Согласные звуки: Р – Рь. Буква Р. Предложение
Тема: «Согласные звуки: Р – Рь. Буква Р. Предложение».
Цель: Познакомить детей с согласными звуками: Р - Рь, буквой Р.
Закрепление умения правильно произносить звуки: Р - Рь, зрительно
находить и различать букву Р среди множества других букв.
Условные обозначения согласного твёрдого и мягкого звука: Р-Рь,
буква Р.
Закрепление способности составлять слова с данным звуком и
предложения.
Задачи:
Образовательная:
Познакомить детей с твёрдым и мягким согласным звуком: Р – Рь, с
буквой Р.
2. Закрепить умение правильно произносить звук Р, подбирать слова со
звуками: Р – Рь в трёх позициях: начале слова, в середине и конце
слова.
3. Научить детей узнавать и прописывать печатную букву Р.
4. Продолжать обучать детей составлять предложения.
Коррекционно-развивающая:
Развитие у детей слуховой, речевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения, интонации).
Развитие способности определять место звуков: Р - Рь в словах: начало, середина и конец слова.
Структура занятия:
1. Психологическое присоединение.
2. Развитие слухового и речевого восприятия.
3. Знакомство детей с согласными звуками: Р - Рь. Буквой Р.
4. Подбор слов, со звуками: Р – Рь.
5. Подготовка руки к письму.
* Закрашивание контурного изображения буквы Р синим и зелёным
карандашом (развитие мелкой моторики).
* Штриховка буквы Р вертикальными, горизонтальными и линиями по
диагонали (формирование графических навыков).
* Прописывание печатной буквы Р в тетради.
Методическое оснащение занятия 1. Магнитная доска (магниты), стихи и загадки. 2. Индивидуальные разрезные азбуки с гласными и согласными буквами. 3. Фотографии и картинки предметных изображений. 4. Индивидуальные листы для закрашивания, штриховки и прописывания. 5. Простые и цветные карандаши. 6. Синие и зелёные кружочки для условного обозначения твёрдого и мягкого
согласного звука: Р - Рь.
№ задания | Педагог: | Дети: |
1. | Присоединение. К/упр.: «Небо». - развитие эмоционального настроя на занятие, памяти, мышления, связной речи. - Расширение словаря прилагательных. | Рассказывают, какое небо было сегодня утром, когда они шли в детский сад: ясное, хмурое, облачное, безоблачное, солнечное, пасмурное …? |
2. | К/упр.: «Отгадаем загадки». - развитие слухового внимания, мышления, памяти. 1. На лугах просторных, На полях широких – Растут цветы удивительной красы. Любим мы на них гадать И в букеты собирать. Ползают по ним мурашки, И зовут из все … 2. Бублику родной он брат, Круглый, дырка в животе Умеет плавать на воде. Его на речку ты возьмёшь, Смело по воде плывёшь. 3. Кто готовит нам еду В нашем детском саду: Суп со всяких круп, Каши, запеканки, котлетки, Пироги - Чтобы детки здоровые росли.
| Ромашки. Спасательный круг. Повар. |
|
Выставляются на доску картинки-отгадки к загадкам. - Послушайте, в названии каждой картинки я буду выделять голосом один звук: Ромашки, кРуг, поваР. - Какой звук я выделила голосом? - Правильно звук Р. - Произнесите каждое слово, выделяя голосом звук Р. | |
3. | Сегодня мы познакомимся со звуком Р Анализ звука Р: Предлагается произнести звук Р. Педагог демонстрирует правильную артикуляцию твёрдого и мягкого согласного звука Р - Рь. |
Произносят: Р – Р – Р. |
| Рот приоткрыт. Язык находится за верхними зубами. Он широкий Удерживаем широкий язык за верхними зубами и дуем на его кончик. Улыбаемся! Р – Р – Р – Р.
| |
4. | - Как вы думаете, согласный звук Р гласный или согласный? - Правильно согласный. Физкультурная минутка с мячом. - Становитесь в круг. Я каждому буду бросать мяч и называть животных в единственном числе. Поймав мяч вы подбираете слово, которое обозначает множественное число этих животных. Крокодил – крокодилы. Зебра – зебры. Тигр – тигры. Кенгуру – кенгуру. Верблюд – верблюды. Крот – кроты. Рысь – рыси. | Согласный, объясняют почему. |
5. | К/упр.: «Определите место звука в словах?». - развитие слухового и зрительного восприятия. - Внимательно смотрите на доску. Перед вами выставляются картинки. Назовите их, выделяя в каждом слове согласный звук Р голосом. - Давайте распределим картинки по группам. В первую группу определим слова в названии которых согласный звук «Р» находится в начале слова, во вторую группу слова в которых звук «Р» слышится в середине слова и в третью группу слова в которых звук «Р» слышится в конце слова. | |
6. | К/упр.: «Определи твёрдый – мягкий звук Р». - развитие фонематического слуха. Называются слова, детям нужно внимательно послушать и определить как звучит звук Р твёрдо или мягко: Ружьё, радуга, река, ручка, пекарь, повар, редиска, ворона, карандаш, помидор, редиска, крокодил, нарцисс. | Дети определяют твёрдость, мягкость звука Р – поднимая (синие, зелёные) фишки. |
Согласный звук Р звонкий, может произноситься твёрдо и мягко. Может слышаться вначале слова, в середине, в конце слова. | ||
7. 8. 9. 10. | К/упр.: «Найдите картинки с предметами в названии которых звучит мягкий звук Рь». - развитие слухового восприятия и внимания. К/упр.: «Составь предложение с данным словом». - развитие связной речи; - совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов: на, в, около, над, из, через).
Анализ буквы Р. На письме звуки Р – Рь обозначаются буквой ЭР. Звук произносим коротко: Р - Рь. Букву произносим полно: ЭР – ЭР. - Посмотрите, как выглядит буква ЭР. - С каких элементов она состоит? Буква Р – На мачте парус – Выгибается дугой. И летит небес касаясь, Над зелёною волной. | Дети работают с предметными картинками. Каждый из детей придумывает предложение с данным ему словом, используя предлоги. Произносят звуки. Произносят название буквы. Рассматривают букву на доске. С палочки, к которой присоединяется полукруг. |
Детям предлагается прорисовать букву Р в воздухе указательным пальцем правой руки. Выложить букву Р из тыквенных семечек, верёвочек, фасоли по желанию. | ||
К/упр.: «Волшебная книжка». Детям предлагается выполнить несколько заданий на развитие графомоторных навыков. |
Рассматривают предложенную книжечку. | |
| На первой страничке закрасить букву Р синим цветом. На второй страничке заштриховать букву Р. На третьей страничке обвести пунктирной линией букву Р и закрасить её зелёным цветом. На четвёртой страничке наклеить (по 3 – 4) картинки на звуки: Р – Рь. |