Статья «Сохранение и развитие национальных традиций посредством преподавания предметов филологического цикла»
«Сохранение и развитие национальных традиций посредством преподавания предметов филологического цикла»
Мансурова Зульфия Ямиловна, учитель татарского языка и
литературы МОБУ Каранская СОШ МР
Буздякский район Республики Башкортостан
Есть у каждой реки исток, маленький ключик, от которого все начинается. У каждой былинки есть своё место, откуда она берет свою жизненную силу. Все большое на земле прорастает из малого зернышка. Так и человек. Близкие сердцу картины родной земли связаны у нас с самыми первыми радостями узнавания жизни, с ощущением жизни как таковой, с не осознанной еще благодарностью за эту жизнь. Это могучая сила памяти!
Убеждена, что если народ знает и ценит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ никогда не исчезнет с земли, внося, как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры. А ключ к этому – родной язык.
Задачей школы стало последовательное развитие и совершенствование учебного процесса в неразрывной связи с воспитанием школьников в духе ценностей культуры мира. Творческое отношение к воспитанию школьников, бережно хранимые и преподаваемые традиции школы, достаточный уровень базовых знаний учащихся, обогащенный национальными традициями, позволяют школе стать воспитывающей средой, влияющей на личностное развитие ребенка и содействующей его вхождению в современную культуру.
Воспитание любви к родному языку, народному творчеству, национальной культуре дело сложное и важное. Вопрос сохранения языка равен вопросу сохранения народа. Именно уроки татарского языка, татарской литературы, внеклассная деятельность помогают найти пути решения этой насущной задачи. Поэтому считаю, что в педагогической деятельности большое внимание следует уделять сохранению национальных традиций и духовно- нравственной культуры.
В своей педагогической деятельности я формирую интерес учащихся через использование разнообразных методов, приёмов и средств обучения и национальный колорит, а также поисково-исследовательскую работу. Думаю, использование этих направлений обладает весьма существенным потенциалом. Ведь кроме учебного и практического материала учащиеся на таких уроках знакомятся с национальной культурой, искусством, историей, традициями, обычаями своего народа, живущего в Башкортостане.
Я глубоко верю в то, что главное средство для формирования эстетических и духовных потребностей детей – фольклорные произведения. На каждом уроке отвожу время для фольклорных минуток, которые помогают закреплению изучаемой темы, повторению материала или же просто снимают напряжение, усталость. Необычные формы уроков, интересные задания, разнообразные виды деятельности пробуждают детское творчество, обогащают и развивают ребёнка. Разрабатываю и провожу с детьми нетрадиционные уроки, внеклассные мероприятия, тестирование, беседы, экскурсии, уроки – презентации. Ежегодно проводим фольклорные праздники «Науруз», «Сюмбюля».
В рамках кружка татарского языка и литературы «Горлэвеклэр» разучиваем татарские песни, ставим мини-спектакли по произведениям писателей- юбиляров, конкурсы рисунков, познавательные игры – всё это включаю в свою работу, потому что знаю, что путь к основной национальной сокровищнице - языку лежит через фольклор, музыку, живопись, знакомство с родным краем и его народом. Создали кукольный театр, где используем произведения писателей родного края. Дети сами шьют куклы, готовят декорации. Работу нашего кукольного театра по достоинству оценили журналисты детского журнала «Аллюки» и газеты «Кызыл-тан». Также участники кружка разработали проекты «Национальные блюда» и «Наши знаменитые земляки».
Активно использую такие приёмы работы с фольклорными произведениями, как составление кроссвордов, например, на темы «Герои сказок», «Угадай-ка», «Кто быстрее», проведение конкурсов на лучшую волшебную сказку собственного сочинения. Рассказы, стихи детей периодически печатаются на страницах журналов «Аллюки», «Аманат», «Акбузат», на районных газетах «Буздякские новости», «Буздэгем-йэнтоягем».
При изучении произведений акцентирую внимание на взаимоотношениях представителей разных национальностей, их культуре. Так, например, в произведении Гомара Баширова «Туган ягым-яшел бишек», мы наблюдаем, как в воспоминаниях героев и их переживаниях отражены национальный быт, жизнь народа, представителями которого они являются. С детства герои росли в атмосфере дружелюбия, взаимного уважения к другим народам. Для того чтобы разнообразить средства раскрытия национального мышления своих героев, писатель обогащает язык персонажей пословицами, поговорками, крылатыми выражениями, бытующими в народе. Уроки родного языка и литературы для наших учеников - постоянный поиск, непрекращающийся диалог, совместный труд, основанный на доверии и доброжелательности.
Очень эффективной технологией является ведение исследовательской работы. Дети с удовольствием включаются в исследование: записывают старинные песни, пословицы, загадки, прибаутки, легенды, предания, которые умело используют на уроках татарского языка и литературы. Много материалов собрано по истории и антропонимике сельского поселения Каранский сельсовет. Хафизов Ильшат выступил на научно-практической конференции «Ибрагимовские чтения» по этой теме и занял 2 призовое место. Объектами нашего исследования становятся известные люди родного села, история образования в селе. Шадманова Галия и Гафурова Илюса сделали научно-исследовательскую работу по творчеству писателей – земляков Закиева Айдара и Шариповой Сании Кашбулловны. Они были награждены дипломами 1 степени. С творческими работами наших детей можно познакомиться на официальном сайте школы и на моем персональном сайте.
Таким образом, я считаю, что нужно стремиться к развитию национальной культуры в школе. Фольклор, национальный эпос, музыка и живопись, художественные промыслы и ремесла, народная философия и мудрость – все это призвано передавать молодому поколению бесценное богатство, накопленное поколениями, нравственные устои, традиции, духовные ценности.