение благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета 1.1.2.4. Выражение своих желаний (благодарности), обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа 1.1.2.5. Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения 1.1.2.6. Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами 1.1.2.7. Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв |
1
2
2
2
2 |
|
1.2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. |
|
|
1.2.2. Экспрессивная речь. |
|
|
1.2.2.5. Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) 1.2.2.6. Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) 1.2.2.7. Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) 1.2.2.8. Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.) 1.2.2.9. называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) 1.2.2.10. Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.) 1.2.2.11. Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.) 1.2.2.13. Называние (употребление) простых предложений 1.2.2.14. Называние (употребление) сложных предложений 1.2.2.15. Ответы на вопросы по содержанию текста 1.2.2.16. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям 1.2.2.18. Составление рассказа по серии сюжетных картинок 1.2.2.19. Составление рассказа о прошедших (планируемых) событиях 1.2.2.20. Составление рассказа о себе 1.2.2.21. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, картинки, мнемокартинки) |
1
1
1
1
2
1
2 2 2 2 2
|
3 3 6 6
2
2 2 2 |
1.2.3. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. |
|
|
1.2.3.1. Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства) 1.2.3.2. Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства) 1.2.3.10. Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства) 1.2.3.11. Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства) 1.2.3.12. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства) 1.2.3.13. Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства) 1.2.3.14. Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства) 1.2.3.16. Рассказ о себе с использованием графического изображения и электронного устройства |
1
1
1
2
|
4
2
2
2
2 |
1.3. Чтение и письмо. |
|
|
1.3.1. Глобальное чтение. |
|
|
1.3.1.1. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий 1.3.1.2. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. |
2
3 |
6 |
1.3.2. Начальные навыки чтения и письма. |
|
|
1.3.2.6. Чтение слога (слова) 1.3.2.7. Написание буквы (слога, слова, предложения) |
3 3 |
5 |
2. Математические представления. |
|
|
2.1. Количественные представления. |
|
|
2.1.10. Соотнесение количества предметов с числом 2.1.11. Обозначение числа цифрой 2.1.12. Написание цифры 2.1.14. Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду счет в прямой (обратной) последовательности 2.1.16. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10) запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10) 2.1.17. Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10) 2.1.18. Запись решения задачи в виде арифметического примера 2.1.20. Выполнение арифметических действий на калькуляторе 2.1.21. Различение денежных знаков (монета, купюра) 2.1.22. Узнавание достоинства монеты (купюры) 2.1.23. Размен денег |
1 1 2 3
3
2
2
3 2
1 1 |
2
2
2 2 2 |
2.2. Представления о форме. |
|
|
2.2.1. Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок» 2.2.3. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок 2.2.7. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) из счетных палочек 2.2.8. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) 2.2.9. Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) по шаблону (трафарету, контурной линии) 2.2.10. Построение геометрической фигуры (отрезок, линия (прямая, ломаная), треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) по точкам |
1
1
4
2
4 1
|
3 |
2.3. Пространственные представления |
|
|
2.3.3. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево 2.3.4. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол 2.3.5. Составление предмета (изображения) из нескольких частей 2.3.6. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз 2.3.7. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между 2.3.8. Определение месторасположения предметов в ряду |
1 |
|
2.4. Временные представления. |
|
|
2.4.1. Узнавание (различение) частей суток 2.4.2. Знание порядка следования частей суток 2.4.4. Знание последовательности дней недели 2.4.7. Различение времен года 2.4.8. Знание порядка следования сезонов в году 2.4.9. Узнавание (различение) месяцев 2.4.10. Знание последовательности месяцев в году 2.4.12. Определение времени по часам: целого часа, четверти часа, с точностью до получаса (до 5 минут) 2.4.13. Соотнесение времени с началом и концом деятельности |
|
2 2 2 2 2 2 2 2
2 |
3 Окружающий природный мир |
|
|
1 ч в неделю3.1. Временные представления. |
|
|
1. Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней 2. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Представление о годе как о последовательности сезонов 3. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года 4. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года 5. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года 6. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер) Соотнесение явлений природы с временем года Рассказ о погоде текущего дня |
1
1
1
1 1
1 |
|
3.2. Животный мир. |
|
|
3.2.1. Знание строения животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши) 3.2.4. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака 3.2.5. Знание питания домашних животных 3.2.7. Объединение животных в группу «домашние животные» 3.2.8. Знание значения домашних животных в жизни человека 3.2.9. Уход за домашними животными (котом, собакой и др.) 3.2.11. Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр) 3.2.12. Знание питания диких животных 3.2.14. Объединение диких животных в группу «дикие животные» 3.2.25. Знание строения птицы 3.2.26. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни 3.2.27. Знание питания птиц 3.2.28. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк) 2 четверть. 3.2.31. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы» 3.2.34. Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова) 3.2.37. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы» 3.2.38. Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы» 3.2.42. Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры); установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни 3.2.43. Знание питания рыб 3.2.45. Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе |
1
1
1 1 1
1
1 1 1
1 |
|
3.3. Объекты природы. |
|
|
3.3.31. Узнавание воды 3.3.34. Узнавание реки 3.3.35. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека 3.3.36. Соблюдение правил поведения на реке 3.3.38. Знание значения водоемов в природе и жизни человека 3.3.39. Соблюдение правил поведения на озере (пруду) 3.3.40. Узнавание огня 3.3.41. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное) 3.3.42. Знание значения огня в жизни человека 3.3.43. Соблюдение правил обращения с огнем |
|
|
3.4. Растительный мир. |
|
|
3.4.1. Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава) 3.4.2. Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок) 3.4.10. Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник) 3.4.11. Знание особенностей внешнего строения кустарника 3.4.13. Знание значения кустарников в природе и жизни человека 3.4.14. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху) 3.4.15. Различение съедобных и несъедобных частей фрукта 3.4.16. Знание значения фруктов в жизни человека 3.4.18. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху) 3.4.19. Различение съедобных и несъедобных частей овоща 3.4.20. Знание значения овощей в жизни человека 3.4.21. Знание способов переработки овощей 3.4.22. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху) 3.4.23. Различение лесных и садовых ягод 3.4.24. Знание значения ягод в жизни человека 3.4.25. Знание способов переработки ягод |
|
|
4 Человек |
|
|
4.1. Представления о себе. |
|
|
4.1.15. Сообщение сведений о себе 4.1.16. Рассказ о себе 4.1.17. Знание возрастных изменений человека |
|
|
4.2. Семья. |
|
|
4.2.5. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи 4.2.6. Представление о профессиональной деятельности членов семьи 4.2.7. Рассказ о своей семье |
|
|
4.3. Гигиена тела. |
|
|
Различение вентилей с горячей и холодной водой Регулирование напора струи воды Смешивание воды до комфортной температуры Вытирание рук полотенцем Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук) Нанесение крема на руки Подстригание ногтей ножницами Подпиливание ногтей пилочкой Вытирание лица Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица) Очищение носового хода Нанесение косметического средства на лицо Чистка зубов Полоскание полости рта Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта (открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетки, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой) Расчесывание волос Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос (намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос) Мытье ушей Чистка ушей Вытирание ног Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног (намачивание ног, намыливание ног, смывание мыла, вытирание ног) Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела (ополаскивание тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла, вытирание тела) |
|
|
4.4. Обращение с одеждой и обувью. |
|
|
. Знание назначения предметов одежды Узнавание (различение) деталей предметов одежды (пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты)) Знание назначения деталей предметов одежды Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий Различение видов одежды (повседневная, праздничная, рабочая, домашняя, спортивная) Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная) Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка) Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты) Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка) Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог) Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка) Контроль своего внешнего вида Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка) Выворачивание одежды |
|
|
4.5. Прием пищи. |
|
|
Сообщение о желании пить Сообщение о желании есть Еда руками Еда ложкой (захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку) Еда вилкой (захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие с вилки губами кусочка пищи, опускание вилки в тарелку) Использование салфетки во время приема пищи Накладывание пищи в тарелку |
|
|
8 Изобразительная деятельность |
|
|
8.2. Лепка. |
|
|
8.2.1. Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина 8.2.2. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп 8.2.3. Разминание пластилина (теста, глины) 8.2.4. Раскатывание теста (глины) скалкой 8.2.5. Отрывание кусочка материала от целого куска 8.2.6. Откручивание кусочка материала от целого куска 8.2.7. Отщипывание кусочка материала от целого куска 8.2.8. Отрезание кусочка материала стекой 8.2.9. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура) 8.2.10. Катание колбаски на доске (в руках) 8.2.11. Катание шарика на доске (в руках) 8.2.12. Получение формы путем выдавливания формочкой 8.2.13. Вырезание заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом и др.) 8.2.14. Сгибание колбаски в кольцо 8.2.15. Закручивание колбаски в жгутик 8.2.16. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок 8.2.17. Проделывание отверстия в детали 8.2.18. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами) 8.2.19. Скручивание колбаски (лепешки, полоски) |
2
2
2 2 2 2
2 2 2
1 1 1 1
1 2 1 2 2
|
|
8.3. Рисование. |
|
|
8.3.1. Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды 8.3.2. Оставление графического следа 8.3.3. Освоение приемов рисования карандашом 8.3.4. Соблюдение последовательности действий при работе с красками (опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д.) 8.3.5. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы 8.3.6. Выбор цвета для рисования 8.3.7. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов 8.3.8. Рисование точек 8.3.9. Рисование (вертикальных, горизонтальных, наклонных) линий 8.3.10. Соединение точек 8.3.11. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) 8.3.12. Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура) 8.3.13. Заполнение контура точками 8.3.14. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка 8.3.15. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению) 8.3.16. Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета |
|
2
2 2 2
2 2 2
2 2 2
2 2 2
2
6
2
|
Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.
Пояснительная записка
Рабочая программа по организации учебного процесса в 9 классе составлена на основе:
ФГОС от 19.12.2014г. приказ № 1599, Адаптированной основной общеобразовательной программы, варианта 2,нацеленной на образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей;
учебного плана школы;
Программа включает следующие разделы:
Язык и речевая практика
Математика
Изобразительное искусство
Окружающий ми
Обоснование выбора данной программы
Обучающийся – ребенок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития, так как интеллектуальное развитие мальчика не позволяет освоить АООП (вариант 1).
Данная учебная программа составлена для обучающегося с умственной отсталостью в умеренной степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1) направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.
Данная учебная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения больного ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.
Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.
По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, темп прохождения материала замедляется или увеличивается. Каждые полгода делается анализ достигнутых результатов и по необходимости программа корректируется.
Этим обоснован выбор данной образовательной программы соответствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с выраженной умственной отсталостью.
Основные цели и задачи коррекционного обучения:
1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.
2.Развитие творческих умений и чувств на основе доступных видов деятельности.
3.Формирование представлений о себе как «я», значимой и равноправной личности для окружающих.
4.Формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде.
5.Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;
6.Бытовая ориентация и социальная адаптация - как итог всей работы.
Формы организации учебного процесса:
Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.
Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.
Последовательность использования упражнений:
практические упражнения;
упражнения с картинками;
«письменные» упражнения;
Виды деятельности учащегося на уроке:
- наблюдение;
- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,
аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические;
- игры-имитации, жестово-образные игры;
- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;
- предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка, аппликация, резание;
- обводка, письмо цифр, письмо элементов букв и букв;
- решение примеров с использованием счётного материала и линейки;
- решение простых задач с опорой на рисунок
Сроки освоения образовательной программы определяются индивидуальными возможностями конкретного ребенка.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, («академический» и формирование жизненной компетенции), задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.
Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовывать их в условиях семьи и гражданского общества.
1.Язык и речевая практика
1. 1. Речь и альтернативная коммуникация.
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека.
Умение самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникативного общения –вербальными и невербальными.
Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов, коммуникативных таблиц, тетрадей, воспроизводящих (синтезирующих) речь, устройств (коммуникаторы, персональные компьютеры, др. ).
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации и в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
Использование предметов, жестов,взгляда,шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
Пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.
Математика.
2. 1. Математические представления
Элементарные математические представления о форме, величине; количественные, пространственные, временные представления.
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.
Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.
Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.
3.Окружающий мир
-
Человек
Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
Представление о собственном теле.
Отнесение себя к определенному полу.
Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.
Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.
Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.
Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностями ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
Умение следить за своим внешним видом.
4. Искусство
4.1. Рисование, лепка
Целью рисования и лепки является развитие самостоятельности, заинтересованности к предлагаемым заданиям, создание положительного эмоционального состояния, обеспечение игровой мотивации детской деятельности. Формирование прослеживающей функции глаза, развитие кожно-мышечного анализатора, тактильных ощущений, слухового, зрительного восприятия, развитие специфических манипуляций, формирование сенсорных эталонов цвета, величины, формы. Развитие способности фиксировать взгляд на ярких изображениях, различиях предметов по величине, цвету, форме. Описание возможных результатов обучения: - формировать интерес к доступным видам изобразительной деятельности - умение использовать инструменты с прямой помощью взрослого и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности - получение положительных эмоций от изобразительной деятельности - формирование доступных сенсорных эталонов.
5.Программы учебных предметов, курсов
коррекционно-развивающей области
Речь и альтернативная коммуникация.
Пояснительная записка.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития данного ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими: Ученик имеет нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, у него отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности, а также отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. Кроме того, понимание речи данного ученика окружающими значительно затруднено.
В связи с этим, обучение ребенка речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у него потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации социального общения.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное, поэтапное, планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Программно-методический материал по «Общению» представлен следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.
Ученик недостаточно владеет устной (звучащей) речью, ему подобраны альтернативные средства коммуникации. К ним относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (пиктограмма, фотография, цветная картинка, черно - белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Общение» включает:
-
Графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
аудио и видео программы.
Содержание предмета.
Коммуникация.
Коммуникация с использованием вербальных средств. Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи,выражая её звуком (словом, предложением). Выражение согласия (не согласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением) . Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответ на вопрос. Выражение мимикой согласия(несогласия), удовольствия (не удовольствия; приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание),обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом ;выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия(несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание) ,обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы идр.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовыеприборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действияпредмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающихпризнак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко,тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.)
Экспрессивная речь.
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление)простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) . Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты,транспорт, птицы и др.) . Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо,плохо, весело, грустно и др.). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твойи др.) Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста.
Математические представления
Пояснительная записка.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т. д.
Для Учащегося с выраженным нарушением интеллекта овладение элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения затруднено. Основным приемом в обучении, в котором ребенок непроизвольно осваивает доступные для него элементы математики, является создание практических ситуаций, в которых ребенок учится применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т. п.
Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений применение их в повседневной жизни.
Данная программа построена на основе следующих разделов:
«Количественные представления», «Представления о форме»,
«Представления о величине», «Пространственные представления»,
«Временные представления».
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т. е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач.
Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т. д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, отсчитывании заданного количества листов в блокноте, определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т. д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое. В учебном плане предмет представлен с примерным расчетом по 2 часа в неделю.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т. ч. природного) ; наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.); пазлы (из 2-х, 3-х, 4-хчастей (до 10) ; мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькулятор; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.
Примерное содержание предмета.
Количественные представления.
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице
Представления о величине.
Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных)предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Узнавание весов, частей весов; их назначение. Измерение веса предметов, материалов Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине. Измерение с помощью мерки. Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение. Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой.
Представление о форме.
Соотнесение формы предмета с геометрическими телами. фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии).
Пространственные представления.
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ(внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх) , внизу (низ) , в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева - направо, снизу-вверх, сверху-вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду.
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Сравнение людей по возрасту
5.3 Нравственное воспитание.
Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и других институтов общества.
В основу данной программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающихся нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Направления нравственного развития обучающегося:
Осмысление ценности жизни (своей и окружающих).
Развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.
Отношение к себе и к другим, как к самоценности.
Воспитание чувства уважения друг другу, к человеку вообще.
Формирование доброжелательного отношения к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми. Поддержание у ребенка положительных эмоций и добрых чувств в отношенииокружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных. Независимо от внешних проявлений инвалидности, взрослые, сопровождающие обучение и воспитание ребенка, общаются с ним как с обычным ребенком, без проявлений жалости, которая унижает человеческое достоинство развивающейся личности. Отношение к учащемуся с уважением его достоинства – является основным требованием ко всем работникам школы. Взрослый, являясь носителем нравственных ценностей, будет эталоном, примером для детей.
Осмысление свободы и ответственности. Ребенок учится выбирать деятельность, способ выражения своих желаний. Делая выбор, он учится принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий. К примеру, нужно приготовить еду, чтобы утолить голод, но можно не готовить – тогда мы останемся голодными. Ребенок, на доступном ему уровне, учится предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей. Выбирая ту или иную деятельность, не всегда желаемую, но не обходимую, ребенок учится управлять своими эмоциями и поведением, у него формируются волевые качества.
Укрепление веры и доверия. Выполняя поручения или задания, ребенок учится верить в то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно», в то, что «мне помогут, если у меня не получится» и в то, что «даже если не получится –меня все равно будут любить и уважать». Взрослые (педагоги, родители) создают ситуации успеха, мотивируют стремление ребенка к самостоятельным действиям, создают для него атмосферу доверия и доброжелательности.
Формирование доверия к окружающим у ребенка с ТМНР происходит посредством общения с ним во время занятий, внеурочной деятельности. В процессе обучения ребенок включается в общение со взрослым, который своим уважительным отношением (с эмпатией) и доброжелательным общением, вызывает у ребенка доверие к себе и желание взаимодействовать.
Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения. Усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге. Для этого важны эталоны поведения, ориентиры («подсказки») и др. Таким эталоном для ребенка являются люди, живущие с ним рядом и являющиеся носителями гуманистических ценностей и социально одобряемых норм поведения. Любому ребенку, а с нарушением интеллекта особенно трудно понять смысл и содержание нравственных категорий, поэтому их усвоение возможно только на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым. Ребенок«впитывает в себя» примеры и возможные способы реагирования на различные ситуации повседневной жизни, копируя и примеряя на себя поведение взрослых.
Важно, чтобы педагог, который работает с детьми с инвалидностью, помнил о том, что независимо от степени выраженности нарушений каждый человек уникален, он равноправный член общества. Во время общения с ребенком возникают разные ситуации, в которых педагог должен проявлять спокойствие, терпение, настойчивость, доброжелательность. От реакции педагога зависит то, как ребенок станет в дальнейшем относиться к себе и к окружающим.
Ученик пока не способен к сопереживанию, проявлять соучастие и сочувствие. Он нуждается в прямой демонстрации спокойным реакциям, проявлениям терпения и уважения к сверстнику, независимо от его поведения и уважения взрослых.
Программа выполняется в семье, а также в рамках внеурочной деятельности. Основным и организационными формами внеурочной деятельности, через которые реализуется содержание программы, являются: экскурсии, праздники, походы и др.
Искусство
Пояснительная записка.
Изобразительное искусство занимает важное место в работе с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у детей воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию они могут выразить себя как личность доступными для них способами, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включить в эти виды деятельности всех без исключения учащихся. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию.
Содержание предмета «Изобразительная деятельность» представлено следующими разделами: «Лепка», «Рисование»,
Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у обучающихся положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать творческие проявления, развивать их самостоятельность. Дети учится уважительно относиться к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Им важно видеть и знать, что результаты их творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь учеников с интеллектуальными нарушениями интереснее и ярче, способствует их самореализации, формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях изобразительной деятельности умения и навыки могут использоваться в дальнейшем в трудовой деятельности, например, изготовлении полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик.
При обучении учитывается неоднородность состава класса (группы) и осуществляется индивидуальный подход к учащимся.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные). Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Применяются следующие методы обучения: демонстрация, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др. В силу разнородности состава класса освоение содержания осуществляется на доступном для каждого ребёнка уровне. Используются словесный, наглядный, практический методы обучения.
Практическая полезность курса обусловлена тем, что предполагает формирование умений пользоваться полученными знаниями для решения соответствующих возрасту житейских задач. У детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью не развита познавательная деятельность, все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения), имеются значительные пробелы в элементарных знаниях. Они затрудняются самостоятельно использовать имеющиеся у них знания. Перенос полученных знаний и умений, их применение в несколько изменившихся условиях, самостоятельный анализ ситуации, выбор решения даже простых жизненных задач - все это составляет трудность для детей данной категории. Поэтому важно не только дать этим детям определенную сумму знаний, но и выработать у них умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, придать знаниям бытовую, ситуационную приспособленность.
