Статья на тему «Смысловое чтение как условие формирования универсальных учебных действий младших школьников в поликультурной образовательной среде»

2
0
Материал опубликован 25 March 2020 в группе

Смысловое чтение как условие формирования

универсальных учебных действий младших школьников

в поликультурной образовательной среде

Рябченко Татьяна Александровна

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

МБОУ Зимовниковская СОШ №6

имени Героя России Дьяченко Андрея Александровича

Ростовская область, п.Зимовники

Результаты проведенного исследования PISA показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности обучающихся к осмыслению текстов различного содержания и формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях.

Поэтому должна быть выработана определенная тактика по обеспечению нового формата обучения языковой личности, способного реально и продуктивно вписаться в любую жизненную сферу.

Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной на этапе реализации ФГОС, в котором подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения, которыми должен овладеть учащийся, относятся к универсальным учебным действиям.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального и

основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».
Работая учителем начальных классов и анализируя проблемы, связанные с читательской деятельностью младших школьников, заметила, что сегодня немало детей, которые до школы овладели технической стороной чтения (способ чтения, темп чтения, правильность и выразительность чтения), но при этом обнаруживают равнодушное отношение к книге и неприятие читательской деятельности. Причины этого вижу в том, что исчезли традиции семейного чтения. Родители сами мало читают и практически полностью перестают читать со своим ребѐнком, когда тот становится школьником. Кроме того, технической стороне чтения в методике и практике начального обучения всегда уделялось достаточно много внимания, а понятие «смысловое чтение» и методика его формирования до принятия ФГОС НОО фактически отсутствовали.

Этим обосновывается выбор проблематики в моей педагогической деятельности. На протяжении ряда лет я работаю над проблемой смыслового чтения, которое обеспечивает повышение читательской грамотности (успешности в овладении обучающимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества) и будет способствовать созданию благоприятных условий для реализации личностного потенциала учащихся, повышение качества образования и мотивации к изучению предметов.

Когда в 2016 году набрала новый 1 класс, в котором предстояло обучаться детям разных национальностей, стала обоснованной тема дальнейшей работы по проблеме: «Смысловое чтение как условие формирования УУД младших школьников в поликультурной образовательной среде».

Актуальность темы обусловлена  тем, что чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС. Кроме этого, как считают психологи, смысловое чтение является фактором № 1, которое гораздо сильнее влияет на успеваемость школьников, чем все остальные вместе взятые факторы.

Пути решения этой проблемы я вижу

1) в овладении стратегиями смыслового чтения и включением в образовательный процесс различных комбинаций приемов с целью восприятия информации, ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей;
2) знакомство учителей основной школы с приемами работы с текстом, которыми овладевают ученики на начальном этапе образования, с результатами диагностических процедур;
3) совместная работа учителей начальной и основной школы позволит выстроить целостную картину формирования и развития умений смыслового чтения в рамках учебной деятельности, что обеспечит преемственность используемых в практике стратегий чтения.

Под понятием «смысловое чтение» понимается получение лишь той информации, которая необходима читателю.

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Поскольку смысловое чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части формирую в структуре всех УУД:

  личностные УУД - мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе, личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция;

  коммуникативные УУД – умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (в парах, группах, командах); работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и читать с пониманием прочитанного;

познавательные УУД – владение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, умения выделять существенную информацию из текстов разных видов, осуществлять анализ объектов (с выделением существенных и несущественных признаков) и синтез (как составление целого из частей), сравнение и классификацию по заданным критериям; умения устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; умение доказывать и выдвигать гипотезы и их обоснование.

