Статья «Система повышения мотивации на обучение учителя истории и обществознания в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи»

4
0
Материал опубликован 2 January 2023

Система повышения мотивации на обучение учителя истории и обществознания в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Котягина Е.Н.

учитель истории и обществознания

ОГБОУ «Школа №10» г. Рязани


Я работаю в ОГБОУ «Школа № 10» города Рязани, в которой обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а точнее, с тяжелой речевой патологией.

Наши дети имеют не только чисто речевые проблемы, но и нарушения всех высших психических функций: именно эти их особенности мешают усвоению учебной программы и социально — психологической адаптации школьников. У них имеются нарушения восприятия, памяти, внимания, мышления. Школьникам коррекционных школ трудно соперничать со здоровыми сверстниками. У них заметно снижены духовно-познавательные потребности, эстетическая восприимчивость, терпимость к ошибкам и недостаткам других, мотивация достижения успеха.

Несформированность моторных и высших психических функций обязывает учителей истории и обществознания, работающих с детьми данной категории находить рациональные пути и методы обучения истории и обществознанию детей с ТНР.

Мой предмет ставит передо мной чёткую цель и основную задачу: формирование предметных знаний, умений, навыков, чувства патриотизма и гражданственности у учащихся. Путь к достижению данной цели лежит через целенаправленно организованный учебно-воспитательный процесс на основе активных форм и методов обучения в урочной и внеурочной деятельности. Однако на сегодняшний день наиболее актуальной проблемой школы стало отсутствие у учащихся подросткового возраста желания учиться.

Проблема: низкая мотивация учащихся к изучению истории и обществознанию, обусловленная, проблемами со здоровьем и трудностями в общении.

В своей педагогической деятельности я стараюсь следовать главной цели: на основе самостоятельной познавательной деятельности учащихся создать условия для становления социализированной личности через урочную и внеурочную деятельность по предмету, учитывая при этом индивидуальные особенности и возможности каждого ученика.

Для это я использую следующие методы повышения мотивации к обучению.

1.Проектно-исследовательская технология.

Работая над проектом, школьники учатся проводить исследования, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли, ориентироваться в большом числе текстовой, графической и цифровой информации, анализировать результаты и представлять новые идеи.

В практике моей работы проектная деятельность реализуется через урок, внеурочную деятельность, исследовательскую деятельность учащихся.

2.Личностно-ориентированное обучение.

При правильном обращении с детьми в условиях личностно-ориентированного подхода, развиваются такие стороны индивида: способность к самостоятельному выбору, умение рефлексировать и здраво оценивать собственные победы и поражения, поиск своего предназначения, склонность к творчеству, ответственность. Задача состоит в том, чтобы отыскать нужную способность каждого ребенка, и развивать их максимально по мере его возможностей.

3.Проблемное обучение.

Использование проблемного метода обучения позволяет получить следующие результаты:

Учащиеся грамотно и четко формулируют вопросы, участвуют в обсуждении; имеют желание высказывать и отстаивать свою точку зрения;развивается логическое мышление;развивается память, внимание, умение самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность;развивается способность к самоконтролю;формируется устойчивый интерес к предмету;активизируется мыслительная и познавательная деятельность учащихся на уроке.

4.Информационно-коммуникационные технологии

Работа на уроках истории с использованием ИКТ происходит по различным

направлениям. Все зависит от формы урока, целей и задач урока.

Работа с готовыми ресурсами. Это мультимедийные электронные учебники, звуковые ролики, учебные диски и учебные презентации по курсам истории и обществознания. Они позволяют разнообразить методы и формы работы с классом на разных этапах урока, позволяют увидеть тематические видеосюжеты, делают восприятие урока более наглядным и эмоциональным.

Работа с интерактивными картами. Знание исторической карты является необходимым при изучении истории. Интерактивные карты позволяют увидеть военное сражение в движении, дают возможность учащимся пояснять ход сражения, что повышает интерес к теме урока.

Использование Интернет – ресурсов. Образовательные ресурсы интернета используются для поиска исторических источников, при подготовке домашних заданий, творческих работ.

Использование готовых тематических тестов. Использование интерактивных тестов дают возможность тематического контроля, позволяют учащимся видеть результат и ошибки, дают возможность корректировать уровень знаний.

