Доклад «Система работы учителя начальных классов по формированию читательской компетенции учащихся в урочное и внеурочное время»
Система работы учителя начальных классов по формированию читательской компетенции учащихся в урочное и внеурочное время.
Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Октябрьское Чернышова О.В.
«Литературное чтение» — один из ведущих предметов на- чальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необхо- димого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения.
Приоритетная цель обучения литературному чтению — ста-
новление грамотного читателя, мотивированного к использова- нию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач:
— формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
осознание значимости художественной литературы и про- изведений устного народного творчества для всестороннего раз- вития личности человека;
первоначальное представление о многообразии жанров ху- дожественных произведений
-овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста
-овладение техникой смыслового чтения вслух
Формирование читательской деятельности рациональнее всего начинать с работы над совершенствованием навыков чтения в их сочетании с элементарным пониманием читаемого текста. Однако успешное поэтапное формирование этих умений возможно лишь на базе правильно организованной учебной деятельности в целом.
Формирование читательской деятельности
Изучение готовности детей к школе, особенности развития учащихся.
Цель: организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся. .(В зависимости от уровня, подбираю материал для занятий во внеурочное время)
Изучение теоретического материала по вопросу литературного образования младших школьников
Цель: наметить теоретическую основу литературного образования.
Система работы с родителями по вопросу литературного образования.
Цель: разъяснение необходимости систематической работы в семье по привитию любви к художественной книге.(Родительские собрания, индивидуальные беседы, мероприятия).
Формирование техники чтения младших школьников.
Цель: научить детей читать в соответствии с программными требованиями и выше.
- беглость
- правильность
- выразительность
- осознанность
Работа по развитию речи учащихся.
Цель: обеспечивать развитие речи и активно формировать речевые умения, навыки чтения, слушания и рассказывания.
- обучение пересказу
- обучение слушанию
- обучение письменной речи
Работа с художественным текстом (анализ литературного произведения).
Цель: научить детей полноценно воспринимать художественное произведение.
Результативность.
В своей работе над совершенствованием чтения я использую классификацию упражнений, предложенную Маргаритой Ивановной Омороковой, представим эти этапы в следующем порядке:
I. Развитие речевого аппарата.
II. Развитие внимания к зрительному образу читаемого.
III. Расширение оперативного поля чтения.
IV. Развитие смысловой догадки (антиципации).
V. Овладение пониманием значения слов, сближение восприятия и понимания текстов.
VI. Увеличение скорости чтения вслух и про себя
I этап. Развитие речевого аппарата.
1. Артикуляционная гимнастика:
а) произнесение гласных по образцу:
аоуэ, аиуоэ
б) произнесение согласных в сочетании с гласными по образцу:
жра, збу, спо
2. Упражнения для развития четкости произношения:
а) чтение скороговорок, чистоговорок, пословиц, поговорок.
Шутки-чистоговорки:
ря-ря-ря – синие моря; рю-рю-рю – репу я варю;
Все вышеприведенные упражнения выполняются в различных вариантах произношения: шепотом и медленно, тихо и в умеренном темпе, громко и быстро и т.п.
II этап. Развитие внимания к зрительному образу читаемого.
1. Упражнение на определение лишних букв, слогов, слов:
а, у, р, о, ы;
.
2. Упражнения на определение, что в словах общего и чем они различаются:
мел – мель,
3. Какие слова спрятались?
а) «Обратное» чтение:
ецнлос, ансев, цясем.
б) «Три в одном»:
мешоколад, сарайон.
4. Чтение согласных (гласных) по таблицам:
а |
н |
к |
о |
Б |
х |
у |
р |
д |
С |
л |
ю |
и |
ф |
Е |
III этап. Расширение оперативного поля чтения.
Основной причиной низкой скорости чтения у детей психологи называют узкий охват (угол) зрения. Хорошо использовать таблицы Шульте для развития широкого поля зрения и увеличения скорости чтения. Таблицы, разработанные немецким психиатром Вальтером Шульте в середине ХХ века . Методика направлена на тренировку и расширение периферического зрения. Это имеет ключевое значение для скорости чтения, так как позволяет сократить время, затрачиваемое на поиск определённых информационных частей текста.
Первое правило – таблица должна находиться на расстоянии 30-35 см от глаз ребенка. При этом ее нужно приподнять под небольшим углом. Далее ребенок должен сфокусировать свой взгляд в центре карточки – отводить глаза в стороны запрещается, так не будет достигнут желаемый эффект.
Дальнейшая диагностика проводится так:
1. Ребенок держит таблицу, смотрит на нее в течении 10 секунд, после чего должен перевернуть ее лицевой стороной вниз.
2. Школьник должен сосредоточиться на просмотренном материале.
3.Далее таблицу следует перевернуть обратно и карандашом соединить цифры от 1 до 10 для первоклассников, от 1 до 25 по порядку для старших детей не раздумывая долго над своими действиями.
4. Каждую цифру нужно назвать вслух.
5.Далее таблицы можно усложнять.
Можно использовать и др. упражнения на развитие периферического зрения.
Учащиеся смотрят на звездочку и читают слоги:
|
|
|
|
м |
* |
о |
|
|
|
|
|
|
|
м |
|
|
|
у |
|
|
|
|
|
м |
|
|
|
|
|
ы |
|
|
|
м |
|
|
|
|
|
|
|
и |
|
м |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
IV этап.Развитие смысловой догадки (антиципации).
1.Антиципация частей поговорок.
Сделал дело - ….
Тише едешь - ….
2. Антиципация частей диалога.
3. Антиципация связных текстов с использованием решеток с разной шириной «перекладин» и затушеванных частей слов, частей текста, отдельных букв.
Упражнение «Пропавшие слова».
Зима.
Все дорожки покрыты пушистым ------------. Гладким ---------- оделась река. Ребята построили высокую -----------. Быстро мчатся --------- санки. Резкий ------------ бьет детям в ----------.
V этап. Овладение пониманием значения слов, сближение восприятия и понимания текстов.
Упражнения в определении лексического значения слов, объяснении их смысла и употреблении в связных текстах (предложениях).
а) Что общего в словах и чем они отличаются?
Мел-мель, мал-мял, мыл-мил.
б) Назови одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж.
в) Какое слово лишнее и почему?
Красивый, синий, красный, желтый.
Основные способы лексической работы следующие:
• Выявление детьми в тексте непонятных слов, объяснение учениками их значения, если это возможно. Если нет, то необходимо обратить внимание детей на необходимость выяснения значения слово у взрослого (учителя на уроке) или нахождения данного слова в толковом словаре.
• Показ предмета, его изображения, демонстрация действия.
• Замена непонятного слова синонимом, значение которого известно детям.
• Использование антонима.
• Развернутое пояснение по типу статьи толкового словаря.
• Обращение к составу или этимологии слова.
• Понимание смысла слова из контекста.
VI этап. Увеличение скорости чтения вслух и про себя.
Эффективны упражнения, предложенные М.И. Омороковой: «Буксир», «Молния» и д.р.
Упражнение «Буксир» используется для развития скорости и гибкости чтения. Учитель громко читает текст, изменяя скорость чтения в соответствии с намеченным планом. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем.
Упражнение «Молния»: чередование чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости; чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя «Молния!» и продолжается от 20 секунд до 2 минут. Упражнение проводится ежедневно.
Многократное чтение.
Порядок многократного прочтения текста: чтение каждого предложения осуществляется в таком порядке:
• 1-й раз – медленное чтение учителем, четкое проговаривание слогов;
• 2-й раз – повторное прочтение без учителя;
• 3-й раз – плавное слитное чтение слов;
• 4-й раз – чтение в темпе разговорной речи;
• 5, 6, 7-й разы – предложение перечитывается с поочередной постановкой логического ударения на каждом слове;
• 8, 9, 10-й разы – темп чтения доводится до уровня скороговорки.
Превращения слов
Ко – коза – стрекоза
Чтение столбика с одинаковой концовкой.
-МКА -АЛКА -ЛЬКА –ОЧКА
рамка палка неделька елочка
Система заданий и упражнений направленных на формирование сознательного чтения.
Карточки. Дети должны выбрать слово, которое разделено на слоги, слоги располагаются в хаотичном порядке.
Упражнения, развивающие внимание и память в процессе чтения.
Чтение строчек наоборот по буквам.
Чтение только второй половины слов.
Мальчик гулял с собакой. / Чик лял с бакой. / (акценты на конец слова)
Развитие выразительности чтения.
Эта группа упражнений связана с выяснением жанра произведений. Это важно, потому что каждый жанр требует особого чтения.
Вопросы – задания.
Указания на особенности чтения произведения данного жанра.
Постарайся прочитать каждую из песен плавно, напевно. Прислушайся к звучанию песен. Какие слова придают песням особую задушевность?
Соотношение текста с персонажами.
Подготовься к чтению сказки по ролям. Найди слова автора и других героев. Подумай, как их надо прочесть. Почему?
Объяснение тона, темпа чтения в зависимости от содержания текста.
Подумай одинаковым ли тоном надо читать слова героев. Почему ты так считаешь? Подумай в каком тоне и темпе надо читать это произведение – плавно, напевно, грустно, быстро или бодро.
Упражнения по формированию правильного и беглого чтения следует проводить в начале урока, а упражнения, связанные с осмыслением прочитанного, можно использовать при подготовке к восприятию нового материала. Упражнения можно включать на уроках окружающего мира, русского языка, изобразительного искусства, а также использовать для индивидуальной работы.
В своей работе я также пользуюсь рекомендациями методики оптимального чтения С.Г.Швайко, И.Т.Федоренко-Пальченко.
1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения.
2. Жужжащее чтение.
Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Такой способ чтения на уроке позволяет увеличить время тренажа в несколько раз. Этот способ чтения был одним из основных элементов обучения чтению в Павлышской школе, школе Сухомлинского.
3. Ежеурочные пятиминутки чтения. Любой урок – будь то чтение, пение, рисование, математика – начинаются с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу, и дальше идёт обычный урок.
Давайте проследим, что дают ежеурочные пятиминутки. Пять минут за урок, четыре урока в день, пять дней в неделю. Недельный тренаж получается в объёме 100 минут.
4. Чтение перед сном также дает хорошие результаты.
Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий», то есть учи так, чтобы это было последним событием дня.
5. Режим щадящего чтения.
Это такой режим, когда ребенок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается при просмотре диафильмов: прочитал две строчки под кадром – посмотрел картинку, отдохнул. Этот прием необходимо использовать, если ребенок не любит читать. Хороший результат дает совмещение четвертой и пятой рекомендации, то есть просмотр диафильмов перед сном.
Как было сказано выше, одна из первых задач, которая стоит перед курсом литературного чтения- формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
Желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать. Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть из книг.
Формирование интереса во многом зависит от выбора средств, с помощью котoрых учитель вводит ученика в мир книг. Разумными и полезными считаются следующие:
новизна;
связь с жизненными ситуациями;
практическoе применение знаний;
сoревнование;
работа в группе и в парах;
уроки в нетрадициoнной форме;
создание ситуаций успеха;
доверие к ученику и др.
Учитель должен владеть приёмами поддержки интереса к чтению и стимулировать желание читать самoстоятельно:
опираться на желания читать по выбoру;
учитывать интересы и склoнности;
поддерживать сoперничество;
обращаться к самoлюбию;
одобрять успех; хвалить;
показывать достижения;
признавать достоинства;
критиковать, сопереживая.
Ребёнок, который приходит в школу, любит сказки, стихи, рассказы, но постепенно у негo снижается к этому интерес.
Развитию интереса к чтению спoсобствуют разнoобразные виды и фoрмы работы с детской книгoй: литературные кoнкурсы, литературные игры, викторины, кроссворды, шарады, художественные конкурсы на лучший рисунок к прочитанному произведению, конкурсы на знание стихов и прозы.
Таким oбразом, занятие будет познавательным, если дети в ходе его:
· думают (анализируют, сравнивают, обoбщают, доказывают);
· удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);
· внимательны (целеустремленны, настoйчивы, проявляют волю);
· фантазируют (предвосхищают, создают новые образы
Для формирования и развития пoзнавательного интереса неoбходимо:
· укреплять в каждoм ребенке веру в свои силы, пoощрять его, не oслаблять его интереса недоверием, негативными oценками;
· развивать у детей чувствo собственнoго достoинства: позиции педагога и ребенка являются равными, партнерскими;
· развивать твoрческие силы детей, сoздавать для этого условия;
· испoльзовать приемы, спoсобствующие выходу двигательной энергии.
Структура читательского интереса:
Созерцательный интерес.
Интерес к процессу (технике) чтения.
Интерес к смыслу прочитанного (познавательный).
Интерес творческого увлечения чтением.
Н.Н.Светловская пишет «знание книг, а так же грамотная организация читательской деятельности, обеспечивающая культуру чтения и не провоцирующая нежелание читать, вот ЗАКОНЫ становления ребёнка-читателя». Необходимо спрашивать ребёнка, нравится ли ему книга. Давать рассмoтреть 2-3 книги, чтобы выбрать одну: по собственному выбору ученик читает охотнее. Эти книги сделают своё дoброе дело: проложат мoстик интереса и дoверия между книгой и читателем.
Катерина
Чернышова Ольга Викторовна