Статья «Система исследований по формированию здорового образа жизни у младших школьников»

1
0
Материал опубликован 17 June

Черных Александр Юрьевич, учитель физической культуры

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования г.Саяногорск лицей №7 (МБОУ лицей№7)

Россия, Республика Хакасия, г.Саяногорск

 

Система исследований по формированию здорового образа жизни у младших школьников

В данной работе рассматривается вопрос формирования здорового образа жизни у младших школьников. Например, как контактировать с родителями по поводу здоровья их детей (тема родительских собраний) и содержание мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся (тема классного часа).

Ключевые слова: здоровый образ жизни, технологии укрепления здоровья, организация учебного процесса, ресурсное обеспечение, воспитательная работа, физическая культура, оздоровительная работа.

Здоровый образ жизни - это радость для больших и малых семей, но его создание требует соблюдения ряда условий. Одно из важнейших условий-создание благоприятного нравственного климата в доме.

Второе важное условие-искренняя дружба между детьми и их родителями, которые всегда хотят быть вместе, общаться и советоваться.

Третье условие -внимание к здоровью всех членов семьи [1].

Благоприятный нравственный климат и здоровый образ жизни семьи формируются через совместное участие детей и родителей в различных мероприятиях. Поэтому вся работа по формированию у школьников навыков здорового образа жизни строится в тесном контакте с родителями.

Важную роль играет поддержание связи педагогов и родителей по вопросам здоровья детей:

-информация врачей о состоянии здоровья учащихся на классных собраниях и общешкольных собраниях, а также рекомендации врачей по укреплению здоровья учащихся;

-индивидуальные и групповые консультации "Здоровье" для родителей; совместные уроки оздоровительной физкультуры для детей родителей; спортивно-развлекательные праздники "Папа, мама и я – спортивная семья", "Веселые старты";

-лекции для родителей.

Участие в различных фестивалях позволяет родителям наблюдать за своими детьми в группе детей того же возраста и сравнивать их физическое развитие с развитием других детей. Они видят, какую радость и пользу могут принести их детям подвижные игры и различные соревнования. Веселая атмосфера "Дня здоровья" ощущается не только детьми, но и взрослыми и помогает пробудить их интерес к общению с детьми.

Можно сделать вывод, что здоровый образ жизни –это личностное и социальное понятие, отражающее поведение каждого человека и общества в целом.

Решая проблему формирования навыков здорового образа жизни у школьников, мы поставили перед собой следующие цели и задачи.

Цели:

-Создать специальные условия для организации здоровьесберегающего образовательного процесса.

-Сохранение, укрепление и коррекция здоровья учащихся на каждом возрастном этапе.

-Формирование у учащихся сознательного отношения к своему здоровью и физической культуре.

Задачи:

-Разработка и внедрение наиболее эффективных форм и методов обследования здоровья детей.

-Разработка системы в форме методов учебной и внеучебной деятельности, способствующих формированию здоровой личности.

-Формирование правил здорового образа жизни, личной гигиены и безопасности учащихся.

 

Содержание деятельности по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Системная комплексная программа по укреплению и сохранению здоровья учащихся состоит из следующих блоков: ресурсное обеспечение, структура учебного процесса, образовательные мероприятия для учеников и их родителями, физкультурно-оздоровительная деятельность, систематическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся [3].

I Блок-Ресурсное обеспечение.

Включает в себя:

-состояние и содержание учебных кабинетов и спортивных залов в соответствии с санитарно-гигиеническим и нормами;

-оборудование учебных и спортивных помещений;

-организация питания в школьных столовых;

-доступ к справочной литературе и романам.

II Блок - Структура учебного процесса.

Включает в себя:

-соблюдение гигиенических норм и требований при организации учебного процесса;

-использование различных методов обучения в соответствии с возрастом и способностями учеников;

-индивидуализацию обучения.

III Блок - Образовательные мероприятия для учеников и их родителей.

Включает в себя:

-диалог с учениками и их родителями; консультации с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья;

-проведение "Дней здоровья", "Веселых стартов", различных спортивных соревнований, турниров и праздников [3].

IV блок- Физкультурно-оздоровительная деятельность.

Включает в себя:

-эффективные мероприятия для учащихся на уроках физической культуры;

-подвижные игры;

-гимнастика каждое утро (до уроков); гимнастика во время уроков [4].

V Блок -Систематическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся.

