12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бирагова Альбина Черменовна79
0

Дидактические игры «Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта» (5-9 классы)

Дидактические игры "Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта" 5-9 классы


 

t1640535196aa.png

Предмет, который в школе именуется "русский язык", часто называется детьми в числе самых нелюбимых. Возможно, это связано с тем, что учебный материал требует довольно высокого развития способности анализировать и побуждает как бы даже "препарировать" живое явление, которое пронизывает всю жизнь ребенка, начиная с первых лет.

Язык присутствует в опыте детей в целостном виде, и к моменту, когда он становится предметом изучения в школе, у многих еще не сформировалась потребность расчленить его на составляющие элементы и установить соотношения между этими элементами - а именно этого и требует программа.

Известно, что прочно усваиваются только те знания, которые "добыты" самостоятельно. Иными словами, то, что ребенку просто сообщают, может пройти мимо его сознания, но то, до чего он додумался сам, его собственное открытие, остается навсегда. И для того чтобы открытие состоялось, нужно суметь ненасильственно направить активность ребенка на анализ учебного материала. Его мыслительная работа должна проходить в наиболее естественной для этого возраста форме - "игре по правилам". Одним из условий выигрыша здесь является понимание и соблюдение правил игры. В нашем случае правило игры - это как раз тот учебный материал, который требуется усвоить. Игры и упражнения разработаны на основе программы по русскому языку для обучающихся 5 -9 классов коррекционной школы.

t1640535196ab.png


 

t1640535196ac.jpg


 

Игра «Третий лишний»

- Найдите лишнее слово в каждой строчке.

Трава, дома, суббота.

Группа, пирог, берег.

Картина, класс, ракета.

Игра «Третий лишний»

- Найдите лишнее слово в каждой строчке.

Какой?, какое?, какого?

-ой, -ый, -ого

-его, -ое, -ее

Игра «Четвёртый лишний»

-Найдите лишний звук в каждой строчке. Докажите свой выбор.

[б], [т], [к], [с]

[г], [д], [ж], [п]

[н], [р], [ф],[м]

[а], [в], [о], [у]

Игра «Исключи лишнее слово»

- Найдите лишнее слово. Докажите свой выбор.

К папам, Аня, по сёстрам, учиться, ветер, у дома.

К папам, Аня, по сёстрам, ветер, у дома.

К папам, по сёстрам, ветер, у дома.

К папам, по сёстраму дома.

К папам, по сёстрам.

Игра исключи лишнее слово

-Найдите лишнее слово. Докажите свой выбор.

Пятак, первый, десять, шестой, двадцать три.

Первый, десять, шестой, двадцать три.

Первыйдесять, шестой.

Первый, шестой.

Очень ребята активно работают при проведении «Графических тестов».

Учитель читает обучающимся предложения, если ребята согласны с тем, что в них говорится, ставят напротив номера предложения, если не согласны - . Один из обучающихся обязательно работает за закрытой доской на оценку. Обычно использую от 7 до10 предложений.

Например, при изучении темы «Состав слова», для формулировки одной из тем составила следующий тест:

Мы изучаем тему «Части речи».t1640535196ad.gif

Приставка, корень, суффикс – это части слова.t1640535196ae.gif

Корень – главная часть слова.t1640535196ae.gif

У родственных слов корни разные.t1640535196ad.gif

Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем.t1640535196ae.gif

Суффикс – часть слова, которая стоит после корня.t1640535196ae.gif

Приставка и суффикс служат для образования новых слов.t1640535196ae.gif

Затем обучающийся, который работал у доски, показывает классу свои ответы.

Учитель ещё раз читает предложения, а обучающийся объясняет свой выбор.

После проверки классу задаётся вопрос:

- Ребята, а о какой части слова мы сейчас не говорили? (окончание)

- Значит тема нашего урока …..

Далее ребята называют задачи урока.

Такие «Графические тесты» использую при проверке и закреплении изученного материала по всем темам курса.


 


 


 


 

t1640535196af.jpg


 


 


 

Игры, которые помогают закрепить изученный материал.

Игры по вариантам «Кто быстрее и правильнее»

- Подберите к словам мужского рода парное существительное женского рода.

1в. 2в.

Отец- Папа-

Дедушка - Дядя –

Мужчина – Мальчик –

Сын – Брат –

Внук – Сосед –

- Запишите имена прилагательные множественного числа в Д.п. и Т.п., вставляя при необходимости пропущенные согласные.

1 в. –в Д.п. И.п. 2в. – в Т.п.

Прекрас..ные

Радос..ные

Чудес..ные

Мес..ные

Грус..ные

Ребята каждого ряда по очереди выходят к доске и выполняют задание. Обязательная проверка.

Игры с использованием мяча.

Перед игрой учитель объясняет задание, например:

- Ребята, вы должны поставить существительное, которое я вам назову, во множественное число.

Учитель бросает каждому учащемуся мяч, называя слово.

1. «Один - много».

2. «Назови склонение».

3. «Определи род существительных».

4. «Одушевлённое или неодушевлённое».

5. «Поставь в нужный падеж».

6. «Кто больше» и т.д.

Игру можно усложнить, если обучающиеся сами будут друг другу придумывать слова.


 

Результаты использования игр на уроках показали, что обучающиеся легче усваивают тот учебный материал, который подаётся в игровой форме. В процессе игровой деятельности учащиеся имеют возможность практического применения умений и навыков, полученных на уроках, что, несомненно, повышает качество знаний обучающихся по предмету, развивает речь, мышление и учебную мотивацию.


 


 


 


 

t1640535196ag.jpg


 


 

Использование сигнальных карточек:

1 скл. 2 скл. 3 скл.

I спр. IIспр.

М.р. Ж.р. Ср.р.

И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п..

Гласные буквы.

Парные согласные и т.д.

Задания:

1.Показываю иллюстрацию или слово – учащиеся определяют склонение или род.

2. Показываю слово или словосочетание – учащиеся определяют падеж и показывают нужную сигнальную карточку.

Игра-викторина:

Тема «Личные местоимения»

Мама пришла с работы и, увидев на столе посуду, спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?» Таня ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты)

Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились самые крупные овощи? ( Ты-к-вы)

Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на)

Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево? (Он)

Какую букву и за какое местоимение надо спрятать, чтобы получилось название животного? ( За-я-ц)

Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево? (Оно)


 


 


 


 


 

Игра «Отгадай»

Задача: развитие логического мышления, закрепление умения определять склонение имен существительных.

Задание. Ребятам предлагается отгадать загадки, а ответы на них внести в таблицу.

1скл. 2 скл. 3 скл.

радуга дождь помощь

Затем ребята зачитывают свои ответы и объясняют, почему именно в этот столбик было внесено то или иное существительное.         

Примеры:

Ног нет, а идет,

Глаз нет, а плачет.

Даже в сырую, дождливую полночь

Едет на выручку «Скорая …»

Игра «Составь слова»

Кто больше составит слов из букв заданного слова.

Например: существительное

1 скл. 2 скл. 3 скл.

Почему нет слов? существо лень

олень щель

тело тень и т.д.

Игра «Отгадай и запиши»:

Учитель дает толкование слова, а ученики называют (отгадывают) его и записывают в тетради.

1) Чёрная птица, вестник наступающей зимы (грач).

2)Футбольное соревнование (матч).

3) Без него не откроешь замок (ключ).

4)Растение, из молодых зёрен которого выпекают ржаной хлеб (рожь).

5) Вьющееся растение (плющ).

6) Накидка от дождя (плащ).

7) Она бывает звёздной (ночь).

8) Дамское украшение (брошь).


 

t1640535196ah.jpg

Узнай, кто какие звуки издает.

Цель. Развитие слухового восприятия.

Оборудование. Набор предметных картинок: жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, электровоз.

Ход игры. Учитель показывает картинку, учащиеся назы­вают изображенный на ней предмет. На вопрос учителя, как звенит пила, жужжит жук и т. д., отвечает представитель ряда, а затем все дети воспроизводят этот звук. Победителем считается тот ученик или ряд, чьи ответы были всегда правильными.

Чей голосок?

Цель. Развитие слухового восприятия.

Ход игры. Водящий становится к классу спиной, а все учащие­ся хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произ­носит один из детей по указанию учителя. Если водящий угадывает его, узнанный ученик становится водящим.

Примерный материал.

Мы немножко поиграем, Как ты слушаешь, узнаем. Постарайся, отгадай, Кто позвал тебя, узнай!

(Имя водящего.)

К нам кукушка в огород Залетела и поет. А ты, (Витя), не зевай, Кто кукует, отгадай! «Ку-ку! Ку-ку!»

Сел петух на забор, Закричал на весь двор. Слушай, (Коля), не зевай, Кто петух у нас, узнай! «Ку-ка-ре-ку!»

Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки. Увидала комара, Закричала: «Ква-ква-ква!»

Мы по кругу идем, Мы лисичку зовем. Пусть глаза не открывает, Нас по голосу узнает: «Лисичка, кто я?»

Мы немножко порезвились, По местам все разместились. Ты загадку отгадай, Кто позвал тебя, узнай.

(Имя водящего.)

По звуку угадай предмет.

Цель. Развитие слухового восприятия.

Оборудование. Ширма, набор звучащих предметов: коло­кольчик, детское пианино, барабан, погремушка, дудочка и др.

Ход игры. Учитель за ширмой манипулирует игрушками, вызывая их звучание. Учащиеся отгадывают и хором называют предмет.


 


 


 

Угадай звук.

Цель. Отработка четкости артикуляции.

Ход игры. Учитель или ведущий ученик произносит звук про себя, четко артикулируя. Учащиеся по движению губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух. Угадавший первым ста­новится ведущим.

В скороговорках не ошибаются.

Цель. Отработка четкости артикуляции.

Ход игры. Каждая команда получает от ведущего скорого­ворку. В течение двух-трех минут ученики репетируют шепотом, упражняясь в правильном ее произношении. Затем из каждой команды по очереди выходят играющие и произносят свою скоро­говорку. Правильное, четкое, громкое произнесение оценивается двумя баллами. Выигрывает та команда, которая набрала большее количество очков.

Кто в домике живет?

Цель. Развитие умения определять наличие звука в слове.

Оборудование. Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок.

Ход игры. Учитель объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Уча­щиеся называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [л] или [л'] . Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.

Примерный материал. Еж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь.


 


 

t1640535196ai.jpg

   Используемая литература

1. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка //Вопросы психологии - 1966, № 6.

2. Уфимцева Л. П. Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта. //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Методический и практический журнал, №6, 2003.

3. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений //Пузанов Б. П., Селиверстов В. И., Шаховская С. Н., Костенкова Ю. А.; под редакцией Б. П. Пузанова. - 3 изд.,доп.- М., Издательский центр «Академия», 2001.

4. Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем… – М., 1986.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.