Урок русского языка в 6 классе «Обучение составлению монологического высказывания на лингвистическую тему»

17
8
Материал опубликован 7 March 2018 в группе

Урок русского языка в 6 классе

учителя ГБОУ СОШ № 3

Щулиной Оксаны Владимировны

Тип урока: комбинированный (усвоение новых знаний, формирование умений, систематизация знаний)

 

Тема:

«Обучение составлению монологического высказывания на лингвистическую тему».

Цели:

обобщить теоретический материал, посвященный теме « Глагол»;

Повысить уровень самостоятельности и творческой активности учащихся.

Продолжить работу над выразительным чтением.

Совершенствовать умения анализировать, обобщать , строить монологический ответ, аргументированный текстом.

Развивать у учащихся умение творчески мыслить, пользоваться словарями.

Воспитывать уважение к одноклассникам, терпимость к чужому мнению, приобщать к культуре речи.

Средства обучения: ПК, проектор, презентация, учебник русского языка 6 класс под редакцией Быстровой Е,А.,Русское слово.2014 год. Энциклопедический словарь юного филолога , плакаты, памятки, раздаточный материал к уроку.

Ход урока.

Организационный момент.

Учитель.

Добрый день, ребята! Начнем нетрадиционный урок русского языка – урок общения. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо!

Улыбка всегда располагает к общению и дает положительный настрой.

А теперь прикройте глаза и мысленно проговорите: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе».

Теперь у вас все получится.

Речевая разминка.

На доске написана скороговорка.

Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки

Учитель предлагает ученикам прочитать скороговорку хором, но вполголоса.

Учитель.

А сейчас вы прочитаете эту скороговорку, но уже немного по-другому и с разной интонацией.

Осторожно. Какой усердный ученик!

С осуждением. Какой неаккуратный ученик!

С удивлением. Почему щеки в чернилах?

III. Сообщение темы и целей урока

Учитель.

Ребята! Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного о глаголе. Научимся составлять монологические высказывания на лингвистическую тему. Знаете ли вы что такое «монолог», «диалог»? Что такое «лингвистика»? Неоценимую помощь в понимании новых понятий нам окажут верные и незаменимые наши помощники – словари.

Будем работать в командах, или группах. Команда не может работать кое-как. Она должна работать слаженно, как единый механизм. Поэтому существуют правила работы в группе. Они есть у вас на партах. Прочитайте их.

- Каждой группе выдаются опережающие карточки-задания для составления плана устного высказывания по теме «Глагол».

IV. Вхождение в тему урока.

 

Учитель.

Каждый день нам приходится много говорить и писать в различных ситуациях. Если мы владеем речевой культурой, то особых затруднений это не вызывает. Но если мы не в ладах с правильной речью или не научились употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения, то конфуза нам не избежать.

Внимательно прочитайте диалоги. Какие нарушения речевой культу­ры (а с ней и культуры поведения) вы заметили? Обоснуйте свой ответ.

Ученик. 1. Сестры разговаривают по телефону.

Едь ко мне. Не забудь полувер и цепочку. Поняла?

Поняла, поняла. Жди. Буду где-то через час.

Учитель. Прокомментируйте значение слов "полувер" и "цепочка"?

Ученик. 2. Семиклассник заглянул в учительскую.

— Здрасьте, Нин Васильна!

— Здравствуй, Саша.

Где библиотекарша, не подскажете?

Я, Саша, подсказывать не вижу необходимости. А сказать могу: библиотекарь Мария Гавриловна уехала на базу. Будет к одиннадцати часам.

Ага. Значит, где-то в 11 подойдет. Ништяк. Успеваю.

И школьник исчез.

Учитель. Почему учительница не захотела «подсказывать»?

В каком значении слово «где-то» употребляется в литературном языке?

Учитель.

Давайте посмотрим в «Энциклопедическом словаре юного филолога» что значит «культура речи»? (Умение, во-первых, правильно говорить и писать и, во-вторых, употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения).

Зачем человеку умение правильно говорить и правильно писать?

Что значит «употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общении»?

Учитель.

Представьте такую ситуацию: ваш товарищ пропустил из-за болезни занятия в школе. Он звонит вам и спрашивает, какую тему вы изучили (Например: «Глагол»). Составьте диалог. (5-7 реплик).

Учитель.

Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и многообразные аспекты его деятельности (трудовой, социальной, экономической, научной и т.д.), различные явления природы.

По частоте употребления в речи глагол занимает второе место (после существительных).

Кроме содержательной насыщенности глагола, он обладает ещё и высокой эстетической ценностью, на что обращали внимание многие писатели. У вас на партах, в приложении к уроку, находятся два наиболее ярких высказывания писателей о глаголе – А.Югова и Ю.Бондарева. Прочитайте и запишите в тетрадь одно понравившееся вам высказывание.

1. Задание на доске. Соедини пословицы.

О труде существует бесконечное множество пословиц и поговорок:

Не потрудиться, так и хлеба не добиться.

Труд человека кормит, а лень портит.

Терпение и труд всё перетрут.

Трудовая денежка до веку кормит.

- Выделите окончания.

- Как вы понимаете смысл этих пословиц? Чему они учат?

2. Самостоятельная работа. Восстановите пословицы по данным словам.

 

Труд, рыбка.

Тише, дальше.

Посеешь, пожнешь.

Посмешишь, насмешишь.

3. Игра. Кто больше?

Назовите общие слова, обозначающие трудовую деятельность. (Работать, делать, трудиться).

А в каждой отрасли есть свои слова. В сельском хозяйстве, в строительстве, в домашнем обиходе. Назовите их. Какая группа больше.

В сельском хозяйстве: пахать, сеять, боронить, полоть, убирать, молотить, косить, сгребать, жать, и т.д.

В строительстве: строить, штукатурить, асфальтировать, бетонировать, красить, белить, месить.

В домашнем обиходе: варить, чистить, мыть, убирать, стирать, печь, полоскать, выжимать, резать, гладить, солить.

4. Восстановите текст. Добавьте недостающие слова.

5. Глаголы звучания и цвета.

Учитель.

Нас всюду окружают звуки. Просыпаемся от заливистого звона будильника, начинают хлопать двери, на улице громыхает грузовик, на кухне гремят посудой, булькает вода.

А сколько новых звуков мы можем услышать в лесу. Назовите эти звуки, используя картинку.

Замечательный русский писатель Мельников-Печерский, описывая лес, его красоту, создает яркую картину цветущих трав и по-разному звучащих голосов. (Работа по Приложению). Обратите внимание на многообразие и выразительность глаголов, используемых здесь автором. Выпишите глаголы цвета и звука.

А теперь посмотрим как работают глаголы в поэзии.

Исследователи творчества А.С.Пушкина отмечали, что поэт всегда был скуп на прилагательные. А идейно-художественным центром текста становились глаголы. Вспомним стихотворение «Зимний вечер». Образ вьюги сначала дается через зрительные впечатления:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

Затем автор переходит к звуковым образам:

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Слух поэта различает и завывание ветра, и плач ребенка, и шорох соломенной крыши, и стук в окошко. Весь отрывок полон движения, жизни. И достигается это благодаря мастерскому использованию глаголов звука. Что делает буря? Она «кроет небо», «плачет», «шуршит соломой», «стучит в окошко». Почти все глаголы имеют приставку «за», которая сообщает им, с одной стороны, значение начала действия, а с другой – единый музыкальный ритм строфы.

V. Работа с учебником.

Учитель.

- А теперь откроем учебники и выполним упражнение 293.

(Упражнения выполняются по группам. Отвечает один ученик от группы.)

- Упражнение 292.

- Давайте вспомним, какие стили речи вам известны. Дайте стилистическую характеристику словам синонимического ряда, написанным на доске (работать, трудиться, вкалывать; бегать, гонять; говорить, болтать; выучить, вызубрить), и составьте с ними предложения.

- Обратимся к заданию, которое вы получили на карточках в начале урока. От каждой группы по одному человеку выступить с монологической речью по составленному плану.

VI. Итоги урока.

Учитель.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что запомнилось и заинтересовало на уроке больше всего?

- Закончить предложение: «Сегодня на уроке я …».

Литература.

http://pushkin.niv.ru/pushkin/articles/sborniki-stihov-pri-zhizni.htm

http://www.mista.ru/pogovorki.htm

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/05/10/glagol-samaya-ognepyshushchaya-samaya-zhivaya-chast-rechi

https://books.google.com/books?id=Tt38AgAAQBAJ&pg=PA151&lpg=PA151&dq=высказывания+писателей+о+глаголе&source=bl&ots=X91lMw0h8O&sig=I5SR09g5

Приложения к уроку (Раздаточный материал)

Приложение 1. Отрывки из произведений А. С. Пушкина.

1.      Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры,

Навстречу северной Авроры

Звездою севера явись!

                Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела-

А нынче … погляди в окно:

А. С. Пушкин «Зимнее утро».

 

2.      Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То, как зверь завоет,

То заплачет как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

А. С. Пушкин «Зимний вечер».

 

3.      Полки ряды свои сомкнули,

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею…»

А. С. Пушкин «Полтава».

 

 

Приложение 2.  Работа в группах.

 

1-ая группа

Прочитайте все 3 отрывка.

Найдите в них возвратные глаголы. Как определяется категория возвратности?

 

2-ая группа

Прочитайте 1-ый отрывок.

Выпишите глаголы. Определите постоянные признаки глагола (вид, переходность, спряжение) по первому отрывку. Сделайте вывод. Какие признаки глагола являются постоянными?

3-я группа

Прочитайте 2-ой отрывок.

Определите непостоянные признаки глагола ( время, число, лицо, род) по второму отрывку. Сделайте вывод. Какие признаки глагола являются непостоянными?

 

4-ая группа

Прочитайте 3-ий отрывок.

Спишите отрывок. Найдите глаголы. Определите их синтаксическую роль.

 

 

Приложение 3.  Памятка.

 

 КАК СОСТАВИТЬ МОНОЛОГИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ

 

1.  Вступление. Придумайте начальную фразу, формулирующую тему вашего

     высказывания, используйте цитаты.

2. Продумайте  размещение отдельных частей высказывания (составьте простой план).

3. Сохраняйте стилевое единство, используйте языковые средства характеристики для  научно-учебного стиля речи.

4.  Приведите примеры.

5.  Сделайте вывод.

 

Критерии оценивания монологического высказывания

 

1. Соответствие теме и полнота раскрытия   ( 3 ).

2. Правильность речи, соответствие нормам (синтаксическим, лексическим, орфоэпическим, грамматическим )                 (  3 ).

3. Логичность  ( 2 ).

4. Эрудиция     ( 2 ).

5. Выразительность ( 2 ).

 

 

Приложение 1.

 

1.         «Все деревья в полном соку, все травы цветут, благо­ухают. Куда ни оглянись, все цветы, цветы и цветы... Там  желтеет  зверобой,  синеют  темно-голубые бубенчики и середь яркой изумрудной зелени белеет  благовонная купена и алеют  зрелые ягоды костяники.

Стоном стоят лесные голоса, без умолку  трещат  в вы­сокой сочной траве кузнечики и кобылки, вьются над цветами жучки и разновидные козявки, воркуют серо-сизые с зеленой шейкой дикие голуби, как в трубу тру­бит черная желна, стучат по деревьям дятлы, пищат рябчики, уныло перекликаются либо кошкой взвизги­вают желтенькие иволги, трещат сойки, жалобно ку­куют кукушки и на разные голоса весело щебечут  сви­ристели, малиновки, лесные жаворонки и другие мелкие пташки... И все эти звуки сливаются в один стройный гул, полный жизни и довольства жизнию».                                          (А. Мельников-Печерский)

 

 

2.                                            Буря мглою небо кроет,

 Вихри снежные крутя.

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

                                                                                                              (А.Пушкин,  «Зимний вечер»)

                                                                                                             

 

3.                                 Утро

 

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом,— на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок,— воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

                                                                                                                                                             (И. Никитин)

Приложение 1.

Диалог  1.

-Саша, привет!

-Что вы там сегодня изучали по русскому?

-Глагол.

-И что?

-Что «что»?

-Ну, что такое глагол?

-Это такие слова, которые обозначают действия.

-Угу, понятно. А что училка задала?

-Упражнение 125.

-Ну, спасибочки, пока!

 

Диалог  2.

-Ленка, приветик! Я сегодня не была в школе. Что изучали по русскому?

-Глагол.

-А ты можешь мне по–быстрячку  обьяснить - что это такое, чтоб я «вьехала»?

-Слушай. Глагол - это часть речи, которая отвечает на вопрос «Что делать?» или «Что сделать?».  Ну там «писать, читать».

-Да-да, понятненько.

-Ну, короче  говоря, они обозначают все действия.

-А, ясно, спасибо!

 

 

Внимательно прочитайте диалоги.   Какие нарушения речевой культу­ры (а с ней и культуры поведения)  вы заметили?  Обоснуйте свой ответ.

 

 

1.  Сестры разговаривают по телефону.

— Едь ко мне. Не забудь полувер и цепочку. Поняла?

— Поняла, поняла.  Жди. Буду где-то через час.

 

Прокомментируйте значение слов "полувер" и "цепочка"?

 

2. Семиклассник заглянул в учительскую.

—  Здрасьте,  Нин Васильна! 

—  Здравствуй, Саша.                                                 

—  Где библиотекарша,  не подскажете?

— Я, Саша, подсказывать не вижу необходимости. А сказать могу: библиотекарь Мария Гавриловна уехала на базу. Будет к одиннадцати часам.

—  Ага. Значит,  где-то в 11 подойдет. Ништяк. Успеваю.

И школьник исчез.

 

                        Почему учительница не захотела «подсказывать»?

                        В каком значении слово «где-то» употребляется в литературном языке?

 Высказывания о глаголе (записать в тетрадь)

Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!

                                                                                     (А. Югов)

 

         … По моему глубокому убеждению, вся выразительность прозы – в глаголе, ибо глагол – это действенность характера…

                                                                                     (Ю. Бондарев)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Вот такой урок. Материала много, но ученики работают очень быстро, с большим интересом! Мы всё успеваем сделать! (Можно что-то и не использовать. Всё зависит от подготовленности класса).Урок проходит на одном дыхании!

7 March 2018

Замечательный урок!

9 March 2018

Спасибо, Элла Ревнеровна, мне очень приятна Ваша оценка моего труда!

9 March 2018

Хороший урок) Понравился

23 March 2018

Спасибо. Лейла!

23 March 2018

Спасибо! Как всегда, великолепная разработка!

30 March 2018

Начала знакомиться с ходом урока и увлеклась... Представила урок с моими детьми. Мотивация и интерес к теме обеспечены! Большое спасибо Вам за ценную разработку, Оксана Владимировна!

22 April 2018

Спасибо, Ирина Олеговна, за высокую оценку моей работы!

22 April 2018