Особенности работы педагога - психолога в школе с углубленным изучением математики.
Особенности работы педагога-психолога в школе с углубленным изучением математики.
В школе с углубленным изучением математики педагог-психолог играет ключевую роль в создании благоприятной образовательной среды. Основной задачей этого специалиста является поддержка учащихся в их когнитивном и эмоциональном развитии. Математика, как предмет, нередко вызывает у детей страх и тревогу, поэтому важно, чтобы психолог выстраивал доверительные отношения с учениками, помогая им преодолевать трудности и разрабатывать эффективные стратегии обучения.
Особенностью работы педагога-психолога в математическом классе является необходимость адаптации психологических методик к специфике предмета. Например, психолог может внедрять игровые и творческие подходы для снижения стресса, связанного с экзаменами и контрольными работами. Также важно проводить диагностику уровня математической грамотности и выявлять индивидуальные особенности восприятия предмета, чтобы предложить каждому ученику подходящие методы обучения.
Кроме того, педагог-психолог активно взаимодействует с учителями математики, обеспечивая комплексный подход к обучению. Он помогает разработать планы по учету психологических аспектов образования, а также организует семинары и тренинги, направленные на развитие эмоционального интеллекта и устойчивости учащихся. Такая междисциплинарная работа способствует формированию не только крепкой математической базы, но и гармоничному развитию личности школьников.
Работа школьного психолога состоит из различных направлений деятельности: диагностическая, профилактическая, консультативная, просветительская, аналитическая, коррекционно-развивающая.
Особенности психологического сопровождения обучающихся школ с углубленным изучением точных наук – дифференцированный и индивидуальный подход. Ориентация на индивидуально-психологические особенности ученика, тип нервной системы, развитие внутренней инициативы.
Учебная деятельность побуждается в большей степени социальными мотивами учения: престижная мотивация, чувство долга, мотив самосовершенствования, желание оправдать ожидания родителей. У старшеклассников профильных классов более сформированы познавательные потребности, критическое мышление. Они более практичны и реалистичны, стараются контролировать свое поведение, осознают собственные недостатки. Интерес к предмету поддерживается участием в различных конкурсах и олимпиадах.
Важно развивать у обучающихся личностные качества: настойчивость, ответственность, переключаемость, стрессоустойчивость, работа в команде.
Результаты проведенных диагностик Единый мониторинг социально-психологическое тестирование (ЕМ СПТ), «Самоанализ психических состояний» Г. Айзенка выявляют несколько повышенный уровень тревожности в 7-х, 9-х, 11-х классах. Именно с 7-го класса начинается профильное углубленное изучение математики, в 9-ом и 11-классах начинается усиленная подготовка к экзаменам, а также выбор дальнейшего пути.
Причины тревожности:
- волнение по поводу высокой конкуренции при поступлении на престижные специальности в ВУЗы;
- учебные нагрузки, дополнительные занятия с репетиторами;
- подготовка к экзаменам;
- возрастные физиологические изменения;
- проблема выбора жизненного пути;
- неумение снимать напряжение;
- низкая ресурсовосполнимость.
Если нарисовать портрет среднестатистического ученика школы с математическим уклоном, это - ребенок целеустремленных родителей, нацеленных на карьеру и социальный статус, ожидающих высоких результатов от школьника. Этот ученик помимо общеобразовательной школы посещает школу иностранных языков, спортивную секцию (художественную или музыкальную школу, танцевальную студию), репетиторов. Ребенок участвует в олимпиадах разного уровня, конкурсах, соревнованиях. С 8-го класса учится по субботам. По вечерам допоздна засиживается за уроками. В свободное время сидит в интернете. Самооценка несколько завышенная. На выбор профессионального пути большое влияние оказывает мнение родителей.
Вот такой подросток получился. Продукт своего времени, воспитания семьи и школы. Педагог – психолог в своей работе должен учитывать все эти особенности.
На тренинговых занятиях и классных часах мы учим ребят приемам саморегуляции, расслабления, релаксации, переключения внимания, пополнению внутренних ресурсов, позитивному мышлению. Для родителей проводим консультации с рекомендациями по созданию благоприятных физических и психологических условий для подростков дома. Также психологи и учителя проводят занятия по психологической готовности к экзаменам, моделируют ситуации во время экзаменов и обыгрывают оптимальные модели поведения при стрессе. Мы учим подростков опираться на сильные стороны своей личности, проживать свои страхи и тревоги и трансформировать их через приемы арт-терапии, метафорических ассоциативных карт. Самая главная задача родителей, учителей, психологов – воспитать гармонично развитых, счастливых людей, смело идущих к своей цели, умеющих получать удовольствие от общения и работы, умеющих любить своих близких, не боящихся преодолевать трудности.