Формирование УУД при работе с текстом осуществляю через формирование у обучающихся читательских умений:

- работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных,

- озаглавливать текст; прогнозировать содержание по заголовку (ПУУД- логические действия);

- определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам (ПУУД);

- формулировать тему небольшого текста (ПУУД);

- выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла (ПУУД, ЛУУД);
- пользоваться толковым словарём
(ПУУД);

- выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова (ПУУД);

- извлекать из текста учебника и дополнительных источников необходимую информацию (ПУУД);;

- обмениваться полученными сведениями (ПУУД);

- логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос,

понимать прочитанный текст (ПУУД, КУУД);

- отвечать на вопросы по содержанию словами текста (выборочное чтение) (ПУУД, КУУД);

- находить в тексте описание к иллюстрациям (ПУУД);

- сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника (ПУУД);

- составлять план к прочитанному тексту (ПУУД, РУУД);

- самостоятельно выполнять задания на основе текста учебника и

дополнительной литературы (ПУУД, РУУД);

- выполнять задания, включающие составление схем, таблиц (ПУУД, РУУД);

- определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных (ПУУД, ЛУУД);

- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам (ЛУУД);

- выявлять смысловой и эмоциональный подтекст (ПУУД, ЛУУД);

- определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль (ПУУД);

- находить главную мысль, сформулированную в тексте (ПУУД);

- готовить сообщения на основе используемой литературы (энциклопедий, справочников, других книг, Интернета) (ПУУД, РУУД).

В моей профессиональной деятельности является приоритетной стратегия смыслового чтения и работы с текстом в условиях поликультурной образовательной среды. Это находит отражение в реализации деятельностного и компетентностного подхода к обучению.

Согласно требованиям ФГОС НОО на всех уроках учу школьников следующим видам смыслового чтения:

1. Ознакомительное чтение (направленно на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста или книги) ставит перед учениками задачу найти главное в тексте, выявить, что сообщается по интересующему вопросу (о чем текст? что говорится о ...), либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде.

2. Поисковое/просмотровое (выборочное) чтение (предполагает нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта) ставит перед детьми задачу получить основное представление и понимание текста в его общих чертах. В данном виде чтения читатель определяет, есть ли в тексте или книге конкретная информация, конкретный факт.
3. Изучающее (критическое) чтение (направлено на обучение школьников ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию), имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста. Овладевая изучающим чтением, школьники учатся ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

4. Рефлексивное (вдумчивое, медленное, художественное) чтение позволяет предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения.

В целях личностного и познавательного развития обучающихся и достижения социально желаемого результата становления разных видов чтения на всех уроках использую следующие способы работы:

анализ учебных заданий, инструкций, развитие умений вчитываться в задание, выделять ключевые слова, понимать и принимать смысл задания и «переводить» каждое задание в само инструкцию, в алгоритм действий;

выполнение письменных заданий (ответ на поставленные вопросы; высказывание своей точки зрения; приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение; объяснение различных ситуаций с помощью текста; доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст;

вычитывание и обобщение информации из таблиц, пиктограмм, графиков, диаграмм, проспектов, рекламных материалов и т.п.

Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым воображением. Тренировать «включать» воображение начинаю на небольших текстах, которые легко воссоздаются. Постепенно количество таких элементов увеличиваю, переходя к воспроизведению целых картин. Задание состоит в том, чтобы представить описываемое и воспроизвести свои представления устно или письменно, словами или красками.

В МБОУ Зимовниковской СОШ № 6 имени Героя России Дьяченко Андрея Александровича проводился мониторинг диагностики читательской грамотности обучающихся с 1 по 4 класс с целью изучения уровня сформированности навыка смыслового чтения у обучающихся и с отслеживания его динамики.

Год

Класс

Недостаточный уровень

Пониженный уровень

Базовый уровень

Повышенный уровень

2016-2017

1

(2 полугодие)

38%

29%

16%

17%

2017-2018

2

33%

25%

21%

21%

2018-2019

3

17%

17%

38%

28%

2019-2020

4

(1 полугодие)

0%

17%

45%

38%

 

 

 

Результаты, полученные в ходе мониторинга по изучению уровня сформированности навыка смыслового чтения у обучающихся, подтверждают эффективность работы в данном направлении.

Человек, владеющий навыками смыслового чтения, всегда сможет

эффективно учиться по книгам, усовершенствовать приобретенный
опыт работы с информацией.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации