Статья «Система поддержки образовательных потребностей детей, находящихся на длительном лечении»
Система поддержки образовательных потребностей детей, находящихся на длительном лечении
Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на бесплатное образование, даже если он временно по состоянию здоровья не может обучаться в обычной школе. Для таких детей в Республике Коми было создано Государственное общеобразовательное учреждение «Республиканский центр образования», одним из направлений работы которого является обучение детей, находящихся на лечении в медицинских учреждениях Республики Коми.
Специфика работы образовательного учреждения заключается в обеспечении реализации прав детей, находящихся на лечении в государственных медицинских организациях Республики Коми, на получение ими качественного образования в соответствии с их потребностями и возможностями.
Пребывание в больнице – нестандартное событие в жизни ребенка. Нарушается привычный ритм и стиль жизни, меняется окружение, условия обучения… Всё это сопровождается каждодневными медицинскими процедурами, зачастую не всегда приятными. Поэтому главным в работе учителя в условиях стационара является создание внутреннего комфорта для учеников в условиях медицинского учреждения, отвлечения их от болезни, формирование у учащихся интереса к учебе, поддержание позитивного жизненного тонуса.
Работа учителей основывается на принципах лечебной педагогики:
Основные формы организации учебной деятельности с учащимися - групповая и индивидуальная. При наличии в отделении от 4 до 15 учащихся организуются классы-комплекты для группового обучения из двух смежных классов: 1-3, 2-4, 5-6; 7-8; 9-10, 10-11. По индивидуальному учебному плану обучаются учащиеся:
- находящиеся на постельном режиме в отделениях онкогематологии, хирургии, нейрохирургии, ортопедии, травматологии;
- изолированные учащиеся, находящиеся в боксах;
- с заболеванием лейкемии в детском отделении кардиологического диспансера.
За годы работы в ГОУ РК «РЦО» сложилась система поддержки образовательных потребностей детей, находящихся на длительном лечении.
С момента поступления учащегося на лечение в стационар осуществляется его педагогическое сопровождение в обучении, в основе которого лежит индивидуально-личностный подход.
В образовательное учреждение поступают учащиеся с различным уровнем подготовки и развитием интеллекта. В одной группе могут обучаться учащиеся из общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, средних профессиональных образовательных учреждений (колледжей, техникумов) из разных городов Республики Коми, а также учащиеся национальной школы из глубинки. В детском отделении КРПБ проходят обучение по адаптированным образовательным программам учащиеся из специализированных детских домов и интернатов, специальных (коррекционных) школ г. Сыктывкара. Поэтому при осуществлении образовательного процесса нельзя не учитывать разнообразие социальных, возрастных, интеллектуальных и психологических характеристик детей, находящихся на обучении в стационаре.
Организация обучения в стационаре отличается от образовательного процесса в обычной школе. Разрешение на обучение ребенка, рекомендации по его проведению дает лечащий врач, исходя из тяжести заболевания, особенностей лечения, проводимых медицинских обследований и процедур.
Понять больного ребенка, принять его таким, каков он есть, помочь ему – главная задача учителя при моделировании взаимоотношений с учащимися. При первом знакомстве важно установить психологический контакт с ребенком, поступившим в больницу, сформировать у него положительное отношение к учебе. На данном этапе учителя выясняют круг интересов учащихся, рассказывают об образовательном учреждении, в котором им предстоит обучаться, знакомят с расписанием уроков, особенностями организации учебного процесса. С целью определения уровня подготовки, проводят с учащимися беседы по ранее пройденному материалу, тестирование, анализируют школьные тетради, составляют план работы с учащимися, главным в которой является дифференцированный подход к каждому ученику. Исходя из имеющихся условий для обучения в стационаре (в конкретном отделении), индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, учителя корректируют учебный материал, выбирают и используют соответствующие приёмы, методы, технологии при организации образовательной деятельности.
В процессе обучения учителю необходимо укреплять и развивать познавательный интерес учащихся, делать содержание своего учебного предмета интересным, а способы познавательной деятельности учащихся – разнообразными, творческими, продуктивными.
В своей работе учителя используют различные методы и приёмы, способствующие повышению учебной мотивации школьников. Наиболее эффективными являются следующие инструменты мотивации учащихся:
- сотрудничество (предоставление учащимся возможности совместно работать с другими людьми (с учителем, одноклассниками), создание условий, в которых ученики не будут стесняться учиться без страха неудачи);
- одобрение (подтверждение качества и ценности выполненной учащимися работы от людей, мнение которых значимо для них, это может быть учитель, сверстники, родители, медперсонал, воспитатель и т. д.);
- новизна учебного материала, необычность его подачи (вызов интереса к ранее неизвестному, необычность подачи побуждают учащихся лучше присмотреться к новому материалу, разобраться в нем);
- практическая значимость (учащиеся проявляют наибольший интерес к той информации, которая нужна им для жизни, помогает решать жизненные проблемы; это может быть подбор полезной и актуальной информации, интеграция учебного предмета с различными сферами общественной жизни (экология, культура, спорт, политика и т. д.), важно показать учащимся, что знания дают им для жизни, общения со сверстниками, для дальнейшего самоопределения и успеха в жизни);
- оценка (показывает уровень успешности овладения учащимися знаниями и является инструментом обратной связи для дальнейшей эффективной деятельности, у учащихся появляется потребность посмотреть на свою работу со стороны, сравнить свои успехи в учебе с успехами сверстников);
- использование игр, включение игровых элементов в урок (игровая ситуация имитирует деятельность взрослых и при правильной организации позволяет учащимся овладеть умениями и качествами, полезными для их будущей жизни);
- создание ситуации успеха (создание условий для учащихся, при которых они получают возможность достижения успеха, скрытого в значительной мере взгляду со стороны, осознать свои возможности, пережить радость, поверить в себя. Задача учителя - выявить и раскрыть внутренний потенциал учащихся).
Грамотная организация обучения учащихся, находящихся на длительном лечении, – эта основная задача для каждого учителя. При работе с учащимися учителя используют широкий арсенал имеющегося дидактического и наглядного материала (индивидуальные карточки с заданиями, опорные конспекты, схемы, таблицы и т. п.), возможности ИКТ (электронные формы учебников, тренажеры, презентации, учебные фильмы и т. д.), что делает уроки более интересными и способствует успешному усвоению учебного материала.
Важную роль в обучении учащихся, находящихся на длительном лечении выполняют современные образовательные технологии:
Здоровьесберегающие технологии
На уроках учителя постоянно обращают внимание на самочувствие учащихся, индивидуально дозируют объём учебной нагрузки и рационально распределяют её по времени учебного процесса. Учитывая факт нахождения учащихся на лечении в больнице, уменьшают нагрузку учащихся в объёме домашнего задания. Учёт индивидуальных особенностей, разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся. Учителя стремятся вызывать у учащихся положительное отношение к учебе. Доброжелательность – важный момент здоровьесберегающих технологий.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Сегодня у учителя есть большие возможности для использования информационно-коммуникационных технологий: электронные формы учебников, ЭОРы, мультимедийные презентации, тренажёры, видеофильмы и т.д.
Преимущества применения ИКТ:
- эффективное усвоение учебного материала,
- увеличение объема материала за счет экономии времени,
- осуществление межпредметных связей,
- повышение мотивации обучения, создание положительного настроя,
- активизация самостоятельной деятельности учащихся;
- быстрая обратная связь (возможность проверить, оценить и скорректировать знания, умения и навыки учащихся).
Игровые технологии
Игровые приёмы направлены на развитие у учащихся познавательного интереса, тесно связаны с учебным процессом. Формирование интереса к учению - важное средство повышения качества обучения. Игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал. Использование игровых технологий помогает учителям заинтересовать учащихся, вносит элемент новизны в урок, способствует изучению учебного материала.
Технология педагогической поддержки
Педагогическая поддержка – это профессиональная деятельность педагогов, направленная на оказание помощи детям в решении их проблем. Поддержка вытекает из реальных нужд, которые ребенок испытывает, но в силу ряда причин не может самостоятельно удовлетворить. Поэтому ему необходима помощь (поддержка) учителя. Педагогическая поддержка, в первую очередь, направлена на поддержание социальной активности учащихся, их активное включение в познавательную и творческую деятельность.
Педагогика сотрудничества
Основой педагогики сотрудничества является отношение к ученику как к равной, свободной личности. Реализация принципов педагогического сотрудничества требует от педагога особой квалификации и не может осуществляться им в одиночку. Для этого необходимо наличие коллектива единомышленников: учителей-предметников, родителей, психологов, медицинского персонала, воспитателя отделения. В этом плане полезно проведение медико-педагогических советов, «малых» педагогических советов в отделениях.
Большое внимание в ГОУ РК «РЦО» отводится организации внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность включает в себя проведение общешкольных и отделенческих внеклассных мероприятий, посвящённых знаменательным и праздничным датам, тематических уроков, бесед, мероприятий по предметам (устный журнал, игра по станциям, интеллектуальные игры, литературно-музыкальные композиции и т. д.).
Целью внеурочной деятельности является организация досуговой деятельности учащихся, находящихся на длительном лечении, развитие их познавательной активности, расширение кругозора, реализация личностных качеств и творческих способностей.
Использование разнообразных форм организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность учащихся, способствует психологической разрядке учащихся, находящихся на лечении в больнице, гармоничному включению их в мир человеческих отношений, а значит и эффективности обучения и воспитания.
Образовательный процесс в ГОУ РК «РЦО» строится таким образом, чтобы вернуть длительно болеющему и находящемуся в изоляции ребенку веру в свои силы, вселить в него оптимизм, способствовать его адаптации в дальнейшей привычной жизни.
В образовательном учреждении работают чуткие и доброжелательные, высококвалифицированные педагоги, знающие специфику работы с больными детьми, болеющие душой за каждого ребенка, применяющие в своей педагогической практике здоровьесберегающие образовательные технологии и принципы лечебной педагогики, что дает положительные результаты для обучения учащихся, находящихся на длительном лечении.
Использованные источники:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018 г.) «Об образовании в Российской Федерации»
Схемы и скриншоты авторские