Смысловое чтение как основа формирования читательской грамотности у обучающихся начальных классов
Смысловое чтение как основа формирования читательской грамотности у обучающихся начальных классов
Гаврилова Ирина Ризануровна учитель начальных классов
«Читать - это еще ничего не значит, что читать
и как понимать прочитанное - вот в чем главное»
К.Д.Ушинский
Великий психолог и лингвист А.А.Леонтьев писал, что функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это означает, что функциональная грамотность не может быть «привязана» к какому-то одному предмету. Все, что человек узнает в течение жизни, способствует расширению его функциональной грамотности.
Существуют разновидности функциональной грамотности, в числе которых - читательская, математическая, естественно-научная, компьютерная, юридическая, экономическая. Среди этих разновидностей читательская грамотность занимает самое особое место.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Мы живем в цифровом веке, когда информация обновляется и дополняется ежесекундно. Большинство информации представлено в виде текстов. Для того чтобы быстро перерабатывать информацию, необходимо быть грамотным читателем. Без сформированного смыслового чтения невозможно стать успешным учеником.
Одним из требований к результатам обучения по новым ФГОС ООО является принцип метапредметности, в рамках которого учащиеся должны овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, уметь осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Анализ разных подходов к данному понятию позволяет выделить такие компоненты читательской грамотности, как:
потребность младшего школьника в чтении (зачем читать?);
смысловое чтение (как читать?);
читательская самостоятельность (что читать?).
Важными являются все компоненты читательской грамотности.
Что такое смысловое чтение? Для чего младшему школьнику нужно учиться читать осмысленно?
Смысловое чтение – это процесс восприятия, понимания и интерпретации текста, обеспечивающий решение учебно-познавательных и художественно-эстетических задач Основой формирования смыслового чтения является мотив чтения.
Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при таком виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т.е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом.
Смысловое чтение как общеучебноеметапредметное умение формируется сначала на уроках литературного чтения, а затем работа продолжается на всех других уроках.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию.
Легко ли это? Особенно для младшего школьника, который совсем недавно научился читать…
Если ребёнок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром.
Когда ребёнок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
В процессе обучения смысловому чтению у младших школьников формируются умения:
понимать текст;
анализировать;
сравнивать;
видоизменять;
генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).
Как показывает практика, чтобы научить детей понимать смысл текста, уже в период обучения грамоте необходимо формировать навык смыслового чтения. Как правило, в этот период в основном учитель использует на уроках приемы игрового сопровождения работы с текстом:
1. Чтение с хлопками. Прием предполагает мысленное выделение детьми указанного учителем учебного материала. Обычно в качестве такового выступают слова, так или иначе связанные с темой урока. Например, хлопок должен быть осуществлен во время чтения вслух:
слов, в которых есть изученная на уроке буква;
во время чтения слов;
названий предметов (слов - названий признаков, слов названий действий);
во время чтения слов, отвечающих на вопрос «кто?» или «что?» и т.п.
Это упражнение направлено также на формирование регулятивных универсальных учебных действий, а именно на обучение контролю в форме сличения способа действия с заданным эталоном. Постепенно интеллектуальная нагрузка увеличивается, и учащиеся переходят к чтению с двумя хлопками. Например, один хлопок осуществляется, если читается слово с буквой, обозначающей твердый согласный звук; два хлопка - если прочитывается слово с буквой, обозначающей мягкий согласный звук. Важно (и об этом заранее предупреждаются учащиеся), что прохлопывание должно быть осуществлено во время прочтения слова вслух, а не после него. В этот момент формируется навык опережающего чтения.
2. Чтение текста с прикрытой половиной строки. Сначала закрывается нижняя часть предложения, а на последующих уроках - верхняя на четверть, далее - наполовину - так, чтобы узнавание букв было все более затрудненным. После прочтения с затруднениями учащиеся читают авторский вариант текста, обсуждают его содержание. Это упражнение способствует формированию читательской культуры, сосредоточенности внимания учеников, развитию их памяти. Первоклассники, используя этот прием, лучше запоминают образ букв.
