Соли, 8 класс
Домашнее задание: §17, сообщение об областях применения хлорида натрия. (учебник - Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ О.С. Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020)
Цели:
Базовый уровень - обучающийся получит возможность познакомиться с классом сложных веществ – солями и их составом, классификацией по растворимости солей в воде, физическими свойствами, ТБ, их применением.
Повышенный уровень – обучающийся получит возможность научиться составлять формулы солей по названиям и называть соли по формулам, определять принадлежность вещества к классу солей.
Задачи:
Сформировать знания о составе, общих признаках классификации солей, умения составлять формулы солей;
Продолжить развитие умений выводить производные от формул, определять принадлежность веществ к классу солей;
Организовывать самостоятельную деятельности обучающихся на уроке.
Коррекционно-развивающая задача: продолжить развитие и коррекцию учебно-интеллектуальных умений (выделять главное и существенное, делать выводы), развитие концентрации внимания.
Тип урока: изучение нового материала
Техническое обеспечение: ПК с колонками, видеопроектор, экран.
Оборудование: ПСХЭ Д.И.Менделеева, образцы солей: медный купорос, железный купорос, мел, хлорид натрия, дидактические карточки с кислотными остатками.
Организационный этап
Цель: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии. Психологически подготовить обучающихся к общению на учебном занятии.
Этап актуализации субъективного опыта обучающихся
Цель: обеспечить мотивацию учения обучающихся. Актуализировать субъективный опыт обучающихся об оксидах, кислотах, как классах неорганических веществ.
Задание 1. Дайте определение оксидам и выполните задание «Подъем с препятствиями». Поднимаясь по «химической лестнице», составьте формулы оксидов и назовите их.
К(I); N (IV); C u(II); A l(III)
Задание 2. Дайте определение кислотам, используя ключевые слова (сложные вещества, атомы водорода, кислотный остаток).
«Прятки с формулами». Необходимо вписать знак химического элемента, который «спрятался»
H2___O3; Н__SiO3; __Cl; H2__O4; __NO3; H3__O4.
Назовите эти кислоты.
Задание 3. Из перечисленных формул: Al2O3, NaCl, CaCO3, HCl, HNO3, SO3, Са3(РО4)2 , H2CO3, FeO, H2SO4, CaO.
– выпишите формулы: а) оксидов; б) кислот
(После выполнения этого задания остаются формулы солей).
Действительно, появились вещества, которые нельзя отнести к изученным классам, образуем еще одну группу и запишем новые вещества.
NaCl, CaCO3, Са3(РО4)2
Этап изучения нового материала
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание обучающимися изучаемого материала и оформление кратких записей в форме схем и таблиц, как способ проработки учебной информации из рассказа учителя, демонстрации слайдов презентации.
И чтобы узнать, как называется новый класс веществ, прочтем некоторые интересные факты.
Это вещество входит в состав крови человека.
Легионеры Древнего Рима получали часть жалованья этим веществом.
Оно содержится в Мировом океане.
Из него в Боливии строят отели.
Наши предки встречали гостей в знак дружбы хлебом и … солью!
Как называется класс веществ, который мы будем изучать?
Этот класс веществ называется соли.
С чем у вас ассоциируется слово «соль»?
(соль, которую используют для приготовления еды, «Пищевая», «Поваренная», «Каменная», «Йодированная», бывает мелкая и крупная).
Соли могут быть образованы кислородосодержащей кислотой и бескислородной кислотой.
Название соли, образованной кислородосодержащей кислотой, состоит из двух слов: названия иона кислотного остатка с суффиксом - ат( для высшей с.о. неметалла в кислотном остатке) или с суффиксом –ит ( для низшей с.о.неметалла в кислотном остатке) в именительном падеже и названия иона металла в родительном падеже, с указанием переменной с.о.металла.
Например,
Cu(NO3 )2- нитрат меди(II), Na2СO3 – карбонат натрия, Ca3 (PO4 )2 – фосфат кальция.
Названия соли, образованной бескислородной кислотой, состоит из двух слов: названия иона кислотного остатка с суффиксом- ид ( в именительном падеже) и названия иона металла ( в родительном падеже) с указанием переменной с.о.металла.
Например, LiCl- хлорид лития, Na2S- сульфид натрия, FeBr3-бромид железа(III).
