Статья «Системно-деятельностный подход как фактор индивидуализации обучения учащихся с ОВЗ швейному делу» (5–9 класс)

2
0
Материал опубликован 17 June 2019 в группе

Системно-деятельностный подход как фактор индивидуализации обучения учащихся с ОВЗ швейному делу

В настоящее время система образования нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, применения полученных знаний на практике, способности и готовности к труду. Стремление к максимальному учету возрастных и индивидуальных особенностей ребенка получает все большее распространение.

Системно-деятельностный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и создать благоприятные условия для их разноуровневой подготовки.

Задачей системно-деятельностного подхода является насыщение личностными смыслами педагогического процесса как среды развития личности, социализации и адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни. Отличает систему обучения то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития. Работа ученика с учетом зоны ближайшего развития способствует актуализации знаний, саморегуляции и планирования собственной деятельности в условиях контроля и помощи со стороны учителя.

При реализации этого подхода, в первую очередь изменяется тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля учитель переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ результатов деятельности ученика, что в свою очередь ведет к индивидуализации обучения. Важно, что учитель не только дает знания, но и создает оптимальные условия для развития личности учащихся. В итоге ученик  не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – анализирует способы выполнения задания, определяет причины ошибок. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. Обучающиеся различаются по темпераменту и характеру, по темпу выполнения работы и мотивации. Это обусловлено сочетанием основного и сопутствующих дефектов, а также их глубиной.

Значительные различия между отдельными учениками внутри школьного коллектива требуют от учителя постоянного изучения особенностей их развития. Применительно к трудовому обучению приняты 3 группы свойств, соответствующих целевой, исполнительной и энергетической сторонам учебно-трудовой деятельности.

Целевую сторону характеризуют свойства, отражающие процессы усвоения заданной цели, ориентировка в задании, планирование предстоящей работы.

Исполнительная сторона включает свойства, характеризующие процессы реализации планов: выполнение практических работ, сформированность правильных приемов, навыков и умений, а также самоконтроль.

Энергетическая сторона охватывает свойства, характеризующие активизацию нервной системы учащихся: эмоции, способности к волевому усилию, степень утомляемости, выносливость, уровень работоспособности учащихся.

Индивидуальные особенности учащихся могут быть определены путем комплексной оценки, которая отражает деятельность по трем направлениям анализа. На основании этого я сформировала таблицу комплексной оценки деятельности учащихся, которая позволяет выявить слабые стороны в усвоении учебного материала и организовать работу с этими детьми в нужном направлении.

При работе с сильными учащимися я с постоянно увеличиваю содержание учебного материала. Со слабыми учащимися провожу индивидуальную работу, помогая им справляться с заданием. Часто задания делю на 2 части: обязательную и желательную. Это позволяет слабым учащимся, не торопясь, выполнить обязательную часть, а сильным - выполнить и дополнительную.

Причиной недостаточной самостоятельности обучающихся являются затруднения при ориентировке в задании, анализе образца, понимании инструкции, привлечении своего прошлого опыта к решению данной задачи, планировании трудовой деятельности (определение последовательности операций и приемов работы), самоконтроле и взаимоконтроле. На занятиях стараюсь развить умения и навыки обучающихся, вселить уверенность при выполнении тех или иных операций, создать ситуацию успеха для каждого ребенка, научить видеть результаты своей работы.

В своей работе я использую дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий. Например, при изучении темы «Запошивочный шов», который в дальнейшем используется при пошиве ночной сорочки, пижамы, я использую пооперационно-технологические карты (основную и индивидуальные), план работы, образец изделия. При необходимости, помогаю слабым ученикам выполнять задание, что приводит к осмысленному завершению работы. После того, как учащиеся научились выслушивать, повторять и запоминать характеристику изделия, осуществляю переход к следующему этапу обучения, когда анализ изделия проводится в групповой беседе, причем постепенно уменьшаю свою помощь в определении характеристик изделий. Необходимы в работе пооперационные карты, которые облегчают работу над заданием (например карта обработки накладного кармана и обработки срезов подкройной обтачкой). Эти карты служат основой для различных заданий. Можно предложить детям составить план работы над изделием пользуясь только технологической частью карты. Или установить правильный порядок работы над изделием, используя названия операций.

На уроках поддерживаю каждый самостоятельный шаг учащихся, приучаю их к усидчивости и аккуратности, поощряю естественное стремление к творчеству.

Значительную роль в процессе обучения играет внеклассная работа. На занятиях кружка девочки выполняют различные изделия (вышивка гладью и крестом, мягкая игрушка и др.). Регулярно организуются выставки работ учащихся. Лучшие работы принимают участие во всероссийских и международных дистанционных конкурсах авторской игрушки. По итогам конкурсов девочки награждены дипломами за I, II и III место.

Еще одной формой работы является проведение внеклассных мероприятий «Праздник труда», «Умелые руки не знают скуки», которые проводятся в форме соревнований двух команд. При прохождении конкурсов учащимся предлагаются различные задания. К участию в мероприятиях я привлекаю не только сильных учащихся, но и тех, детей, которые испытывают значительные трудности в обучении. Для них это является дополнительным стимулом и знаком положительной оценки их деятельности. Итогом этой работы является проведение летней трудовой практики и выпускного экзамена.

Таким образом, деятельностный подход означает, что в центре обучения находится личность, её мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности является деятельность, формирующая опыт и обеспечивающая личностный рост.

 

Список литературы.

Байбородова Л. В. Серебрянников Л. Н. Обучение технологии в средней школе: 5-11 кл.: Методическое пособие.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

Лопанова Е. В., Рабочих Т. Б. Личностно- деятельностные технологии обучения: Учебно - методическое пособие. Омск. ОмГПУ, 2004.

Павлова М. Б., Питт Дж., Гуревич М. И., Сасова И. А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2003.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.