3. Чтение с выбрасыванием кулачков. Принцип работы учащихся во время «выбрасывания кулачков» аналогичен чтению с хлопками. Например, школьники поднимают левую руку, если читается слово с мягким согласным звуком, и поднимают правую руку с зажатым кулачком, если читается слово с твердым согласным звуком. Данный прием способствует (кроме развития навыка чтения) усиленному развитию сосредоточенности и распределения внимания, а также развитию оперативной памяти, без которой в дальнейшем невозможно качественное изучение русского языка, усиливает интерес к процессу чтения. Во время использования данного приема берутся небольшие по объему тексты, состоящие из 3-4 коротких предложений. Постепенно объем текста увеличивается. Читать текст можно хором и по одному, а хлопают (выбрасывают кулачки) все обучающиеся. Как и при чтении с хлопками «слабые» обучающиеся не всегда замечают слова с мягкими/твердыми согласными. Некоторые путают левую руку с правой. Но, как показывает практика, при систематическом использовании этого приема количество ошибок намного уменьшается.
4. Чтение с выделением ключевого по смыслу слова в предложении. Текст читается по предложениям. Перед прочтением каждого предложения учитель задает вопрос по его содержанию. На основе вопроса учащиеся выделяют голосом ключевое слово. Принцип логического выделения ключевого слова, кроме вышеназванных качеств, направлен на развитие выразительности чтения, внимательного отношения к каждому слову текста. Внимательно выслушав вопрос учителя, учащиеся читают предложение, голосом выделяя ключевое слово. Вопросы варьируются, следовательно, каждый раз учащиеся выделяют голосом другое слово, прочитывая это же предложение. Это способствует улучшению техники чтения, поддержанию интереса к читаемому. Это задание можно усложнить, предложив самим учащимся задать вопрос.
5. Чтение половины каждого слова в предложении. При использовании приема озвучивается вслух только первая часть каждого слова. Последняя - прочитывается про себя. Определение половины слова детьми - свободный процесс. Мысленная линия раздела проходит примерно посередине слова, абсолютная точность необязательна. Возможно выполнение этого упражнения наоборот: читается про себя первая часть каждого слова и озвучивается последняя. Это упражнение акцентирует внимание ребенка на каждую часть слова как существенную, нуждающуюся в точном восприятии. Это приводит к уменьшению распространенных ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его домысливается, либо читается с искажениями. Кроме того, развивается внимательность, память учащихся. Это упражнение можно использовать и в парной работе.
6. Чтение текста с добавлением слов. Данный прием стимулирует активную речемыслительную деятельность учащихся, способствует расширению словарного запаса, памяти, выразительности чтения, развивает творческое мышление. При третьем чтении учитель дает задание добавить в каждое предложение текста одно слово, подходящее по смыслу. Добавляемое слово может быть словом-признаком, словом-действием, словом-предметом, словом с изучаемыми на уроке звуками и т.д. Например, при чтении стихотворения Олега Григорьева «Повар» работа может проходить следующим образом:
Учитель предлагает ученикам прочитать стихотворение «Повар».
Читая второй раз, ученики находят все слова-предметы, ставят под ними точку или подчеркивают слова (коллективная работа).
В третий раз читают по строчкам.
Задание - к каждому слову - названию предмета - подобрать подходящее слово - название признака предмета.
Таким образом, данные приемы работы с текстом объединяет то, что они формируют навык смыслового чтения в процессе активной речемыслительной деятельности учащихся. Уметь учиться - это уметь, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.
Разнообразные приемы смыслового чтения способствуют осмыслению учащимися не только фактической информации, но со временем и сложных значений, заложенных в подтексте произведений, а также формированию собственного отношения к тексту и способности его аргументировать. Кроме того, приемы смыслового чтения привлекательны дляобучающихся, мотивируют их на познавательную и творческую деятельность, на урок литературного чтения и на сам процесс чтения.
Библиографический список:
1. Виноградова Н.Ф., Кузнецова М.И., Рыдзе О.А. «Функциональная грамотность как планируемый результат обучения младших школьников» [Электронный ресурс]// Режим доступа: - https://rosuchebnik.ru/
2. Хомякова И.С. «Смысловое чтение как совокупность универсальных учебных действий», [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://rosuchebnik.ru/
3. Цукерман, Г.А. «Оценка читательской грамотности: Материалы к обсуждению» /Г.А. Цукерман – М.: Издательство «РАО», 2010. – 167 с.