Статья на тему «Смысловое чтение как условие формирования универсальных учебных действий младших школьников в поликультурной образовательной среде»
Смысловое чтение как условие формирования
универсальных учебных действий младших школьников
в поликультурной образовательной среде
Рябченко Татьяна Александровна
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
МБОУ Зимовниковская СОШ №6
имени Героя России Дьяченко Андрея Александровича
Ростовская область, п.Зимовники
Результаты проведенного исследования PISA показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности обучающихся к осмыслению текстов различного содержания и формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях.
Поэтому должна быть выработана определенная тактика по обеспечению нового формата обучения языковой личности, способного реально и продуктивно вписаться в любую жизненную сферу.
Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной на этапе реализации ФГОС, в котором подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения, которыми должен овладеть учащийся, относятся к универсальным учебным действиям.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального и
основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».
Работая учителем начальных классов и анализируя проблемы, связанные с читательской деятельностью младших школьников, заметила, что сегодня немало детей, которые до школы овладели технической стороной чтения (способ чтения, темп чтения, правильность и выразительность чтения), но при этом обнаруживают равнодушное отношение к книге и неприятие читательской деятельности. Причины этого вижу в том, что исчезли традиции семейного чтения. Родители сами мало читают и практически полностью перестают читать со своим ребѐнком, когда тот становится школьником. Кроме того, технической стороне чтения в методике и практике начального обучения всегда уделялось достаточно много внимания, а понятие «смысловое чтение» и методика его формирования до принятия ФГОС НОО фактически отсутствовали.
Этим обосновывается выбор проблематики в моей педагогической деятельности. На протяжении ряда лет я работаю над проблемой смыслового чтения, которое обеспечивает повышение читательской грамотности (успешности в овладении обучающимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества) и будет способствовать созданию благоприятных условий для реализации личностного потенциала учащихся, повышение качества образования и мотивации к изучению предметов.
Когда в 2016 году набрала новый 1 класс, в котором предстояло обучаться детям разных национальностей, стала обоснованной тема дальнейшей работы по проблеме: «Смысловое чтение как условие формирования УУД младших школьников в поликультурной образовательной среде».
Актуальность темы обусловлена тем, что чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС. Кроме этого, как считают психологи, смысловое чтение является фактором № 1, которое гораздо сильнее влияет на успеваемость школьников, чем все остальные вместе взятые факторы.
Пути решения этой проблемы я вижу
1) в овладении стратегиями смыслового чтения и включением в образовательный процесс различных комбинаций приемов с целью восприятия информации, ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей;
2) знакомство учителей основной школы с приемами работы с текстом, которыми овладевают ученики на начальном этапе образования, с результатами диагностических процедур;
3) совместная работа учителей начальной и основной школы позволит выстроить целостную картину формирования и развития умений смыслового чтения в рамках учебной деятельности, что обеспечит преемственность используемых в практике стратегий чтения.
Под понятием «смысловое чтение» понимается получение лишь той информации, которая необходима читателю.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
Поскольку смысловое чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части формирую в структуре всех УУД:
личностные УУД - мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе, личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция;
коммуникативные УУД – умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (в парах, группах, командах); работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и читать с пониманием прочитанного;
познавательные УУД – владение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, умения выделять существенную информацию из текстов разных видов, осуществлять анализ объектов (с выделением существенных и несущественных признаков) и синтез (как составление целого из частей), сравнение и классификацию по заданным критериям; умения устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; умение доказывать и выдвигать гипотезы и их обоснование.
Формирование УУД при работе с текстом осуществляю через формирование у обучающихся читательских умений:
- работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных,
- озаглавливать текст; прогнозировать содержание по заголовку (ПУУД- логические действия);
- определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам (ПУУД);
- формулировать тему небольшого текста (ПУУД);
- выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла (ПУУД, ЛУУД);
- пользоваться толковым словарём (ПУУД);
- выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова (ПУУД);
- извлекать из текста учебника и дополнительных источников необходимую информацию (ПУУД);;
- обмениваться полученными сведениями (ПУУД);
- логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос,
понимать прочитанный текст (ПУУД, КУУД);
- отвечать на вопросы по содержанию словами текста (выборочное чтение) (ПУУД, КУУД);
- находить в тексте описание к иллюстрациям (ПУУД);
- сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника (ПУУД);
- составлять план к прочитанному тексту (ПУУД, РУУД);
- самостоятельно выполнять задания на основе текста учебника и
дополнительной литературы (ПУУД, РУУД);
- выполнять задания, включающие составление схем, таблиц (ПУУД, РУУД);
- определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных (ПУУД, ЛУУД);
- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам (ЛУУД);
- выявлять смысловой и эмоциональный подтекст (ПУУД, ЛУУД);
- определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль (ПУУД);
- находить главную мысль, сформулированную в тексте (ПУУД);
- готовить сообщения на основе используемой литературы (энциклопедий, справочников, других книг, Интернета) (ПУУД, РУУД).
В моей профессиональной деятельности является приоритетной стратегия смыслового чтения и работы с текстом в условиях поликультурной образовательной среды. Это находит отражение в реализации деятельностного и компетентностного подхода к обучению.
Согласно требованиям ФГОС НОО на всех уроках учу школьников следующим видам смыслового чтения:
1. Ознакомительное чтение (направленно на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста или книги) ставит перед учениками задачу найти главное в тексте, выявить, что сообщается по интересующему вопросу (о чем текст? что говорится о ...), либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде.
2. Поисковое/просмотровое (выборочное) чтение (предполагает нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта) ставит перед детьми задачу получить основное представление и понимание текста в его общих чертах. В данном виде чтения читатель определяет, есть ли в тексте или книге конкретная информация, конкретный факт.
3. Изучающее (критическое) чтение (направлено на обучение школьников ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию), имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста. Овладевая изучающим чтением, школьники учатся ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
4. Рефлексивное (вдумчивое, медленное, художественное) чтение позволяет предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения.
В целях личностного и познавательного развития обучающихся и достижения социально желаемого результата становления разных видов чтения на всех уроках использую следующие способы работы:
анализ учебных заданий, инструкций, развитие умений вчитываться в задание, выделять ключевые слова, понимать и принимать смысл задания и «переводить» каждое задание в само инструкцию, в алгоритм действий;
выполнение письменных заданий (ответ на поставленные вопросы; высказывание своей точки зрения; приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение; объяснение различных ситуаций с помощью текста; доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст;
вычитывание и обобщение информации из таблиц, пиктограмм, графиков, диаграмм, проспектов, рекламных материалов и т.п.
Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым воображением. Тренировать «включать» воображение начинаю на небольших текстах, которые легко воссоздаются. Постепенно количество таких элементов увеличиваю, переходя к воспроизведению целых картин. Задание состоит в том, чтобы представить описываемое и воспроизвести свои представления устно или письменно, словами или красками.
В МБОУ Зимовниковской СОШ № 6 имени Героя России Дьяченко Андрея Александровича проводился мониторинг диагностики читательской грамотности обучающихся с 1 по 4 класс с целью изучения уровня сформированности навыка смыслового чтения у обучающихся и с отслеживания его динамики.
Год |
Класс |
Недостаточный уровень |
Пониженный уровень |
Базовый уровень |
Повышенный уровень |
2016-2017 |
1 (2 полугодие) |
38% |
29% |
16% |
17% |
2017-2018 |
2 |
33% |
25% |
21% |
21% |
2018-2019 |
3 |
17% |
17% |
38% |
28% |
2019-2020 |
4 (1 полугодие) |
0% |
17% |
45% |
38% |
Результаты, полученные в ходе мониторинга по изучению уровня сформированности навыка смыслового чтения у обучающихся, подтверждают эффективность работы в данном направлении.
Человек, владеющий навыками смыслового чтения, всегда сможет
эффективно учиться по книгам, усовершенствовать приобретенный
опыт работы с информацией.