Доклад «Система работы учителя начальных классов по формированию читательской компетенции учащихся в урочное и внеурочное время»

5
2
Материал опубликован 1 May 2023


 

Система работы учителя начальных классов по формированию читательской компетенции учащихся в урочное и внеурочное время.

Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Октябрьское Чернышова О.В.

«Литературное чтение» — один из ведущих предметов на- чальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необхо- димого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения.

Приоритетная цель обучения литературному чтению ста-

новление грамотного читателя, мотивированного к использова- нию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.

Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач:

формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;

достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;

осознание значимости художественной литературы и про- изведений устного народного творчества для всестороннего раз- вития личности человека;

первоначальное представление о многообразии жанров ху- дожественных произведений

-овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста

-овладение техникой смыслового чтения вслух

 

Формирование читательской деятельности рациональнее всего начинать с работы над совершенствованием навыков чтения в их сочетании с элементарным пониманием читаемого текста. Однако успешное поэтапное формирование этих умений возможно лишь на базе правильно организованной учебной деятельности в целом.

Формирование читательской деятельности

Изучение готовности детей к школе, особенности развития учащихся.

Цель: организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся. .(В зависимости от уровня, подбираю материал для занятий во внеурочное время)

Изучение теоретического материала по вопросу литературного образования младших школьников

Цель: наметить теоретическую основу литературного образования.

Система работы с родителями по вопросу литературного образования.

Цель: разъяснение необходимости систематической работы в семье по привитию любви к художественной книге.(Родительские собрания, индивидуальные беседы, мероприятия).

Формирование техники чтения младших школьников.

Цель: научить детей читать в соответствии с программными требованиями и выше.

- беглость

- правильность

- выразительность

- осознанность

Работа по развитию речи учащихся.

Цель: обеспечивать развитие речи и активно формировать речевые умения, навыки чтения, слушания и рассказывания.

- обучение пересказу

- обучение слушанию

- обучение письменной речи

Работа с художественным текстом (анализ литературного произведения).

Цель: научить детей полноценно воспринимать художественное произведение.

Результативность.

В своей работе над совершенствованием чтения я использую классификацию упражнений, предложенную Маргаритой Ивановной Омороковой, представим эти этапы в следующем порядке:

I. Развитие речевого аппарата.

II. Развитие внимания к зрительному образу читаемого.

III. Расширение оперативного поля чтения.

IV. Развитие смысловой догадки (антиципации).

V. Овладение пониманием значения слов, сближение восприятия и понимания текстов.

VI. Увеличение скорости чтения вслух и про себя

I этап. Развитие речевого аппарата.

1. Артикуляционная гимнастика:

а) произнесение гласных по образцу:

аоуэ, аиуоэ

б) произнесение согласных в сочетании с гласными по образцу:

жра, збу, спо

2. Упражнения для развития четкости произношения:

а) чтение скороговорок, чистоговорок, пословиц, поговорок.

Шутки-чистоговорки:

ря-ря-ря – синие моря; рю-рю-рю – репу я варю;

Все вышеприведенные упражнения выполняются в различных вариантах произношения: шепотом и медленно, тихо и в умеренном темпе, громко и быстро и т.п.

 

II этап. Развитие внимания к зрительному образу читаемого.

1. Упражнение на определение лишних букв, слогов, слов:

а, у, р, о, ы;

.

2. Упражнения на определение, что в словах общего и чем они различаются:

мел – мель,

3. Какие слова спрятались?

а) «Обратное» чтение:

ецнлос, ансев, цясем.

б) «Три в одном»:

мешоколад, сарайон.

4. Чтение согласных (гласных) по таблицам:

а

н

к

о

Б

х

у

р

д

С

л

ю

и

ф

Е


 

III этап. Расширение оперативного поля чтения.

Основной причиной низкой скорости чтения у детей психологи называют узкий охват (угол) зрения. Хорошо использовать таблицы Шульте для развития широкого поля зрения и увеличения скорости чтения. Таблицы, разработанные немецким психиатром Вальтером Шульте в середине ХХ века . Методика направлена на тренировку и расширение периферического зрения. Это имеет ключевое значение для скорости чтения, так как позволяет сократить время, затрачиваемое на поиск определённых информационных частей текста.

Первое правило – таблица должна находиться на расстоянии 30-35 см от глаз ребенка. При этом ее нужно приподнять под небольшим углом. Далее ребенок должен сфокусировать свой взгляд в центре карточки – отводить глаза в стороны запрещается, так не будет достигнут желаемый эффект.

Дальнейшая диагностика проводится так:

1. Ребенок держит таблицу, смотрит на нее в течении 10 секунд, после чего должен перевернуть ее лицевой стороной вниз.

2. Школьник должен сосредоточиться на просмотренном материале.

3.Далее таблицу следует перевернуть обратно и карандашом соединить цифры от 1 до 10 для первоклассников, от 1 до 25 по порядку для старших детей не раздумывая долго над своими действиями.

4. Каждую цифру нужно назвать вслух.

5.Далее таблицы можно усложнять.

t1682960858aa.jpg

Можно использовать и др. упражнения на развитие периферического зрения.

Учащиеся смотрят на звездочку и читают слоги:

 

 

 

 

м

*

о

 

 

 

 

 

 

 

м

 

 

 

у

 

 

 

 

 

м

 

 

 

 

 

ы

 

 

 

м

 

 

 

 

 

 

 

и

 

м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

IV этап.Развитие смысловой догадки (антиципации).

1.Антиципация частей поговорок.

Сделал дело - ….

Тише едешь - ….

2. Антиципация частей диалога.

3. Антиципация связных текстов с использованием решеток с разной шириной «перекладин» и затушеванных частей слов, частей текста, отдельных букв.

Упражнение «Пропавшие слова».

Зима.

Все дорожки покрыты пушистым ------------. Гладким ---------- оделась река. Ребята построили высокую -----------. Быстро мчатся --------- санки. Резкий ------------ бьет детям в ----------.

V этап. Овладение пониманием значения слов, сближение восприятия и понимания текстов.

Упражнения в определении лексического значения слов, объяснении их смысла и употреблении в связных текстах (предложениях).

а) Что общего в словах и чем они отличаются?

Мел-мель, мал-мял, мыл-мил.

б) Назови одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж.

в) Какое слово лишнее и почему?

Красивый, синий, красный, желтый.

Основные способы лексической работы следующие:

Выявление детьми в тексте непонятных слов, объяснение учениками их значения, если это возможно. Если нет, то необходимо обратить внимание детей на необходимость выяснения значения слово у взрослого (учителя на уроке) или нахождения данного слова в толковом словаре.

Показ предмета, его изображения, демонстрация действия.

Замена непонятного слова синонимом, значение которого известно детям.

Использование антонима.

Развернутое пояснение по типу статьи толкового словаря.

Обращение к составу или этимологии слова.

Понимание смысла слова из контекста.

VI этап. Увеличение скорости чтения вслух и про себя.

Эффективны упражнения, предложенные М.И. Омороковой: «Буксир», «Молния» и д.р.

Упражнение «Буксир» используется для развития скорости и гибкости чтения. Учитель громко читает текст, изменяя скорость чтения в соответствии с намеченным планом. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем.

Упражнение «Молния»: чередование чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости; чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя «Молния!» и продолжается от 20 секунд до 2 минут. Упражнение проводится ежедневно.

Многократное чтение.

Порядок многократного прочтения текста: чтение каждого предложения осуществляется в таком порядке:

1-й раз – медленное чтение учителем, четкое проговаривание слогов;

2-й раз – повторное прочтение без учителя;

3-й раз – плавное слитное чтение слов;

4-й раз – чтение в темпе разговорной речи;

5, 6, 7-й разы – предложение перечитывается с поочередной постановкой логического ударения на каждом слове;

8, 9, 10-й разы – темп чтения доводится до уровня скороговорки.

Превращения слов

Ко – коза – стрекоза

Чтение столбика с одинаковой концовкой.

-МКА -АЛКА -ЛЬКА –ОЧКА

рамка палка неделька елочка

Система заданий и упражнений направленных на формирование сознатель­ного чтения.

Карточки. Дети должны выбрать слово, которое разделено на слоги, слоги располагаются в хаотичном порядке.

Упражнения, развивающие внимание и память в процессе чтения.

Чтение строчек наоборот по буквам.

Чтение только второй половины слов.

Мальчик гулял с собакой. / Чик лял с бакой. / (акценты на конец слова)

Развитие выразительности чтения.

Эта группа упражнений связана с выяснением жанра произведений. Это важно, потому что каждый жанр требует особого чтения.

Вопросы – задания.

Указания на особенности чтения произведения данного жанра.

Постарайся прочитать каждую из песен плавно, напевно. Прислушайся к звучанию песен. Какие слова придают песням особую задушевность?

Соотношение текста с персонажами.

Подготовься к чтению сказки по ролям. Найди слова автора и других героев. Подумай, как их надо прочесть. Почему?

Объяснение тона, темпа чтения в зависимости от содержания текста.

Подумай одинаковым ли тоном надо читать слова героев. Почему ты так считаешь? Подумай в каком тоне и темпе надо читать это произведение – плавно, напевно, грустно, быстро или бодро.

Упражнения по формированию правильного и беглого чтения следует проводить в начале урока, а упражнения, связанные с осмыслением прочитанного, можно использовать при подготовке к восприятию нового материала. Упражнения можно включать на уроках окружающего мира, русского языка, изобразительного искусства, а также использовать для индивидуальной работы.

В своей работе я также пользуюсь рекомендациями методики оптимального чтения С.Г.Швайко, И.Т.Федоренко-Пальченко.

1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения.

2. Жужжащее чтение.

Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Такой способ чтения на уроке позволяет увеличить время тренажа в несколько раз. Этот способ чтения был одним из основных элементов обучения чтению в Павлышской школе, школе Сухомлинского.

3. Ежеурочные пятиминутки чтения. Любой урок – будь то чтение, пение, рисование, математика – начинаются с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу, и дальше идёт обычный урок.

Давайте проследим, что дают ежеурочные пятиминутки. Пять минут за урок, четыре урока в день, пять дней в неделю. Недельный тренаж получается в объёме 100 минут.

4. Чтение перед сном также дает хорошие результаты.

Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий», то есть учи так, чтобы это было последним событием дня.

5. Режим щадящего чтения.

Это такой режим, когда ребенок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается при просмотре диафильмов: прочитал две строчки под кадром – посмотрел картинку, отдохнул. Этот прием необходимо использовать, если ребенок не любит читать. Хороший результат дает совмещение четвертой и пятой рекомендации, то есть просмотр диафильмов перед сном.
Как было сказано выше, одна из первых задач, которая стоит перед курсом литературного чтения- формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;

Желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать. Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть из книг.

 

Формирование интереса во многом зависит от выбора средств, с помощью котoрых учитель вводит ученика в мир книг. Разумными и полезными считаются следующие:

новизна;

связь с жизненными ситуациями;

практическoе применение знаний;

сoревнование;

работа в группе и в парах;

уроки в нетрадициoнной форме;

создание ситуаций успеха;

доверие к ученику и др.

Учитель должен владеть приёмами поддержки интереса к чтению и стимулировать желание читать самoстоятельно:

опираться на желания читать по выбoру;

учитывать интересы и склoнности;

поддерживать сoперничество;

обращаться к самoлюбию;

одобрять успех; хвалить;

показывать достижения;

признавать достоинства;

критиковать, сопереживая.

Ребёнок, который приходит в школу, любит сказки, стихи, рассказы, но постепенно у негo снижается к этому интерес.

Развитию интереса к чтению спoсобствуют разнoобразные виды и фoрмы работы с детской книгoй: литературные кoнкурсы, литературные игры, викторины, кроссворды, шарады, художественные конкурсы на лучший рисунок к прочитанному произведению, конкурсы на знание стихов и прозы.

Таким oбразом, занятие будет познавательным, если дети в ходе его:

· думают (анализируют, сравнивают, обoбщают, доказывают);

· удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);

· внимательны (целеустремленны, настoйчивы, проявляют волю);

· фантазируют (предвосхищают, создают новые образы

Для формирования и развития пoзнавательного интереса неoбходимо:

· укреплять в каждoм ребенке веру в свои силы, пoощрять его, не oслаблять его интереса недоверием, негативными oценками;

· развивать у детей чувствo собственнoго достoинства: позиции педагога и ребенка являются равными, партнерскими;

· развивать твoрческие силы детей, сoздавать для этого условия;

· испoльзовать приемы, спoсобствующие выходу двигательной энергии.

Структура читательского интереса:

Созерцательный интерес.

Интерес к процессу (технике) чтения.

Интерес к смыслу прочитанного (познавательный).

Интерес творческого увлечения чтением.

Н.Н.Светловская пишет «знание книг, а так же грамотная организация читательской деятельности, обеспечивающая культуру чтения и не провоцирующая нежелание читать, вот ЗАКОНЫ становления ребёнка-читателя». Необходимо спрашивать ребёнка, нравится ли ему книга. Давать рассмoтреть 2-3 книги, чтобы выбрать одну: по собственному выбору ученик читает охотнее. Эти книги сделают своё дoброе дело: проложат мoстик интереса и дoверия между книгой и читателем.


 

 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересная публикация.Которая , несомненно может пригодиться не только педагогу,но и родителям.

1 May 2023

Спасибо, Екатерина.

2 May 2023

Похожие публикации