Содержательно-организационная модель учебно-исследовательской деятельности обучающихся в 6 классах на уроках биологии
Девяткова Ирина Валерьевна,
учитель биологии МБОУ «СОШ №2 с УИОП» г. Лысьвы
Содержательно-организационная модель учебно-исследовательской деятельности обучающихся в 6 классах на уроках биологии
Целью организации учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии является: формирование исследовательских умений школьников, развитие их интеллектуальных и творческих способностей.
На уроках биологии шестиклассники изучают строение, жизнедеятельность и многообразие растений, принципы их классификации; знакомятся с взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения.
С первого урока уделяется большое внимание мотивации учащихся к изучению биологии и исследовательской деятельности. В работе используется педагогический прием «Удивляй!». Организуются лабораторные и практические работы, после проведения которых, учащиеся самостоятельно формулируют выводы. В результате организации экскурсий, дети учатся проводить фенологические наблюдения, применять теоретические знания на практике. У них формируются представления о сезонных явлениях и процессах в природе, происходит приобщение к самостоятельной исследовательской деятельности. Большое внимание уделяется работе с дополнительной литературой для подготовки сообщений о растительных организмах, обитающих в Пермском крае или нашей местности. Для формирования смыслового чтения используются педагогические приемы: «Инсерт», «Чтение со стопами», «Ромашка Блума». Данные формы работы способствуют формированию исследовательских умений учащихся. Для изучения структуры, основ учебного исследования используется форма организации деятельности учеников описанная ниже.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся организуется на уроке, но каждый ребенок может выбрать любую тему исследования, наиболее актуальную и интересную для него, выходящую за рамки предмета.
С учащимися проводится восемь тематических занятий – «десятиминуток», основываясь на содержательный учебный материал, по темам, соответствующим этапам исследования: 1.«Выбор темы. Предмет исследования. Объект исследования», 2. «Актуальность. Проблема», 3. «Постановка цели и задачей исследования», 4. «Гипотеза», 5.«Сбор материала», 6 -7. «Практическая часть. Выводы», 8. «Написание текста доклада». Теоретический материал формулируется учителем – предметником, например, актуальность – это…, проблема, предмет, объект и т.д., размещается детьми в тетрадях юных исследователей. Девятый урок проводится в форме мини – конференции, на которой учащиеся представляют результаты своих исследований. Большая часть работы выполняется детьми самостоятельно, но под контролем учителя. Данные занятия включаются в тематическое планирование. Каждый ребенок получает возможность проявить себя в роли исследователя. Объяснение теоретического материала происходит на предметном содержании второго раздела учебника «Жизнь растений», представленном в таблице 1.
Таблица 1. Организация учебного исследования на уроках биологии в 6 классе
№ урока в тематическом планировании | № урока в разделе/ Тема урока | Предметное содержание, используемое для организации УИД | Какие УИ действия будут задействованы | Какие формы, методы, приемы использует учитель для организации УИД |
23 | 1.Влияние минерального питания на рост и развитие растений | Почвенное питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ. Управление почвенным питанием растений. Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Меры охраны природной среды | Выделение объекта и предмета исследования | Прием: из названия темы исследования выделить объект и предмет исследования Форма: фронтальная, групповая |
24. | 2. Фотосинтез. | Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле | Умение видеть и формулировать проблему исследования | Создание проблемной ситуации на основе эксперимента Форма: фронтальная, групповая |
25. | 3.Дыхание растений | Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Сравнительная характеристика с процессом фотосинтеза | целеполагание, прогнозирование (постановка цели и задач исследования) | Создание проблемной ситуации на основе эксперимента Форма: фронтальная, групповая |
26. | 4. Листопад | Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев | выдвижение гипотезы исследования | Проблемная ситуация Форма: фронтальная |
27. | 5. Значение воды в жизнедеятельности растений | Испарение воды растениями, его значение, экологические группы растений по отношению к воде. | сбор информации из различных источников, сравнение, классификация, обобщение, смысловое чтение | Прием «Инсерт», подготовка сообщений Форма: фронтальная, индивидуальная |
28. | 6. Прорастание и посев семян | Роль семян в жизни растений. Условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Рост и питание проростков. | составление инструкции к проведению эксперимента и протокол наблюдений | Эксперимент Форма: индивидуальная |
29. | 7. Зимние явления в жизни растений | Зимние явления в жизни растений. | обработка данных, выводы по результатам исследования | Экскурсия Форма: групповая, индивидуальная |
30. | 8. Зимние явления в жизни растений | Зимние явления в жизни растений. | оформление отчета (доклада) | Форма: индивидуальная |
31. | 9. Мини-конференция «Удивительное рядом» | презентация опыта исследования, умение аргументировать свою позицию | Публичное выступление Форма: индивидуальная |
Шестиклассники представляют свои наработки учащимся младших классов и принимают участие в НПК.
Включение учебно-исследовательской деятельности в учебный процесс позволяет формировать весь комплекс УУД, т.е. достичь установленных стандартом метапредметных результатов освоения основной образовательной программы (ООП); повысить эффективность усвоения предметного содержания; развивать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, что является личностными результатами освоения ООП.