Статья «Система исследований по формированию здорового образа жизни у младших школьников»
Черных Александр Юрьевич, учитель физической культуры
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования г.Саяногорск лицей №7 (МБОУ лицей№7)
Россия, Республика Хакасия, г.Саяногорск
Система исследований по формированию здорового образа жизни у младших школьников
В данной работе рассматривается вопрос формирования здорового образа жизни у младших школьников. Например, как контактировать с родителями по поводу здоровья их детей (тема родительских собраний) и содержание мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся (тема классного часа).
Ключевые слова: здоровый образ жизни, технологии укрепления здоровья, организация учебного процесса, ресурсное обеспечение, воспитательная работа, физическая культура, оздоровительная работа.
Здоровый образ жизни - это радость для больших и малых семей, но его создание требует соблюдения ряда условий. Одно из важнейших условий-создание благоприятного нравственного климата в доме.
Второе важное условие-искренняя дружба между детьми и их родителями, которые всегда хотят быть вместе, общаться и советоваться.
Третье условие -внимание к здоровью всех членов семьи [1].
Благоприятный нравственный климат и здоровый образ жизни семьи формируются через совместное участие детей и родителей в различных мероприятиях. Поэтому вся работа по формированию у школьников навыков здорового образа жизни строится в тесном контакте с родителями.
Важную роль играет поддержание связи педагогов и родителей по вопросам здоровья детей:
-информация врачей о состоянии здоровья учащихся на классных собраниях и общешкольных собраниях, а также рекомендации врачей по укреплению здоровья учащихся;
-индивидуальные и групповые консультации "Здоровье" для родителей; совместные уроки оздоровительной физкультуры для детей родителей; спортивно-развлекательные праздники "Папа, мама и я – спортивная семья", "Веселые старты";
-лекции для родителей.
Участие в различных фестивалях позволяет родителям наблюдать за своими детьми в группе детей того же возраста и сравнивать их физическое развитие с развитием других детей. Они видят, какую радость и пользу могут принести их детям подвижные игры и различные соревнования. Веселая атмосфера "Дня здоровья" ощущается не только детьми, но и взрослыми и помогает пробудить их интерес к общению с детьми.
Можно сделать вывод, что здоровый образ жизни –это личностное и социальное понятие, отражающее поведение каждого человека и общества в целом.
Решая проблему формирования навыков здорового образа жизни у школьников, мы поставили перед собой следующие цели и задачи.
Цели:
-Создать специальные условия для организации здоровьесберегающего образовательного процесса.
-Сохранение, укрепление и коррекция здоровья учащихся на каждом возрастном этапе.
-Формирование у учащихся сознательного отношения к своему здоровью и физической культуре.
Задачи:
-Разработка и внедрение наиболее эффективных форм и методов обследования здоровья детей.
-Разработка системы в форме методов учебной и внеучебной деятельности, способствующих формированию здоровой личности.
-Формирование правил здорового образа жизни, личной гигиены и безопасности учащихся.
Содержание деятельности по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Системная комплексная программа по укреплению и сохранению здоровья учащихся состоит из следующих блоков: ресурсное обеспечение, структура учебного процесса, образовательные мероприятия для учеников и их родителями, физкультурно-оздоровительная деятельность, систематическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся [3].
I Блок-Ресурсное обеспечение.
Включает в себя:
-состояние и содержание учебных кабинетов и спортивных залов в соответствии с санитарно-гигиеническим и нормами;
-оборудование учебных и спортивных помещений;
-организация питания в школьных столовых;
-доступ к справочной литературе и романам.
II Блок - Структура учебного процесса.
Включает в себя:
-соблюдение гигиенических норм и требований при организации учебного процесса;
-использование различных методов обучения в соответствии с возрастом и способностями учеников;
-индивидуализацию обучения.
III Блок - Образовательные мероприятия для учеников и их родителей.
Включает в себя:
-диалог с учениками и их родителями; консультации с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья;
-проведение "Дней здоровья", "Веселых стартов", различных спортивных соревнований, турниров и праздников [3].
IV блок- Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Включает в себя:
-эффективные мероприятия для учащихся на уроках физической культуры;
-подвижные игры;
-гимнастика каждое утро (до уроков); гимнастика во время уроков [4].
V Блок -Систематическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся.
Включает в себя:
-регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и физической активностью учащихся;
-ведение дневника здоровья класса;
-медицинские работники обсуждают вопросы здоровья на родительских собраниях.
План работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся:
1. Проведение родительских собраний по пропаганде здорового образа жизни, режима учебы и отдыха, организации горячего питания.
2. Проведение работы с комплексными физическими упражнениями для снижения динамической нагрузки учащихся на отдельные органы и системы органов.
3. Соблюдение санитарно-гигиенического режима в классе.
4. Использование паспортов здоровья.
5. Профилактика детского травматизма, в том числе дорожно-транспортных происшествий.
6.Осуществление физического воспитания детей с ослабленным здоровье и при участии учителей физической культуры.
7. Пропаганда здорового образа жизни с участием учителей физической культуры и медицинских работников.
8. Проведение структурированных уроков по вопросам здоровья.
9. Вставка книг по вопросам здоровья.
10. Участие в конкурсах плакатов и рисунков по пропаганде здорового образа жизни.
11. Организация спортивных мероприятий, конкурсов и соревнований.
12. Консультации для родителей.
В приведенных ниже таблицах представлены примерные темы родительских собраний и классных часов в начальной школе (см. Таблица 1, Таблица 2)
Таблица 1
Тематика родительских собраний.
№ п/п |
Тема собрания |
Время проведения |
1 |
Забота о сохранении и укреплении здоровья ребенка. |
Сентябрь, 1 класс |
2 |
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей в их развитии. |
Ноябрь, 1 класс |
3 |
Педагогическая культура родителей и условия эффективного семейного воспитания |
Февраль, 1 класс |
4 |
Семья и школа. Итоги партнёрства. |
Май, ежегодно |
5 |
Детский травматизм на дорогах. |
Сентябрь, 2 класс |
6 |
Досуг в семье. |
Ноябрь, 2 класс |
7 |
Забота родителей о физическом и гигиеническом воспитании младших школьников. |
Февраль, 2 класс |
8 |
Что такое здоровый образ жизни и как он формируется? |
Сентябрь, 3 класс |
9 |
Как уберечь детей от беды. Предупреждение вредных привычек. |
Ноябрь, 3 класс |
10 |
Как влияет на безопасность детей поведение родителей на дороге. |
Февраль, 3 класс |
11 |
Психологическая поддержка младших школьников. |
Сентябрь, 4 класс |
12 |
Физические и душевные травмы. |
Ноябрь, 4 класс |
13 |
Каким будет ваш ребенок. |
Февраль, 4 класс |
Таблица 2
Тематика классных часов.
№ |
Сроки |
Тема классного часа |
Ответственный |
1. |
Сентябрь |
Правила поведения в школе |
Классный руководитель |
2. |
Октябрь |
Питание – основа жизни Правильное питание. |
Классный руководитель Учитель физической культуры |
3. |
Ноябрь |
Режим дня школьника |
Классный руководитель |
4. |
Декабрь |
Одежда осенью и зимой |
Классный руководитель |
5. |
Январь |
Правила поведения в общественных местах |
Классный руководитель |
6. |
Февраль |
Основы закаливания |
Учитель физической культуры Медицинский работник |
7. |
Март |
Гигиена учебного труда и отдыха |
Медицинский работник |
8. |
Апрель |
Подвижные игры во время перемен |
Учитель физической культуры |
9. |
Май |
Основы личной безопасности в школе и дома |
Классный руководитель |
В своей деятельности мы стремимся внести вклад в формирование у детей потребности быть здоровыми, помочь им сохранить и сформировать свое здоровье. Главным критерием эффективности этой деятельности является полноценное физическое, психологическое, эмоциональное и социальное здоровье воспитанника.
Поэтому основной целью работы является формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медико-педагогическому принципу "не навреди".
Здоровье, как и болезнь, заразно. "Заразить здоровье" - такова одна из основных целей данной работы. В этом направлении учителя должны уметь направить детей в нужное русло и показать им, как важно заботиться о своем физическом и психическом здоровье.
Правильно выстроив учебный процесс, можно предотвратить перегрузку и усталость младших школьников, а также помочь детям и взрослым осознать важность поддержания хорошего здоровья.
Великий гуманист и педагог Ж.Ж.Руссо утверждал: "Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его сильными здоровым".
Библиографический список:
1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. М.: Вако. 2015.
2. Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся // Завуч начальной школы. 2016. №1.
3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2015.
4. Тукачёва С.И. Физкультминутки. Волгоград: Учитель. 2018.