Соблюдение принципа преемственности не переходном этапе между начальной школой и средним этапом обучения

0
0
Материал опубликован 30 October

Соблюдение принципа преемственности на переходном этапе из начальной школы в среднее звено.

Коростелева Н.И. учитель русского языка и литературы

гимназия № 45

Закончился учебный год. Учащиеся 4 класса начальной школы  с радостью и гордостью идут на каникулы. Они стали взрослыми перешли в старшую школу. Подумать только уже большие. Что ждет их в новом учебном году?  Каждый думает только о хорошем. И вот новый учебный год. Дети рады, полны решимости  свернуть горы, их не пугают трудности, они готовы их преодолевать. А год за годом происходит то, что не вполне оправдывает детские ожидания. Проблема преемственности  между начальной школой и средним звеном долгое время тревожит и учителей, и родителей.

В учебном курсе «Философия  науки»  преемственность трактуется так: «Объективной основой преемственности является то реальное обстоятельство, что в самой действительности имеет место поступательное развитие предметов и явлений, вызываемое внутренне присущими им противоречиями»[1]. Очень образно этот процесс описали А. Эйнштейн и Л. Инфельд: «… это не похоже на разрушение старого амбара и возведение на его месте небоскреба. Оно скорее похоже на восхождение на гору, которое открывает новые и широкие виды, показывающие неожиданные связи между нашей отправной точкой и ее богатым окружением. Но точка, от которой мы отправлялись, еще существует и может быть видна, хотя она, кажется меньше и составляет крохотную часть открывшегося нашему взгляду обширного ландшафта»[2].

Учителя предметники  понимают преемственность, как взаимную связь разных этапов обучения,  в основу которых положены единые психолого-педагогические характеристики. Все то, что заложено учителями начальной школы (бережно и нежно воспитанные и  ростки) следует трепетно оберегать, помогать им расти и крепнуть. Взаимные упреки учителей ни к чему не приводят. Не следует искать виновных, надо создать детям  условия безболезненно преодолевать данную проблему.

В течение учебного года выпускного 4 класса начальной школы учителям предметникам необходимо посещать уроки, полезно понаблюдать за работой учащихся,  за особенностями работы учителя и учащихся на уроке присмотреться к отдельным учащимся,  внимательно понаблюдать за  требованиями  предъявляемыми учителем. Обратить внимание на объем и глубину содержания, какая подготовка предшествовала уроку. Важно отметить, как учитель ведет урок, темп, доступность изложения материала, и множество других моментов. Следует помнить, что отношение учителя к предмету непосредственно влияет на качество преподавания и результаты обучения. Обратить  внимание, как используется метод совместных оценок «Учитель – ученик», «ученик- ученик». А так же,   как учитель общается с детьми, и как дети относятся к учителю вне урока. Учителю предметнику провести несколько уроков в данном классе, обозначить новые возможности ведения урока, введения и  опроса темы. Желательно провести совместные языковые конкурсы, олимпиады или тематические праздники, родительское собрание, как в конце 4 класса, так и в начале 5 класса.

 Необходимы взаимопосещения уроков. Учителю начальной школы следует посетить ряд уроков учителя предметника как в начале, так и в конце 4 класса. Присмотреться к его профессиональной деятельности, умению работать с подростками.  Конкретно для каждой пары « учитель начальной школы - учитель предметник» разработать программу переходного этапа, которая будет затрагивать конец 4 класса и начало 5 класса. В данной программе хорошо отразить не только формы  и методы подачи материала, контроля и оценивания, но следует включить и психолого-педагогические характеристики, как деятельности учителей, так и возможностей учащихся.

Многолетний опыт работы показывает, что формирование новых знаний  с опорой на знакомый учащимся материал, с использованием знакомых им оборотов речи, иногда даже копирование или подражание учителю начальной школы, к которому дети так привыкли, дает хороший результат. Постепенно на знакомый детям материал начальной школы, накладывается новая терминология, одновременно это помогает развивать логическое и  аналитическое мышление, умение обобщать и делать выводы. Знания, полученные учащимися в начальной школе, выходят на новый  качественный уровень, дополняются новыми теоретическими сведениями. Совместные усилия учителей начальной школы и  учителей среднего звена по определению единых требований  к ответу ученика, формам и методам контроля, при обязательном     постепенном разъяснении детям этих требований, на переходном этапе,  дают хорошие результаты. Очень полезно  проведение совместных семинаров  о возрастных особенностях развития детей данного возраста.

Сфера  взаимоотношений учитель-ученик  неоднозначно переживается каждым учеником и учителем предметником. Дети начальной школы привыкли, что результаты их учения оценивает их  любимый и единственный учитель. Школьник привык не только к оценке своих действий, но и к критериям этой оценки.  А теперь учителей, которые оценивают  знания учащегося, стало много и все разные, они не похожи на того родного и любимого, первого учителя. При этом опытные учителя средней школы знают, что по классу легко  угадывается, какой учитель начальной школы их обучал.  

Итак, задача учителей начальной школы и учителей среднего звена максимально снизить дискомфорт учащихся на переходном этапе.

















Тема: «Отражение основных положений ФГОС начального общего образования в УМК по литературному чтению (УМК «Перспектива»)»

Эту тему для ВКР я выбрала не случайно. «Литературное чтение» в начальной школе — это уникальный предмет, название которого указывает на основные направления его программы, связанные с развитием навыка чтения, формированием «читательской компетентности» и умением понимать и знать художественную литературу, играющую значительную роль в становлении личности ребенка, в развитии его души, ума и сердца. Цель моей работы – показать, как содержание этого учебного предмета целенаправленно и активно решает задачи образования, воспитания и личностного развития ребёнка, которое проявляется в формировании его эмоциональной, духовной и интеллектуальной сферы.
Изучение литературного чтения в начальной школе (по материалам ФГОС) направлено на достижение следующих целей:
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; умение работать с разными видами информации;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
• воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, осмысление ценностных категорий средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле; уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Линия УМК по литературному чтению Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого и др. — это:
1. Программа по литературному чтению. Автор: Л.Ф. Климанова.
2. Учебники. Литературное чтение. 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс. Авторы: Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий.
3. Творческая тетрадь. Литературное чтение. 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс. Авторы: Л.Ф. Климанова, Т.Ю. Коти.
4. Тетрадь для формирования навыка чтения «Читалочка». Автор: Л.Ф. Климанова.
5. Тетрадь по формированию культуры речи «Волшебная сила слов». Авторы: Т.Ю. Коти, Л.Ф. Климанова.
6. Методические рекомендации. Уроки чтения. 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс. Авторы: Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина.
Программа Л.Ф. Климановой, как и примерная программа ФГОС начального общего образования (раздел «Литературное чтение»), состоит из:
• пояснительной записки;
• основного содержания начального литературного образования;
• основных требований к знаниям, умениям и навыкам.
Пояснительная записка программы отражает два основных направления:
• формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;
• приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.
Основными задачами литературного чтения являются:
• сформировать у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение — это произведение словесного искусства;
• развить воображение ребёнка, чувство эстетического переживания прочитанного.
Содержание курса литературного чтения включает следующие разделы:
1. Круг детского чтения. Тематика.
2. Коммуникативно-речевые навыки и умения при работе с текстом произведения.
3. Опыт эстетического восприятия и понимание художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром.
4. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
В раздел «Круг детского чтения» входят произведения отечественных и зарубежных классиков детской литературы, произведения современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества. Основным элементом содержания программы являются высокохудожественные произведения, но представлены и научно-популярные тексты. Произведения, изучаемые в 1—4 классах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу, что даёт возможность отразить в круге чтения разные, наиболее интересные для учащихся стороны жизни, познакомить детей с основными литературными жанрами.
В разделе «Коммуникативные умения и навыки работы с текстом» рассматриваются следующие блоки программы:
o развитие навыка чтения;
o формирование речевых умений при работе с текстом;
o воспитание культуры речи и чтения.
В разделе «Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром» рассматриваются следующие блоки программы:
o расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений, использования произведений живописи и музыки;
o слушание художественных произведений;
o перечитывание художественных произведений и их анализ;
o опыт творческой деятельности; практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.
Раздел «Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся» состоит из двух блоков:
o учащиеся должны знать…;
o учащиеся должны уметь…
Содержание требований к учащимся определено по каждому году обучения (1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс) и чётко разграничивает содержание знаниевого и навыкового компонента.
Кроме программы, в УМК по литературному чтению входит учебник, составленный известными авторами в области начального литературного образования: Л.Ф.Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г.Горецким.
Учебники по литературному чтению состоят из разных, повторяющихся в каждом классе тематических разделов:
- Любите книгу (Книга как великое чудо)
- Устное народное творчество
- Краски осени (стихи и лирические зарисовки Ф. Тютчева, А. Фета, А. Плещеева, С. Есенина, В. Брюсова, М. Пришвина и др.)
- Мои любимые писатели (стихи, басни, рассказы А. Пушкина, Л. Толстого, И. Крылова)
- Люблю всё живое (стихи и рассказы советских писателей: А. Шибаев, В. Бианки, Е. Чарушин, Б. Житков и др.)
- Здравствуй, матушка Зима! (стихи И. Бунина, К. Бальмонта, С. Есенина, Ф. Тютчева и др.)
- Мы — друзья (стихи и рассказы В. Осеевой, В. Берестова, Ю. Ермолаева и др.)
- Весна! Весна! И всё ей радо! (стихи Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина и др.)
- Весёлый хоровод (стихи и рассказы В. Драгунского, Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова, Г. Остера, И. Токмаковой и др.)
- Мои самые близкие и дорогие (стихи и рассказы русских поэтов и писателей)
- Сто фантазий (стихи, рассказы, сказки русских и зарубежных поэтов и писателей)
- Литература зарубежных стран
Таким образом, содержание учебника направлено на литературное развитие ученика, поэтому главным на уроке литературного чтения является текст как эстетическая ценность. Основная задача учителя — на основе художественного произведения сформировать систему духовно-нравственных ценностей средствами литературы, средствами искусства, что и отражается в основных положениях ФГОС начального общего образования (цели ФГОС).
Также данный учебник помогает решать и основную задачу на уроке литературного чтения — анализ литературного произведения.
Учебник даёт возможность применять несколько подходов к анализу художественного произведения.
- Стилистический анализ, выявляющий в подборе слов-образов, проявляется авторское отношение к изображаемому.
- Анализ развития действия, в основе которого лежит работа над сюжетом и его элементами — эпизодами, главами. При этом разбор идёт от поступка к характеру, от события — к смыслу текста. Важно привлекать внимание детей к мотивам поступков, переживаниям героям, взаимоотношениям
действующих лиц, приучать сравнивать поступки и характеры с аналогичными жизненными ситуациями.
- Анализ художественных образов. Для эпического произведения основные образы — это действующие лица, пейзаж, интерьер.
Основное время на уроке отводится именно анализу изучаемого произведения, строящемуся на основе принципов опоры на возрастные и индивидуальные особенности восприятия младшего школьника, единства формы и содержания художественного произведения. Таким образом, очевидно, что вся система вопросов и заданий методического аппарата учебника направлена на развитие умения анализировать художественное произведение, что предусматривает и ФГОС начального общего образования (раздел «Литературное чтение»).
На основе данного учебника восстанавливаются традиции семейного (домашнего) чтения. Организация семейного или самостоятельного чтения может проходить по-разному. Чаще всего сами родители читают своим детям предложенные тексты, а затем обсуждают вместе с детьми. Но, возможно, если ребёнок хорошо читает, то текст он будет читать самостоятельно, а в роли слушателя выступает родитель. Затем следует совместное обсуждение прочитанного. Также это может быть комбинированное чтение: читает и взрослый, и ребёнок, а затем происходит совместное обсуждение прочитанного. Для обсуждения прочитанного авторами предлагаются вопросы, ответы, на которые высказывает как взрослый, так и ребёнок. После знакомства с текстом и обсуждения необходимо, чтобы прочитанные произведения были найдены в домашней библиотеке. И тогда возникает другая сторона вопроса: как мы можем догадаться, что именно в этой книге представлено это произведение, какую дополнительную информацию даёт книга, чтение аннотации, вступления и т. д. Такое направление образовательного процесса приведёт к созданию интереса у ребёнка к чтению и книге вообще. Таким образом, данный учебник позволяет простроить всю систему по восстановлению традиций семейного чтения, что отражено и в ФГОС начального общего образования (раздел «Литературное чтение»).
Кроме этого, особое внимание в данном УМК по литературному чтению уделяется развитию творческой деятельности учащихся посредством работы с текстом. Для этого создана даже специальная творческая тетрадь по литературному чтению. Авторами её являются Л.Ф. Климанова и Т.Ю. Коти.
Задания творческой тетради позволяют учащимся развивать грамотную устную и письменную речь, внимание к слову, обогащать лексику. В тетради выделяются темы в соответствии с темами, изучаемыми в учебниках литературного чтения. Каждая тема тетради дополняет и расширяет знания и умения по теме учебника. Работа в тетради и учебнике может идти параллельно, а чередование различных видов работы, форм обучения способствует глубокому усвоению изучаемого жанра и обогащению читательского опыта младшего школьника. Работа по разделу творческой тетради может предварять работу по разделу учебника. Содержание данной тетради может быть использовано учителем и во внеклассной кружковой работе по литературному чтению. Одному из видов детского творчества – инсценированию- посвящён в тетради раздел «Наш театр».
Таким образом, приёмы, которые были реализованы средствами творческой тетради — интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация — отражены в ФГОС начального общего образования (раздел «Литературное чтение»).
Процесс формирования полноценного навыка чтения осуществляется в начальной школе, а в большей степени — в 1—2 классах. Материал для отработки навыка чтения в данном УМК представлен и в самом учебнике по литературному чтению, и в пособии Л.Ф. Климановой «Читалочка». Данное пособие может быть использовано и в период обучения грамоте, и в период обучения литературному чтению. Работа с художественным произведением, которая занимает центральную часть урока, должна быть тесно связана с развитием коммуникативно-речевых умений, с различными видами перечитывания текста: выборочным, повторным, индивидуальным, групповым и хоровым чтением. Перечитывание текста является одновременно и важнейшим приёмом погружения ребёнка в смысловую ткань текста, и способом отработки навыка чтения. Процесс формирования навыка чтения представлен и в ФГОС начального общего образования (литературное чтение).
Урок литературного чтения — это урок, на котором, прежде всего, рассматривается система формирования нравственных ценностей средствами предмета (духовно-нравственное развитие и воспитание), а также формируются специфико-предметные умения, связанные с читательской деятельностью (умение читать, умение работать с текстом, умение работать с книгой — читательская компетентность). Одной из приоритетных задач ФГОС является духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся. В учебники по литературному чтению (УМК «Перспектива») входят произведения о детях, о взаимоотношениях со сверстниками, их жизни и весёлых играх, о природе, о нашей Родине и т. п. Само содержание текстов позволяет формировать у школьников модель поведения ребёнка в той или иной ситуации, формирует и ценностное отношение, и систему ценностно-смысловых ориентаций средствами художественного текста. В учебниках и творческих тетрадях целые разделы и темы посвящены проблематике духовно-нравственного развития и воспитания.
Формирование читательской компетентности (в УМК «Перспектива») связано с формированием навыка чтения, беглости чтения в 1 классе по материалам страниц «Читалочки» и учебника литературного чтения, где представлены тексты, соответствующие возрастным особенностям детей данного возраста: С. Маршака, С. Михалкова, К. Ушинского, А. Барто и других. Формированию сознательности и выразительности чтения уделяется особое внимание при работе с текстом. В 1 классе от учащегося требуется научиться «вычерпывать» информацию (ответы на вопросы по содержанию текста), осуществлять пересказ сказки. Во 2 классе учащийся овладевает подробным и выборочным пересказом, осуществляет деление текста на части, определяет главную мысль текста. В 3 классе учащийся выполняет эту работу самостоятельно, также в этот период используется приём комментированного чтения. В 4 классе реализуются умения работы с текстом полностью и работа по составлению собственных текстов на основе прочитанных художественных текстов. Достаточно распространённым приёмом при работе по данному УМК является характеристика героя произведения. Здесь важно привлекать внимание детей к мотивам поступков, переживаниям героям, взаимоотношениям действующих лиц, приучать сравнивать поступки и характеры с аналогичными жизненными ситуациями. Ещё одним приёмом, который применяется в УМК, можно назвать анализ художественных образов в эпических произведениях (рассказах, сказках, баснях, повестях)— это действующие лица, пейзаж, интерьер. В учебниках по литературному чтению представлена вся система уроков внеклассного чтения в разделе «Мы идём в библиотеку». Таким образом, для формирования читательской компетентности в указанном УМК по литературному чтению (УМК «Перспектива») представлена вся система работ: умение читать, умение работать с текстом, умение работать с книгой. Формирование читательской компетентности — основная цель литературного образования, представленная в ФГОС.
Система проверки результатов сформированности читательских умений, а значит, уровня сформированности читательской компетентности, заложена в ФГОС начального общего образования (раздел «Планируемые результаты освоения содержания начального литературного образования»). Материал для проверки и диагностики результатов освоения основных образовательных программ представлен также и в учебнике по литературному чтению Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого в разделе «Маленькие и большие секреты страны Литературии».
На основе отбора произведений и текстов в учебниках по литературному чтению УМК «Перспектива» выстраивается система работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся и формированию читательской компетентности младшего школьника, что напрямую соответствует ФГОС начального общего образования.
В заключении хочу сказать, что в современном обществе, где критерии нравственности ослаблены и размыты, роль художественной литературы и искусства с подлинно духовно-нравственными ценностями, воспитывающими в человеке человека, значительно возрастает. Таким образом возрастает и роль гуманитарных школьных предметов с художественно-эстетической и духовно-нравственной направленностью.
Отмеченные особенности нового курса литературного чтения определяют его ключевые направления:
формирование навыков сознательного, правильного и выразительного чтения; чтения вслух и про себя; развитие коммуникативно-речевых умений на текстовой основе, связывающей уроки русского языка и литературного чтения;
приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и ее нравственно-духовным и эстетическим ценностям; формирование у них нравственно-эстетического отношения к людям и окружающему миру через чтение подлинно художественных классических произведений.
введение учащихся в мир большой литературы, формирование у начинающего читателя интереса к книге, к истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, разнообразных по жанру и тематике, расширяющих кругозор юных читателей и формирующих познавательные интересы школьников.
УМК по литературному чтению (УМК «Перспектива») – полностью отражает содержание примерных программ начального общего образования (ФГОС).
В результате изучения мною программы курса и работы над ВКР, получила теоретическую и практическую помощь в осмыслении концепций ФГОС начального общего образования в системе образования, самостоятельно оценила возможности УМК «Перспектива» в реализации федеральных государственных образовательных стандартов, получила практическую помощь в разработке уроков, осуществила самооценку своей деятельности. Всё это позволит мне в дальнейшем по-новому проектировать учебный процесс.

 

 



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации