Соединения щелочноземельных металлов

0
0
Материал опубликован 21 April в группе

Вятченникова Л.В МАОУ «СОШ №73 г Челябинска».

Предмет Химия

Класс 9

Тема урока: Соединения щелочноземельных металлов

Тип урока: Урок нового знания в условиях исследования

Цель урока: Обобщить знания учащихся и сформировать у них полное разностороннее представление о природных соединениях щелочноземельных металлов, их свойствах, значении в природе и использовании человеком

Задачи:

Изучить общие и специфические свойства свойствах соединений щелочноземельных металлов и их применения

Совершенствовать навыки химического эксперимента и способствовать развитию исследовательских навыков. Выработать у учащихся аккуратность при работе с химическими реактивами.

Продолжить формирование навыков составления уравнения реакций

Развивать познавательный интерес учащихся, умение логически мыслить, делать выводы, использовать раннее изученный материал

Получить опыт в применении знаний о физических и химических свойствах соединений щелочноземельных металлов для объяснения их значения в природе и жизни человека

Планируемые результаты

Личностные:

Развитие интереса к получению новых знаний по химии, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений

Развитие понимания значения химической науки в жизни современного общества

Развитие способности применять знания, получаемые при изучении химии, для решения задач

Метапредметные:

Формировать функциональную грамотность, в том числе естественнонаучную.

Осуществлять поиск информации из различных источников, обобщать полученную информацию.

Использовать понятия для объяснения отдельных фактов и явлений

Вести наблюдение и исследовать свойства веществ в ходе выполнения лабораторных опытов.

Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы

Коммуникативные:

Уметь слушать собеседника, понимать и принимать его точку зрения

Планировать учебное сотрудничество с учителем и обучающимися

Адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата

Формулировать высказывания, задавать вопросы, соответствующие учебной задаче.

. Регулятивные:

Определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу.

Следовать определённому алгоритму при составлении формул, решении задач

Проводить рефлексию своих действий по выполнению заданий.

Вносить необходимые изменения свои действия на основе принятых правил

Предметные:

Уметь составлять формулы солей аммония, характеризовать их физические и химические свойства, записывать уравнения реакций химических свойств солей аммония

На примере солей аммония учить объяснять роль химических веществ в жизни общества и грамотно обращаться с ними в повседневной жизни.

Развить идеи, заложенные в базовом курсе химии, дополнить их новыми знаниями.

Методы и формы работы: исследовательский, проблемно-поисковый, системно-деятельностный, индивидуальный и дифференцированный подход, самостоятельная работа учащихся с дидактическим материалам, практико-ориентированные, контекстные и кейс-задания, задания, требующие добывания, наблюдения и описания информации, метод эвристических вопросов. Прием «Экспозиция пород и минералов в краеведческом музеи», презентация.

Используемые технологии: личностно-ориентированная, кейс-технология, ИКТ-технология, системно-деятельностный подход, исследовательской деятельности учащихся и постановке проблемы

Основные понятия и термины: качественные реакции, катионы, анионы, признаки химических реакций, тривиальные названия веществ

Новые понятия: Применение . соединений щелочноземельных металлов

Дидактический материал: учебник: О.С. Габриелян, Химия 9класс, Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии, 9 класс, раздаточный материал

Оборудование: комплекс «Компьютер + проектор» для демонстрации озвученных видеофрагментов и компьютерной презентации к уроку, интерактивная доска, раздаточный материал для работы в парах

Способы контроля предметных результатов обучения:

Правильность выполнения заданий проверяется с помощью самоконтролявзаимоконтроля (самоконтроль, взаимоконтроль).

Выявленные ошибки, недочеты, учащиеся исправляют самостоятельно, сами поясняют суть затруднений (анализ содержания деятельности, сопоставление).

Предъявление результатов работы учащихся (интеграция полученных результатов в общий контекст урока).

Учащиеся класса осуществляют взаимооценивание своего участия в групповой работе (взаимооценивание).

Подведение итогов работы и обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока (итоговая рефлексия содержания и результатов).

Ход урока

Организационный момент. Вступление. 2 мин

Эмоциональная зарядка

Здравствуйте, ребята. ……

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся 3 мин

Вводный кейс Активный метод обучения «Экспозиция горных пород и минералов в краеведческом музеи»

На столе образцы горных пород и минералов: мрамора, известняка, гипса и. на партах коллекция рудного и нерудного сырья. Ребята подумайте, как будет звучать тема сегодняшнего урока

Тему урока формулируют ученики

Учитель Для удобства

Формула и название вещества

Свойства

Области применения





Актуализация знаний, связь с жизнью и постановка учебной задачи (3мин

Учитель На Урале мрамор используется на протяжении многих веков. Из 20 месторождений, в разработке находится восемь. В Челябинской области месторождения можно встретить в окрестностях Верхнего Уфалея, Коелги, Баландино. Коелгинское месторождение расположено в 27 км на юго-запад от станции Еманжелинской Южноуральской железной дороги, около поселка Коелга Прохорово-Баландинское месторождение находится в 20 км к северу от г. Челябинска в районе пос. Прохоровское и Большое Баландино. Мрамор обнажается, как на правом, так и на левом берегу Карин в Кунашакском районе

Рассмотрите образцы…, карту Челябинской области

Прием «Визуальный ряд». Вводный кейс

Выдвигает проблему. Что общего между этими горными породами?  В чем различие? Как вы думаете, какое вещество входит в их состав? Дайте названия веществам

Что можно сказать о растворимости карбоната кальция?

Актуализация знаний IV «Открытие» учащимися новых знаний» (20 мин)



Стратегический кейс Историческая справка

. Названия «мрамор», «мел» и «известняк» связаны с происхождением этих горных пород:

Мрамор появился в результате перекристаллизации известняка и доломита в глубинах Земли под воздействием высокой температуры и давления. Название «мрамор» произошло от греческого «мармарос», что значит «блестящий». 

Мел относится к осадочным породам и образовался на дне морей и океанов из раковин погибших морских животных в результате их склеивания под воздействием давления и солей морской воды. 

Известняки — это горные породы, образовавшиеся из осадков древних морей и состоящие, преимущественно, из минерала кальцита и остатков организмов, населявших когда-то эти первобытные бассейны

Слова разные по звучанию, но близкие по значению-синонимы

Почему на классной доске пишут мелом, а не куском белого мрамора? Что можно сказать о взаимодействии между частицами этих веществ? Почему частицы мела не отпадают от поверхности доски?

Ответ: Силы притяжения между молекулами мела слабее, чем между молекулами мрамора, и, когда мы пишем мелом на доске, частички мела отслаиваются и остаются на доске, удерживаясь на ней благодаря силам межмолекулярного сцепления


Исследовательский кейс

Определение химического состава мрамора.

К выданным образцам мрамора, мела, известняка прилейте соляной кислоты. Докажите, что все эти вещества являются карбонатами. Запишите уравнения реакций.

Особенности добычи и производства Коелгинского мрамора Фрагмент экскурсии на Коелгинский мраморный разрез «Коелга. Наша мраморная гордость»

На каких свойствах – физических или химических-объясняется применение мрамора?

Проверка выполнения задания Беседа

Как образуются карбонаты в природе ?

Рассказывает какие чудеса творит природа. Видеоролик «Как образуются сталактиты и сталагмиты в пещерах», их роль в формировании облика нашей планеты, на примере посещения Сугомакской пещеры

Записывают уравнения реакций

Коркинский стекольный Записывают уравнения реакций

Тренинговый кейс

Несколько лет назад из Летнего сада в С-Петербурге были убраны все подлинные статуи, являющиеся бесценными произведениями искусства, их заменили копиями.

Чем объяснить такое решение городских властей?

Какие компоненты воздуха приводят к разрушению мраморных статуй?

В Летнем саду раскрыли мраморные скульптуры. Специалисты сняли со статуй установленные на зимний период деревянные футляры и хлопковую ткань. Закрывать скульптуры на зимний период — традиция, которая в Летнем саду соблюдается в течение многих десятилетий. Это необходимо для сохранности статуй, которые плохо переносят перепады температуры. Каждую весну скульптуры раскрывают в присутствии хранителя, реставраторов и других специалистов музея, которые проверяют состояние произведений

Контекстная задача

На одной из железнодорожных станций произошла авария, при которой на рельсы из повреждённых цистерн вылилась серная кислота. За двое суток руководство станции так и не решило проблемы нейтрализации кислоты, которая за это время «съела» рельсы, не считая экономического ущерба, который был нанесён остановкой движения. Каково же решение проблемы, если учесть, что рядом со станцией работал карьер, где добывали

Задания

Как бы вы решили эту задачу?

Почему для получения углекислого газа в лаборатории не используют серную кислоту


Работа с гипсом Учитель рассказывает по итогам экскурсии производство гипсакартона. .В чем уникальность гипса Каринского месторождения»

Решение задачи нахождение массовой доли воды в двуводном гипсе.

В составе гипса находится 21 % воды, поэтому материалы на основе гипса отличаются повышенной огнезащитой и пожарной безопасностью. Гипс при затвердевании способен поглощать лишнюю влагу из воздуха в помещении и отдавать влагу, если влажность воздуха снижается

Тренинговый кейс

Задача

Гипс – дигидрат сульфата кальция применяется в медицине, строительстве, а также для создания декоративных элементов. Рассчитайте содержание воды в гипсе.

Для чего в продукцию гипса картона добавляют сульфат бария

Исследовательский кейс

Получите сульфат бария реакцией обмена. На практике определите какое вещество попало в желудок. Составьте уравнения химических реакций

2) Катионы бария чрезвычайно ядовиты. Какое свойство баритовой каши позволяет безопасно использовать еѐ для целей диагностики ?

3) С какой целью сульфат бария д С какой целью сульфат бария добавляют в детский конструктор LEGO и бумагу для банкнот?

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Чистый сульфат бария неопасен, так как он нерастворим в воде, но если в используемом препарате останутся примеси карбоната бария, то больной может получить тяжелое отравление.

Объясните причину отравления. При построении гипотезы полезно помнить, что среда желудка – кислая .Обратитесь к учебнику при затруднении

Исследовательский кейс

Экспериментальная задача

С помощью качественных реакций определитев какой из выданных вам пробирок находятся растворы хлорида натрия, хлорида бария

Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой:

BaSO4 + CBaS + CO

Определите окислитель и восстановитель


На слайде представлены диаграммы. Какой препарат рациональнее выбрать из вышеперечисленных, если цена примерно одинаковая

Назовите продукты богаты кальцием?

Решите задачу.

Суточная потребность человеческого организма в кальции составляет 0,7 г. Массовая доля кальция в коровьем молоке составляет приблизительно 0,13%. Какова масса молока, которое следовало бы ввести в суточный рацион для удовлетворения потребности организма в кальции, если бы человек не получал кальций с другими продуктами

Историческая справка

Почему гемофилия — это «царская болезнь»? Потому что чаще всего именно наследники престола ею страдали. Причина в том, что семьи монархов нередко заключали близкородственные браки, повышая риск рождения ребенка с наследственной патологией, в том числе с гемофилией.

Известнейшей обладательницей гена гемофилии была английская королева Виктория. Мы не говорим «болела гемофилией», потому что как раз она была здоров Мужчина с диагнозом гемофилия имеет одну аномальную Х-хромосому (от матери) и «целую» Y-хромосому Алексей Романов, сын последнего российского императора Николая II. Носителем рокового гена была его мать, императрица Александра Федоровна, кстати, внучка уже упомянутой королевы Виктории.

Вклад в Победу

Барий применяли для получения нитрата бария, который горит ярко-зелёным пламенем. Это свойство позволяло использовать его в сигнальных ракетах. 

Соли стронция были компонентом пиротехнических составов, они давали ярко-красный цвет сигнальным ракетам. Также стронций окрашивал пламя в красный цвет, поэтому использовался в сигнальных огнях, ракетах, салютах и фейерверках.  Кроме того, соединения стронция применяли в радиоэлектронике, металлургии, при изготовлении эмалей

V. Закрепление (5 мин)

Контекстная задача Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу известняка. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представляет собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился... и получилось именно то, что называют негашеной известью. Оставалось только, чтобы на нее попало известное количество воды. Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашеной извести. Она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимающий ее уголь и выталкивать его по направлению к пропасти... Скалы, деревья, клад, мумии - все исчезло в мгновение ока вместе с презренными негодяями». Похитители бриллиантов Луи Буссенар

«Тонкие» и «толстые» вопросы

Что образуется при взаимодействии углекислого газа с карбонатом кальция?

Различаются ли свойства растворимых и нерастворимых карбонатов?

Почему карбонат кальция (известняк) «растворяется»?

Как действуют таблетки от изжоги?

Каким профессиям потребуются знания изучаемой темы?

Выберите два утверждения, в которых говорится о кальции как о химическом элементе.

1) Впервые кальций был получен Г. Дэви в 1808 г.

2) Сплав кальция с цинком используется в производстве пенобетона.

3) Кальций наряду с углеродом и кислородом входит в состав мела.

4) Яичная скорлупа содержит довольно много кальция.

5) Кальций получают электролизом расплава его хлорида.

Черный ящик

Рефлексия

Учитель Соли щелочноземельных металлов нерастворимы, а вы сегодня все растворились или кто-то не растворился, мало растворился, что вызвало затруднения.

Каким профессиям потребуются знания изучаемой темы? кристаллограф геолог, пиротехник, вулканизаторщик, инженер-

химик

Записывает на доске и комментирует дифференцированное домашнее задание § 15 стр.108 упр 4

Предлагает составить кроссворд   «Карбонаты в повседневной жизни и природе

Словарь

8


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.