При обучении используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. Программа построена на основе концентрического принципа размещения материала. Концентризм создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала и разъединения сложных грамматических понятий и умений на составляющие элементы, где каждый отрабатывается отдельно. В результате постепенно увеличивается число связей, лежащих в основе понятия, расширяется языковая и речевая база для обработки умений и навыков.
В образовании детей с ОВЗ особое значение придается практической стороне специального образования - развитию жизненной компетенции. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми обучающимся в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.
Программа ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей учащихся, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой межпредметных связей (графика и письмо, математические представления и конструирование, изобразительная деятельность, трудовое обучение), а также с возрастными и психофизическими особенностями развития учащихся.
Процесс обучения неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение образовательных здоровьесберегающих информационно – коммуникативных, игровых и саморазвития технологий.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием образовательной области и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. В 1 классе работа учеников поощряется качественной оценкой, в этот период оценивается появление значимых предпосылок учебной деятельности.
Основными критериями оценки планируемых результатов являются соответствие / несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и надежность). Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов.
Лепка
Различение пластичных материалов и их свойств; различение инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами. Разминание пластилина, теста, глины; раскатывание теста, глины скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска; откручивание кусочка материала от целого куска; отщипывание кусочка материала от целого куска; отрезание кусочка материала стекой. Размазывание материала: размазывание пластилина (по шаблону, внутри контура). Катание колбаски (на доске, в руках), катание шарика (на доске, в руках); получение формы путем выдавливания формочкой; вырезание заданной формы по шаблону стекой. Сгибание колбаски в кольцо; закручивание колбаски в жгутик; переплетение колбасок; проделывание отверстия в детали; расплющивание материала (на доске, между ладонями, между пальцами); скручивание колбаски, лепешки, полоски; защипывание краев детали. Соединение деталей изделия разными способами (прижатием, примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета, состоящего из одной части и нескольких частей. Оформление изделия (выполнение отпечатка, нанесение на изделие декоративного материала, дополнение изделия мелкими деталями, нанесение на изделие рисунка). Декоративная лепка изделия с нанесением орнамента (растительного, геометрического). Лепка нескольких предметов (объектов), объединённых сюжетом.
Ведущий принцип построения уроков – коммуникативный.
Для развития регулирующей и исполнительской функции речи ведётся работа по формированию и отработке предварительного замысла и его реализации с помощью символических средств: пиктограмм, карточек со словами.
Рисование
Различение материалов и инструментов, используемых для рисования. Оставление графического следа на бумаге, доске, стекле. Рисование карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками (опустить кисть в баночку с водой, снять лишнюю воду с кисти, обмакнуть ворс кисти в краску, снять лишнюю краску о край баночки, рисование на листе бумаги, опустить кисть в воду и т.д.). Рисование кистью (прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы). Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов. Рисование точек. Рисование линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные). Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание (внутри контура, заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка (слева направо, сверху вниз, по диагонали, двойная штриховка). Рисование контура предмета (по контурным линиям, по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание (части предмета, отдельных деталей предмета, с использованием осевой симметрии). Рисование предмета (объекта) с 247 натуры. Рисование элементов орнамента (растительные, геометрические). Дополнение готового орнамента отдельными элементами (растительные, геометрические). Рисование орнамента из растительных и геометрических форм (в полосе, в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование сюжетного рисунка (по образцу - срисовывание готового сюжетного рисунка, из предложенных объектов, по представлению). Рисование с использованием нетрадиционных техник (монотипия, «по - сырому», рисование с солью, граттаж, «под батик»).
Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни;
осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.
Доброжелательное отношение к окружающим;
умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных;
доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.).
Умение выражать свои желания, делая выбор;
умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий;
умение предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей;
контроль своих эмоций и поведения.
Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.
Ориентация в религиозных ценностях с учетом желания и вероисповедания обучающегося и его семьи.
5.4.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни нацелена на развитие стремления у обучающихся с умеренной умственной отсталостью, с ТМНР вести здоровый образ жизни и бережно относится к природе. Программа направлена на решение следующих задач:
Формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
Формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня; Формирование и развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование знаний о правилах здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов (физкультуры и спорта) для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей;
Формирование негативного отношения к факторам, нарушающим здоровье обучающихся: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питанияи др. формирование готовности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья;
Формирование умений безопасного поведения в окружающей среде, простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Интерес и бережное отношение к природе;
соблюдение правил поведения в природе.
Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.
Безопасное поведение в окружающей среде;
умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
5.5. Программа внеурочной деятельности
Основными организационными формами внеурочной деятельности, на основе которых реализуется содержание программы, являются: режим труда и отдыха, проекты, спортивно-развлекательные мероприятия, дни здоровья, беседы, походы и др.
Задачи внеурочной деятельности: развитие творческих способностей обучающихся; развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся к различным видам деятельности; создание условий для развития индивидуальности ребенка; формирование умений, навыков в выбранном виде деятельности; создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; приобретение опыта общения, взаимодействия с разными людьми, сотрудничества, расширение рамок общения в социуме, контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками.
Внеурочная деятельность направлена на социальное, спортивно-оздоровительное, нравственное, общеинтеллектуальное развитие личности и осуществляется по соответствующим направлениям.
Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающихся путем организации проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность детей с умственной отсталостью, с ТМНР и детей, не имеющих каких-либо нарушений развития, из различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с учетом возможностей и интересов как обучающихся с нарушениями развития, так и их обычно развивающихся сверстников. Для результативного процесса интеграции в ходе внеурочных мероприятий важно обеспечить условия, благоприятствующие самореализации и успешной совместной деятельности для всех ее участников.
Развитие личности происходит в ходе организации проведения специальных внеурочных мероприятий, таких как: игры, экскурсии, занятия в кружках, по интересам, творческие фестивали, конкурсы, выставки, соревнования («веселые старты», олимпиады), праздники, лагеря, походы, реализация доступных проектов и другое. Также работа с детьми осуществляется в рамках рабочих программ, разработанных школой по разным направлениям внеурочной деятельности.
«Новый год»
подготовка к мероприятию: изготовление украшений для ёлки, новогодней открытки;
присутствие на новогоднем празднике
Изготовление украшений, участие в новогоднем представлении
Декада инвалидов
Подготовка к мероприятию;
Участие в выездных концертах в Дом инвалидов
«Масленица»
Подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника, приготовление теста и выпекание блинов; участие в мероприятии.
23-февраля
знакомство с атрибутами праздника, рисунок на тему « Наша армия»
Рисунок-открытка
8 –е марта
знакомство с атрибутами праздника, разучивание стихотворения для поздравления мамы.
Рисунок- открытка
«Пасха»
подготовка к мероприятию: покраска яиц, изготовление украшений
Игра
игры с мячом, настольные дидактические игры «Лото», «Домино», конструктор «Лего»
Прогулки на улице
игры с мячом, подвижные игры, экскурсия в лес, парк.
6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
Учитель индивидуального обучения, социальный педагог, психолог, логопед.
7.Программа сотрудничества с опекунами обучающегося.
Программа сотрудничества направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и законных представителей обучающегося в интересах особого ребенка. Программа обеспечивает сотрудничество сторон, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации проведения различных мероприятий:
Задачи:
повышение осведомленности опекунов об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;
обеспечение единства требований к обучающемуся в группе и на учебных занятиях;
обеспечение участия всех участников образования в разработке и реализации СИОП;
организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения;
Мероприятия:
Психологическая поддержка семьи, тренинги
Обмен информацией, коррекция учебных и воспитательных программ с учётом изменившихся ситуаций;
Тематические семинары
Договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и школой;
Договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и школой;
ведение дневника наблюдений (краткие записи);
информирование электронными средствами;
консультирование;
личные встречи, беседы;
просмотр и обсуждение видео записей с ребенком;
проведение открытых уроков/занятий
привлечение родителей к планированию мероприятий;
организация участия опекунов во внеурочных мероприятиях школы
индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей)
индивидуальные консультации родителей по темам:
«Организация свободного времени дома », «Реализация СИПР в домашних условиях »,
«Формирование социально – бытовых навыков у ребенка с ТМНР».
обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИОП, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации
участие родителей в разработке СИПР
консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы;
организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИОП и результатах ее освоения
личные беседы;
ежедневный просмотр и записи в дневнике ребенка;
присутствие родителей на занятиях и обсуждение результатов.
организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях
привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий:
«1 сентября – День Знаний»
«Новогодний праздник»
«Последний учебный день»
8.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
Особые образовательные потребности обучающихся вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.
Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика»предполагает использование как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.
Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:
-
специально подобранные предметы,
графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а так же составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы),
алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»),
электронные средства (устройства, записывающие на магнитную ленту, электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.).
Выше перечисленные и другие средства могут и должны использоваться для развития вербальной (речевой)коммуникации с теми обучающимися, для которых она становится доступной.
Освоение предметной области «Математика» предполагает использование разнообразного дидактического материала:
-
предметов различной формы, величины, цвета,
изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.,
оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам,
программного обеспечения для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию доступных математических представлений,
калькуляторов и других средств.
Формирование доступных представлений об окружающем мире и практики взаимодействия с ним в рамках предметной области
«Окружающий мир» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающихся с миром живой природы (растительными животным) . В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, живые уголки, расположенные в здании образовательной организации, а так же теплицы, сенсорный сад и др. объекты на прилегающей к образовательной организации территории.
Формирование представлений о себе, своих возможностях в ходе освоения учебного предмета «Человек» (знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми) в рамках данной предметной области происходит с использованием средств, расширяющих представления и обогащающих жизненный опыт обучающихся. В частности, сенсорных средств, воздействующих на различные чувственные анализаторы и вызывающих положительные реакции обучающихся на окружающую действительность. Важно, чтобы в образовательной организации имелся арсенал материалов и оборудования, позволяющих обучающимся осваивать навыки самообслуживания, доступной бытовой деятельности. Учебный предмет «Человек» предполагает использование широкого спектра демонстрационного учебного материала (фото, видео, рисунков) , тематически связанного с социальной жизнью человека, ближайшим окружением. Данные материалы могут использоваться, как в печатном виде (книги, фотоальбомы) , так и в электронном (воспроизведение записи с носителя электронной информации) . По возможности для освоения социальных ролей и общепринятых правил в процессе обучения используются различные ролевые игры, для которых в арсенале учебно-дидактических средств необходимо иметь игрушки, игровые предметы и атрибуты, необходимые в игровой деятельности детей: мебель, посуда, транспорт, куклы, маски, костюмы и т. д.
Условия организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся.
Требования к материально-техническому обеспечению должны быть ориентированы не только на обучающихся, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в «норме», необходимостью индивидуализации процесса образования обучающихся.
Специфика данной группы требований состоит в том, что все вовлечённые в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике, либо специальному ресурсному центру в образовательном учреждении, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребёнка.
Должна быть обеспечена материально техническая поддержка процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлечённых в процесс образования информационно-техническими средствами (доступ в интернет, скайп и др.).
Информационно-методическое обеспечение.
Информационно-методическое обеспечение образования обучающихся с умственной отсталостью, с ТМНР направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией СИПР, организацией образовательного процесса и обеспечения условий его осуществления.
Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса включает:
-
необходимую нормативную правовую базу образования обучающихся;
характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса;
доступ к информационным ресурсам различными способами (поиск информации в сети интернет, работа в библиотеке и др. ) , в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных;
возможность размещения материалов и работ в информационной среде образовательной организации (статей,выступлений, дискуссий, результатов экспериментальных исследований).
10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Условные обозначения
1. Пассивное участие / соучастие.
- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).
2. Активное участие.
действие выполняется ребёнком:
- со значительной помощью взрослого
дд
- с частичной помощью взрослого
д
- по последовательной инструкции (изображения или вербально)
ди
- по подражанию или по образцу
до
- полностью самостоятельно
+
- использования по прямой подсказке
пп
- использование с косвенной подсказкой (изображение)
п
- самостоятельное использование
+
Учитель:
_________________
/________/
Родители:
_________________
/________/