Доклад «Система оценки учебных достижений на уроках русского языка и литературы»

0
0
Материал опубликован 27 May 2022



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5» Г. БЕСЛАН РСО-АЛАНИЯ.





Доклад к заседанию ШМО учителей русского языка и литературы на тему:

"Система оценки учебных достижений на уроках русского языка и литературы".





Подготовила доклад учитель русского языка

и литературы Тедеева Светлана Исламовна





















Беслан, 2019 год




"Система оценки учебных достижений на уроках русского языка и литературы"



Майкл Барбер, профессор Высшей школы экономики (Москва) и Высшей педагогической школы Гарвардского университета, писал: «В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность оценивать прогресс учеников». И поэтому перед учителем стоит непростая задача: научиться объективно, справедливо и грамотно оценивать знания обучающихся. Стандарты II поколения требуют от педагога правильно организовать работу по введению накопительной системы оценивания и объективно выставлять итоговую отметку с учетом этой системы. То есть наиболее целесообразно проводить итоговое оценивание в форме накопительной оценки. Такая оценка предполагает информацию, накопленную за все время обучения, об учебных достижениях школьника. К ним относятся не только достижения учебных навыков, но и также достижения ребенка, как умение сотрудничать, освоение первичных навыков организации учебной деятельности, навыков работы с информацией и т.п., а также данные, подтверждающие индивидуальный прогресс ученика в различных областях.

Источниками таких данных служат заполняемые учителем по ходу обучения листы наблюдений, дифференцированная оценка наиболее существенных итогов обучения, результаты выполнения проверочных работ и различные папки работ учащихся. Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфолио учащихся, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Портфолио – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действительное средство для решения рода важных педагогических задач, позволяющее:

Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

Развивать навыки рефлексной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;

Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Контроль, как известно, является важной составляющей процесса обучения. На уроках русского языка так же, как и на уроках по другим предметам, контроль выполняет две функции - собственно проверочную и диагностическую. В первом случае целью контроля является определение уровня подготовки учащихся по русскому языку, во втором — выявление недостаточно прочно усвоенных тем, выяснение причин, затрудняющих усвоение материала.
В любом случае контроль обеспечивает обратную связь: он вовремя сигнализирует учителю об успехах или пробелах в знаниях учащихся, о необходимости вернуться со всем классом к ранее пройденному и недостаточно освоенному большинством учащихся материалу или оказать своевременную помощь отдельным отставшим ученикам.
Общеизвестна также обучающая и воспитывающая роль контроля. Регулярно проводимый тематический и итоговый контроль организует труд учащихся и учителя, обеспечивает достаточно высокий уровень преподавания всех разделов курса, способствует систематизации знаний учащихся, выработке у них более прочных умений и навыков, помогает детям объективно оценивать свои успехи, порождает стимулы к учению, формирует ответственное, уважительное отношение к собственной учебной деятельности.
По месту в учебном процессе выделяют текущий (тематический) и итоговый контроль. Текущий контроль проводится в процессе изучения той или иной темы и, как правило, заключается в проверке усвоения нового материала. Итоговый контроль, как ясно из названия, проводится в конце изучения темы, раздела, всего курса русского языка и проверяет усвоение всех основных, базовых понятий, изученных ко времени проведения проверки, и овладение ведущими целевыми умениями.
Выбор измерителя обусловлен проверяемым объектом и условиями проверки. Знания и учебные умения проверяются с помощью устного опроса или тестирования; практическая грамотность (орфографическая, пунктуационная, культурно-речевая) — посредством письменной работы того или иного вида (диктанта, изложения, сочинения), рецептивные коммуникативные умения - посредством анализа текста, продуктивные коммуникативные умения — путем создания текста (сочинения) или устного высказывания.
Выбранный для проверки измеритель должен соответствовать целям проверки и проверяемому объекту.
Для проверки практической грамотности (навыков) следует пользоваться другими измерителями - диктантом, изложением или сочинением. Практика показывает, что одни и те же учащиеся, неплохо выполнившие тестовые задания по орфографии, допустили много орфографических ошибок в сочинении.

Как же организовать процедуру оценивания, соответствующую этим требованиям?

ФГОС предъявляют к процессу оценивания следующие требования:

оценивание достигаемых образовательных результатов;

оценивание процесса их формирования;

оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения.

Базовыми принципами оценивания в стандартах нового поколения являются следующие принципы:

оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;

оценивание может быть только критериальным, основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;

критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся, они могут вырабатываться ими совместно;

система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Всем вышеперечисленным требованиям удовлетворяет так называемое формирующее оценивание(formative assessment).

 Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно.

Ключевыми характеристиками формирующего оценивания являются следующие:

оценивание встроено в процесс преподавания и учения;

предполагается обсуждение учебных целей с учениками;

оценивание должно помочь ученикам осознавать учебные стандарты;

ученик вовлекается в процесс самооценки или партнёрское оценивание;

обеспечивается обратная связь: оценивание помогает ученикам наметить следующие шаги в учении;

укрепляется уверенность в том, что каждый ученик может добиться улучшений в учении

оценивание вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания.

Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Описать суть формирующего (внутреннего) оценивания можно следующей метафорой: «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост».1

Алгоритм создания системы формирующего оценивания:

выявить планируемые результаты;

организовать деятельность ученика по планированию и достижению субъективно значимых результатов;

сопровождать достижение учащимся результатов с помощью организованной обратной связи.

Необходимо вместе с учащимися выработать критерии, по которым будет оцениваться правильность запоминания и воспроизведения учащимися нужной терминологии. Например, правильное воспроизведение каждого элемента определения будет оцениваться баллом. Подсчитывается максимальное количество баллов, которое ученик может получить за правильно выученное и воспроизведённое понятие, и осуществляется их перевод в традиционную отметку. Теперь учащийся, запоминая дома правило и пытаясь его воспроизвести, может контролировать себя по количеству баллов, которые надо набрать, чтобы правило считалось хорошо выученным и правильно воспроизведённым.

Последующую проверку можно провести у всего класса одновременно, предложив учащимся письменно воспроизвести определение, подчёркивая все необходимые элементы. Затем учащиеся обмениваются работами и производят взаимопроверку, сначала сравнивая работу одноклассника со своим представлением о правиле, а затем с помощью правила учебника. Баллы начисляются, подсчитываются, и выставляется отметка по «предварительной договорённости». Кроме того, ученик, получив свою работу обратно, может сразу увидеть свой недостаток в воспроизведении правила и подумать, по какой причине он забыл воспроизвести недостающий элемент. Задача учителя – сделать повторный акцент на значимости тех элементов, о которых ученики забыли. На последующих уроках у них вновь будет возможность воспроизведения правила, и так до тех пор, пока оно не будет воспроизводиться в соответствии с эталоном. Теперь учащийся может сделать пометку в таблице самооценки с большей уверенностью в «правильности» своего понимания теоретического материала.

Эффективным инструментом формирующего оценивания являются письменные отчёты по изученной теме. Их образовательный эффект заключается в том, что они ещё раз дают возможность учителю и ученику увидеть пробелы в знании учащегося и своевременно принять меры к их ликвидации.

Таким образом, используя достаточно несложные инструменты формирующего оценивания, мы способствуем реализации таких требований ФГОС, предъявляемых к процессу оценивания, как непрерывность, критериальность и формирование оценочной самостоятельности учащихся, а также обеспечиваем освоение стандарта всеми учениками в наиболее комфортных для них условиях, максимально приближая каждого ученика к запланированному результат.

Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы:

метапредметные - овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться (УУД);

личностные - свойства и качества выпускника на каждой ступени общего образования, готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

предметные - освоение обучающимися учебного предмета, преобразование и применение учебных знаний.

Диагностика результатов личностного развития может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения, анкетирования и др.).

Предметные результаты

В соответствии с требованиями Стандарта, «основным объектом оценки предметных результатов является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач….. с использованием способов действий, адекватных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий»

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам, представленным в учебном плане ОУ.

Система оценки предметных результатов предполагает «выделение базового уровня достижений как точки отсчета» при построении системы оценки и организации индивидуальной работы с учащимися.

Достижение базового уровня соответствует отметке «удовлетворительно» или «зачтено». Уровни, превышающие базовый: повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо»; высокий уровень, оценка «отлично».

В соответствии требований ФГОС система оценки должна:

1. Фиксировать цели оценочной деятельности:

а) ориентировать на достижение результата;

б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);

в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов.

2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.

3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.

Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).

В начале обучения провожу входную диагностику и в конце обучения выходную диагностику

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

Оценки и отметки накапливаются таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) .

Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.

Маршрутные листы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов

Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

способность к сотрудничеству и коммуникации;

способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Маршрутный лист - это универсальный инструмент, в котором заложен и структурный компонент урока, и оценочный. Его можно использовать на разных типах урока.

Алгоритм самооценки:

Что нужно было сделать в задании?

Какова была цель, что нужно было получить в результате?

Удалось получить результат?

Найдено решение, ответ?

Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?

Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

Ученик (самооценка) ставит:

+ – знаю или умею очень хорошо; ? – иногда ошибаюсь; - – пока самостоятельно не выполняю.

Учитель (оценка) ставит:

+ – знает, умеет применять на практике; ? – знает, но иногда ошибается; - – пока испытывает трудности.

ИЛИ

Метапредметные

Мне больше всего удалось ...

За что я могу себя похвалить?

За что я могу похвалить одноклассников?

Что приобрёл?

Что меня удивило?

Для меня было открытием то, что ...

Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

Взаимооценка - важнейшая составляющая оценочной деятельности на уроке, ибо эта деятельность побуждает ученика быть на уроке в активной деятельной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше.

Перед началом взаимопроверки каждый учащийся дает самооценку своей работе. А затем под руководством учителя идет взаимопроверка. Далее работы возвращаются авторам, и они могут задать вопросы, если не согласны с действиями проверяющих.

Технология проведения уроков и сам предмет таковы, что дети хотят говорить. И их надо выслушивать — а это занимает время. Поэтому на уроках часто применяются групповые формы работы. Обычно работа в группах проходит следующим образом: все группы получают задания, одинаковые по форме, но разные по содержанию. Например, каждая группа получает одно и то же задание «сравнить», но объекты для сравнения у всех разные. При подведении итогов ответы групп складываются в одну общую картину. На уроках литературы, характеризуя героя, дети высказывают своё мнение, кроме этого даётся оценка экспертов (критические статьи). На следующем уроке проводится совместный анализ, проведенного урока и сопоставлялись четыре оценки: самооценка, взаимооценка, оценка экспертов и учительская оценка. Практика показывает, что если проводить такую работу в системе, то они, в конце концов, практически не расходятся.

Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Предлагается учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.

На уроках литературы, изучая с детьми лирические произведения, часто использую оценочные карты, в которых сами ребята оценивают чтение стихов других учащихся, при проведении интервью оценивают самые интересные правильные ответы или самый интересный вопрос, при инсценировании - игру «актёров».

На уроках литературы учащиеся представляют какого-либо писателя, поэта или произведение. Предварительно они ищут материал, готовят доклады. На таком уроке каждый ученик на специально приготовленном листке дает балльную оценку выступлений своих одноклассников.

Предварительно обсуждается вопрос о нормах оценивания устных ответов, обычно мы это делаем по 10-балльной шкале и в содержание оценки вносим:

умение четко и логично излагать материал,

глубину содержания выступления,

манеру изложения,

умение отвечать на вопросы.

На этом же листке каждый выступающий выставляет себе самооценку. Учитель также в своем формуляре выставляет каждому учащемуся оценку. В заключительной части урока идет обмен мнениями по поводу услышанных выступлений, учитель при этом имеет не больше прав, нежели учащиеся и не навязывает свое мнение детям, старается, выслушав всех, высказаться последним, оценки объявляются на следующем уроке.

Эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радовать вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Ситуация успеха и эмоционального благополучия – предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения. 

Для формирования самооценки ученика при обсуждении выполненного задания или в конце урока предлагаю детям ответить на следующие вопросы:

Памятка для учащихся «Рефлексия урока»

Наш урок подошёл к концу, и Я хочу сказать ...

Мне больше всего удалось ...

За что я могу себя похвалить?

За что я могу похвалить одноклассников?

Что приобрёл?

Что меня удивило?

Для меня было открытием то, что ...

Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

После самооценки ученика даю свою оценку. Применяю специфические для каждого ученика эталоны: результат, полученный учеником, сравнивается с его же прошлым результатом, и тем самым показывается динамика его развития. Например: «Сегодня у тебя более аккуратная работа», «Вчера тебе было сложнее при выполнении разбора…», «Какой сегодня уверенный ответ!». При этом поощряю малейшее продвижение ученика вперёд, принимаю во внимание усилия и старания ученика.

Традиционные методы оценки знаний, умений и навыков

При проверке и оценке качества успеваемости необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. Существенное значение имеет также то, как относится тот или иной учащийся к обучению, работает ли он с необходимым напряжением постоянно или урывками и т.д. Все это обуславливает необходимость применения всей совокупности методов проверки оценки знаний.

1. Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся. Этот метод позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на уроках, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность практических умений и навыков.

2. Устный опрос - индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам. Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний.

Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя, таким образом, качество и полноту его усвоения. Поскольку устный опрос является вопросно-ответным способом проверки знаний учащихся, его еще иногда называют беседой. По русскому языку и литературе устный опрос (беседа) сочетается с выполнением учениками устных и письменных упражнений. Будучи эффективным и самым распространенным методом проверки и оценки знаний учащихся, устный опрос имеет, однако, и свои недочеты. С его помощью на уроке можно проверить знания не более трёх – четырёх учащихся. Поэтому на практике применяются различные модификации этого метода и, в частности, фронтальный и уплотненный опрос.

Сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путем проверить знания большего числа учащихся. При фронтальном, его также называют беглым, опросе не всегда легко выставлять учащимся оценки, так как ответ на 1-2 мелких вопроса не дает возможности определить ни объема, ни глубины усвоения пройденного материала.

Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а четырем – пяти учащимся предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках). Уплотненным этот опрос называется потому, что учитель вместо выслушивания устных ответов просматривает (проверяет) письменные ответы учащихся и выставляет за них оценки, несколько «уплотняя», т.е. экономя время на проверку знаний, умений и навыков.

3. Письменная проверка (методы и приёмы).

На русском языке это преимущественно диктанты:

предупредительный;

объяснительный;

комментируемое письмо.

1) контрольно- обучающие:

выборочный;

распределительный ;

творческий;

графический;

грамматический .

2) контрольные диктанты :

словарные диктанты;

итоговые диктанты.

3)проверочные самостоятельные работы:

изложения ;

сочинения ;

написание аннотаций, рецензий, резюме;

письменный анализ стихотворений.

Написание творческих диктантов:

диктант с изложением текста ( поставьте все глаголы исходного текста в будущее

время вставьте прилагательные, подходящие по смыслу);

я читаю текст по предложению, вы записывайте, что запомнили ( обучающая программа для последующего конспектирования со слов лектора).

4) Подготовка докладов, рефератов, сообщений (биография писателя).

5) Подбор материала из художественной литературы для создания карточек по теме

( поиск цитат), составление викторин, тестов, кроссвордов.

На уроках литературы при изучении художественных произведений очень часто используются такие методы и приемы:

составление характеристик персонажей;

устное рисование ( как представляют происходящее, как выглядит герой);

постановка вопросов, требующих размышления, творчества(как бы вы поступили

на месте Дубровского; что будет дальше с героем; что бы ему посоветовали);

сочинение стихов;

инсценирование;

просмотр и обсуждение эпизодов из фильмов сопоставление с исходным текстом и собственными представлениями;

сочинения, изложения по художественному произведению на заданную тему;

Творческие задания по разделам: например

ударение ( сдают по карточкам);

продолжи выражение … (по разделу «Фразеология» и составь с ним предложения ;

напиши рассказ, используя Фразеологизмы: хоть кол на голове теши, куда Макар телят не гонял, манна небесная, взять быка за рога;

установление этимологии фразеологизма( поиск ведётся студентами, чаще обращаются к фразеологическому словарю).

Много внимания на культуре речи уделяется изучению функциональных стилей.

Здесь используют задания:

анализ и определение стилевой принадлежности текста;

написание исходного текста в разных стилях : научном, художественном, публицистическом, официально- деловом, разговорном.

Написание рецензий, аннотаций.

Составление кроссвордов.

Изготовление карточек ( привести пример).

Подготовка текстовых заданий, вопросов для викторины.

4. Тестирование.

Применение большого количества новых (активных) методов обучения предъявляет другие требования к содержанию и направленности методов контроля и проверки знаний обучающихся. Наиболее распространенным является тестирование. Несмотря на его во многом справедливую критику, тестирование является достаточно надежным, эффективным и корректным методом проверки знаний учащихся. Его главным недостатком считается направленность тестов на проверку репродуктивного уровня познавательной деятельности обучающихся.

5.Портфель достижений (портфолио)

«Портфель достижений учащихся» - совокупность сертифицированных индивидуальных учебных достижений, куда войдут, наряду с оценками, полученными на экзаменах результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы.

В конце каждой четверти проводим самоанализ своей учебной деятельности. Для этого ученик отвечает на следующие вопросы:

Что удалось в этой четверти?

По каким предметам результаты получились лучше?

Что не получилось? В чем причина?

Какую цель поставишь в следующей четверти?

В конце учебного года подобный самоанализ проводится вновь. Ученикам предлагаются следующие вопросы:

Какими результатами первой учебного года можешь гордиться?

Над чем еще необходимо поработать?

По каким предметам возникали затруднения? В чем причина?

Какую цель поставишь на следующий учебный год?

Фиксация достижения планируемых личностных и метапредметных результатов осуществляется в листах «Мои успехи в формировании универсальных учебных действий (УУД)»

Формирование навыков самоконтроля является одной из главнейших педагогических задач. Для достижения формирования подобного навыка необходимо актуализировать для учащихся задачу важности и необходимости самоконтроля.

При оценке предметных результатов следует иметь в виду, что должна оцениваться не только способность учащегося воспроизводить конкретные знания и умения в стандартных ситуациях (знание алгоритмов решения тех или иных задач), но и умение использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на предметном материале с использованием метапредметных действий; умение приводить необходимые пояснения, выстраивать цепочку логических обоснований; умение сопоставлять, анализировать, делать вывод, подчас в нестандартной ситуации; умение критически осмысливать полученный результат; умение точно и полно ответить на поставленный вопрос.

Правильная методика оценивания знаний побуждает обучащихся изучать большее количество информации и самосовершенствоваться. В то же время знание и творческая реализация в профессиональной педагогической деятельности методов, приемов и средств управления учебно-познавательным процессом позволяют успешно решать учебные задачи и достигать поставленных образовательных целей.

Таким образом,   на основе ознакомления с некоторой учебной и иной литературой по данной теме можно сделать определенные выводы».

В условиях введения ФГОС нового поколения система накопительной оценки вводится с 1 класса в форме портфолио с целью создания ситуации успеха для каждого ученика, повышения самооценки и уверенности в собственных возможностях. Портфолио помогает раскрыть индивидуальные способности ученика , приобрести навыки рефлексии, формирует установки на творческую деятельность. Задача учителя - правильно организовать работу по введению накопительной системе оценивания и объективно выставлять итоговую отметку с учетом этой системы.В основу структуры портфолио положены основные компетентности, которые должны быть сформированы в начальной школе, например:
- овладение общеучебными умениями и навыками, способами познавательной деятельности;
- воспитание интереса к школе и учению, развитие учебно- познавательной активности;
- стремление к самообразованию, умение организовывать, контролировать и оценивать учебную деятельность;
- формирование учебного сотрудничества.
Система оценки позволяет:
- нормализовать отношение ученика с учителем, родителями и самим собой;
- снять тревожность, снизить невротизацию детей;
- повысить учебную мотивацию;
- отследить динамику школьной успешности.






Используемая литература

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Система оценивания обучающихся в условиях внедрения ФГОС.

Чошанов М.А. Школьная оценка: старые проблемы и новые перспективы //Педагогика.-2000.-№10.-С.95.

Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. Пособие / М.А.Пинская. – М.: Логос, 2010. – 264 с.




















.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации