12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Цолина Елена Юрьевна69
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск
1

Смысловое чтение - фактор достижения метапредметных результатов на уроках в начальной школе

Смысловое чтение - фактор достижения метапредметных результатов на уроках в начальной школе

Цолина Елена Юрьевна,

учитель начальных классов МБОУ «Многопрофильный лицей № 11 им. В. Г. Мендельсона» города Ульяновска



Аннотация. В статье рассматривается важная задача овладения младшими школьниками полноценным, осмысленным навыком чтения. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. На уроках литературного чтения должны применяться разные приём, которые повышают интерес ребёнка к книге, вызывают тягу к чтению.

Ключевые слова: смысловое чтение, познавательная деятельность, приёмы, критическое мышление.



Я, как учитель начальных классов, ставлю перед собой важную задачу: ученик должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.

Смысловая – подразумевает понимание содержания и смысла читаемого. Ученик должен понимать, о чём идёт речь и уметь отвечать на вопросы.

Техническая – это способ чтения, определённый темп чтения, правильное произношение слов, выразительность и интонация.

Исходя из опыта работы в лицее, ранее я часто сталкивалась с тем, что учитель начальных классов, обучая детей чтению, уделял большее внимание технической стороне чтения, а для оценки навыка чтения применял контрольный срез, который так и назывался: «Проверка техники чтения», при которой уделялось первостепенное внимание параметрам «способ чтения», «правильность чтения», «темп чтения», «выразительность». При этом первостепенной считалась техническая сторона чтения, а не осознанное чтение.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим ребёнком смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст. Необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание, уметь ответить на вопросы, найти нужную информацию в тексте.

В настоящее время общепризнанным является факт снижения у детей интереса к чтению. Читать изначально учатся все дети, но процесс этот неинтересен, скучен, утомителен. Чтение «из-под палки» ни к чему хорошему не приводит: ребенок становится раздражителен, агрессивен и по отношению к тексту, к предмету, к которому относится данный текст, и, как результат, к процессу обучения вообще. Ребёнок должен читать без принуждения, поскольку насилие и давление могут навсегда отбить тягу к чтению.

Осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Исходя из этого определения, можно сформулировать основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:

*умение осмысливать цели чтения;

*умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;

*умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;

*умение определять основную и второстепенную информацию;

*умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;

*умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

Опираясь на эту информацию, учитель начальных классов способствует освоению детьми приёмов совершенствования техники чтения, умело использует на уроке различные типы и виды чтения, создаёт благоприятные условия для овладения лицеистами приёмов понимания текстов разных стилей и жанров.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения, такие как: проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

К стратегиям смыслового чтения относятся технологии, направленные на развитие критического мышления учеников. Критическое мышление означает процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть. При этом возникают ситуации, когда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новым знаниям.

Следовательно, стратегия смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом:

I этап - работа с текстом перед чтением: определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт; постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.

 II этап - работа с текстом во время чтения: первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста; вторичное перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение. Анализ текста (приемы: предложений, абзацев, смысловых частей, диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному тексту, выделение ключевых слов, и т.д.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части; обобщение прочитанного. Беседа по содержанию текста. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. Выразительное чтение.

III этап - работа с текстом после чтения: смысловая беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия, ответы на вопросы. Высказывание своего мнения и оценок в сравнении с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Беседа о личности писателя. Рассказ о писателе. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Обсуждение смысла заглавия. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

Для более углубленного восприятия и понимания текста серьезное внимание уделяется рассмотрению основных элементов текста, таким, как заголовок и ключевые понятия. 

Приём «Ассоциативный куст».

Цель: актуализация знаний, формирование установки на чтение.

Я пишу ключевое слово или заголовок текста, учащиеся во время чтения (желательно) или сразу после чтения отмечают в тетради или высказывают свои ассоциации, предположения, ключевые слова содержания текста, я фиксирую ассоциации на доске в виде схемы.

Важнейшим моментом работы с текстом является работа с незнакомыми, непонятными словами. На данном этапе обучающиеся отмечают незнакомую для себя информацию и уточняют значение отдельных слов, обращаясь к различным словарям. Мы с учениками используем в классе орфографический словарь, толковый словарь С.И. Ожегова, словари антонимов, синонимов, этимологический словарь, фразеологический и словообразовательный словари.

Необходимо формировать у обучающихся способность не просто пересказывать текст, но и учить выражать свое отношение к прочитанному, давать оценку той информации, которую он получил, оценивать действия героев произведения.

На уроках литературного чтения дети учатся задавать вопросы разного уровня сложности, делать выводы, составлять тезисы (выделять главную, существенную и второстепенную информацию). Они учатся составлять план, и через осмысленное чтение ребенок воспринимает различные модели поведения (умение дружить, добиваться своей цели, решать конфликты), которые могут быть эффективными в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением. Это может помочь начинающему читателю увидеть аналогии прочитанного в собственной жизни.

Таким образом, использование технологии смыслового чтения на уроках в начальных классах является одним из необходимых условий формирования познавательных учебных действий младших школьников.

На уроках литературного чтения я применяю приём «Ведение диалога с текстом».

1) поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов;

2) вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос или дальнейшего содержания текста;

3) самоконтроль (проверка своих предположений по тексту).

Также часто на уроках и во внеурочной деятельности я использую приём «Развитие читательского воображения».

Нужно помнить о важности ключевых методических вопросов при проверке первичного восприятия текста: «Что ты представил?» или «Какие картины ты увидел в своем воображении, когда читал?». Эффективными будут также словесное и графическое рисование, особенно на материале тех произведений, которые не сразу порождают зрительные образы (лирические стихи).

Работа с иллюстрациями художников, их рассматривание и анализ. Кроме этого, конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей, элементов интерьера будет также способствовать «пробуждению» воображения. Ученикам моего класса такие задание очень нравятся, выполняют они его с удовольствием.

Приём «Дневник двойных записей».

Цель: формирование умений задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

1.Я даю указание учащимся разделить тетрадь на две части.

2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивил, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

Приём «Чтение с пометками».

Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Я даю ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

V Знакомая информация

+ Новая информация

- Я думал (думала) иначе

? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

В своей работе я использую приемы, которые применяют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Таким образом, из огромного количества различных приемов, видов заданий, способствующих развитию смыслового чтения в своей работе я выбираю наиболее продуктивные, подходящие к уровню развития детей моего класса. Я уверена, что только в результате непрерывной, комплексной, целенаправленной работы можно достичь развития правильной и красивой речи, как устной, так и письменной. Следовательно, у детей повысится интерес к чтению, изменится отношение к урокам (дети чаще станут посещать библиотеку, чтобы найти материал по изученной теме, с удовольствием будут находить дополнительный материал к урокам, особенно при подготовке домашнего задания), повысится познавательное отношение к прочитанному (учащиеся научатся показывать свое исследовательское отношение, желание глубже вникать в суть произведения), разовьется положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера.

А человек, владеющий навыками смыслового чтения, всегда сможет эффективно учиться по книгам, усовершенствовать приобретенный опыт работы с информацией. Нужно развивать в детях стремление читать!


Список литературы

Апальков В. Г. «Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций»

А. Я. Данилюк. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников.- Изд. «Аркти», Москва, 2003.-210с.

Образовательная система «Школа 2100»

Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования

Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом: учебное пособие / Г.В. Пранцова, Е.С. Романичева. - 2 изд., испр. и доп. - М.: Форум, 2015



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.