Включает в себя:

-регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и физической активностью учащихся;

-ведение дневника здоровья класса;

-медицинские работники обсуждают вопросы здоровья на родительских собраниях.

 

План работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся:

1. Проведение родительских собраний по пропаганде здорового образа жизни, режима учебы и отдыха, организации горячего питания.

2. Проведение работы с комплексными физическими упражнениями для снижения динамической нагрузки учащихся на отдельные органы и системы органов.

3. Соблюдение санитарно-гигиенического режима в классе.

4. Использование паспортов здоровья.

5. Профилактика детского травматизма, в том числе дорожно-транспортных происшествий.

6.Осуществление физического воспитания детей с ослабленным здоровье и при участии учителей физической культуры.

7. Пропаганда здорового образа жизни с участием учителей физической культуры и медицинских работников.

8. Проведение структурированных уроков по вопросам здоровья.

9. Вставка книг по вопросам здоровья.

10. Участие в конкурсах плакатов и рисунков по пропаганде здорового образа жизни.

11. Организация спортивных мероприятий, конкурсов и соревнований.

12. Консультации для родителей.

В приведенных ниже таблицах представлены примерные темы родительских собраний и классных часов в начальной школе (см. Таблица 1, Таблица 2)

Таблица 1

Тематика родительских собраний.

п/п

Тема собрания

Время проведения

1

Забота о сохранении и укреплении здоровья ребенка.

Сентябрь, 1 класс

2

Учёт возрастных  и индивидуальных особенностей детей в их развитии.

Ноябрь, 1 класс

3

Педагогическая культура родителей и условия эффективного семейного воспитания

Февраль, 1 класс

4

Семья и школа. Итоги партнёрства.

Май, ежегодно

5

Детский травматизм на дорогах.

Сентябрь, 2 класс

6

Досуг в семье.

Ноябрь, 2 класс

7

Забота родителей о физическом и гигиеническом воспитании младших школьников.

Февраль, 2 класс

8

Что такое здоровый образ жизни и как он формируется?

Сентябрь, 3 класс

9

Как уберечь детей от беды. Предупреждение вредных привычек.

Ноябрь, 3 класс

10

Как влияет на безопасность детей поведение родителей на дороге.

Февраль, 3 класс

11

Психологическая поддержка младших школьников.

Сентябрь, 4 класс

12

Физические и душевные травмы.

Ноябрь, 4 класс

13

Каким будет ваш ребенок.

Февраль, 4 класс

 

Таблица 2

Тематика классных часов.

 

Сроки

Тема классного часа

Ответственный

1.

Сентябрь

Правила поведения в школе

Классный руководитель

2.

Октябрь

Питание – основа жизни Правильное питание.

Классный руководитель

Учитель физической культуры

3.

Ноябрь

Режим дня школьника

Классный руководитель

4.

Декабрь

Одежда осенью и зимой

Классный руководитель

5.

Январь

Правила поведения в общественных местах

Классный руководитель

6.

Февраль

Основы закаливания

Учитель физической культуры

Медицинский работник

7.

Март

Гигиена учебного труда и отдыха

Медицинский работник

8.

Апрель

Подвижные игры во время перемен

Учитель физической культуры

9.

Май

Основы личной безопасности  в школе и дома

Классный руководитель

 

В своей деятельности мы стремимся внести вклад в формирование у детей потребности быть здоровыми, помочь им сохранить и сформировать свое здоровье. Главным критерием эффективности этой деятельности является полноценное физическое, психологическое, эмоциональное и социальное здоровье воспитанника.

Поэтому основной целью работы является формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медико-педагогическому принципу "не навреди".

Здоровье, как и болезнь, заразно. "Заразить здоровье" - такова одна из основных целей данной работы. В этом направлении учителя должны уметь направить детей в нужное русло и показать им, как важно заботиться о своем физическом и психическом здоровье.

Правильно выстроив учебный процесс, можно предотвратить перегрузку и усталость младших школьников, а также помочь детям и взрослым осознать важность поддержания хорошего здоровья.

Великий гуманист и педагог Ж.Ж.Руссо утверждал: "Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его сильными здоровым".

 

                                                 Библиографический список:

 1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. М.: Вако.  2015.
 2. Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся // Завуч  начальной школы. 2016. №1.

 3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе.  М.: АПК ПРО. 2015.
 4. Тукачёва С.И. Физкультминутки. Волгоград: Учитель. 2018.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации