Сообщение на МО учителей «Работа с обучающимися на уроках русского языка и чтения по формированию коммуникативной компетенции»
ГКОУКО
«БЕТЛИЦКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Сообщение на МО учителей
«Работа с обучающимися на уроках русского языка и чтения по формированию коммуникативной компетенции»
Гуськова Л.В.,
учитель русского языка и
чтения, высшая квалификационная
категория
Октябрь - 2021 год
Компетенции - постоянно развивающиеся качества личности, умение применять знания в новой ситуации.
Различают более десяти ключевых компетенций (когнитивные, креативные, мировоззренческие и др.). Каждая из них важна и необходима. Я хотела бы остановиться на коммуникативных компетенциях, поскольку они лежат в основе других. Невозможно формировать какую-либо компетенцию, если недостаточно сформирована коммуникативная компетенция.
Есть несколько формулировок определения коммуникативной компетенции.
Коммуникативная компетенция – это совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих (определение методиста В.В. Сафоновой). По другой трактовке это:
- овладение всеми видами речевой деятельности и культурой речи;
- способность учащихся решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения;
- совокупность ЗУН в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.
Считаю необходимым в образовательном процессе для учащихся создать условия, помогающие формировать данную компетенцию:
- компетентностное развитие педагога;
- демонстрация учителем собственного компетентного поведения;
- ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
- четкость и понятность всем сторонам учебного процесса правил оценивания.
Коммуникативная компетенция объединяет:
1). Лингвистическую компетенцию – оформление речи. При изучении лексики и грамматики у обучающихся формируются лексико-грамматические навыки;
2). Социолингвистическую компетенцию – обучающиеся учатся применять языковой материал в соответствии с контекстом;
3). Дискурсивную компетенцию – построение текстов. При помощи диалога и монолога ученики овладевают коммуникативной деятельностью;
4). Прагматическую компетенцию – достижение цели. Перед обучающимися ставится вопрос (намерение), они учатся находить на него ответ(результат). Происходит передача и восприятие смысла.
5). Социальную компетенцию – дети обучаются умению ставить себя на место другого и способности справиться со сложившейся ситуацией;
6). Социокультурную компетенцию – обучающиеся применяют знания истории, культуры, традиций и обычаев стран изучаемого языка.
Развивать коммуникативные способности и коммуникативные компетентности - значит «развивать умения активного слушания и говорения», навыков публичного выступления, пересказа, рассказа, умения вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и обобщать информацию.
Коммуникативная компетентность – это способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации, быть готовым к изменению соответственного речевого поведения. Требования, выдвигаемые к коммуникативной компетентности, предусматривают как устную (дискуссии, доклады, презентации), так и письменную (чтение, понимание и написание разного рода текстов) формы коммуникации. Коммуникативная компетентность формирует такую важную черту личности, как коммуникабельность. Коммуникабельность понимается как способность индивида легко и по собственной инициативе устанавливать контакты в любой сфере общения, а также умело поддерживать предлагаемые контакты. В профессиональном плане эта способность оценивается высоко и входит в число обязательных условий при приеме на работу, связанную с активной коммуникативной деятельностью.
Коммуникабельность обусловлена не только психологическим типом индивида, но также социальным опытом общения, предусматривающим ориентацию на партнера - умение слушать и сопереживать, своевременно корректировать свое речевое поведение,
Коммуникативная технология опирается на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности:
· аудирование
· говорение
· чтение
· письмо.
Главным при коммуникативной технологии обучения является содержание речевого поведения, которое состоит из осознания речевой ситуации и речевых поступков.
Каждый учитель должен сам ответить на вопрос: «Опыт какого слушания, чтения, говорения и т.п. получает каждый конкретный ученик на моих уроках?»
Главная цель применения коммуникативных технологий – развитие у обучающихся способностей решать наиболее типичные коммуникативные задачи в пределах учебной, трудовой, бытовой, культурной, общественной сфер общения, пользуясь тем минимумом лексики и грамматики, которым они владеют на активном уровне.
Образовательные задачи, решение которых необходимо для достижения этих целей на уроках заключаются в том, чтобы:
· сформировать у школьников умения и навыки свободно выражать свои и понимать чужие мысли в устной и письменной речи;
· сформировать потребность постоянно пополнять свой словарный запас;
· развивать умение использовать в речи изучаемые грамматические конструкции;
·обеспечить усвоение учащимися норм (орфографических, лексических, грамматических) русского литературного языка;
· развивать умение конструировать и оценивать свои высказывания.
Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения (деятельность ученика):
· ученик спрашивает,
· подтверждает мысль,
· побуждает к действию собеседника с помощью вопросов, спорных утверждений и т.д.,
· высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические нормы.
При этом должна обеспечиваться новизна ситуации:
· новая речевая задача,
· новый собеседник,
· новый предмет обсуждения.
Основным способом овладения коммуникативной компетенцией являются разные виды деятельности, т.к. именно в деятельности возникает:
· осознание необходимости общения,
· потребность использования речи,
· формирование представлений о речевом поведении.
Деятельность, в которой реализуется коммуникативная технология, может быть учебная, игровая, трудовая, театральная.
Самой важной единицей организации и ядром процесса обучения с использованием коммуникативной технологии является коммуникативная ситуация. С помощью создания коммуникативной ситуации
· устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается
· мотивируется общение
· презентуется (преподносится) речевой материал
· приобретаются речевые навыки
· развивается активность детей и самостоятельность общения
· закрепляются коммуникативные навыки учащихся.
Другой эффективной единицей обучения с использованием коммуникативных технологий является совместный анализ текстов. Тексты создают развивающую и воспитывающую атмосферу на уроке. Работа с текстом на уроке должна превратиться в полилог, и каждый ученик становится активным его участником. Создание на уроке атмосферы творческой работы с текстом помогает учащимся конструировать свои индивидуальные тексты, овладевать инструментарием анализа.
Целенаправленный отбор текстов и заданий, включение каждого урока в продуманную систему работы с текстом – это те условия, которые позволяют создать развивающую речевую среду, обеспечивающую формирование развитого чувства языка.
Очень важно анализировать тексты, способствующие нравственному, эстетическому развитию личности, вызывающие у ребенка способность к рефлексии, потребность в ней.
В коммуникативной технологии отбор учебного материала отвечает потребностям обучающегося:
· отбираются речевые конструкции, необходимые для общения,
· используются различные модели речевого общения (от упрощённых до самых сложных).
Обучение должно воздействовать не только на мышление детей, но и на их чувства, эмоции:
· побуждать к общению,
· приносить радость сотворчества,
· сопровождаться положительными эмоциональными переживаниями.
Виды уроков на основе коммуникативной технологии:
- уроки с измененными способами организации: лекция, семинар, публичная защита знаний, зачет, мастерская, ученическая конференция и т.д.;
- уроки, опирающиеся на фантазию и творчество: спектакль, коллективное сочинение, концерт, дебаты, дискуссия, диспут (с последующей устной или письменной рефлексией);
- уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, прогулка, ярмарка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, интервью, пресс-конференция и т.д.;
- уроки – игры: дидактические, ролевые, деловые, состязательные;
- уроки подготовки к сочинению по картине, сюжетным картинкам, предложенному тексту, личным впечатлениям и т.д.;
- уроки комплексного анализа текста, творческой работы с ним, создания собственных текстов.
Некоторые формы и приёмы работы на уроках русского языка:
многоаспектная работа со словом, предполагающая обращение к различным словарям, видам разбора; анализ и подбор ассоциативных рядов к рассматриваемому слову; создание на его основе изобразительно-выразительных средств; создание контекста для слова и т.д.;
инновационные приемы словарной работы: диктанты-кроссворды, диктанты «с иллюстрациями», свободные диктанты, самодиктанты и т.д.;
воссоздание культурного фона отдельных слов и выражений;
анализ смысловых оттенков значений слова в контексте;
сопоставление русских слов со словами и их переводными аналогами в других языках, подбор синонимов, антонимов, сравнение паронимов и омонимов и др.;
создание текстов по аналогии «Вечер» - «Утро», «В театре» - «На выставке»
и т.д.
расширенная работа с фразеологией, с пословицами, поговорками, афоризмами;
создание предложений по заданному началу, концу и т.д.;
распространение предложений за счёт введения различных второстепенных членов, изобразительно-выразительных средств, обращений, вводных слов и т.д.;
все виды аспектного и комплексного анализа текста;
метод разворачивания слова в текст и сворачивания текста до ключевого слова (слово – словосочетание – простое предложение – простое, осложнённое различными синтаксическими единицами предложение – сложное предложение – микро-текст – текст)
Некоторые формы и приёмы работы на уроках чтения:
многоаспектная работа с текстом, анализ художественной формы произведений, словарная работа в связи с наблюдениями за законами создания текстов;
речевой портрет героя;
пересказ (аналитический, сжатый, комментированный)
создание контекста к образному средству;
изменение текста с помощью использования средств выразительности;
сравнительный анализ художественных текстов на одну тему;
сочинения разных видов и их качественный анализ (сочинения по наблюдениям, по впечатлениям эмоционального характера (по литературному произведению, картине, спектаклю, фильму, по мотивам музыкальных произведений и т.д.), сочинения-стилизации (басня, сказка, фельетон, «Как Гоголь», «Как Маяковский», сочинение собственных рассказов и т.д.);
ролевые игры и речевые импровизации (пересказ эпизода произведения от лица героя, устная или письменная презентация книги, отзыв, рецензия, вступительная статья к литературному сборнику, комментарий к различным произведениям искусства, составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером и т.п.);
Коммуникативная технология активно используется и при организации внеклассной деятельности: кружковой работы; экскурсий.
Результат внедрения коммуникативной технологии – это
- гармоничное развитие всех коммуникативных навыков: разговорной речи, восприятия
на слух, чтения, письма, аналитической переработки информации;
- преодоление страха публичного выступления;
- свободное ориентирование в реальных жизненных ситуациях общения;
- расширение словарного запаса;
- получение и применение новой информации в области коммуникаций.
Коммуникативная технология активно способствует социализации личности. Коммуникация всегда встроена в какую-либо деятельность и обусловлена ею.
Технологии, методы и приемы, формы обучения, применяемые на уроках русского языка с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся.
Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. К этому процессу я подхожу обдуманно, строя каждый урок на взаимопонимании, сопереживании, сотрудничестве, даю положительную оценку знаний, поощряю промежуточные действия учащихся, их самостоятельность, неординарные мысли и высказывания, предлагаю дифференцированную помощь, предоставляю право выбора задания, право на ошибку. При подготовке к уроку тщательно отбираю материал – фактический, теоретический, практический. Главное, все должно быть мною пережито, тревожить душу и будить ум.
Формулировка темы урока – самый сложный момент, так как должен мотивировать учеников, вызвать желание работать. Иду на урок не с темой, а жгучей проблемой. Стараюсь придумывать яркое и броское название урока, которое предполагает, что речь пойдет о той или иной теме, проблеме, ценности. Например, урок - повторение пройденной темы в 9 классе «Всем нам при общении поможет обращение», урок развития речи в 8 классе «Будем милосердны к окружающим!».
Урок начинаю с интриги, с чтения наизусть, выразительного чтения, сценки, проблемного вопроса, тренинга, эмоционального настроя при помощи музыки или песни, потому что от этого зависит, захотят ли продвигаться со мною ученики далее. Затем вызываю у них желание работать, творить. Только в творчестве можно проследить чувства, которые вызвал урок.
Методы: словесные, наглядные, практические
Приемы:
Выразительное чтение учителя;
Комментированное чтение;
Работа со словом (ассоциации);
Пересказ (сжатый, подробный);
Слушание текста;
Заучивание;
Работа с заголовком;
Чтение по ролям;
Обучение анализу;
Продолжить фразу;
Составление плана;
Обзорная лекция;
Ответы на вопросы с привлечением материала;
Форма обучения: коллективная, групповая, индивидуальная, парная.
Средства обучения: таблицы, карточки, схемы, графики, аудио и видеозаписи, DVD, компьютерная техника, обучающие программы, презентации, выставка, иллюстрации, открытки.
Неотъемлемой частью урока является работа с текстом. Поэтому уделяю много внимания словарной работе, опорным словам, деталям, подбору ассоциаций, анализу сцен, характера героя. Предоставляю учащимся возможность самим искать ответ. Очень люблю, когда в классе после бурного обсуждения вдруг возникает тишина. Все думают. Я думаю. В этот момент происходит путь к самопознанию. Работая с книгой, обучающиеся учатся наслаждаться красотой и силой слова, приобщаются к нравственным ценностям. Часто советую для внеклассного чтения те или иные произведения, учитывая интересы ребят.
Практика нетрадиционных уроков дает возможность по-новому, нестандартно взглянуть и на внеклассную работу по предмету.
Учитель, проводя внеклассные мероприятия, раскрывает детям истины, известные многим и некоторым, развивает в них творческие и познавательные способности.
Мероприятия, которые я провожу, объединяют мальчишек и девчонок, развивают у них чувство ответственности за общее дело, стремление утвердиться, завоевать авторитет.
Внеклассные занятия проходят в форме путешествия («Путешествие в мире слов» для 5-6 классов), литературной игры «Что? Где? Когда?», например, «Имена собственные» для 8-9 классов. У детей всегда присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового и необычного. В.А.Сухомлинский когда-то написал слова: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». Внеклассные мероприятия, которые я провожу, развивают интерес к учебным предметам, углубляют представления об использовании знаний на практике, прививают навыки самостоятельной работы.
Внеклассная работа направлена на развитие творческих и познавательных способностей. На таких занятиях дети говорят, доказывают свою точку зрения, учатся слушать собеседника и поддерживать разговор.
В конце каждого урока или мероприятия даю оценку деятельности обучающихся: качественную или количественную, психологическую или поощрительную.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабайцева В.В., Бернадская Л.Д. Комплексный анализ текста на уроке русского языка // Русская Словесность. № 3; 1997, с.57.
2. Бердникова Л. И. Русский язык в системе развивающего обучения - Оренбург, Изд-во ООИУУ, 1997
3. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка. // РЯШ, № 1, 1996.
4. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003.
5. Калшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. - М., 1984.
6. Капинос В.И., Сергеева Н.К., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения в 5-7 классах. - М., 1991.