Индивидуализация обучения математике как фактор успешности учения учащихся
Тема «Индивидуализация обучения математике как фактор успешности учения учащихся».
ФГОС требует изменения отношений между педагогом и обучающимися и установления связей сотрудничества. Взаимоотношения на основе сотрудничества являются в настоящее время актуальными и позволяют решать следующие взаимосвязанные задачи:
- создание отношений доверия;
-обеспечение сотрудничества решений между участниками целостного педагогического процесса;
-актуализация мотивационных ресурсов учения;
-развитие личностных установок у педагога, адекватных гуманистическому обучению;
-помощь педагогам и учащимся в личностном развитии.
Поэтому на педагоге лежит ответственность за возможность изучения конкретным учеником материала, исходя из собственных потребностей в самопознании и самореализации, за оценку учения каждого ученика в рамках данного учебного плана, также за изменение и дополнение этого плана с тем чтобы гарантировать успех всех учащихся.
Зачем нужна индивидуализации?
Все дети разные и овладевают общеучебными умениями и учебным материалом по-разному, что разным ученикам требуется больше:
- опор на аудио;
- визуальных опор;
- действий (работы руками, лабораторных работ и т.п.);
- времени на выполнение заданий;
- тренировочных упражнений;
- внимания учителя…
У разных учеников – разные цели в учебе. Особая категория учащихся – дети с ОВЗ (особыми возможностями здоровья). Они тоже нуждаются в индивидуальном подходе и учете ряда особенностей.
Что даёт индивидуализации?
- Учет образовательных потребностей учеников;
- Возможность дополнительной тренировки;
- Расширение и углубление знаний у тех учеников, кому это требуется;
- Повышение мотивации (за счет более интересной работы);
- Дополнительную подготовку к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.
Сложности
- Подбор заданий нужной тематики и уровня с учетом требований ФГОС;
- Соответствие заданий концепции УМК;
- Логичное встраивание их в план урока;
- Дополнительные задания – дополнительная проверка учителем, рост затрат времени, которого и так катастрофически мало, особенно в условиях дистанционного обучения.
Следует хорошо уяснить себе, что, во-первых, только умелое сочетание фронтальной , групповой и индивидуальной работы с учащимися на уроке обеспечивает высокую педагогическую действенность учебно-воспитательного процесса. Во--вторых, эффективность применения индивидуальных форм работы в воспитании школьников во многом определяется тем, насколько хорошо учитель знает личностные качества учащихся, уровень их знаний и умений, мотивы учения, учебные возможности, индивидуальные возможности. При этом необходимо четко определять для себя и учащихся цели конкретного задания, использовать ее не как эпизод, а как продуманную, постоянно включаемую составную часть урока на всех этапах учебного процесса.
Личностно-ориентированный метод обучения, обеспечивающий у учащихся развитие индивидуальных способностей, самопознания, овладение способами саморегуляции поведения.
Здесь я предлагаю небольшой набор заданий по геометрии в 7 классе: самостоятельные работы, геометрические диктанты по темам, которые предполагают краткие ответы, в основном, без пояснения, где каждый учащийся должен предложить свой ответ, задания по готовым чертежам, задача с последовательным алгоритмом решения.
Литература: Поурочные планы по учебнику «Геометрия 7 класс» Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. М.Г. Гилярова, 2003, Волгоград.
Приложение
Геометрический диктант.
Тема: Сумма углов треугольника.
В треугольнике АВС < А = 370, < В = 1090. Найдите величину угла С.
Один из острых углов прямоугольного треугольника равен 320. Какова величина другого острого угла?
Вычислите углы равнобедренного треугольника, если угол при вершине треугольника равен 280.
Вычислите углы равнобедренного треугольника, если угол при основании треугольника равен 770.
Вычислите величины острых углов прямоугольного равнобедренного треугольника.
6.Объясните, почему в треугольнике не может быть больше одного:
а) тупого угла;
б) прямого угла.
Тема: Прямоугольный треугольник.
1. Закончите предложение: « Треугольник, у которого есть прямой угол, называется …» ( Как называется треугольник, имеющий угол 900)
2. В прямоугольном треугольнике один из углов равен 230 (670). Чему равны два других его угла?
3. Закончите предложение: « Сторона прямоугольного треугольника, противолежащая прямому ( прилегающая к прямому ) углу, называется …»
4. Один из углов, прилегающих к катету прямоугольного треугольника, равен 300. Чему равен второй угол, прилегающий к тому же катету? (Один из углов прямоугольного треугольника, прилегающий к гипотенузе, равен 300. Чему равен второй угол, прилегающий к гипотенузе?)
5. В треугольнике АВС угол А (В) – прямой. Чем является в этом треугольнике отрезок ВС, катетом или гипотенузой?
Тема: Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Найдите неизвестный угол треугольника, если у него два угла равны:
а) 300 и 500, б) 400и 750, в) 250 и 1200.
2) Найдите углы треугольника, если они пропорциональны числам: 1, 2, 3.
3) Один из внешних углов равнобедренного треугольника равен 700 . Найдите углы треугольника.
4) Найдите углы треугольника, зная, что внешние углы при двух его вершинах равны 1200и 1500
5. В равностороннем треугольнике АВС проведена медиана АД. Найдите углы треугольника АВД
6. Найдите углы равнобедренного прямоугольного треугольника.
7. Как называются стороны прямоугольного треугольника?
8.Периметр равнобедренного тупоугольного треугольника 45 см., а одна из его сторон больше другой на 9 см. Найдите стороны этого треугольника.
Тема: Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Существует ли треугольник два угла которого равны соответственно 1300 и 700(1200 и 800)?
Существует ли равнобедренный треугольник, два угла которого равны соответственно 300 и 600(1000 и 300)?
Один из углов равнобедренного треугольника равен 1000 ( 1200). Чему равны остальные углы?
Угол при основании равнобедренного треугольника равен 300 ( 500). Чему равен угол при вершине?
Чему равен угол М (К) треугольника МКО, если < К= 700 ( < М= 1100), , < О= 300?
В треугольнике АВС угол А равен 500 ( 400), угол С равен 400 ( 600). Какой это треугольник: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный?
В треугольнике АВС угол А на 200 ( 400) меньше, чем угол В , а угол С на 200 ( 400) больше, чем угол В. Чему равны углы А, В и С?
В треугольнике АВС угол А ( В ) в два раза больше угла С , а угол В
( А) в три раза больше, чем угол В. Чему равны углы А, В и С?
Самостоятельные работы:
Тема: Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Самостоятельная работа. 1 вариант.
В треугольнике АВС проведена биссектриса ВД, < А= 750, < С= 350,
а) Докажите, что треугольник ВДС – равнобедренный.
б) Сравните отрезки АД и ДС.
Самостоятельная работа. 2 вариант.
В треугольнике СДЕ проведена биссектриса ЕР, < Д= 300, < С= 900,
а) Докажите, что треугольник ДЕР – равнобедренный.
б) Сравните отрезки СР и ДР.
Тема: Равнобедренный треугольник.
1. Треугольник АВС равнобедренный: АВ = ВС, <В = 520 , СД – биссектриса угла С. Найдите величину угла СДА, выполнив следующую цепочку вычислений:
<А = …; <ВСА = …; <ДСА = …; <СДА = …