Кислотный остаток образуется, если в формуле кислоты убрать атомы водорода. Заряд кислотного остатка определяется числом атомов водорода в молекуле кислоты. В таблице представлены формулы кислот, кислотных остатков и их заряды.
Название кислоты | Формула кислоты | Формула кислотного остатка | Название кислотного остатка |
Соляная | HCl | Cl- | хлорид |
Азотная | HNO3 | NO3- | нитрат |
Азотистая | HNO2 | NO2- | нитрит |
Серная | H2SO4 | SO42- | сульфат |
Сернистая | H2SO3 | SO32- | сульфит |
Сероводородная | H2S | S2- | сульфид |
Угольная | H2СO3 | СO32- | карбонат |
Кремниевая | H2SiO3 | SiO32- | силикат |
Фосфорная | H3PO4 | PO43- | фосфат |
Вернемся в нашим трем солям NaCl, CaCO3, Са3(РО4)2 и дадим им названия:
NaCl хлорид натрия
Все соли можно разделить на 2 группы: растворимые в воде и нерастворимые. Как можно узнать растворимая соль или нет? Попробовать растворить ее, что мы сейчас и сделаем. А если соли под рукой нет? Тогда необходимо воспользоваться таблицей растворимости: найти необходимый металл и кислотный остаток и посмотреть, растворима соль или нет.
Важнейшие представители солей.
Хлорид натрия – это единственное минеральное сырьё, которое человек употребляет в пищу в чистом виде. Без соли не возможны физиологические процессы в организме. Она в виде ионов содержится в крови, обеспечивает работу эритроцитов, в мышцах обуславливает способность в возбудимости. В тех странах, где соли было мало, люди прибегали к различным способам удовлетворить свои потребности в ней. Меланезийцы каждое утро натощак пили морскую воду. В Новой Зеландии пищу запевали морской водой. На островах Самоа, Таите и Тонга население употребляло в пищу сырую рыбу, обмакивая её в морскую воду, налитую в скорлупу кокосовых орехов. В Северной Америке индейские племена высушивали и прессовали специальной вид морской водоросли и этим своеобразным пирогом закусывали каждый кусок пищи. У травоядных животных потребность в поваренной соли высока. Лошади, коровы, козы, овцы с удовольствием едят солёный корм. Дикие животные пьют воду солёных источников и едят солончаковые травы. Все пищевые продукты содержат поваренную соль в некотором количестве: мука – 0,01%, картофель – 0,04%, фрукты – 0,05 %, молоко – 0,15%. Прибавляя к пище ежедневно около 20 г соли, человек съедает в год 7 – кг, а за 70 лет – 500 кг.
Карбонат кальция.
Известняк. Это минерал органического происхождения. Он используется в строительстве, из него производят много строительных материалов. Он идёт на производство цемента, карбида кальция, соды, извести.
Мел. Из него изготавливают зубной порошок и школьные мелки. Это ценная добавка при производстве бумаги, резины, в строительстве – при побелки зданий.
Мрамор. Это плотная кристаллическая порода. Естественный цвет его белый, но различные примеси окрашивают его в различные цвета. Чистый мрамор встречается редко, его используют на работу скульптуры. Цветной мрамор используется как облицовочный материал в строительстве зданий.
Карбонат кальция. Входит в состав наружного скелета моллюсков (раковин), скорлупы яиц.
Этап физминутки
Цель: обеспечить отдых обучающихся в зависимости от утомления.
Упражнение «Восьмерка»
Этап контроля и самоконтроля
Цель: выявить качество усвоения обучающимися знаний, определить недостатки в знаниях, обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям.
Упражнение на конценрацию внимания
Установите соответствие между названия солей и формулы
Названия солей Формулы
1) хлорид а) NaCl г) Na 2CO3
2) ортофосфат б) Na2SO4 д) NaSO3
3) карбонат в) Na 3PO4 е) NaNO3
4) сульфат
5) нитрат
2. Установите соответствие между названия солей и кислот
Названия солей Названия кислот
1) хлорид а) ортофосфорная
2) ортофосфат б) угольная
3) карбонат в) соляная
4) сульфат г) азотная
5) нитрат д) серная
Этап подведения итогов учебного занятия
Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся.
Этап рефлексии
Цель: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Упражнение «Лестница успеха».