Статья «Система профессиональной ориентации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в школе, реализующей АОП»
Система профессиональной ориентации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в школе, реализующей адаптированные образовательные программы
Лебедева Екатерина Михайловна г.Саратов, ГБОУ СО «Центр образования» г.Саратова, учитель трудового обучения (швейное дело),
e-mail: ekaterina_l@internet.ru
В статье освещаются пути профессиональной ориентации школьников с нарушением интеллекта.
Трудовое обучение и воспитание обучающихся с интеллектуальными нарушениями занимает основное место в системе работы школы, работающей по адаптированным образовательным программам. Трудовое обучение, как и все остальные предметы, решает задачу всестороннего обучения учащихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное образование.
Основная задача трудового обучения – дать школьникам начальное профессиональное образование, т.е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности, подготовить работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на массовых производственных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива.
Неотъемлемой частью подготовки обучающихся с умственной отсталостью к самостоятельной трудовой деятельности является профессиональная ориентация.
На уроках трудового обучения целенаправленная работа по профориентации учащихся начинается уже в начальной школе. В этих классах закладывается основа, на базе которой в дальнейшем будут развиваться интересы и склонности к профессиям материального производства. При работе на уроках «Ручного труда» с бумагой, пластилином, картоном, и тканью дети знакомится с такими профессиями, как слесарь, жестянщик, полиграфист, швея и т. Именно на этом этапе трудового обучения у школьников формируются общетрудовые умения (ориентировка в задании, планирование, контроль и самоконтроль) и способности самостоятельно организовать свою трудовую деятельность.
В содержании предмета «Ручной труд» большое внимание уделяется профессиональному просвещению обучающихся. В рамках изучения данного предмета обучающиеся с интеллектуальными нарушениями знакомятся с различными материалами (природными, текстильными, древесными и т. д.) и приемами работы с ними, с названиями профессий, посещают школьные мастерские. Также на уроках ручного труда особое внимание уделяется формированию интереса к профессиям и положительного отношения к трудовому обучению.
С началом профильного трудового обучения в 5 классе продолжается ориентация обучающихся на выбор профессии. На данном этапе учащиеся получают представление о материалах, используемых в трудовой деятельности, инструментах и оборудовании, технологии изготовления изделий. Трудовое обучение способствует развитию положительных мотивов и соответствующего эмоционального фона. Труд в учебных мастерских помогает усвоению профессиональных знаний и совершенствованию трудовых навыков, приобретению опыта ритмичной работы, формированию нравственных качеств, необходимых для работы в коллективе.
Развитие интересов и склонностей у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью осуществляется и во внеклассной деятельности. Организуются выставки работ учащихся, тематические предметные недели, конкурсы профессионального мастерства, экскурсии на предприятия, в образовательные организации начального профессионального образования. Проводятся встречи с работниками службы занятости, представителями организаций начального профессионального образования. Психолог и социальный педагог школы проводят тестирования и анкетирования учащихся, направленные на выявление различных психологических характеристик школьника: темперамента, особенностей мышления, коммуникативных способностей, склонностей и профессиональных интересов.
С целью совершенствования профориентационной работы с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью в план внеурочной деятельности школы с 2022-2023 учебного года включена программа внеурочной деятельности «Профориентация». Основной целью программы является развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Основной задачей данной программы является формирование готовности школьников к осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной деятельности.
Основные организационные формы занятий: профориентационные беседы, деловые игры, изучение специализированных цифровых ресурсов, профессиональные пробы, моделирующие профессиональную деятельность, экскурсии, посещение ярмарок профессий. Основное содержание программы: знакомство с миром профессий и способами получения профессионального образования; создание условий для развития надпрофессиональных навыков (общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п.); создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности.
Программа позволяет организовать фронтальную работу, при которой обучающиеся для достижения цели одновременно выполняют общее задание; групповую работу, которая заключается в выполнении учебной задачи определённой группой обучающихся; коллективную работу, основанную на общении в парах.
Содержание занятий определяется возрастными особенностями школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Работа по этой программе дает возможность учащимся всесторонне развиваться.
Таким образом, формирование сознательного отношения к труду и логически завершенный процесс выбора профессии с учетом интересов, возможностей обучающихся с умственной отсталостью, требований, предъявляемых рынком труда, позволит осуществить комплексный подход к профессиональной ориентации этой категории учащихся. Этого можно достичь в результате совершенствования организации профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью, результатом которой станет дальнейшая успешная социализация выпускников, их комфортная адаптация и интеграция в профессиональной деятельности.
Литература
Акимова, О. И. Внеурочная деятельность как средство формирования профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида : 13.00.03 : автореф. дис. … канд. пед. наук / О. И. Акимова. — Екатеринбург, 2012. — 23 с. — Текст : непосредственный.
Брызгалова, С. О. Социально-трудовая адаптация выпускников с нарушением интеллекта : учеб.-метод. пособие / С. О. Брызгалова, Г. Г. Зак, О. А. Арапова, А. В. Зигарь, В. В. Родомазов ; под ред. Г. Г. Зак. — Екатеринбург, 2012. — 108 с. — Текст : непосредственный.
Дульнев, Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. Психолого-педагогическое исследование / Г. М. Дульнев. — Москва : Педагогика, 1969. — 216 с. — Текст : непосредственный.
Организация и содержание трудового обучения учащихся вспомогательных школ в IX классах с повышенной профессионально-трудовой подготовкой : методические разработки / С. Л. Мирский, Е. А. Ковалева. — Москва, 1982. — 40 с. — Текст : непосредственный.
5