Сообщение на МО учителей «Работа с обучающимися на уроках русского языка и чтения по формированию коммуникативной компетенции»

0
0
Материал опубликован 28 November 2021 в группе


ГКОУКО

«БЕТЛИЦКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»










Сообщение на МО учителей

«Работа с обучающимися на уроках русского языка и чтения по формированию коммуникативной компетенции»




Гуськова Л.В.,

учитель русского языка и

чтения, высшая квалификационная

категория




Октябрь - 2021 год




Компетенции - постоянно развивающиеся качества личности, умение применять знания в новой ситуации.

Различают более десяти ключевых компетенций (когнитивные, креативные, мировоззренческие и др.). Каждая из них важна и необходима. Я хотела бы остановиться на коммуникативных компетенциях, поскольку они лежат в основе других. Невозможно формировать какую-либо компетенцию, если недостаточно сформирована коммуникативная компетенция.

Есть несколько формулировок определения коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетенция – это совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих (определение методиста В.В. Сафоновой). По другой трактовке это:

- овладение всеми видами речевой деятельности и культурой речи;

- способность учащихся решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения;

- совокупность ЗУН в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.

Считаю необходимым в образовательном процессе для учащихся создать условия, помогающие формировать данную компетенцию:

- компетентностное развитие педагога;

- демонстрация учителем собственного компетентного поведения;

- ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

- четкость и понятность всем сторонам учебного процесса правил оценивания.

Коммуникативная компетенция объединяет:

1). Лингвистическую компетенцию – оформление речи. При изучении лексики и грамматики у обучающихся формируются лексико-грамматические навыки;

2). Социолингвистическую компетенцию – обучающиеся учатся применять языковой материал в соответствии с контекстом;

3). Дискурсивную компетенцию – построение текстов. При помощи диалога и монолога ученики овладевают коммуникативной деятельностью;

4). Прагматическую компетенцию – достижение цели. Перед обучающимися ставится вопрос (намерение), они учатся находить на него ответ(результат). Происходит передача и восприятие смысла.

5). Социальную компетенцию – дети обучаются умению ставить себя на место другого и способности справиться со сложившейся ситуацией;

6). Социокультурную компетенцию – обучающиеся применяют знания истории, культуры, традиций и обычаев стран изучаемого языка.




  Развивать коммуникативные способности и коммуникативные компетентности - значит «развивать умения активного слушания и говорения», навыков публичного выступления, пересказа, рассказа, умения вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и обобщать информацию.

    Коммуникативная компетентность – это способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации, быть готовым к изменению соответственного речевого поведения.  Требования, выдвигаемые к коммуникативной компетентности, предусматривают как устную (дискуссии, доклады, презентации), так и письменную (чтение, понимание и написание разного рода текстов) формы коммуникации.  Коммуникативная компетентность формирует такую важную черту личности, как коммуникабельность. Коммуникабельность понимается как способность индивида легко и по собственной инициативе устанавливать контакты в любой сфере общения, а также умело поддерживать предлагаемые контакты. В профессиональном плане эта способность оценивается высоко и входит в число обязательных условий при приеме на работу, связанную с активной коммуникативной деятельностью. 

    Коммуникабельность обусловлена не только психологическим типом индивида, но также социальным опытом общения, предусматривающим ориентацию на партнера - умение слушать и сопереживать, своевременно корректировать свое речевое поведение,

    Коммуникативная технология опирается на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности:

·       аудирование

·       говорение

·       чтение

·       письмо.

    Главным при коммуникативной технологии обучения является содержание речевого поведения, которое состоит из осознания речевой ситуации и речевых поступков.

    Каждый учитель должен сам ответить на вопрос: «Опыт какого слушания, чтения, говорения и т.п. получает каждый конкретный ученик на моих уроках?»

    Главная цель применения коммуникативных технологий – развитие у обучающихся способностей решать наиболее типичные коммуникативные задачи в пределах учебной, трудовой, бытовой, культурной, общественной сфер общения, пользуясь тем минимумом лексики и грамматики, которым они владеют на активном уровне.

    Образовательные задачи, решение которых необходимо для достижения этих целей на уроках заключаются в том, чтобы:

· сформировать у школьников умения и навыки свободно выражать свои  и понимать чужие мысли в устной и письменной речи;

· сформировать потребность постоянно пополнять свой словарный запас;

· развивать умение использовать в речи изучаемые грамматические конструкции;

·обеспечить усвоение учащимися норм (орфографических, лексических, грамматических) русского литературного языка;

· развивать умение конструировать и оценивать свои высказывания.

    Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения (деятельность ученика):

·       ученик спрашивает,

·       подтверждает мысль,

·       побуждает к действию собеседника с помощью вопросов, спорных утверждений и т.д.,

·       высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические нормы.

При этом должна обеспечиваться новизна ситуации:

·       новая речевая задача,

·       новый собеседник,

·       новый предмет обсуждения.

    Основным способом овладения коммуникативной компетенцией являются разные виды деятельности, т.к. именно в деятельности возникает:

·       осознание необходимости общения,

·       потребность использования речи,

·       формирование представлений о речевом поведении.

 

    Деятельность, в которой реализуется коммуникативная технология, может быть учебная, игровая, трудовая, театральная.

    Самой важной единицей организации и ядром процесса обучения с использованием коммуникативной технологии является коммуникативная ситуация. С помощью создания коммуникативной ситуации

·       устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается

·       мотивируется общение

·       презентуется (преподносится) речевой материал

·       приобретаются речевые навыки

·       развивается активность детей и самостоятельность общения

·       закрепляются коммуникативные навыки учащихся.

     Другой эффективной единицей обучения с использованием коммуникативных технологий является совместный анализ текстов. Тексты создают развивающую и воспитывающую атмосферу на уроке.    Работа с текстом на уроке должна превратиться в полилог, и каждый ученик становится активным его участником. Создание на уроке атмосферы творческой работы с текстом помогает учащимся конструировать свои индивидуальные тексты, овладевать инструментарием анализа.

    Целенаправленный отбор текстов и заданий, включение каждого урока в продуманную систему работы с текстом – это те условия, которые позволяют создать развивающую речевую среду, обеспечивающую формирование развитого чувства языка.

    Очень важно анализировать тексты, способствующие нравственному, эстетическому развитию личности, вызывающие у ребенка способность к рефлексии, потребность в ней.

    В коммуникативной технологии отбор учебного материала отвечает потребностям обучающегося:

·       отбираются речевые конструкции, необходимые для общения,

·        используются различные   модели речевого общения (от упрощённых до самых сложных).

            Обучение должно воздействовать не только на мышление детей, но и на их чувства, эмоции:

·       побуждать к общению,

·       приносить радость сотворчества,

·       сопровождаться положительными эмоциональными переживаниями.

 

Виды уроков на основе коммуникативной технологии:

 

- уроки с измененными способами организации: лекция, семинар, публичная защита знаний, зачет, мастерская, ученическая конференция и т.д.;

- уроки, опирающиеся на фантазию и творчество: спектакль, коллективное сочинение, концерт, дебаты, дискуссия, диспут (с последующей устной или письменной рефлексией);

- уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, прогулка, ярмарка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, интервью, пресс-конференция и т.д.;

- уроки – игры: дидактические, ролевые, деловые, состязательные;

- уроки подготовки к сочинению по картине, сюжетным картинкам, предложенному тексту, личным впечатлениям и т.д.;

- уроки комплексного анализа текста, творческой работы с ним, создания собственных текстов.

Некоторые формы и приёмы работы на уроках русского языка:

 

многоаспектная работа со словом, предполагающая обращение к различным   словарям, видам разбора; анализ и подбор ассоциативных рядов к рассматриваемому слову; создание на его основе изобразительно-выразительных средств; создание контекста для слова и т.д.;

инновационные приемы словарной работы: диктанты-кроссворды, диктанты «с иллюстрациями», свободные диктанты, самодиктанты и т.д.; 

воссоздание культурного фона отдельных слов и выражений;

анализ смысловых оттенков значений слова в контексте;

сопоставление русских слов со словами и их переводными аналогами в других языках, подбор синонимов, антонимов, сравнение паронимов и омонимов и др.;

создание текстов по аналогии «Вечер» - «Утро», «В театре» - «На выставке»

и т.д.

расширенная работа с фразеологией, с пословицами, поговорками, афоризмами;

создание предложений по заданному началу, концу и т.д.;

распространение предложений за счёт введения различных второстепенных членов, изобразительно-выразительных средств, обращений, вводных слов и т.д.;

все виды аспектного и комплексного анализа текста;

метод разворачивания слова в текст и сворачивания текста до ключевого                                  слова (слово – словосочетание – простое предложение – простое, осложнённое различными синтаксическими единицами предложение – сложное предложение – микро-текст – текст)



Некоторые формы и приёмы работы на уроках чтения:

 

 многоаспектная работа с текстом, анализ художественной формы произведений, словарная работа в связи с наблюдениями за законами создания текстов;

речевой портрет героя;

пересказ (аналитический, сжатый, комментированный)

 создание контекста к образному средству;

 изменение текста с помощью использования средств выразительности;

 сравнительный анализ художественных текстов на одну тему;

 сочинения разных видов и их качественный анализ (сочинения по наблюдениям, по впечатлениям эмоционального характера (по литературному произведению, картине, спектаклю, фильму, по мотивам музыкальных произведений и т.д.), сочинения-стилизации (басня, сказка, фельетон, «Как Гоголь», «Как Маяковский», сочинение собственных рассказов и т.д.);

 ролевые игры и речевые импровизации (пересказ эпизода произведения от лица героя, устная или письменная презентация книги, отзыв, рецензия, вступительная статья к литературному сборнику, комментарий к различным произведениям искусства, составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером и т.п.);

    Коммуникативная технология активно используется и при организации внеклассной деятельности: кружковой работы; экскурсий.

Результат внедрения коммуникативной технологии – это 

- гармоничное развитие всех коммуникативных навыков: разговорной речи, восприятия 

  на слух, чтения, письма, аналитической переработки информации;

- преодоление страха публичного выступления;

- свободное ориентирование в реальных жизненных ситуациях общения;

- расширение словарного запаса;

- получение и применение новой информации в области коммуникаций.

Коммуникативная технология активно способствует социализации личности. Коммуникация всегда встроена в какую-либо деятельность и обусловлена ею.

Технологии, методы и приемы, формы обучения, применяемые на уроках русского языка с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. К этому процессу я подхожу обдуманно, строя каждый урок на взаимопонимании, сопереживании, сотрудничестве, даю положительную оценку знаний, поощряю промежуточные действия учащихся, их самостоятельность, неординарные мысли и высказывания, предлагаю дифференцированную помощь, предоставляю право выбора задания, право на ошибку. При подготовке к уроку тщательно отбираю материал – фактический, теоретический, практический. Главное, все должно быть мною пережито, тревожить душу и будить ум.

Формулировка темы урока – самый сложный момент, так как должен мотивировать учеников, вызвать желание работать. Иду на урок не с темой, а жгучей проблемой. Стараюсь придумывать яркое и броское название урока, которое предполагает, что речь пойдет о той или иной теме, проблеме, ценности. Например, урок - повторение пройденной темы в 9 классе «Всем нам при общении поможет обращение», урок развития речи в 8 классе «Будем милосердны к окружающим!».

Урок начинаю с интриги, с чтения наизусть, выразительного чтения, сценки, проблемного вопроса, тренинга, эмоционального настроя при помощи музыки или песни, потому что от этого зависит, захотят ли продвигаться со мною ученики далее. Затем вызываю у них желание работать, творить. Только в творчестве можно проследить чувства, которые вызвал урок.

Методы: словесные, наглядные, практические

Приемы:

Выразительное чтение учителя;

Комментированное чтение;

Работа со словом (ассоциации);

Пересказ (сжатый, подробный);

Слушание текста;

Заучивание;

Работа с заголовком;

Чтение по ролям;

Обучение анализу;

Продолжить фразу;

Составление плана;

Обзорная лекция;

Ответы на вопросы с привлечением материала;

Форма обучения: коллективная, групповая, индивидуальная, парная.

Средства обучения: таблицы, карточки, схемы, графики, аудио и видеозаписи, DVD, компьютерная техника, обучающие программы, презентации, выставка, иллюстрации, открытки.

Неотъемлемой частью урока является работа с текстом. Поэтому уделяю много внимания словарной работе, опорным словам, деталям, подбору ассоциаций, анализу сцен, характера героя. Предоставляю учащимся возможность самим искать ответ. Очень люблю, когда в классе после бурного обсуждения вдруг возникает тишина. Все думают. Я думаю. В этот момент происходит путь к самопознанию. Работая с книгой, обучающиеся учатся наслаждаться красотой и силой слова, приобщаются к нравственным ценностям. Часто советую для внеклассного чтения те или иные произведения, учитывая интересы ребят.

Практика нетрадиционных уроков дает возможность по-новому, нестандартно взглянуть и на внеклассную работу по предмету.

Учитель, проводя внеклассные мероприятия, раскрывает детям истины, известные многим и некоторым, развивает в них творческие и познавательные способности.

Мероприятия, которые я провожу, объединяют мальчишек и девчонок, развивают у них чувство ответственности за общее дело, стремление утвердиться, завоевать авторитет.

Внеклассные занятия проходят в форме путешествия («Путешествие в мире слов» для 5-6 классов), литературной игры «Что? Где? Когда?», например, «Имена собственные» для 8-9 классов. У детей всегда присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового и необычного. В.А.Сухомлинский когда-то написал слова: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». Внеклассные мероприятия, которые я провожу, развивают интерес к учебным предметам, углубляют представления об использовании знаний на практике, прививают навыки самостоятельной работы.

Внеклассная работа направлена на развитие творческих и познавательных способностей. На таких занятиях дети говорят, доказывают свою точку зрения, учатся слушать собеседника и поддерживать разговор.

В конце каждого урока или мероприятия даю оценку деятельности обучающихся: качественную или количественную, психологическую или поощрительную.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабайцева В.В., Бернадская Л.Д. Комплексный анализ текста на уроке русского языка // Русская Словесность. № 3; 1997, с.57.

2. Бердникова Л. И. Русский язык в системе развивающего обучения - Оренбург, Изд-во ООИУУ, 1997

3. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка. // РЯШ, № 1, 1996.

4. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003.

5. Калшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. - М., 1984.

6. Капинос В.И., Сергеева Н.К., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения в 5-7 классах. - М., 1991.

 







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации