Урок русского языка в 5 классе: Словарные слова в сказке «Царевна-лягушка»
Пояснительная записка:
Автор: Горбачёва М.Ю.
Предмет: русский язык
Аудитория: обучающиеся 5 класса
Межпредметная связь: литература,литературное чтение
УМК: Т.А.Ладыженской (русский язык) Т.Ф.Курдюмовой (литература)
Описание:
Комплекс включает три интерактивных упражнения
1. Интерактивное задание "Поиграем в пазлы" представляет собой игру по сбору(раскрытию) пазла "Угадай-ка".
Инструкция ученику:
Перед тобой будут пазл, состоящий из семи элементов .Они содержат слова с пропущенными буквами.
-Вспомни словарные слова,изученные на уроках русского языка в начальной школе.
-Определи,какую букву необходимо писать в слове.
-Нажми на нужную букву (О,А,Е).Буквы расположены над пазлом .
-Проверь слова.
При правильном выполнении задания появится запись:
-Здорово,ты все буквы правильно расставил по местам!
-Раскроется картинка с изображением героев сказки.
Дополнительные задания:
Проверяя знание содержания прочитанной сказки "Царевна-лягушка",находим среди записанных слов лишнее,просим объяснить причину выбора.
Подсказка учителю:
Лишним является словарное слово ромашка,которого нет в тексте сказки.
Учитель может поработать (устно) с раскрывшейся иллюстрацией,предложив ученикам назвать героя,определить его роль в сказке,разделить героев на группы(главные-второстепенные;отрицательные-положительные),остановиться на необычной роли Бабы Яги,помогающей герою.
2. Интерактивный сказочный диктант" Разгадаем метаграммы" представляет собой словарный диктант, включающий в себя семь метаграмм,в отгадках которых есть словарные слова.
Интерактивный словарный диктант создан к уроку русского языка в 5 классе с целью проверить правописание словарных слов. Материал можно использовать как на уроке, так и в качестве нестандартного домашнего задания.
Перед выполнением задания учащимся необходимо напомнить (или рассказать о смысле таких игр):
Инструкция ученику:
-Вспомни словарные слова,которые ты изучил на уроках в начальной школе.
-Внимательно прочти задание.
-В поле под картинкой напечатай два слова с маленькой буквы.
- Проверь правильность записанных слов.
-При обнаружении неверного ответа постарайся исправить ошибку.
-Найди среди записанных изученные словарные ,подчеркни их.
-Не спеши! Будь внимательнее!!!!
После правильного выполнения задания появляется запись:
-Отлично,верное решение!
Дополнительное задание:
-Назвать словарные слова,которые встретились в сказке "Царевна-лягушка".
-Выяснить лексическое значение слова ракита.
Подсказка учителю:
Словарные слова:корова, золото-болото,сирень,баран,малина,курица,ракета.
Слова из сказки :золото-болото
3. Интерактивный словарный диктант "Разгадай шарады" проверяет сформированность у учащихся навыков логического мышления,понимания значений слов,умение находить и выбирать нужное .
Рекомендуется объяснить (или напомнить) смысл этой словарной игры:
Инструкция ученику:
Перед тобой 7 шарад,которые нужно разгадать.
-Внимательно прочти текст шарады.
-Постарайся понять его лексическое значение требуемых для ответа слов.
-Запиши(напечатай)слово со строчной буквы.
-Букву для запоминания печатай заглавной.
-Проверь правильность выполнения задания. При правильном выполнении контур прямоугольника со словом станет зелёным.
В конце задания должна появиться запись:
-Молодец,ты знаешь словарные слова!
У тебя всё получится!
Дополнительное задание : Назвать словарное слово из сказки.
Подсказка учителю:
(в использованном нами учебнике Т.Ф.Курдюмовой это слово медведь )
Цель комплекса : проверка знаний учащимися содержания прочитанной сказки "Царевна-лягушка",уровня сформированности навыков смыслового грамотного чтения и письма,знание словарных слов,умение их видеть в тексте произведения.
Универсальные учебные действия :
Познавательные У У Д:
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные У У Д:
обращаться за помощью;
формулировать собственное мнение и позицию;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять общую цель и пути её достижения;
- работать индивидуально, паре и в группе;
осуществлять самоконтроль, взаимный контроль.
Регулятивные У У Д:
формулировать и удерживать учебную задачу;
составлять план и последовательность действий;
адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей, по исправлению допущенных ошибок.
Ожидаемые результаты:
- у обучающихся сформируется навык смыслового чтения;
- активизируется и обогащается словарный запас;
- систематизируется работа со словарными
словами.
Корочка для работы взята из шаблона Тихоновой Н.А. Шаблон опубликован на "Современном Учительском портале"-https://easyen.ru/load/shablony_prezentacij/dlja_doshkolnikov/shirokoformatnye_shablony_skazochnye_3/522-1-0-52971
Интерактивные игровые задания: