Составление кроссворда по русскому языку в 5 классе на тему «Слова с корнями лаг\лож и раст\рос»
Составление кроссворда на тему «Слова с корнями лаг\лож и раст\рос»
Пояснительная записка
Тема домашнего задания: Составление кроссворда на тему «Слова с корнями лаг\лож и раст\рос».
Цель: повторить, усвоить материал по теме чередующиеся корни лаг\лож и раст\рос\(ращ), а также применить знания, умения, навыки на практике.
Задачи:
- совершенствование знаний о чередующихся корнях;
- систематизация усвоенных знаний;
- развитие умения подбирать слова с определенным корнем;
- обогащение речи новыми словами;
- развитие умения работать с толковым словарем;
- расширение кругозора учащихся;
- развитие творческих способностей.
Аудитория: учащиеся 5 класса
Степень сложности: средняя
Тип задания: индивидуальное домашнее задание
Рекомендуемое количество времени на выполнение: 1 час
Вид оформления: экспозиционная (на отдельном листе, дополненная иллюстрациями)
Оптимальный способ проверки: взаимная проверка. (Учащиеся выступают в качестве редакторов-рецензентов: обмениваются кроссвордами, проверяют и исправляют ошибки, отмечают плюсы и минусы работы, оценивают качество оформления. Ставят свою оценку).
Инструкции к выполнению.
Учитель подводит беседу к тому, что многие когда-нибудь встречали в газетах, журналах страничку с рубрикой «Разгадай кроссворд». Сегодняшнее домашнее задание будет называться «Юный журналист», поскольку ребятам предлагается побыть в роли создателя такой страницы. Необходимо составить кроссворд на тему «Слова с корнями лаг\лож и раст\рос».
В кроссворде можно использовать слова только с этими корнями. Часть речи – имена существительные.
При составлении кроссворда ребята пользуются памяткой (раздать каждому ученику).
Памятка
1. Подберите слова, соответствующие теме (5-10 слов).
На данном этапе в связи с существующей проблемой различного уровня способностей учащихся можно несколько дифференцировать задание. Слабым учащимся предлагается воспользоваться готовым материалом (можно взять у учителя карточки-подсказки в конце урока).
Карточка-подсказка с набором слов по теме:
Положение, предложение, слагаемое, изложение, прилагательное, расположение, сослагательное. Растение, растительность, возраст, заросли, поросль, росток, подросток, переросток, недоросль, отрасль, ростовщик, врастание, растениевод, растениеводство, растеньице, выращивание.
2. Когда список слов готов, можно составлять кроссворд. На листе в клеточку запишите слова так, чтобы некоторые буквы в них пересекались. Начинайте с самых длинных слов, а в свободные места вставляйте короткие.
3. Пронумеруйте каждое слово в кроссворде: от верхней строчки к нижней, слева направо. У каждого слова свой номер, который не повторяется.
4. Теперь выпишите номера слов, которые расположены по горизонтали, а потом номера тех, которые расположены по вертикали.
5. К каждому слову нужно подобрать задание. Они могут быть разными: определения, вопросы, загадки, ассоциации, синонимы и т.д.
На помощь вам может прийти толковый словарь. Найдите толкование ваших слов в словаре и выпишите их лексическое значение.
6. Перерисуйте кроссворд на чистовую бумагу, впишите задания. Красочно оформить кроссворд можно собственными рисунками, картинками, найденными в сети интернет или вырезками из журналов.
Составленные кроссворды также могут быть использованы для фронтальной, индивидуальной работы, для внеклассных мероприятий.
Кроссворд – это эффективное и интересное средство работы. При составлении кроссвордов учащиеся работают со словом, его значением, учатся формулировать вопросы, систематизируют материал, расширяют кругозор. При отборе слов, ребята непроизвольно запоминают правильное написание, значение слова, что способствует развитию орфографической зоркости.