12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Воропаева Любовь Петровна290
Россия, Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре

УРОКИ СОСТАВЛЕНИЯ ХРЕСТОМАТИИ

Приучай ученика работать,

заставь его не только полю-

бить работу, но настолько

с ней сродниться, чтобы она

стала его второй натурой…

Приучи его к тому, чтобы для

него было немыслимо иначе,

как собственными силами что-

то усвоить; чтобы он самостоя-

тельно думал, искал, проявлял

себя, развивал свои дремлющие

силы, вырабатывал из себя

стойкого человека.

А. Дистервег.

Термин “нестандартный урок”, появившийся на страницах педагогического журнала, привлек мое внимание. Многие формы нестандартных уроков я опробировала в своей работе: урок-рецензия, урок-обозрение, урок-диспут, урок - собрание, урок проповедь, урок-викторина и др. Глубоко убедилась , что нестандартные уроки отличаются новизной, оригинальностью: каждый урок неповторим, основное внимание уделяется ученику как личности, развитию его творческих возможностей, привития интереса к учебе. Считаю, что нестандартные разновидности современного урока должны занять свое место рядом с усовершенствованными традиционными уроками.

Поделюсь своими находками в проведении нестандартного урока – составления хрестоматии. Наша учебная книга – хрестоматия. Что же такое хрестоматия? Обращаемся к энциклопедическому словарю: хрестоматия (греч.) – (полезный и учусь) – сборник систематических подобранных в учебных целях или для самообразования материалов по какой – либо теме, отрасли знания.

Учащиеся уже знакомы с особенностями оформления книги. Знают они термины: обложка, форзац, фронтиспис, титульный лист, иллюстрация и пр. Работая над составлением хрестоматии, они будут использовать свои знания и умения в оформлении книги. Форзац подсказывает читателю, о чем пойдет речь в книге. Фронтиспис – рисунок или портрет автора – это идея хрестоматии. Иллюстрация отражает тему и идею, передает настроения художника. Портреты поэтов – это творчество наших “художников” и необыкновенное творчество (в хрестоматии, посвященной в поэзии XIX века, ребята поместили портреты Я.П.Полонского, И.С.Кольцова, И.С.Никитина).
 

На уроках внеклассного чтения, посвященных поэзии, составляем хрестоматии.

Цель, которую ставлю на этих уроках перед собой и ребятами; следующая:

Заинтересовать их, увлечь миром поэзии.

Пробудить у учащихся “видеть и слышать” красоту русского слова, его живописность.

Развивать воображение, способствовать возникновению ассоциативных связей с окружающим миром.

Расскажу о методике проведения данных уроков. Уроки составления хрестоматии – это уроки кооперированно – групповой формы обучения, их провожу с 6 по 11 классы.

Какими умениями и навыками должны уже владеть учащиеся, чтобы приступить к проведению таких уроков?

Выразительно читать наизусть стихотворение.

Уметь иллюстрировать художественное произведение.

Знать биографические термины.

Иметь оформительские навыки.

6 КЛАСС – составление хрестоматии “Времена года в поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета”.

4 группы учащихся – 4 времени года (зима, весна, лето, осень).

Каждая группа выпускает газету, оформляет соответственно времени года свои столы (букет, календарь, рисунки). Я готовлю выставку книг “Стихи о природе”. Ребята выбирают редакторов, их задача – оформить хрестоматию, подобрать и вписать эпиграфы.

Учитель дает консультации для каждой группы, оказывает помощь литературоведам по составлению рассказа о поэтах. Итак, подготовка к уроку закончена.

Урок начинается со вступительного слова учителя, затем учащиеся – литературоведы рассказывают биографию Фета и Тютчева.

Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года”. На фоне музыки каждая из четырех групп ведет поэтический рассказ об одном времени года, отраженном в творчестве Фета и Тютчева, дает анализ лирических произведений, сопоставляют творчество двух поэтов.

Материал, собранный группой по теме урока, руководитель (ведущий группы) передает в редакцию (за столом работают редакторы, художники, оформители). Учитель на данном уроке – консультант, помощник, он подводит итог урока, оценивает ребят, дифференцированное домашнее задание (урок прилагается).

8 КЛАСС – составление хрестоматии по теме “И муза тоже воевала” (стихи поэтов, павших в годы войны).

Каждая группа готовит рассказ о поэте, погибшем на войне, выразительное чтение его стихов и анализ. Любимые стихотворения помещают в хрестоматию.

Учащимся предложено продумать ответы на вопросы:

Каким представляется поэт, написавший это стихотворение?

Что можно сказать о нем, о его отношении к жизни, к человеку?

Что волновало поэта?

Что он утверждает и о чем заставляет задуматься читателя?

Группам предложено подумать музыкальное оформление. Редактор, художник в ходе урока оформляет хрестоматию.

Ребята взрослеют, изменяется их отношение к предмету, повышается требовательность. Я учу ребят составлять самостоятельный монологический рассказ, собирать убедительные аргументы в защиту своего мнения, формирую культуру чтения, развиваю эстетический вкус. Поэтому уроки составления хрестоматии – это итог сделанного. Ребята показывают свои умения давать оценку изученным произведениям с учетом их ритмико-интонационных и языковых особенностей.

10 КЛАСС – составление хрестоматии “Эволюция пейзажной живописи в русской поэзии XIX века” (кооперативно-групповая форма работы).

1 группа – А.Н.Майков;

2 группа – И.С.Никитин;

3 группа – А.В.Кольцов;

4 группа – Я.П.Полонский.

 

11 КЛАСС – составление хрестоматии по теме “Поэт, о котором хочется поговорить” (Владимир Высоцкий). (Дифференцированно – групповая форма работы)

1группа – художники-оформители (выпуск газеты “я не люблю, когда мне лезут в душу”)

2 группа - музыкальное оформление урока (запись песен на стихи В.Высоцкого с учетом тем, выбранных ребятами).

3 группа – литературоведы (работа над биографическими данными, воспоминания родных, близких, знакомых, выставка книг, монографий о поэте).

4 группа – режиссеры постановщики урока (их задача – составить композиция урока с учетом стихотворений, понравившихся учащимся)

Каждый учащийся выбрал для себя самое любимое или понравившееся стихотворение В.Высоцкого, название и тему сообщил режиссерам. Они распределили стихи по темам. Какие стихи будем анализировать, зависело от ребят.

Так проходила подготовка к уроку по творчеству Высоцкого.

Режиссеры выделили в творчестве Высоцкого 4 темы:

Тема войны и мира.

Тема любви и дружбы.

Наше время иное, лихое.

Гражданская позиция человека.

А далее каждая группа выбрала себе тему для анализа поэтического творчества Высоцкого.

1 группа – составляла хрестоматию “Тема войны в творчестве В.Высоцкого”.

Старшеклассникам такие уроки импонируют еще и потому, что они чувствуют себя авторами урока, осознают и реализуют свои творческие возможности, проводят урок сами, получив нужные консультации учителя.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.