Урок математики в 3 классе «Сложение и вычитание трёхзначных чисел»
Тема: «Сложение и вычитание трехзначных чисел»
Цель: формировать способность к сложению и вычитанию трёхзначных чисел.
Образовательная:
• повторить алгоритм письменных приёмов сложения и вычитания трёхзначных чисел, аналогичных таким же приёмам при сложении и вычитании двузначных чисел;
• закрепить навык применения алгоритма письменного сложения и вычитания;
• закрепить умение решать составные задачи;
•проверить уровень усвоения перевода из одних единиц длины в другие ;
• тренировать вычислительные навыки, умение анализировать.
Развивающая:
• развивать навык устного счёта;
• совершенствовать мыслительные операции: анализа, сопоставления;
• развитие умения аргументировать своё мнение;
• развивать интерес детей к математике, их математические способности;
• развитие мыслительной деятельности, познавательной активности, мышления;
• развитие умения давать самооценку своей деятельности.
Воспитательная:
• воспитывать дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, активность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность и пытливость в процессе учения;
• воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку;
• воспитание и укрепление интереса к математике;
• создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Ход урока
I. Самоопределение к учебной деятельности.
- Поприветствуйте наших гостей.
Мы дружные, умные, старательные.
Во 2 классе учимся
Все у нас получится!
На меня все посмотрели,
Улыбнулись и тихонько сели.
-Пусть это доброе настроение не покидает нас в течение урока, помогает нам слушать и слышать друг друга. А родителям желаю получить положительные эмоции наблюдая за нашей работой.
II.Актуализация опорных знаний .
1. «Цепочка»
20+10-30+90-90+50-50+0-3-0(3)
-Сегодня 3ноября, расскажите все о числе 3 (однозначное, соседи числа слева2,справа 4)
-Как можно получить число 3 (1+2,6-3,8-5….)
-Назовите двузначные числа сумма цифр, которых равна 3(21,12,30)
2.Математический диктант
-Запишите число, в котором 4 сот.1ед.
-Число, в котором 4 сот.1дес.
-Самое маленькое трехзначное число
-Самое большое трехзначное число
- Число, в котором 1сот.2 дес.3ед.
-Проверяем (учитель открывает запись)
доска: 401,410, 100, 999, 123
401 |
410 |
100 |
999 |
123 |
и |
т |
ы |
п |
ц |
- На доске вы видите зашифрованную запись
- Расположите числа в порядке убывания и запиши в тетради. Прочитайте получившееся слово.
999 |
410 |
401 |
123 |
100 |
п |
т |
и |
ц |
ы |
-Что объединяет данные числа? (трехзначные)
-Кто сформулирует тему нашего урока? (Птицы,трехзначные .числа)
Учитель открывает рисунки с птицами: сорока, воробей, голуби, вороны, синицы.
-Верно мы будем говорить о трехзначных числах и чуть-чуть о птицах нашего города, т.к. выпал снег и всем нашим пернатым соседям будет трудно находить себе корм- мы должны подкармливать их. Все они оседлые - живут на одном месте.
3.Игра «Кто быстрее»
- Птицы быстро летают –мы быстро считаем:
3,9,12,15,18,21…
30,60,90,120,150,180…
300,600,900,1200,1500
III.Повторение и закрепление пройденного
1.Действия с именноваными числами
-Иногда люди говорят «сорока на хвосте принесла»,т.е принесли сведения, которым сразу лучше не верить, так как получены непонятно от кого.
А мне сорока на хвосте принесла последовательность – проверяем
Доска 3 дм 2 м 1 см = (нарушена последовательность единиц измерения длины)
-Запишите правильно и переведите в см: 2м3дм 1см=
-Если нужно перевести в другие единицы измерения длины, что вам помогает?(графическая модель)
-Записываем в учебнике самостоятельно
Работа в учебнике №6 с.65
3м 4дм 5см= 1м 9дм= |
7м 93см= 6м 4см= |
24дм 5см= 8м 7см= |
Взаимопроверка по эталону .
-Проверяет сосед по парте.(эталон на доске)
2. Индивидуальная работа
-Пока мы выполняем свое задание ,трое ребят будут работать у доски.
3 ребенка решают примеры на карточках
356 + 275 |
903 - 124
|
-Какой алгоритм вы применяли? (складываем или вычитаем единицы, складываем или вычитаем десятки, складываем или вычитаем сотни)
Динамическая пауза.
Ритмическая игра «Счет через 5»
1-топнутьправой ногой;
2-топнуть левой ногой;
3-хлопок;
4-коснуться рукой правой ноги;
5-коснуться левой ноги.
3.Самостоятельная работа с проверкой по эталону
-Это правило вам надо применить, выполняя задание №2 с.64
-Работаем в парах.У молодых воробьев клювы желтые - они еще глупые. Поэтому про глупых молодых людей говорят « желторотики ».
-Мы уже не « желторотики »,мы знаем, что ошибку всегда поможет исправить товарищ.
Задание учебника №2 с.64
400 - 285 |
600 - 513 |
906 - 359 |
115 + 359 |
235 + 458 |
Напомните мне правила работы в парах.
1. Работать надо вместе.
2. Один говорит, другой слушает.
3.Если не согласен с товарищем, вырази свое мнение вежливо.
Проверка по эталону доска
5.Решение задачи
В парке города живут 375 семей птиц. Из них было 95 семей голубей, а ворон – на 15 семей меньше, чем голубей. Сколько семей синичек было в парке? На сколько семей синичек меньше, чем семей ворон?
Один ученик комментирует у доски.
Сообщение учителя
Орнитологи, изучающие птиц, давно знают о повышенных умственных способностях птиц семейства врановых, куда входит грач, ворона, ворону, галку, сойку и сороку- пришли к выводу, что врановые по уровню интеллекта могут соперничать с обезьянами. Все они среди птиц выделяются интеллектом. Например, некоторые из них, подобно обезьянам, используют веточки деревьев, чтобы доставать из-под коры насекомых. Сорока — птица, способная узнать себя в зеркале, в отличие, например, от попугая, который воспринимает свое собственное отражение как другого попугая. Ворона может зачерпнуть из колодца или водоёма с обрывистыми берегами воду с помощью зажатой в лапы черепушки. Добыв сухую корку хлеба, ворона часто макает её в воду, чтобы легче было съесть. Подобным же образом она приносит в гнездо воду для птенцов. Известны случаи, когда вороны бросали грецкие орехи на проезжую часть дороги, чтобы машины их раздавили и можно было съесть их содержимое.
Проблемный вопрос:
-Как вы думаете, что придумали вороны, чтобы напиться воды из высокой посуды. Условие: они не могли дотянуться до воды, которую налили ученые меньше половины. (варианты решения детей)
-Верно, птицы стали кидать в посуду камешки до тех пор , пока уровень воды не поднялся так, чтобы можно было достать до воды.
Учитель показывает, что если в посуду кидать камешки- уровень воды будет подниматься.
Сообщение учителя
А способности к чужим языкам у вороны не хуже, чем у попугая.
Ворона легко имитирует звуки других животных и человеческую речь. Она может запоминать целые фразы и произносит их всегда к месту, способна вполне осознанно общаться с человеком. Наши учёные считают, что умственное развитие врановых произошло потому, что они первые из птиц поселились рядом с людьми, чтобы улучшить своё пропитание остатками от их пищи. И до сих пор ворона и грач - самые многочисленные птицы человеческих поселений, до того многочисленные, что приходится с ними бороться. К примеру, в аэропортах имеются специальные службы для разгона ворон. А в московском Кремле с воронами, наносящими вред крышам и куполам храмов, даже борются с помощью специальной соколиной службы. Представьте себе, какую забаву придумали для себя вороны - ложатся сверху церковного купола и скатываются вниз, как дети с горки. Естественно, если делать это много раз, нарушается позолота. Вот и приходится их отгонять. Можно это делать с помощью трансляции звуков тревоги, но вороны быстро привыкают, и приходится прибегать к помощи соколов. Кстати, соотношение между массой мозга и тела у врановых примерно такое же, как у человека или дельфина, и больше, чем у шимпанзе. В древних легендах и сказаниях врановым отводится особое место, даже сойке и сороке, и особенно прославляется их мудрость. Поэтому, люди, отгоняя ворон и грачей от тех мест, где они мешают человеку, проявляйте гуманность, не стреляйте, а применяйте отпугивающие методы. Ведь они ещё и пользу приносят, поедая вредных насекомых, вредоносных гусениц и т.д.
IV. Рефлексия деятельности.
- Что нового интересного узнали на уроке?
-Оцените свою работу на уроке.Домашнее задание №3С.64 в тетради
Приложение- фото математика
Кадырова Ольга Игоревна
Шестакова Айгуль Инсафовна