Согласные звуки: Р – Рь. Буква Р. Предложение

0
0
Материал опубликован 25 October

Тема: «Согласные звуки: Р – Рь. Буква Р. Предложение».


Цель: Познакомить детей с согласными звуками: Р - Рь, буквой Р.

Закрепление умения правильно произносить звуки: Р - Рь, зрительно

находить и различать букву Р среди множества других букв.

Условные обозначения согласного твёрдого и мягкого звука: Р-Рь,

буква Р.

Закрепление способности составлять слова с данным звуком и

предложения.

Задачи:

Образовательная:

Познакомить детей с твёрдым и мягким согласным звуком: Р – Рь, с

буквой Р.

2. Закрепить умение правильно произносить звук Р, подбирать слова со

звуками: Р – Рь в трёх позициях: начале слова, в середине и конце

слова.

3. Научить детей узнавать и прописывать печатную букву Р.

4. Продолжать обучать детей составлять предложения.

Коррекционно-развивающая:

Развитие у детей слуховой, речевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения, интонации).

Развитие способности определять место звуков: Р - Рь в словах: начало, середина и конец слова.

Структура занятия:

1. Психологическое присоединение.

2. Развитие слухового и речевого восприятия.

3. Знакомство детей с согласными звуками: Р - Рь. Буквой Р.

4. Подбор слов, со звуками: Р – Рь.

5. Подготовка руки к письму.

* Закрашивание контурного изображения буквы Р синим и зелёным

карандашом (развитие мелкой моторики).

* Штриховка буквы Р вертикальными, горизонтальными и линиями по

диагонали (формирование графических навыков).

* Прописывание печатной буквы Р в тетради.

Методическое оснащение занятия 1. Магнитная доска (магниты), стихи и загадки. 2. Индивидуальные разрезные азбуки с гласными и согласными буквами. 3. Фотографии и картинки предметных изображений. 4. Индивидуальные листы для закрашивания, штриховки и прописывания. 5. Простые и цветные карандаши. 6. Синие и зелёные кружочки для условного обозначения твёрдого и мягкого

согласного звука: Р - Рь.

задания


Педагог:


Дети:

1.

Присоединение.


К/упр.: «Небо».

- развитие эмоционального настроя на

занятие, памяти, мышления, связной

речи.

- Расширение словаря прилагательных.



Рассказывают, какое небо было сегодня утром, когда они шли в детский сад: ясное, хмурое, облачное, безоблачное, солнечное, пасмурное …?

2.

К/упр.: «Отгадаем загадки».

- развитие слухового внимания,

мышления, памяти.


1. На лугах просторных,

На полях широких –

Растут цветы удивительной красы.

Любим мы на них гадать

И в букеты собирать.

Ползают по ним мурашки,

И зовут из все …


2. Бублику родной он брат,

Круглый, дырка в животе

Умеет плавать на воде.

Его на речку ты возьмёшь,

Смело по воде плывёшь.


3. Кто готовит нам еду

В нашем детском саду:

Суп со всяких круп,

Каши, запеканки, котлетки,

Пироги -

Чтобы детки здоровые росли.











Ромашки.






Спасательный круг.







Повар.


Выставляются на доску картинки-отгадки к загадкам.

- Послушайте, в названии каждой картинки я буду выделять

голосом один звук: Ромашки, кРуг, поваР.

- Какой звук я выделила голосом?

- Правильно звук Р.

- Произнесите каждое слово, выделяя голосом звук Р.






3.



Сегодня мы познакомимся со звуком Р


Анализ звука Р:

Предлагается произнести звук Р.


Педагог демонстрирует правильную артикуляцию твёрдого и мягкого согласного звука Р - Рь.





Произносят: Р – Р – Р.



Рот приоткрыт. Язык находится за верхними зубами. Он широкий

Удерживаем широкий язык за верхними зубами и дуем на его кончик. Улыбаемся! Р – Р – Р – Р.





4.

- Как вы думаете, согласный звук Р

гласный или согласный?

- Правильно согласный.


Физкультурная минутка с мячом.

- Становитесь в круг. Я каждому буду бросать мяч и называть животных в единственном числе. Поймав мяч вы подбираете слово, которое обозначает множественное число этих животных.

Крокодил – крокодилы.

Зебра – зебры.

Тигр – тигры.

Кенгуру – кенгуру.

Верблюд – верблюды.

Крот – кроты.

Рысь – рыси.


Согласный, объясняют почему.

5.


К/упр.: «Определите место звука в словах?».

- развитие слухового и зрительного восприятия.

- Внимательно смотрите на доску. Перед вами выставляются

картинки. Назовите их, выделяя в каждом слове согласный

звук Р голосом.


- Давайте распределим картинки по группам. В первую группу

определим слова в названии которых согласный звук «Р»

находится в начале слова, во вторую группу слова в которых

звук «Р» слышится в середине слова и в третью группу слова в

которых звук «Р» слышится в конце слова.

6.

К/упр.: «Определи твёрдый – мягкий

звук Р».

- развитие фонематического слуха.

Называются слова, детям нужно

внимательно послушать и определить

как звучит звук Р твёрдо или мягко:

Ружьё, радуга, река, ручка, пекарь, повар, редиска, ворона, карандаш, помидор, редиска, крокодил, нарцисс.







Дети определяют твёрдость, мягкость звука Р – поднимая (синие, зелёные) фишки.


Согласный звук Р звонкий, может произноситься твёрдо и мягко.

Может слышаться вначале слова, в середине, в конце слова.


7.






8.








9.























10.

К/упр.: «Найдите картинки с

предметами в названии

которых звучит мягкий звук

Рь».

- развитие слухового восприятия и внимания.

К/упр.: «Составь предложение с

данным словом».

- развитие связной речи;

- совершенствование грамматического

строя речи (употребление предлогов:

на, в, около, над, из, через).


Анализ буквы Р.

На письме звуки Р – Рь обозначаются буквой ЭР.

Звук произносим коротко: Р - Рь.

Букву произносим полно: ЭР – ЭР.


- Посмотрите, как выглядит буква ЭР.



- С каких элементов она состоит?


Буква Р –

На мачте парус –

Выгибается дугой.

И летит небес касаясь,

Над зелёною волной.


Дети работают с предметными картинками.






Каждый из детей придумывает предложение с данным ему словом, используя предлоги.





Произносят звуки.

Произносят название буквы.

Рассматривают букву на доске.


С палочки, к которой присоединяется полукруг.


Детям предлагается прорисовать букву Р в воздухе указательным пальцем правой руки. Выложить букву Р из тыквенных семечек, верёвочек, фасоли по желанию.



К/упр.: «Волшебная книжка».

Детям предлагается выполнить

несколько заданий на развитие

графомоторных навыков.



Рассматривают

предложенную

книжечку.



На первой страничке закрасить букву Р синим цветом.

На второй страничке заштриховать букву Р.

На третьей страничке обвести пунктирной линией букву Р и

закрасить её зелёным цветом.

На четвёртой страничке наклеить (по 3 – 4) картинки на

звуки: Р – Рь.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.