Технологическая карта урока русского языка в 8 классе «Словосочетание. Типы связи»
Татьяна Анатольевна Волкова,
учитель русского языка и литературы
г. Тамбов
Технологическая карта урока русского языка в 8 классе
(по учебнику под редакцией Л.А. Тростенцовой и др.)
Тема урока: Словосочетание. Типы связи.
Тип урока: изучение нового материала
Планируемые результаты
Предметные: уметь определять вид подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании, составлять словосочетания с заданным видом связи, разграничивать словосочетания и сочетания слов; закрепить понятия словосочетание, виды словосочетаний по главному слову, по типу связи, владеть орфоэпическими, морфологическими, грамматическими и орфографическими нормами русского языка
Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, развитие мотивации к изучению предмета, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, участвовать в творческом созидательном труде
Метапредметные:
1)Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока, планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, вносить корректировки в свою деятельность после работы над ошибками
2) Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь учителя, оформлять свои мысли в соответствии с поставленной задачей в устной и письменной форме
3) Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ языковых объектов, преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы.
Педагогические задачи:
Создать условия для повторения и привести в систему изученный ранее материал по данной теме
Научить определять вид подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании, разграничивать словосочетания и сочетания слов
Закрепить умения применять соответствующие знания на практике, в том числе при выполнении заданий ОГЭ
Развивать способность планировать, анализировать деятельность обучающихся
Развивать учебно-познавательный интерес
Используемые технологии, элементы технологий: проблемно-диалогическая, ИКТ-технологии, здоровьесберегающие, технология учебно-игровой деятельности
Оборудование, ресурсы: ноутбук, программа Skype, ЭОРы, ЦОРы, интерактивное учебное пособие «Русский язык, 8 класс» издательства «Русское слово» - интерактивная схема «Связь слов в словосочетании»
Организация пространства: индивидуальная работа
Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированного результата | Планируемые результаты |
1.Организационный этап. Мотивация. Цель этапа: актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности, создание условий для возникновения внутренней потребности вовлечения в учебную деятельность | |||
Приветствие. - Проверьте свою готовность к уроку. Организует уточнение типа урока. | Оценивают по критериям: – необходимые вещи, их порядок и расположение на парте; -эмоциональный настрой на урок «Я полностью готов к уроку, потому что у меня всё готово» - включаются в диалог | Вступительное слово: Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Много предстоит узнать. Постарайтесь все понять. - Значит, чему будет посвящён наш урок? (изучению нового материала) | Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |
2. Актуализация знаний. Подведение к формулировке темы и задач урока. Цель этапа: предъявление заданий, близких жизненному опыту детей; фиксирование ситуации, демонстрирующей недостаточность имеющихся знаний; актуализация мыслительной операции, необходимой для проблемного изложения материала урока | |||
Организует индивидуальную, работу по совершенствованию языковой и лингвистической компетенции. Осуществляет проверку индивидуального задания. Организует работу по подведению к формулировке темы и задач урока | Выполняют упражнение на определение орфограмм, видов словосочетаний в зависимости от главного слова Отвечают на поставленные вопросы, участвуют в беседе. Осуществляют взаимопроверку. Выставляют оценки. Выполняют задания учителя. Дополняют, уточняют высказанные мнения. | - Перед работой по теме урока выполним упражнение на повторение. - Ребята, вы любите отгадывать ребусы? Попробуйте расшифровать слово на слайде (словосочетание). - О словосочетании мы говорили на прошлом уроке, продолжим узнавать новое об этой синтаксической единице. - Обратимся к информации: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01730-0a01-00ee-00b5-5129c5112329/6058 (определение словосочетания учёными) Задание: Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки в зависимости от главного слова. Время на выполнение – 3 минуты. Сле…ка прик…снуться, предл…жить помощь, к…сательная линия, тв…рящий художник, с…деть прямо, слушать вн…мательно, выб…рать подарок, обж…гающий жар. - Сколько блоков получили? Как называются словосочетания в зависимости от главного слова? (Глагольные, именные, наречные) Учащиеся, объясняя орфограммы, озвучивают свои варианты: по главному слову: 1)слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок; 2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар. - Поставьте оценку на полях, учитывая следующие критерии: нет ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3». - Попробуйте объединить словосочетания в зависимости от зависимого слова. Варианты учащихся: по зависимому слову: 1) читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок; 2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар; 3) слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно. - Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать? Какой вариант нам менее знаком? (Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний в зависимости от главного слова. Объединение по зависимому слову незнакомо.) | Предметные УУД: уметь обосновывать выбор орфограммы, владеть терминологией, определять части речи Познавательные УУД: активное слушание, выдвижение собственных предположений, развитие и углубление потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности, формирование умения на основе анализа объектов делать выводы Регулятивные УУД: уметь планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные УУД: формирование понятных для слушателей высказываний Личностные УУД: активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему, умение дополнять высказанные мнения, способность к самооценке |
3. Формулировка темы и задач урока. Цель этапа: организация формулирования темы и задач урока через диалог | |||
Организует работу по формулированию темы и задач урока при помощи вопросов | Отвечают на вопросы учителя, прогнозируют правильный вариант ответа, доказывают своё мнение | - С типами таких связей мы и познакомимся на уроке. Значит, какая тема урока? Запишем тему урока в тетрадь. - Значит, задачи урока - …? (выяснить, как называется связь с зависимым словом существительным, прилагательным, наречием) - Посмотрите на формулировку одного из заданий ОГЭ части 2. Пример: Замените словосочетание «деревянную тумбочку» (предложение 39), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. - Пригодится ли вам умение правильно определять типы связи слов в словосочетании и заменять их синонимичными в дальнейшей жизни? | Предметные УУД: знать особенности построения словосочетаний Познавательные УУД: развивать потребности и мотивы учебно-познавательной деятельности Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задачи урока Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме |
4. Актуализация знаний, фиксирование затруднений, составление стратегии по разрешению затруднений Цель этапа: организация проблемного диалога для усвоения материала урока, организация самостоятельной работы по систематизации ранее изученного материала | |||
Организует работу по усвоению нового материала, направляет деятельность учащихся Организует работу с учебником Для повышения интереса к изучаемому материалу вводит элемент занимательности из упр.66. | Отвечают на вопросы учителя, анализируют языковые явления, делают выводы Подкрепляют свои выводы материалом учебника Выполняют задание. | - Вспомним, какие виды связи могут быть между словами. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c6777455-4262-41ba-bf07-1cd3c2755f81/index_lis (электронное задание на отличие сочинительных от подчинительных словосочетаний) - Все ли сочетания слов можно отнести к словосочетанию? Выполним интерактивное упражнение: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1828848d-0f07-45b7-867d-82c70888a730/%5BR - Работа с интерактивным учебным пособием (наблюдение, анализ): - Обратимся к учебнику, ознакомившись с теоретическим материалом на стр.33. - В словосочетании, как вы убедились, всегда одно слово главное (хозяин), а другое ему подчиняется. Слово-хозяин по-разному относится к своим подчинённым. При согласовании – добрый хозяин (трудится вместе с подчинённым): «Я делаю, и ты делай так же, как я». При управлении хозяин жёсткий, требовательный: «Делай, как я велю!» При примыкании хозяин ничего не требует, только просит: «Встань со мной рядом!» - Составьте кластер «Типы связи слов в словосочетании». | Предметные УУД: уметь определять типы связи слов в словосочетании, знать условия выбора типа связи слов Познавательные УУД: уметь ориентироваться в системе своих знаний, осуществлять анализ языковых единиц, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, находить общий язык при работе в группе Личностные УУД: способность к самооценке своей деятельности |
5. Проверка понимания материала, представление материала Цель этапа: тренировка способности к контролю, самоконтролю и самооценке, организация по выявлению и исправлению допущенных ошибок | |||
Организует работу учащихся при проверке выполненной работы Контролирует работу по выявлению и исправлению ошибок при ответах обучающихся Организует динамическую паузу. | Выполняют задание, делают записи в тетради, дают комментарии | - Поработаем с материалом. Перед нами текст или отдельные предложения? Докажите. Озаглавьте. (Вариант: О книгах) Книга прочитана, а ты как будто живёшь в окружении героев, радуешься и печалишься вместе с ними. Книги раздвигают границы времени и доносят до нас рассказы о труде и героизме отцов и дедов наших... - Исследование текста. Выпишите из текста по 1 примеру на каждый тип связи. Назовите виды орфограмм. - Проверка. - Любите ли вы читать книги? Почему? Игровая пауза. - Предлагаю вам задание: хлопните в ладоши, если услышите словосочетание с типом связи согласование, топните ногами, если услышите управление, если примыкание – поворот головы в сторону соседа. - Весёлый звонок, читать вслух, помчался вскачь, прекрасные мгновения, тетрадь по литературе, перелистывая страницы, зайти в библиотеку, лирический герой, захватывающее событие, интересно прочитать. | Предметные УУД: знать признаки определения типа связи слов в словосочетании, условия выбора орфограмм Познавательные УУД: уметь проводить сравнение по заданным критериям Регулятивные УУД: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме Личностные УУД: уметь переключаться с одного вида деятельности на другой |
6. Закрепление Цель этапа: организация работы над совершенствованием навыка по изученному материалу | |||
Организует работу при выполнении упражнений на закрепление Организует обсуждение выполненного задания. | Выполняют упражнения в соответствии с заданием Самостоятельно выполняют тест Выставляют оценку за работу | - Выполним упражнение на закрепление. https://katalog-urokov.blogspot.com/p/blog-page_91.html (интерактивное упражнение на распределение по типам связи) - Выполнение теста «Виды связи слов в словосочетании» https://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test74.xml | Предметные УУД: уметь применять на практике полученные знания, давать характеристику словосочетаниям Познавательные УУД: извлекать необходимую информацию, применять правила на практике, находить ответы на вопросы Личностные УУД: уметь проводить самооценку успешной деятельности Регулятивные УУД: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в письменной форме |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении Цель этапа: организация работы по тренировке способности применять полученные знания на практике, снятие возможных затруднений при выполнении домашнего задания | |||
Даёт дифференцированное домашнее задание, объясняет его выполнение | Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы по выполнению работы | - Прочитайте высказывание на слайде: Трудолюбивыми люди могут быть тогда, когда они свободны. Д. Дидро - Согласны с высказыванием? Аргументируйте свою точку зрения. - Я предоставляю вам свободу выбора домашнего задания, а вы проявите своё трудолюбие и покажите знания. 1) Интерактивное задание – распределить на группы словосочетания по типу связи: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4dfcc756-e3c2-4ca7-848d-f03d1fa5895f/%5BRUS8 2) Выполнить задание на сайте Захарьиной (по выбору по теме «Словосочетание») 3) Выполнить упр.72 учебника | Познавательные УУД: осознавать практическую значимость результатов |
8. Рефлексия (подведение итогов урока) Цель этапа: фиксация степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока; организация проведения самооценки учениками работы на уроке | |||
Организует самооценку результатов деятельности учащихся, выставляет оценки за урок | Отвечают на вопросы | - Вспомните, какие задачи мы поставили в начале урока. Какие задачи вам пришлось решать в течение урока? Довольны ли своей работой? Что было самым интересным? Что было самым трудным? - Дайте оценку уроку «Одним словом». - В тетради на полях напротив темы урока поставьте себе оценку за урок. Если у вас остались вопросы по теме урока, то рядом поставьте вопросительный знак. - Если вы хотите повторить изученный материал, то посмотрите урок https://interneturok.ru/lesson/russian/8-klass/slovosochetanie/svyaz-slov-v-slovosochetanii - Урок окончен. Спасибо за работу! | Личностные УУД: адекватное понимание причин успеха/неуспеха, самооценка Познавательные УУД: рефлексия способов и условий деятельности Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |