Методическая разработка русского языка «Согласные звуки: З - Зь. Буква З. Слог. Слово»

2
0
Материал опубликован 20 November 2022

Тема: «Согласные звуки: З - Зь. Буква З. Слог. Слово».

Цель: Познакомить детей с понятиями звуки: З - Зь, буква З.

Развитие способности различать звуки: З- Зь на слух, букву З

зрительно среди множества букв.

Условные обозначения звуков: З - Зь, буква З.

Закрепление способности составлять слоги с данными звуками, слова.

Задачи:

Образовательная:

Познакомить детей с твёрдым и мягким согласным звуком З - Зь с буквой З.

2. Научить детей правильно произносить звуки З - Зь, подбирать слова на

звуки З - Зь.

3. Научить детей узнавать и прописывать печатную букву З.

4. Продолжать обучать детей составлению слогов и слов с данными

звуками.

Коррекционно-развивающая:

Развитие у детей слуховой, речевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения, интонации).

Развитие способности определять место звуков З - Зь в словах: начало, середина и конец слова.

Воспитательная:

1. Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи.

Структура занятия:

1. Психологическое присоединение.

2. Развитие слухового и речевого восприятия.

3. Знакомство детей со звуками: З - Зь. Буквой З.

4. Подбор слов на звуки: З - Зь.

5. Подготовка руки к письму.

Закрашивание контурного изображения буквы З синим и зелёным карандашом (развитие мелкой моторики).

Штриховка буквы З вертикальными, горизонтальными и линиями по диагонали (формирование графических навыков).

Прописывание печатной буквы З в тетради.


Методическое оснащение занятия:

Магнитная доска (магниты), стихи и загадки.

Индивидуальные разрезные азбуки с согласными буквами.

Фотографии и картинки предметных изображений, конверты.

Индивидуальные листы для закрашивания, штриховки прописывания, условные обозначения слов (чёрные полоски).

Простые и цветные карандаши.

Синие и зелёные кружочки для условного обозначения

твёрдого и мягкого звука З – Зь.






задания


Педагог:


Дети:

1.





2.

Присоединение.

К/упр.: «Кто, куда уходит утром?»

- развитие логического мышления,

памяти, связности высказывания.


К/упр.: «Отгадайте загадки».

- развитие слухового внимания, мышления.

Что за сторож

Не лает, не кусает,

В дом не пускает?


Себя он раскрывает,

Тебя он закрывает.

Только дождик пройдёт –

Сделает наоборот.


Ответы детей о том, куда утром уходят из дома они, их старшие братья или сёстры, родители?





Замок.





Зонт.


Демонстрируются картинки - отгадки.


- Какой первый звук мы слышим в словах:

замок, зонт? Произнесите эти слова

выделяя голосом первый звук.


- Сегодня мы с вами познакомимся со

звуком З. Как звенят сердитые комары?

Звук З.

Произносят слова выделяя голосом первый звук З.


Показывают.


Анализ звука З.

- Приложите, пожалуйста, тыльную сторону ладони к шее спереди

и произнесите звук: З – З – З - З. Что вы слышите? Горло дрожит.

Значит звук З – звонкий.

- Что происходит с языком, когда вы произносите этот звук?

Язык упирается в зубы, губы растянуты в улыбке, есть воздушная

струя и голос. Звук З согласный. Твёрдый согласный звук З

обозначается каким кружочком? Синим.

3.

К/упр.: «Определите место звука в словах».

- развитие способности определять на слух

место согласного звука З в словах.

- раскройте каждый свой конверт и

достаньте картинку. По очереди называйте

их и определяйте место согласного звука З

в словах.

-А чтоб понятнее было, будем работать с

условными обозначениями слов, (чёрными

полосками и синими кружочками).

Каждый раскрывает конверт.

Называет слово и определяет место звука З в слове.


Обозначает место звука на полоске кружочком.


1 – й конверт: заяц, змея, звезда, знак.


2 – й конверт: Незнайка, избушка, грузовик.

гвоздика.

3 – й конверт: арбуз, камаз, паровоз.

Звук З слышится в начале слов.

Звук З слышится в середине слов.

Звук З слышится в конце слова.

4.

Физкультурная минутка с мячом: «Назовите слова на звук З».

5.









- Посмотрите на доску здесь две разные

картинки, но называются они одинаково.

Как они называются?

- Есть узел верёвки, и есть узел с вещами.

- В слове узел, где слышится согласный

звук З?

- А теперь внимательно произнесите слово

УЗЕЛ, как звучит согласный звук в этом

слове?

- Правильно.

- каким кружочком обозначим согласный мягкий звук Зь?



Узел.




В середине слова.



Мягко.



Зелёным.


Согласный звук З, может быть твёрдым и мягким.

Мягкий звук Зь произносится при опущенном кончике языка за

нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх.

- Произнесите звук З твёрдо: З-З-З-З-З и мягко: Зь – Зь – Зь – Зь.

6.

К/упр.: «Придумайте слово на данный

слог».

Зи … зима, Зина.

Зе … зеркало, зебра, зефир.

За … заяц, закон, забор, зарядка.

Зу … зубы, зубр.

Зо … золото, зонтик.




Придумывают.

7.

Анализ буквы З.

На письме согласные звуки: З – Зь

обозначаются буквой ЗЭ.

Звуки мы произносим коротко З - Зь, а букву полно ЗЭ.

«Буква З и цифра три

Как родные две сестры.

Ты внимательно смотри –

Пиши З как цифру три».

- Посмотрите, как выглядит буква ЗЭ.


- С каких элементов она состоит?


- На что похожа буква З?

Буква З – замок висячий.

Ищем ключик ей в придачу.





Произносят.






Рассматривают букву З на доске.

Из двух крючочков.


На замок.


8.


Детям предлагается указательным пальцем правой руки нарисовать в воздухе букву З, а затем выложить её из верёвок.


9.

К/упр.: «Волшебная книжка».

Детям предлагается выполнить

несколько заданий на развитие

графических навыков.


Рассматривают

предложенную

книжечку



На первой страничке закрасить букву З синим цветом.

На второй страничке заштриховать три буквы З.

На третьей страничке обвести контур буквы З по точкам и закрасить зелёным цветом.

На четвёртой страничке дома нарисовать или наклеить изображения предметов на звук З - Зь.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.