12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Волкова (Лукьянова)41
Россия, Тамбовская обл., Тамбов

Татьяна Анатольевна Волкова,

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 22,

г. Тамбов

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе

(по учебнику под редакцией Л.А. Тростенцовой и др.)

Тема урока: Словосочетание. Типы связи.

Тип урока: изучение нового материала

Планируемые результаты

Предметные: уметь определять вид подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании, составлять словосочетания с заданным видом связи, разграничивать словосочетания и сочетания слов; закрепить понятия словосочетание, виды словосочетаний по главному слову, по типу связи, владеть орфоэпическими, морфологическими, грамматическими и орфографическими нормами русского языка

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, развитие мотивации к изучению предмета, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, участвовать в творческом созидательном труде

Метапредметные:

1)Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока, планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, вносить корректировки в свою деятельность после работы над ошибками

2) Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь учителя, оформлять свои мысли в соответствии с поставленной задачей в устной и письменной форме

3) Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ языковых объектов, преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы.

Педагогические задачи:

Создать условия для повторения и привести в систему изученный ранее материал по данной теме

Научить определять вид подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании, разграничивать словосочетания и сочетания слов

Закрепить умения применять соответствующие знания на практике, в том числе при выполнении заданий ОГЭ

Развивать способность планировать, анализировать деятельность обучающихся

Развивать учебно-познавательный интерес

Используемые технологии, элементы технологий: проблемно-диалогическая, ИКТ-технологии, здоровьесберегающие, технология учебно-игровой деятельности

Оборудование, ресурсы: ноутбук, программа Skype, ЭОРы, ЦОРы, интерактивное учебное пособие «Русский язык, 8 класс» издательства «Русское слово» - интерактивная схема «Связь слов в словосочетании»

Организация пространства: индивидуальная работа



Технологическая карта урока


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированного результата

Планируемые результаты

1.Организационный этап. Мотивация.

Цель этапа: актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности, создание условий для возникновения внутренней потребности вовлечения в учебную деятельность

Приветствие.

- Проверьте свою готовность к уроку.

Организует уточнение типа урока.




Оценивают по критериям:

необходимые вещи, их порядок и расположение на парте;

-эмоциональный настрой на урок

«Я полностью готов к уроку, потому что у меня всё готово»

- включаются в диалог


Вступительное слово:

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Много предстоит узнать.

Постарайтесь все понять.

- Значит, чему будет посвящён наш урок? (изучению нового материала)


Личностные: способность к

самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

2. Актуализация знаний. Подведение к формулировке темы и задач урока.

Цель этапа: предъявление заданий, близких жизненному опыту детей; фиксирование ситуации, демонстрирующей недостаточность имеющихся знаний; актуализация мыслительной операции, необходимой для проблемного изложения материала урока


Организует индивидуальную, работу по совершенствованию языковой и лингвистической компетенции.














Осуществляет проверку индивидуального задания.





































Организует работу по подведению к формулировке темы и задач урока



Выполняют упражнение

на определение орфограмм, видов словосочетаний в зависимости от главного слова










Отвечают на поставленные вопросы, участвуют в беседе.





Осуществляют взаимопроверку.

Выставляют оценки.







Выполняют задания учителя.

Дополняют, уточняют высказанные мнения.


- Перед работой по теме урока выполним упражнение на повторение.

- Ребята, вы любите отгадывать ребусы? Попробуйте расшифровать слово на слайде (словосочетание).

t1619207912aa.png

- О словосочетании мы говорили на прошлом уроке, продолжим узнавать новое об этой синтаксической единице.

- Обратимся к информации:

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01730-0a01-00ee-00b5-5129c5112329/6058 (определение словосочетания учёными)


Задание: Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки в зависимости от главного слова. Время на выполнение – 3 минуты.

Сле…ка прик…снуться, предл…жить помощь, к…сательная линия, тв…рящий художник, с…деть прямо, слушать вн…мательно, выб…рать подарок, обж…гающий жар.

- Сколько блоков получили? Как называются словосочетания в зависимости от главного слова? (Глагольные, именные, наречные)


Учащиеся, объясняя орфограммы, озвучивают свои варианты:

по главному слову: 1)слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок;

2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар.

- Поставьте оценку на полях, учитывая следующие критерии: нет ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3».

- Попробуйте объединить словосочетания в зависимости от зависимого слова.

Варианты учащихся:

по зависимому слову:

1) читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок;

2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар;

3) слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно.

- Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать? Какой вариант нам менее знаком?


(Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний в зависимости от главного слова. Объединение по зависимому слову незнакомо.)

Предметные УУД:

уметь обосновывать выбор орфограммы, владеть терминологией, определять части речи

Познавательные УУД:

активное слушание, выдвижение собственных предположений, развитие и углубление потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности, формирование умения на основе анализа объектов делать выводы


Регулятивные УУД:

уметь планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей



Коммуникативные УУД: формирование понятных для слушателей высказываний



Личностные УУД:

активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему, умение дополнять высказанные мнения, способность к самооценке



3. Формулировка темы и задач урока.

Цель этапа: организация формулирования темы и задач урока через диалог

Организует работу по формулированию темы и задач урока при помощи вопросов







Отвечают на вопросы учителя, прогнозируют правильный вариант ответа, доказывают своё мнение

- С типами таких связей мы и познакомимся на уроке. Значит, какая тема урока? Запишем тему урока в тетрадь.

- Значит, задачи урока - …? (выяснить, как называется связь с зависимым словом существительным, прилагательным, наречием)

- Посмотрите на формулировку одного из заданий ОГЭ части 2. Пример: Замените словосочетание «деревянную тумбочку» (предложение 39), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

- Пригодится ли вам умение правильно определять типы связи слов в словосочетании и заменять их синонимичными в дальнейшей жизни?

Предметные УУД:

знать особенности построения словосочетаний

Познавательные УУД:

развивать потребности и мотивы учебно-познавательной деятельности

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать задачи урока

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме

4. Актуализация знаний, фиксирование затруднений,

составление стратегии по разрешению затруднений

Цель этапа: организация проблемного диалога для усвоения материала урока, организация самостоятельной работы по систематизации ранее изученного материала

Организует работу по усвоению нового материала, направляет деятельность учащихся



























Организует работу с учебником




Для повышения интереса к изучаемому материалу вводит элемент занимательности из упр.66.


Отвечают на вопросы учителя, анализируют языковые явления, делают выводы






















Подкрепляют свои выводы материалом учебника











Выполняют задание.

- Вспомним, какие виды связи могут быть между словами.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c6777455-4262-41ba-bf07-1cd3c2755f81/index_lis (электронное задание на отличие сочинительных от подчинительных словосочетаний)

- Все ли сочетания слов можно отнести к словосочетанию? Выполним интерактивное упражнение:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1828848d-0f07-45b7-867d-82c70888a730/%5BR

- Работа с интерактивным учебным пособием (наблюдение, анализ):

t1619207912ab.png


t1619207912ac.png


- Обратимся к учебнику, ознакомившись с теоретическим материалом на стр.33.


- В словосочетании, как вы убедились, всегда одно слово главное (хозяин), а другое ему подчиняется. Слово-хозяин по-разному относится к своим подчинённым. При согласовании – добрый хозяин (трудится вместе с подчинённым): «Я делаю, и ты делай так же, как я».

При управлении хозяин жёсткий, требовательный: «Делай, как я велю!»

При примыкании хозяин ничего не требует, только просит: «Встань со мной рядом!»


- Составьте кластер «Типы связи слов в словосочетании».

Предметные УУД:

уметь определять типы связи слов в словосочетании, знать условия выбора типа связи слов

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в системе своих знаний, осуществлять анализ языковых единиц, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, находить общий язык при работе в группе

Личностные УУД:

способность к самооценке своей деятельности

5. Проверка понимания материала, представление материала

Цель этапа: тренировка способности к контролю, самоконтролю и самооценке,

организация по выявлению и исправлению допущенных ошибок

Организует работу учащихся при проверке выполненной работы







Контролирует работу по выявлению и исправлению ошибок при ответах обучающихся




Организует динамическую паузу.





Выполняют задание, делают записи в тетради, дают комментарии

- Поработаем с материалом. Перед нами текст или отдельные предложения? Докажите. Озаглавьте.

(Вариант: О книгах)

Книга прочитана, а ты как будто живёшь в окружении героев, радуешься и печалишься вместе с ними.

Книги раздвигают границы времени и доносят до нас рассказы о труде и героизме отцов и дедов наших...

- Исследование текста. Выпишите из текста по 1 примеру на каждый тип связи. Назовите виды орфограмм.

- Проверка.

- Любите ли вы читать книги? Почему?



Игровая пауза.

- Предлагаю вам задание: хлопните в ладоши, если услышите словосочетание с типом связи согласование, топните ногами, если услышите управление, если примыкание – поворот головы в сторону соседа.


- Весёлый звонок, читать вслух, помчался вскачь, прекрасные мгновения, тетрадь по литературе, перелистывая страницы, зайти в библиотеку, лирический герой, захватывающее событие, интересно прочитать.





Предметные УУД: знать признаки определения типа связи слов в словосочетании, условия выбора

орфограмм Познавательные УУД: уметь проводить сравнение по заданным критериям Регулятивные УУД:

уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме

Личностные УУД:

уметь переключаться с одного вида деятельности на другой


6. Закрепление

Цель этапа: организация работы над совершенствованием навыка

по изученному материалу

Организует работу при выполнении упражнений на закрепление



Организует обсуждение выполненного задания.












Выполняют упражнения в соответствии с заданием







Самостоятельно выполняют тест



Выставляют оценку за работу


- Выполним упражнение на закрепление. https://katalog-urokov.blogspot.com/p/blog-page_91.html (интерактивное упражнение на распределение по типам связи)







- Выполнение теста «Виды связи слов в словосочетании» https://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test74.xml



Предметные УУД:

уметь применять на практике полученные знания, давать характеристику словосочетаниям

Познавательные УУД:

извлекать необходимую информацию, применять правила на практике, находить ответы на вопросы


Личностные УУД:

уметь проводить самооценку успешной деятельности


Регулятивные УУД:

уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения


Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в письменной форме

7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Цель этапа: организация работы по тренировке способности применять полученные

знания на практике, снятие возможных затруднений при выполнении домашнего задания

Даёт дифференцированное домашнее задание, объясняет его выполнение








Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы по выполнению работы

- Прочитайте высказывание на слайде: Трудолюбивыми люди могут быть тогда, когда они свободны. Д. Дидро

- Согласны с высказыванием? Аргументируйте свою точку зрения.

- Я предоставляю вам свободу выбора домашнего задания, а вы проявите своё трудолюбие и покажите знания.

1) Интерактивное задание – распределить на группы словосочетания по типу связи:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4dfcc756-e3c2-4ca7-848d-f03d1fa5895f/%5BRUS8

2) Выполнить задание на сайте Захарьиной (по выбору по теме «Словосочетание»)

3) Выполнить упр.72 учебника

Познавательные УУД:

осознавать практическую значимость результатов

8. Рефлексия (подведение итогов урока)

Цель этапа: фиксация степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока; организация проведения самооценки учениками работы на уроке

Организует самооценку результатов деятельности учащихся, выставляет оценки за урок









Отвечают на вопросы

- Вспомните, какие задачи мы поставили в начале урока. Какие задачи вам пришлось решать в течение урока? Довольны ли своей работой? Что было самым интересным? Что было самым трудным?

- Дайте оценку уроку «Одним словом».

- В тетради на полях напротив темы урока поставьте себе оценку за урок. Если у вас остались вопросы по теме урока, то рядом поставьте вопросительный знак.

- Если вы хотите повторить изученный материал, то посмотрите урок

https://interneturok.ru/lesson/russian/8-klass/slovosochetanie/svyaz-slov-v-slovosochetanii


- Урок окончен. Спасибо за работу!

Личностные УУД: адекватное понимание причин успеха/неуспеха, самооценка

Познавательные УУД: рефлексия способов и условий деятельности

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.