Технологическая карта организованной учебной деятельности в старшей группе «Сказка наоборот»
Технологическая карта организованной
учебной деятельности в старшей группе
Образовательная область: «Коммуникация», «Познание»
Раздел: Художественная литература
Тема: «Сказка наоборот»
Цели: совершенствовать речевую деятельность детей путем использования нестандартных технологий в работе со сказкой. Закрепить знания известной народной сказки, ее персонажей, счет предметов, упражнять в названии геометрических фигур. Учить детей придумывать другой конец к знакомой сказке, меняя персонажей и поступки героев, продолжать учить выражать свое мнение, подбирать прилагательные и глаголы к существительному « колобок». Развивать творческое воображение, фантазию, образное мышление. Воспитывать добрые чувства.
Оборудование для педагога:
Игрушка колобок, клубок ниток, микрофон, корректурные таблицы.
Оборудование для детей:
Альбомный лист, карандаши, корректурные таблицы.
Региональный компонент: Словесные: вопросы по теме, рассуждения.
Предварительная работа. Беседы о сказочных героях, конкурс поделок «Сказки учат доброте». Заучивание загадок, чтение сказок и стихотворений.
Этапы деятельно-сти | Действия воспитателя | Деятельность детей |
Мотивационно – побуди тельный | Воспитатель: мои юные друзья, посмотрите сколько гостей у нас сегодня. Давайте поздороваемся Звучит музыка - Слышите, какая чудесная музыка звучит! Она мне так нравится, у меня такое хорошее настроение! Я вам предлагаю взяться за руки и подарить друг другу улыбку (дети берутся за руки и дарят друг другу улыбки). Вот теперь я вижу, что у вас тоже прекрасное настроение. - И я предлагаю вам поиграть в игру. Согласны? - Тогда, я предлагаю вам присесть ( садятся на пол). У меня есть вот такой чудесный волшебный клубочек. К кому он покатится, тот и говорит название своей любимой сказки. Договорились? Игра « Волшебный клубочек». Да, дорогие друзья, я убедилась, что вы знаете много сказок. Сегодня я предлагаю вам поиграть в школу « Колобка». - Ребята, вы слышали сказку про колобка? - Давайте вспомним о чем она. -Откуда он появился? И кого встретил? А дальше? А потом? - А лиса что сделала? ( обманула и съела). | Дети внимально слушают и повторяют за воспитателем. |
Органи зацион но – поиско вый | Воспитатель: я знаю что есть школа «Колобка». Хотите в нее попасть? Предлагаю вам 5 уроков Колобка. 1 урок « Кулинарный» Кто из вас умеет лепить из теста колобков? Вначале лепим, а потом запишем рецепт. Вы возьмете домой, и научите маму и папу лепить колобка. Взяли большую миску, насыпали муку 5 столовых ложек, взяли соль, сахар. А чтобы тесто было хорошее, чтобы держалось, что нужно взять? Правильно, 2 яйца. Замесили тесто. А воду или сметану будем брать? Начинаем вымешивать тесто (импровизация действий). А теперь запишем рецепт. (дети выполняют задание за столом , записывают рецепт). Пальчиковая гимнастика Быстро тесто замесили (раскрываем и закрываем ладони) На кусочки разделили (имитируем отщипывание) Раскатали все кусочки (трем ладошку о ладошку) И слепили колобочки (показываем два кулачка). 2 урок -Вот, колобок нас встречает (показ геометрической фигуры квадрат). -Вы со мной согласны? А почему? Докажите. - А что нужно сделать, чтобы получить круг? - А давайте, покажем какой колобок руками? -А покажите ножками. - Найдите себе пару и нарисуйте колобка в воздухе. - Давайте покажем как он катится ( рисуем в воздухе). Интерактивная игра « Хоровод» Я буду бросать колобок, а вы будете называть его качества (веселый, добрый, круглый, и т.д.) 3 урок « Математический» - Какой фигурой можно обозначить зайца? Давайте попробуем показать и нарисовать зайца в воздухе. - А лиса похожа на какую геометрическую фигуру? Давайте нарисуем. Туловище большой треугольник, голова и хвост – средний. А ушки – маленький. - Сколько всего треугольников? Сколько больших? Средних? И маленьких? Запомнили? - Сейчас я проверю какие вы внимательные. Закрыли глазки. Открыли и быстро нарисовали такую же лису у себя на листочках. - А теперь всё будем рисовать овальной формы. Туловище - большой овал, голова – средний, лапки – 4 маленьких овала и 2 уха овальной формы. Кто у нас получился? (медведь). Физминутка «Колобок» Колобок, колобок, теплый и румяный ( наклоны вправо, влево) Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок ( прыжки, бег на месте) То на право повернул, то на лево он свернул ( повороты направо и налево) То с листочком закрутился ( поворот на 360 градусов) То с бельчонком подружился ( приседание) Покатился по дорожке ( бег по группе) И попал ко мне в ладошки ( дети подбегают к воспитателю). 4 урок «Корректурная таблица» Колобок приготовил вам интересное задание. Посмотрите на таблицу и скажите: - Какие животные были в сказке колобок? - Сколько человек было в сказке? Посчитайте. - Сколько животных мужского рода? - Сколько животных женского рода? - Лиса, какая? Волк, какой? Колобок, какой? - Посчитайте, кого больше: сказочных животных или людей. 5 урок «Составление сказки» Воспитатель: Где происходит действие сказки? - Кого еще мог встретить колобок кроме героев сказки? Что мог попросить? - А что мог предложить? - А что мог рассказать лисе? - А давайте придумаем другой конец сказки, выберите несколько персонажей из таблицы и составьте сказку о них со счастливым концом. Составление творческих рассказов детей. - Спасибо, вы придумали много сказок. А теперь давайте нарисуем героев любимой сказки и в конце сделаем выставку рисунков. Интерактивная игра «Журналисты» Воспитатель: а чтобы узнать, что же вам больше понравилось и запомнилось, договоритесь, кто из вас сегодня будет корреспондентом и возьмет интервью. Журналистами, вы сегодня будите все и возьмёте интервью друг у друга по очереди. Дети задают вопросы: - скажите, пожалуйста, что тебе понравилось на занятии? - что делали? - что нового ты сегодня услышал? - с кем тебе понравилось сегодня работать? - в какую игру, ты бы хотел поиграть ещё раз? И т.д. | Дети внимательно слушают воспитателя и выполняют задание Дети повторяют за воспитателем Дети выполняют определенные действия Выполняют задание Внимательно слушают воспитателя и выполняют движения Ответы детей Рассуждения детей Дети отвечают. |
Рефлексивно – коригирующий | Воспитатель: Как вы думаете, чему учат сказки? (учат быть добрыми, умными, честными, трудолюбивыми, дружными, уважать старших, помогать слабым). Наше с вами занятие подходит к концу. И я хочу вам сказать, что вы замечательные и добрые ребята. | Дети делятся своими впечатлениями. |
Ожидаемый результат:
Знать: Узнавать и называть знакомые сказки, рассказы, стихотворения по иллюстрациям. Отвечать на вопросы произведений, делать выводы. Иметь: представление о бескорыстном желании делать добро, о проявлении заботы об окружающих.
Уметь: оценивать и анализировать действия и поступки персонажей; отвечать на вопросы, делать выводы по ситуациям.
Конкурс поделок по теме «Сказки учат доброте»
Список литературы
1. Вачков И.В. «Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку» М – 2001.
2. Гурович Л.М., Логинова В.И. «Ребенок и книга» - Акцидент С-П. 1996.
3. Грищенко З.А. «Ты детям сказку расскажи». М – Линка Пресс. 2003.
4. Дунаева Н.О. «О значении художественной литературы в формировании личности ребенка», журнал Д.в - 2007 г., №6 стр.35-40.
5. Иванова О.А. «Учимся читать художественную литературу». М – Школьная пресса, 2004.
6. Карпинская Н.С. «Художественное слово в воспитании детей».
7. Куликовская Н.А. «Увлечь книгой» - Д.В. – 2007 г. №5.
8. Тихомирова И.М. «Школа развивающего чтения».
9. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой» М - Сфера – 1998.