Статья «Система поддержки образовательных потребностей детей, находящихся на длительном лечении»

2
0
Материал опубликован 9 October 2018 в группе

Система поддержки образовательных потребностей детей, находящихся на длительном лечении

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на бесплатное образование, даже если он временно по состоянию здоровья не может обучаться в обычной школе. Для таких детей в Республике Коми было создано Государственное общеобразовательное учреждение «Республиканский центр образования», одним из направлений работы которого является обучение детей, находящихся на лечении в медицинских учреждениях Республики Коми.

Специфика работы образовательного учреждения заключается в обеспечении реализации прав детей, находящихся на лечении в государственных медицинских организациях Республики Коми, на получение ими качественного образования в соответствии с их потребностями и возможностями.

Пребывание в больнице – нестандартное событие в жизни ребенка. Нарушается привычный ритм и стиль жизни, меняется окружение, условия обучения… Всё это сопровождается каждодневными медицинскими процедурами, зачастую не всегда приятными. Поэтому главным в работе учителя в условиях стационара является создание внутреннего комфорта для учеников в условиях медицинского учреждения, отвлечения их от болезни, формирование у учащихся интереса к учебе, поддержание позитивного жизненного тонуса.

Работа учителей основывается на принципах лечебной педагогики:

Основные формы организации учебной деятельности с учащимися - групповая и индивидуальная. При наличии в отделении от 4 до 15 учащихся организуются классы-комплекты для группового обучения из двух смежных классов: 1-3, 2-4, 5-6; 7-8; 9-10, 10-11. По индивидуальному учебному плану обучаются учащиеся:

- находящиеся на постельном режиме в отделениях онкогематологии, хирургии, нейрохирургии, ортопедии, травматологии;

- изолированные учащиеся, находящиеся в боксах;

- с заболеванием лейкемии в детском отделении кардиологического диспансера.

За годы работы в ГОУ РК «РЦО» сложилась система поддержки образовательных потребностей детей, находящихся на длительном лечении.

С момента поступления учащегося на лечение в стационар осуществляется его педагогическое сопровождение в обучении, в основе которого лежит индивидуально-личностный подход.

В образовательное учреждение поступают учащиеся с различным уровнем подготовки и развитием интеллекта. В одной группе могут обучаться учащиеся из общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, средних профессиональных образовательных учреждений (колледжей, техникумов) из разных городов Республики Коми, а также учащиеся национальной школы из глубинки. В детском отделении КРПБ проходят обучение по адаптированным образовательным программам учащиеся из специализированных детских домов и интернатов, специальных (коррекционных) школ г. Сыктывкара. Поэтому при осуществлении образовательного процесса нельзя не учитывать разнообразие социальных, возрастных, интеллектуальных и психологических характеристик детей, находящихся на обучении в стационаре.

Организация обучения в стационаре отличается от образовательного процесса в обычной школе. Разрешение на обучение ребенка, рекомендации по его проведению дает лечащий врач, исходя из тяжести заболевания, особенностей лечения, проводимых медицинских обследований и процедур.

Понять больного ребенка, принять его таким, каков он есть, помочь ему – главная задача учителя при моделировании взаимоотношений с учащимися. При первом знакомстве важно установить психологический контакт с ребенком, поступившим в больницу, сформировать у него положительное отношение к учебе. На данном этапе учителя выясняют круг интересов учащихся, рассказывают об образовательном учреждении, в котором им предстоит обучаться, знакомят с расписанием уроков, особенностями организации учебного процесса. С целью определения уровня подготовки, проводят с учащимися беседы по ранее пройденному материалу, тестирование, анализируют школьные тетради, составляют план работы с учащимися, главным в которой является дифференцированный подход к каждому ученику. Исходя из имеющихся условий для обучения в стационаре (в конкретном отделении), индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, учителя корректируют учебный материал, выбирают и используют соответствующие приёмы, методы, технологии при организации образовательной деятельности.

В процессе обучения учителю необходимо укреплять и развивать познавательный интерес учащихся, делать содержание своего учебного предмета интересным, а способы познавательной деятельности учащихся – разнообразными, творческими, продуктивными.

В своей работе учителя используют различные методы и приёмы, способствующие повышению учебной мотивации школьников. Наиболее эффективными являются следующие инструменты мотивации учащихся:

- сотрудничество (предоставление учащимся возможности совместно работать с другими людьми (с учителем, одноклассниками), создание условий, в которых ученики не будут стесняться учиться без страха неудачи);

- одобрение (подтверждение качества и ценности выполненной учащимися работы от людей, мнение которых значимо для них, это может быть учитель, сверстники, родители, медперсонал, воспитатель и т. д.);

- новизна учебного материала, необычность его подачи (вызов интереса к ранее неизвестному, необычность подачи побуждают учащихся лучше присмотреться к новому материалу, разобраться в нем);

- практическая значимость (учащиеся проявляют наибольший интерес к той информации, которая нужна им для жизни, помогает решать жизненные проблемы; это может быть подбор полезной и актуальной информации, интеграция учебного предмета с различными сферами общественной жизни (экология, культура, спорт, политика и т. д.), важно показать учащимся, что знания дают им для жизни, общения со сверстниками, для дальнейшего самоопределения и успеха в жизни);

- оценка (показывает уровень успешности овладения учащимися знаниями и является инструментом обратной связи для дальнейшей эффективной деятельности, у учащихся появляется потребность посмотреть на свою работу со стороны, сравнить свои успехи в учебе с успехами сверстников);

- использование игр, включение игровых элементов в урок (игровая ситуация имитирует деятельность взрослых и при правильной организации позволяет учащимся овладеть умениями и качествами, полезными для их будущей жизни);

- создание ситуации успеха (создание условий для учащихся, при которых они получают возможность достижения успеха, скрытого в значительной мере взгляду со стороны, осознать свои возможности, пережить радость, поверить в себя. Задача учителя - выявить и раскрыть внутренний потенциал учащихся).

Грамотная организация обучения учащихся, находящихся на длительном лечении, – эта основная задача для каждого учителя. При работе с учащимися учителя используют широкий арсенал имеющегося дидактического и наглядного материала (индивидуальные карточки с заданиями, опорные конспекты, схемы, таблицы и т. п.), возможности ИКТ (электронные формы учебников, тренажеры, презентации, учебные фильмы и т. д.), что делает уроки более интересными и способствует успешному усвоению учебного материала.

Важную роль в обучении учащихся, находящихся на длительном лечении выполняют современные образовательные технологии:

Здоровьесберегающие технологии

На уроках учителя постоянно обращают внимание на самочувствие учащихся, индивидуально дозируют объём учебной нагрузки и рационально распределяют её по времени учебного процесса. Учитывая факт нахождения учащихся на лечении в больнице, уменьшают нагрузку учащихся в объёме домашнего задания. Учёт индивидуальных особенностей, разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся. Учителя стремятся вызывать у учащихся положительное отношение к учебе. Доброжелательность – важный момент здоровьесберегающих технологий.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

Сегодня у учителя есть большие возможности для использования информационно-коммуникационных технологий: электронные формы учебников, ЭОРы, мультимедийные презентации, тренажёры, видеофильмы и т.д.

Преимущества применения ИКТ:

- эффективное усвоение учебного материала,

- увеличение объема материала за счет экономии времени,

- осуществление межпредметных связей,

- повышение мотивации обучения, создание положительного настроя,

- активизация самостоятельной деятельности учащихся;

- быстрая обратная связь (возможность проверить, оценить и скорректировать знания, умения и навыки учащихся).

Игровые технологии

Игровые приёмы направлены на развитие у учащихся познавательного интереса, тесно связаны с учебным процессом. Формирование интереса к учению - важное средство повышения качества обучения. Игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал. Использование игровых технологий помогает учителям заинтересовать учащихся, вносит элемент новизны в урок, способствует изучению учебного материала.

Технология педагогической поддержки

Педагогическая поддержка – это профессиональная деятельность педагогов, направленная на оказание помощи детям в решении их проблем. Поддержка вытекает из реальных нужд, которые ребенок испытывает, но в силу ряда причин не может самостоятельно удовлетворить. Поэтому ему необходима помощь (поддержка) учителя. Педагогическая поддержка, в первую очередь, направлена на поддержание социальной активности учащихся, их активное включение в познавательную и творческую деятельность.

Педагогика сотрудничества

Основой педагогики сотрудничества является отношение к ученику как к равной, свободной личности. Реализация принципов педагогического сотрудничества требует от педагога особой квалификации и не может осуществляться им в одиночку. Для этого необходимо наличие коллектива единомышленников: учителей-предметников, родителей, психологов, медицинского персонала, воспитателя отделения. В этом плане полезно проведение медико-педагогических советов, «малых» педагогических советов в отделениях.

Большое внимание в ГОУ РК «РЦО» отводится организации внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность включает в себя проведение общешкольных и отделенческих внеклассных мероприятий, посвящённых знаменательным и праздничным датам, тематических уроков, бесед, мероприятий по предметам (устный журнал, игра по станциям, интеллектуальные игры, литературно-музыкальные композиции и т. д.).

Целью внеурочной деятельности является организация досуговой деятельности учащихся, находящихся на длительном лечении, развитие их познавательной активности, расширение кругозора, реализация личностных качеств и творческих способностей.

Использование разнообразных форм организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность учащихся, способствует психологической разрядке учащихся, находящихся на лечении в больнице, гармоничному включению их в мир человеческих отношений, а значит и эффективности обучения и воспитания.

Образовательный процесс в ГОУ РК «РЦО» строится таким образом, чтобы вернуть длительно болеющему и находящемуся в изоляции ребенку веру в свои силы, вселить в него оптимизм, способствовать его адаптации в дальнейшей привычной жизни.

В образовательном учреждении работают чуткие и доброжелательные, высококвалифицированные педагоги, знающие специфику работы с больными детьми, болеющие душой за каждого ребенка, применяющие в своей педагогической практике здоровьесберегающие образовательные технологии и принципы лечебной педагогики, что дает положительные результаты для обучения учащихся, находящихся на длительном лечении.

Использованные источники:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018 г.) «Об образовании в Российской Федерации»

Схемы и скриншоты авторские

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.