12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трефилова Раиса Поликарповна117486
Учитель биологии высшей квалификационной категории, педагогический стаж 47 лет, руководитель регионального отделения "Зеленая планета". Отличник народного просвещения. Победитель краевого и национального проекта «Образование»
Россия, Пермский край, Карагай
Материал размещён в группе «Урок биологии»

  Критерии вида

(систематизация материала)

Подготовила:

Трефилова Раиса Поликарповна,

учитель биологии

МБОУ «Карагайская СОШ № 2»

Карагай - 2018

Ресурс предназначен для систематизации и обобщения знаний учащихся по теме «Критерии вида». Состоит из двух частей. Первая часть – сетка таблицы для учащихся. Вторая часть – заполненная таблица как эталон для проверки. В таблице приведены дополнительные примеры, которых нет в учебниках.

Критерии вида

Название критерия

Какими общими признаками по этому критерию должны обладать особи, чтобы отнести их к одному виду.

Исключение

1. Морфологический

 

 

2. Биохимический

   

3. Физиологический

 

 

4. Генетический

 

 

5. Цитологический

 

 

6. Географический

 

 

7. Экологический

 

 

8. Исторический

   

9. Этологический

   

Критерии вида

Критерии вида – это признаки, по которым один вид отличается от другого.

Название критерия

Какими общими признаками по этому критерию должны обладать особи, чтобы отнести их к одному виду.

Исключение

1. Морфологический

Сходство внешнего и внутреннего строения организмов.

Виды – двойники, половой диморфизм, полиморфизм особей одного вида. Учёные обнаружили виды двойники у растений, рыб, насекомых, млекопитающих.

У чёрных крыс два вида-двойника, внешне не отличающихся друг от друга, с 38 и 42 хромосомами. Ранее считавшийся один вид малярийного комара разделён на 6 видов-двойников.

У многих птиц ярко выражен половой диморфизм, например разная окраска самцов и самок у представителей отряда Куриные (тетерев, глухарь). У кряквы самец ярко окрашен, а самка темно-бурая.

У благородного оленя самцы имеют рога, а у самок их нет. У бабочки капустной белянки гусеница отличается от взрослой особи внешними признаками. У папоротника щитовника мужского спорофит имеет листья и корни, а гаметофит представлен зеленой пластинкой с ризоидами.

Рыбка-щиповка имеет 3 вида –двойника.

По одному морфологическому критерию нельзя судить, относятся ли особи к одному виду.

2. Биохимический

Сходны по биохимическим показателям (химический состав, состав и структура белков и нуклеиновых кислот)

Есть очень близкие виды по биохимическому составу, поэтому один биохимический критерий нельзя использовать для определения вида.

Ряд биологически активных веществ играют аналогичную роль в обмене веществ у разных видов. Например, хлорофилл у всех зеленых растений участвует в фотосинтезе.  

3. Физиологический

Сходство всех процессов жизнедеятельности и возможность получения плодовитого потомства при скрещивании. Представители разных видов не скрещиваются или потомство бесплодно. Нескрещиваемость объясняется разным строением половых органов, разными сроками размножения.

Собака х волк – плодовитое потомство - волкособ.

Тополь х ива – плодовитое потомство.

Канарейка х зяблик – плодовитое потомство.

4. Генетический

Хромосомный набор – главный критерий. Генетическая изоляция видов.

Особи одного вида скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство (основан на сходстве числа хромосом, их форм и строения)

Наличие межвидовых гибридов.

Геномный полиморфизм:

козья ива имеет диплоидное — 38 и тетраплоидное число хромосом — 76. У серебряного карася встречаются популяции с набором хромосом 100, 150, 200, тогда как нормальное число их равно 50.

 

5. Цитологический

Одинаковое строение клеток у особей одного вида.

Хромосомный полиморфизм в пределах вида. У разных видов число хромосом может быть одинаковым:

у человека и тополя – 46 хромосом, но они имеют разную форму и размеры.

6. Географический

Занимают определенный ареал. Он бывает большим или меньшим, сплошным или прерывистым.

Лиственница сибирская распространена в Сибири (Зауралье), а лиственница даурская — в Приморском крае (Дальний Восток).

Есть виды-космополиты, обитающие повсеместно: сорные растения, насекомые-вредители. Ареалы многих видов совпадают.

7. Экологический

Сходны способом питания, местом обитания, условиями факторов внешней среды, необходимых для их существования. Каждый из 14 видов дарвиновых вьюрков (названных так в честь Ч. Дарвина, впервые обратившего на них внимание), обитающих на Галапагосских островах, имеет свою эконишу, которая отличается

от других, видом корма и способами его добывания.

Экологические ниши разных видов перекрываются. Выведение человеком новых пород животных и сортов растений показало, что особи одного вида (дикие и окультуренные) могут жить в сильно различающихся условиях среды.

Это доказывает относительный характер экологического критерия.

8. Исторический

Единая история возникновения и развития вида, общие предки.

У некоторых видов неизвестны конкретные далёкие предки.

9. Этологический

Особи одного вида схожи по поведенческим признакам.

Существуют виды, имеющие сходное поведение, например, разные виды божьих коровок.

Домашнее задание (9 человек по желанию):

Найти в дополнительных источниках материал по каждому критерию и подготовить карточку с кратким сообщением об одном из критериев вида.

Источники информации:

Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы/ Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова. – 3-е изд.-М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008.

Биология. Справочник абитуриента / З.А.Власова. – М.: Филол. Об-во «СЛОВО», АСТ, 1997.

Учебник по биологии, УМК любой.

4. http://sad4-karpinsk.ru/vidy-rastenij/kriterii-vida-rasteniya.html - критерии вида.

Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (5)

Горбачёва Марина Юрьевна, 28.07.18 в 14:03 7Ответить Пожаловаться
Спасибо за качественный ресурс,помогающий систематизировать знания учащихся!
Трефилова Раиса Поликарповна, 28.08.18 в 19:29 7Ответить Пожаловаться
Благодарю Вас за внимание к материалу!
Горбачёва Марина Юрьевна, 27.10.18 в 05:40 6Ответить Пожаловаться
Нашему биологу работа понравилась!!
Трефилова Раиса Поликарповна, 27.10.18 в 21:41 6Ответить Пожаловаться
Очень рада, что работа востребована, полезна для коллег!
Елена Владимировна, 09.07.19 в 15:35 1Ответить Пожаловаться
Люблю эту тему. С удовольствием познакомилась с Вашей разработкой. Кстати Вы заметили, что эту тему включили и в ВПР для 7 класса? Так что очень нужная тема.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.