Мастер-класс для родителей «Гимнастика для язычка нам важна! Сказки о Веселом Язычке»

10
1
Материал опубликован 10 September 2021 в группе

Мастер-класс для родителей

«Гимнастика для язычка нам важна! Сказки о Веселом Язычке».

Кувалдина Марина Александровна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории,

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №193», г. Иваново


 

Цель: сформировать и закрепить у родителей знания о артикуляционной гимнастике, как важном и творческом этапе в овладении чистой речью у детей с дизартрией.

Задачи:

-дать представление о дизартрии и артикуляционной гимнастики, о её значении в преодолении речевых нарушений;

-закрепить понятие артикуляционная гимнастика;

-познакомить с правилами проведения и организации артикуляционной гимнастики;

-закрепить правила выполнения артикуляционных упражнений для губ, щек, языка, на развитие воздушной струи, автоматизации звуков с помощью игры;

-познакомить со сказкой о Весёлом Язычке;

-сформировать и развивать навык творческого подхода к занятиям родителей с детьми дома;

Оборудование: презентация, интерактивная доска, индивидуальные зеркала, памятки для родителей по проведению артикуляционной гимнастики.


 

1.Дизартрия. Для чего нужно делать артикуляционную гимнастику?

Думаю, каждый из Вас, уважаемые родители, задавался вопросом, почему Ваня, Петя, Маша по возрасту как мой сын или дочь так хорошо говорят, а у нас, словно «полный рот каши во рту, всё жуёт, никак не проглотит!» Или «Знакомые сына или дочь к логопеду водили всего-то 2-3 месяца, им логопед все звуки поставил! Вы ведете ребенка к логопеду, занимаетесь 3 месяца, полгода, а результат очень слабый. Вот даже С и Ш научился говорить, а сам без меня опять «фапка», вместо шапка повторяет. Почему? Делали же, как знакомая и дома иногда занимались. Да потому, что у ребенка не просто нарушение звукопроизношения, а ДИЗАРТРИЯ!

Дизартрия (с древнегреческого «диз»-расстройство, «артро»-соединяю»)-это нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы. Из-за этого ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ, щёк), затруднена АРТИКУЛЯЦИЯ (слайд с артикуляционным аппаратом). Нарушение произнесения слов в детском возрасте приводит к общему недоразвитию речи (нарушение формирования всех компонентов речи при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом) и, как следствию-нарушению чтения и письма. Выявление дизартрии требует неврологического обследования, по результатам которого назначаются лечение и логопедическая коррекция. Таким, образом, дизартрия-это тяжелое нарушение речи, характеризующееся стойкостью дефектов и трудностью их преодоления (в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы). Как вы понимаете, это длительный процесс, занимающий много времени.

Как это восстановить? Поможет АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА! Фундамент чистой речи!

2.Что такое артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика-это специальные упражнения для развития подвижности, ловкости и укрепления мышц языка, губ, щек, подъязычной уздечки, мягкого нёба. Упражнения сопровождаются правильным дыханием. Артикуляционная гимнастика помогает восстановить связи пораженных зон головного мозга и периферического отдела, формировать и закреплять правильные артикуляционные уклады (положения языка при произнесении определенного звука) звуков.

3. Как проводить артикуляционную гимнастику?

1.Ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.

2.Каждое упражнение выполняется по 3-5 раз.

3.Статические упражнения (направлены на удержание артикуляционной позы в одном положении. Например: «Горка», «Лопатка», «Чашечка» и др.) выполняются под счет то 1до 5 (это 10-15 секунд).

t1631300088aa.jpg

Динамические (направлены на вырабатывание чёткой переключаемости мышц языка с одной артикуляционной позы на другую. Например: «Качели», «Маляр», «Лошадка» и др.) повторяются 3-5 раз. t1631300088ab.jpg


 

4.Отбираются упражнения по принципу от простого к сложному.

5.Новые упражнения даются постепенно, по одному или двум, остальные даются для повторения и закрепления.

6.Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги в спокойном положении.

7.Ребенок и взрослый должны находиться перед зеркалом, чтобы хорошо видеть лица друг друга, для зрительного контроля правильности выполнения упражнений. Можно использовать ручное зеркало (9 на 12 см.), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8.Начинать гимнастику лучше для губ и щёк.

4.Как организовать проведение артикуляционной гимнастики.

Творческий и игровой подход-это главное!

t1631300088ac.jpg

1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении.

2.Взрослый показывает выполнение упражнения.

3.Упражнение делает ребёнок, а взрослый контролирует выполнение.

Мы следим: за точностью движения каждого органа артикуляции, чтобы они выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица.

В противном случае цель будет не достигнута.

4.Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

Сначала при выполнении наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и, вместе с тем, координированными.

Если этого не происходит длительное время, возможно, нужна помощь врача-невролога, который назначит лечение и специальный массаж. Артикуляционную гимнастику поэтому проводят длительное время. Тем длительнее, чем тяжелее поражение.

5. Как превратить артикуляционную гимнастику в творческий процесс?

Вспомните, как загораются глаза у детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с тобой поиграем в одну интересную игру! Здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

Многократные повторения артикуляционных упражнений можно превратить в интересную игру или сказку! Даже любимую игрушку ребенка можно посадить рядом, и показывать ей упражнения. Можно создать презентацию или нарисовать эту сказку (демонстрирую карточки из серии «Домик звуков»), сопровождая выполнение упражнений короткими стихами. Например, при выполнении ребёнком упражнения «Качели» можно читать:

«На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз,

И всё выше поднимаюсь,

А потом –вниз».

t1631300088ad.pngСвои сказки можно придумать и все они будут о

«Весёлом язычке».


 


 


 


 


 

Вот одна из них:

«Сказка о Веселом язычке,

в которой он возвращает свистящие звуки С, З, Ц домой.»

t1631300088ae.jpg

А звуки надо каждый день проверять, чтобы не убежали! Вы в этом поможете Весёлому Язычку?

Жил-был Весёлый язычок (показ сопровождаю слайдами, все упражнения родители повторяют). Встал он утром, сладко потянулся и зевнул (открыть широко рот) и выглянул в окошко. Проверил, высоко ли солнышко встало (упр. «Тянучки с потягиванием широкого языка к носу»), посмотрел на дорожку, чтобы решить, что обуть сандальки или сапожки? (упр. «Тянучки с потягиванием широкого языка к подбородку») Почистил зубки (упр. «Чистим зубки»), причесался (упр. «Расчёска»). Спустился в домике на первый этаж к «свистелкам», чтобы пожелать доброго утра и пригласить вместе погулять. Постучался (т-т-т делаем соответствующее движение), но ему никто не открыл. Тогда Язычок открыл дверку «н-н-н» (рукой делаем движение открывания двери) и вышел во двор. «Может я сейчас их где-нибудь увижу», подумал язычок. Раскачался язычок высоко-высоко на качелях (упр. «Качели большие»), а потом пониже (упр. «Качели маленькие») Никого не увидел. А потом на высокую горку побежал (упр. «Горка»). И вдруг заметил, что звуки С, З, Ц далеко на дорожке стоят и грустят.

-Привет, звуки, вот вы где! -обрадовался Язычок.

-Мы потерялись!-ответили звуки, чуть не плача.

-Не бойтесь, я помогу вам вернуться обратно! Смотрите, как это делается, только крепче держитесь!-ответил Язычок. (упр. «Горка», прижатая боковыми зубами).

Звуки очень обрадовались, что Язычок им помогает! Стали они дружить, вместе с горки кататься и песенки петь: с-с, з-з, ц-ц (упр. в закреплении изолированных звуков), са-са-сад, за-за-зайка, ца-ца-цапля (упр. в закреплении звуков в слогах, словах). Так они разыгрались, так рассвистелись, что остановиться не могут! И тут сказал Язычку папа: «па-па-па», а потом, мама «пя-пя-пя» (упр. «Накажем непослушный язычок»). Успокоились язычок и «свистелки», затихли. А потом вместе пошли играть в футбол (упр. «Воздушный футбол»).

Таким образом можно придумать и разыграть любой комплекс артикуляционной гимнастики по-своему (для губ и щек, мягкого нёба, воздушной струи, свистящих: С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, шипящих: Ш, Ж, Ч, Щ, сонорных: Р, РЬ, Л, ЛЬ и других.

А какую сказку придумаете Вы?

Предлагаю придумать каждой семье свою сказку про Весёлый Язычок, оформить и записать её на отдельном листке и вложить в логопедическую тетрадь. При следующей нашей встрече вы вместе с ребенком её продемонстрируете. Каждая сказка будет оценена!

6.Я надеюсь, что сегодняшняя наша встреча изменит отношение к выполнению заданий для язычка и позволит превратить домашние задания в увлекательные сказки с приключениями, погонями, волшебством. Не огорчайтесь, если что-то у вашего ребёнка не получилось с первого раза. Повторяйте задания вместе. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, почаще хвалите своих деток, и у вас всё получится.


 

Желаю успехов!


 


 

 Литература:


 

1.Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие.-СПб., 2003.

2.Википедия (источник-интернет).

3.Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов Под ред. В. И. Селиверстова.-М., 1981.

4.Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная. Пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения.-М., 2001.

5.Мальцева М. А., Костыгина В. Н. Мой логопедический альбом.-Ярославль, 2003.


 


 


 


 



 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Замечательный материал!!! Спасибо!

13 September 2021