Методическая разработка русского языка «Согласные звуки: З - Зь. Буква З. Слог. Слово»
Тема: «Согласные звуки: З - Зь. Буква З. Слог. Слово».
Цель: Познакомить детей с понятиями звуки: З - Зь, буква З.
Развитие способности различать звуки: З- Зь на слух, букву З
зрительно среди множества букв.
Условные обозначения звуков: З - Зь, буква З.
Закрепление способности составлять слоги с данными звуками, слова.
Задачи:
Образовательная:
Познакомить детей с твёрдым и мягким согласным звуком З - Зь с буквой З.
2. Научить детей правильно произносить звуки З - Зь, подбирать слова на
звуки З - Зь.
3. Научить детей узнавать и прописывать печатную букву З.
4. Продолжать обучать детей составлению слогов и слов с данными
звуками.
Коррекционно-развивающая:
Развитие у детей слуховой, речевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения, интонации).
Развитие способности определять место звуков З - Зь в словах: начало, середина и конец слова.
Воспитательная:
1. Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи.
Структура занятия:
1. Психологическое присоединение.
2. Развитие слухового и речевого восприятия.
3. Знакомство детей со звуками: З - Зь. Буквой З.
4. Подбор слов на звуки: З - Зь.
5. Подготовка руки к письму.
Закрашивание контурного изображения буквы З синим и зелёным карандашом (развитие мелкой моторики).
Штриховка буквы З вертикальными, горизонтальными и линиями по диагонали (формирование графических навыков).
Прописывание печатной буквы З в тетради.
Методическое оснащение занятия:
Магнитная доска (магниты), стихи и загадки.
Индивидуальные разрезные азбуки с согласными буквами.
Фотографии и картинки предметных изображений, конверты.
Индивидуальные листы для закрашивания, штриховки прописывания, условные обозначения слов (чёрные полоски).
Простые и цветные карандаши.
Синие и зелёные кружочки для условного обозначения
твёрдого и мягкого звука З – Зь.
№ задания | Педагог: | Дети: |
1. 2. | Присоединение. К/упр.: «Кто, куда уходит утром?» - развитие логического мышления, памяти, связности высказывания. К/упр.: «Отгадайте загадки». - развитие слухового внимания, мышления. Что за сторож Не лает, не кусает, В дом не пускает? Себя он раскрывает, Тебя он закрывает. Только дождик пройдёт – Сделает наоборот. | Ответы детей о том, куда утром уходят из дома они, их старшие братья или сёстры, родители? Замок. Зонт. |
| Демонстрируются картинки - отгадки. | |
| - Какой первый звук мы слышим в словах: замок, зонт? Произнесите эти слова выделяя голосом первый звук. - Сегодня мы с вами познакомимся со звуком З. Как звенят сердитые комары? | Звук З. Произносят слова выделяя голосом первый звук З. Показывают.
|
| Анализ звука З. - Приложите, пожалуйста, тыльную сторону ладони к шее спереди и произнесите звук: З – З – З - З. Что вы слышите? Горло дрожит. Значит звук З – звонкий. - Что происходит с языком, когда вы произносите этот звук? Язык упирается в зубы, губы растянуты в улыбке, есть воздушная струя и голос. Звук З согласный. Твёрдый согласный звук З обозначается каким кружочком? Синим. | |
3. | К/упр.: «Определите место звука в словах». - развитие способности определять на слух место согласного звука З в словах. - раскройте каждый свой конверт и достаньте картинку. По очереди называйте их и определяйте место согласного звука З в словах. -А чтоб понятнее было, будем работать с условными обозначениями слов, (чёрными полосками и синими кружочками). | Каждый раскрывает конверт. Называет слово и определяет место звука З в слове. Обозначает место звука на полоске кружочком. |
| 1 – й конверт: заяц, змея, звезда, знак. 2 – й конверт: Незнайка, избушка, грузовик. гвоздика. 3 – й конверт: арбуз, камаз, паровоз. | Звук З слышится в начале слов. Звук З слышится в середине слов. Звук З слышится в конце слова. |
4. | Физкультурная минутка с мячом: «Назовите слова на звук З». | |
5.
| - Посмотрите на доску здесь две разные картинки, но называются они одинаково. Как они называются? - Есть узел верёвки, и есть узел с вещами. - В слове узел, где слышится согласный звук З? - А теперь внимательно произнесите слово УЗЕЛ, как звучит согласный звук в этом слове? - Правильно. - каким кружочком обозначим согласный мягкий звук Зь? | Узел. В середине слова. Мягко. Зелёным. |
| Согласный звук З, может быть твёрдым и мягким. Мягкий звук Зь произносится при опущенном кончике языка за нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. - Произнесите звук З твёрдо: З-З-З-З-З и мягко: Зь – Зь – Зь – Зь. | |
6. | К/упр.: «Придумайте слово на данный слог». Зи … зима, Зина. Зе … зеркало, зебра, зефир. За … заяц, закон, забор, зарядка. Зу … зубы, зубр. Зо … золото, зонтик. | Придумывают. |
7. | Анализ буквы З. На письме согласные звуки: З – Зь обозначаются буквой ЗЭ. Звуки мы произносим коротко З - Зь, а букву полно ЗЭ. «Буква З и цифра три Как родные две сестры. Ты внимательно смотри – Пиши З как цифру три». - Посмотрите, как выглядит буква ЗЭ. - С каких элементов она состоит? - На что похожа буква З? Буква З – замок висячий. Ищем ключик ей в придачу. | Произносят. Рассматривают букву З на доске. Из двух крючочков. На замок.
|
8. | Детям предлагается указательным пальцем правой руки нарисовать в воздухе букву З, а затем выложить её из верёвок. | |
9. | К/упр.: «Волшебная книжка». Детям предлагается выполнить несколько заданий на развитие графических навыков. | Рассматривают предложенную книжечку |
| На первой страничке закрасить букву З синим цветом. На второй страничке заштриховать три буквы З. На третьей страничке обвести контур буквы З по точкам и закрасить зелёным цветом. На четвёртой страничке дома нарисовать или наклеить изображения предметов на звук З - Зь. |