Статья «Система работы с одаренными детьми в современном учебном заведении»

10
6
Материал опубликован 20 April 2019 в группе
                                                         Саенко Антон Сергеевич
                                                         Учитель истории Донецкой Республиканской
                                                         специализированной музыкальной школы-интерната
                                                         для одаренных детей, классный руководитель 6 класса
 
Для Донецкой Народной Республики создание целостной системы работы учебных заведений с одаренными учащимися является необходимым условием достижения успеха на пути развития независимого государства. Целенаправленная, систематическая работа в учебном заведении возможна только при условии создания и поэтапной реализации специально разработанных программ поиска, отбора, обучения, воспитания и развития одаренных детей.
 
Учащиеся школы во время встречи с воином-интернационалистом
 
В центре концепции развития современной школы должна быть личность, индивидуальная работа с одаренными детьми, которые отличаются прежде всего высоким интеллектом, является следствием как природных задатков, так и благоприятных условий обучения.
 
Антоний Гричун исполняет произведение для гостя из Колумбии
 
Особое значение сегодня приобретают централизованные программы поиска и поддержки одаренных детей в общереспубликанских масштабах.
 
В этом процессе можно выделить два основных направления научного поиска:
1) создание системы дополнительного образования для одаренных детей в условиях обычной общеобразовательной школы;
2) организация новых и поддержка существующих специализированных учебных заведений, ориентированных на работу с одаренными детьми.
 
Анализ научных исследований по проблемам одаренности свидетельствует о том, что большинство исследователей отдают предпочтение обучению детей в условиях обычных учебных заведений, используя ряд традиционных и инновационных методов. В методах обучения одаренных учащихся должны преобладать поисково-исследовательское направление и создание условий для генерирования креативных идей, развития творчества.
 
Сегодня практически каждое образовательное учебное заведение имеет свою систему работы с одаренными учащимися, раскрывает общие положения, принципы и пути решения этой проблемы. Такая система создается на основе собственных психолого-педагогических исследований, а также с использованием опыта других учебных заведений.
 
Главная цель бесспорно заключается в развитии одаренности учащихся, создании условий для максимального раскрытия талантов и одаренности ребенка, в определении стратегии, принципов, этапов психологического и научно-методического обеспечения реализации данной системы работы. Как и любая другая система, система работы с одаренными учащимися должна быть ориентирована на конечный результат.
 
Как правило, такая система предполагает построение модели одаренности, где
раскрываются все структурно-содержательные компоненты. На современном этапе существует несколько подходов к определению одаренности. Ученые рассматривают его как:
- высокий уровень способностей личности (В. Дружинин, Н. Лейтис)
- качественное преобразование способностей (Б. Теплов, В. Крутецкий)
- синоним всех способностей человеческого существа (С. Рубинштейн);
- характеристику степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей человека (Н. Левитов)
- целостную характеристику, объединение способностей в определенную систему (Б. Коссов)
- готовность личности к развитию в разных направлениях, так называемая основа для возникновения и развития специальных способностей в различных видах деятельности (Б. Ананьев).
 
В мировой практике большую популярность приобрела концепция, разработанная Дж. Рензулли. Согласно этой концепции, одаренность - это совокупность трех характеристик:
- интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
- креативности;
- настойчивости (мотивация ориентирована на задачу).
 
В общем одаренность можно представить как систему, которая включает такие
компоненты:
- анатомо-физиологические задатки;
- сенсорно-перцептивный блок, который характеризуется повышенной чувствительностью;
- интеллектуальные и умственные возможности, которые позволяют оценивать новые
ситуации и решать новые проблемы;
- эмоционально-волевые структуры, которые обуславливают длительные доминантные
ориентации и их искусственное поддержание;
- высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и т.д.
 
Таким образом, одаренность - это умение личности использовать свои способности и задатки, свой умственный потенциал в практической деятельности.
 
Составляющие одаренности включают следующие общие черты: соответствующий уровень мотивации; легкость обучения; способность к продуцированию нового, оригинального; стремление достичь высоких творческих результатов.
 
В соответствии с этим модель должна включать следующие компоненты:
- организационно-информационный;
- психологическое сопровождение одаренного ребенка;
- работа с педагогическими работниками;
- работа с родителями.
Система работы с одаренными учащимися, как правило, предусматривает организационное и функциональное обеспечение реализации Алгоритма работы и результативность модели.
 
Общешкольные программы, направленные на развитие способностей и одаренности учащихся, четко очерчивают основные моменты организации и содержания учебного процесса:
- формулирование основных задач обновления содержания и организации
образования, предусматривающих использование интегрированного обучения как условия успешной адаптации в современном информационном пространстве;
- ориентацию на исследовательско-поисковую деятельность учащихся;
- разработку и внедрение новых педагогических технологий оптимизации и интенсификации обучения;
- учета особенностей индивидуального развития одаренного ребенка, его ведущих интересов и склонностей;
- обеспечение соответствующих условий для физического и нравственного развития учащихся.
Урок истории Древнего мира по теме "Древнейшая Греция"
 
Четкую структуру приобретает организация и содержание воспитательной работы, которая, прежде всего, должна ориентироваться на основные задачи гражданского воспитания учащихся и индивидуальные программы развития личности одаренного ребенка. Целесообразно вводить в практику воспитательной работы формы творчески организованного досуга учащихся. В этом детям помогут комнаты школьника и детско-юношеские клубы по месту жительства, создание которых было активно начато в годы советской власти. Работа этих учреждений показала немало положительных результатов.
 
Система работы с одаренными учащимися базируется на активной жизненной позиции и творческой деятельности учителя, эмоциональной стабильности, целеустремленности, адекватной самооценке, умении правильно оценивать успехи учащихся, знании особенностей возрастного развития детей, высоком уровне владения предметом, использовании инновационных методов, чувстве юмора, педагогическом такте, наличии организаторских и коммуникативных способностей. Но безусловным залогом успеха в работе педагогического коллектива с одаренными учащимися является благоприятный психологический климат и сотрудничество учителей, родителей, учеников.
В классе проводится индивидуальная и внеклассная работа
 
Учебно-воспитательная деятельность в учреждениях образования строится на положительных эмоциях, стимулируя и поощряя всех участников учебно-воспитательного процесса к активной познавательной деятельности на основе создания ситуации успеха на уроках и во внеурочной деятельности.
 
Система работы с одаренными детьми, как правило, предусматривает:
- удовлетворение запросов одаренных учащихся в углубленном изучении предметов;
- создание условий для их разносторонних познавательных интересов и одновременно для развития выявленных в определенной области деятельности способностей;
- предотвращение развития у одаренных детей переоценки своих возможностей, потери интереса к учебе.
 
В работе с такими учащимися эффективны групповые и индивидуальные занятия на
уроках и во внеурочное время, факультативы.
Учащиеся принимают участие в семинаре "Эллинистический мир"
 
Важное место в системе работы с одаренными детьми занимает социально-психологическое сопровождение разработка психодиагностического инструментария (тесты, анкеты и т.д.) с целью определения и предоставления необходимой поддержки одаренным учащимся; создание банка данных с содержательными характеристиками одаренных детей; разработка и внедрение индивидуальных учебно-воспитательных программ.
 
Таким образом, внедрение системы работы с одаренными детьми предусматривает создание эффективно действующей модели учебно-воспитательного процесса, рассчитанной на развитие способностей и одаренности учащихся.
 
Организация работы по развитию способностей и талантов учащихся осуществляется в
три этапа:
- диагностический (выявление детей, имеющих способности к определенным видам деятельности, отличающихся нестандартностью мышления и творческим подходом к решению проблем);
- формирующий (создание условий для полноценного интеллектуального, физического, нравственного развития одаренных детей);
- мотивационно-стимулирующий (стимулирование учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию).
С 2019г. заложена добрая традиция вместе отмечать праздники
Психологи зачастую используют психодиагностические методики, которые помогают оценить социальное развитие ребенка, его творческие способности, интеллект (тесты Айзенка, Кеттела, Торренса, Векслера, «ШТРР» и т.п.). Однако не всегда результаты тестирования могут в полной мере выявить одаренность. Это связано с рядом субъективных факторов - от условий тестирования до состояния респондента в момент тестирования. Учитывая это, целесообразно данные психодиагностики дополнять сведениями родителей, учителей-предметников, классных руководителей, а также данными наблюдений за одаренным ребенком.
Мальчишки 6 класса поздравляют девчонок с 8 Марта
 
Обобщая практический опыт отечественных образовательных учебных заведений, можно утверждать, что в системе работы с одаренными учащимися целесообразно выделять 2 подхода:
1) Поддержка постоянного интереса учащегося к предмету путем предложения
для решения нестандартных задач, изучение внепрограммного материала, участие в олимпиадах, МАН, конкурсах и т.п.;
2) Индивидуальный подход к каждому обучающемуся, помощь в самоопределении и
развития личности, успешной социализации.
 
Учащиеся во время экскурсии в археологический музей ДонНУ
 
Система работы образовательного учебного заведения с одаренными учащимися способствует обеспечению результативности деятельности учебного заведения, формированию конкурентоспособной личности, способной превращать полученные знания в продукты практической деятельности. Работа с одаренными детьми должна быть четко спланирована и организована; предусматривает тесное сотрудничество учителя и учащихся, привлечение родителей к проблемам обучения, воспитания и развития одаренных детей. Такая система будет эффективной при условии ориентирования на конечный результат.
 
Список использованной литературы:
1. Амонашвили Ш. Школа жизни (Трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно-личностной педагогики). – М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 2000. – 142 с.
2. Чернер С., Зарицкая И. Педагогическая поддержка жизненного и профессионального самоопределения школьников // Школа. – 2000. – № 3. – с. 3-5
Мы в экране телевизора на телеканале "Оплот" (Донецк)
Гуридов Яромир исполняет вальс собственного сочинения
Комментарии

Антон Сергеевич, спасибо за материал!!! Огромная работа проводится с одаренными детьми!!!

20 April 2019

Спасибо большое, Светлана Анатольевна. Нам очень приятно, что Вы читаете и высоко оценили нашу работу!

20 April 2019

Поздравляю с ПОБЕДОЙ в конкурсе, Антон Сергеевич!!! Замечательная работа!!! Спасибо Вам!!!

29 July 2019

Спасибо большое, Наталья Валерьевна!

29 July 2019

Действительно, замечательная работа! Поздравляю с победой! Успехов и вдохновения!

29 July 2019

Благодарю

29 July 2019