Создание собственных образовательных ресурсов. Создание презентаций является одной из форм творческой деятельности учащихся, развивающей навыки поисковой работы, планировать свою деятельность.

Все эти виды использования ИКТ на уроках истории и обществознания привели к росту уровня освоения стандарта образования по истории, повышению уровня познавательного интереса к истории, изменению методов обучения, увеличению исследовательской работы, использованию компетентностно–ориентированных технологий, развитию навыков самостоятельной и творческой деятельности.

5. Здоровьесберегающие технологии.

Цель здоровьесберегающих технологий — сбережение здоровья учащихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у учащихся культуры здоровья. формирование у школьников необходимых УУД по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.

6.Музейная образовательная программа дополнительного образования «По залам музея».

Огромную роль в социализации и воспитании учащихся с ОВЗ является посещение музеев, исторических мест, экскурсий по знаменательным местам Рязани и области. Наша школа находится в историческом центре Рязани. Недалеко от нее расположены главные музеи нашего города. Поэтому в своей работе я стараюсь взаимодействовать с музеями города на своих уроках и во внеурочное время. Одной из форм в работе с учениками стала музейная образовательная программы «По залам музея», составленная совместно с Рязанским музеем путешественников. Программа ориентирована на обучение детей основам краеведения и музейного дела, адаптацию детей с нарушениями речи, целенаправленное приобщение школьников на совместную познавательно-созидательную деятельность школьников и музейных работников, приобщение детей и учащейся молодежи к изучению истории нашей страны и Рязанского края через экспозиции музея.

Программа «По залам музея» выполняет образовательную и воспитательную функцию, помогает ученику разобраться в потоке информации, учит самостоятельности, толерантному поведению, развивает коммуникативные навыки, самореализации, познанию социальных ролей.

7.Экскурсионная и краеведческая деятельность.

В ОГБОУ «Школа №10» с 2015 года существует мемориальный музей «Н.П. Кравков – выдающийся естествоиспытатель». Школьный мемориальный музей создавался с целью увековечения памяти великого учёного, академика, знаменитого фармаколога Н.П. Кравкова и членов его семьи. Члены знаменитой научной династии Кравковых родились и провели детские годы в здании школы.

Академик Н.П. Кравков – самый известный представитель старшего поколения рязанской научной династии. Он вошел в историю как основоположник отечественной школы фармакологов.

Наш школьный музей является центром краеведческой работы. Здесь поводятся уроки истории, ребята знакомятся с предметами быта. Обычаями, праздниками Рязанского края, могут подержать в руках старинные вещи. Ученики старших классов проводят экскурсии для младших школьников, ведут исследовательскую работу по краеведению. Традиционным в нашей школе стал фестиваль «Кравковская весна», на котором ученики нашей школы представляют свои проекты по краеведению.

8.Кружки и клубы.

Потребностью обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является максимальное расширение образовательного пространства, участие в различных кружках и клубах. Этим обусловлена необходимость разработки и осуществления в нашей школе проекта гражданско-патриотического воспитания обучающихся «Детский геральдический клуб ОГБОУ «Школа №10».

В течение трех лет, с 2017 года ОГБОУ «Школа №10» осуществляется работа Детского школьного геральдического клуба, в котором принимают участие учащиеся 5-10 классов. Ежеквартально реализуется очно, заочно, дистанционно комплекс мероприятий, направленных на воспитание патриотизма и гражданственности подрастающего поколения средствами геральдики и символики, в которых принимают участие обучающиеся и их родители, педагогический коллектив, специалисты в области геральдики и протокольной работы и другие образовательные и культурные учреждения.

Результаты системы – стабильные показатели качества знаний, повышение интереса к изучению истории и обществознания, познавательной активности, участие учащихся в проектной деятельности, участие учащихся в мероприятиях различного уровня, а также их дальнейшая социальная адаптация.


Источники:

1.Котягина Е. Н. Развитие познавательных способностей детей с ОВЗ: музейная и проектная работа по краеведению/https://urok.1sept.ru/articles/691745(дата обращения 02.01.2023)

2.Котягина Е.Н. Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как способ повышения качества знаний у учащихся с ОВЗ" https://pedsovet.su/load/1260-1-0-57586(дата обращения 02.01.2023)


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации