Составление задач на сложение, вычитание по одному рисунку (Математика, 1 класс)
Технологическая карта урока
Класс: 1
Автор: Сысоева Ю.С.
Предмет: математика
Тема урока: Составление задач на сложение, вычитание по одному рисунку.
Тип урока: урок открытия «нового» знания.
Обучающая цель (предметный результат): учить составлять задачи на сложение и вычитание по одному тому же рисунку
Развивающая цель (метапредметный результат): содействовать развитию мышления, внимания, математической речи.
Воспитывающая цель (личностный результат): прививить интерес к предмету.
Планируемые результаты:
Предметные: развивать умение составлять задачи по рисунку и решать их, отрабатывать навыки счёта в пределах 10.
Метапредметные:
У ученика будут сформированы следующие универсальные учебные действия:
Познавательные:
- выделять задачи из предложенных текстов;
- дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом;
- моделировать с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложение и вычитание;
- составлять по схемам задачи и решать их;
- вставлять в выражения пропущенные числа.
Регулятивные:
- понимать и принимать смысл поставленной задачи;
- работать в паре: планировать работу, распределять работу между членами пары;
- совместно оценивать результаты своей работы на уроке.
Коммуникативные: принимать участие в работе парами, понимать задаваемые вопросы, выражать свою точку зрения.
Личностные:
- уметь сотрудничать с товарищами и учителем;
- готовность использовать полученные знания в учении и в повседневной жизни.
Методы обучения: репродуктивный, интерактивный, проблемный, диалогический, игровой, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальный опрос, практическая работа, групповая работа.
Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, экран, веер с цифрами, карточки для самостоятельной работы, для работы в группах, учебник Математика М.И. Моро, С.И. Волкова, часть 1, М.: Просвещение, 2020 г.
Ход урока
Этапы урока открытия «нового» знания | Деятельность | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД
| |
| Психологический настрой на урок. | - Встали ровно. - Вы к уроку все готовы? Отвечайте … - А работать все готовы? Отвечайте … - Садитесь! Продолжаем наше путешествие по математической стране. | - Все готовы! - Все готовы! | Создание благоприятного психологического настроя на урок. |
1. | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | - На прошлом уроке мы познакомились с таким понятием, как «задача». Что такое задача? - Скажите, пожалуйста, как построена задача? - Слушаем внимательно: в вазе лежало 6 яблок, два яблока забрали. Я прочитала задачу? - Дополните, чтобы получилась задача. - Сколько всего детей? Это задача? - Дополните, чтобы получилась задача. - На березе висело 5 яблок. Два яблока упало. Сколько яблок осталось? Это задача? - Почему? Ведь есть и условие, и вопрос. - Измените условие, чтобы получилась задача. - Ребята, пригодится ли в жизни умение решать задачи? - Молодцы! Сегодня на уроке будем учиться составлять задачи по рисунку и решениям. | - Это математический рассказ, в котором есть условие и вопрос - У задачи есть условие и вопрос. - Нет. - Сколько яблок осталось? - Нет. Ответы детей. - Нет. - Неверное условие. - На яблоне висело 5 яблок, упало два яблока. Ответы детей. | П. – логические: извлечение необходимой информации из текстов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие; Р. – волевая саморегуляция; К. – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Л. – развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности; |
2 | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | - Посмотрите на картинку. Что мы на ней видим? - Можете ли по этой картинке составить задачу? - Кто хочет решить эту задачу у доски. | Ответы детей. - Сидело 7 птичек. Две улетели. Сколько птичек осталось? Один ученик решает у доски с комментариями, остальные в тетради. | П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; использование знаково-символических средств; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; – подведение под понятие; Р. выполнение пробного учебного действия; К. – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; использование критериев для обоснования своего суждения. |
3 | Реализация построенного проекта. | Работа с учебником - Откройте учебник на странице 90. Выполним 1 задание, работая в группах. Приложение 2. - Учащиеся первой группы составляют и решают задачи по первой картинке, вторая – по второй и т.д. (В процессе работы учитель контролирует работу в группах) - Проверим, как вы справились с заданием. | Работа в группах. Презентация работ. | П. выдвижение гипотез и их обоснование; поиск необходимой информации; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, умозаключений (индуктивное, дедуктивное и по аналогии), делать выводы; Р. познавательная инициатива; контроль своей деятельности в процессе достижения результата; корректировка своих действий в соответствие с изменяющейся ситуацией; К. – планирование и организация учебного сотрудничества со сверстниками; работа в группах; достижение договоренностей и согласование общего решения; Л. осознание ответственности за общее дело; |
4 | Динамическая пауза | Игра на внимательность. - Встали. Ребята, сейчас я буду давать команды, вы будете их выполнять, только тогда, когда я скажу: «Пожалуйста». Пожалуйста, руки вверх. Пожалуйста, руки на пояс. Руки на плече. и т.д. | Ребята выполняют упражнения | Осуществляют профилактику утомления. |
5 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | - Ребята, откройте ваши пеналы. Придумайте задачи про содержание ваших пеналов. - Кто хочет озвучить свою задачу. - Кому ты хочешь из своих одноклассников предложить решить твою задачу. - Молодцы, у вас очень хорошо получается составлять задачи по картинкам. Теперь потренируемся составлять задачи по решениям. На доске: 6 + 3 = 9 - Ставьте задачу по этому решению. - Возьмите на парте карточку с выражением, в парах составьте по ним задачи. Нарисуйте к ним рисунок. Приложение 1. - Кто выполнит работу, прикрепите свою задачу на доску. На перемене, кому интересно, посмотрите, какие задачи получились у ваших одноклассников. | Учащиеся самостоятельно придумывают задачи. Ответы по желанию. Ответы детей. Работа в парах. Обычно большинство детей рассматривают работы друг друга. | П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки, символы); построение логической цепи рассуждений, доказательство; Р. – оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; Л. – осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
6 | Динамическая пауза | Кинезиологические упражнения. (Приложение 3) | Ребята выполняют упражнения | Осуществляют профилактику утомления. |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | - А сейчас посмотрим, как вы усвоили новую тему. Устно составьте задачи по картинкам. Кто сколько успеет. Не спешите. - Проверьте, правильно ли вы решили задачи. - Встаньте, кто рад своему результату. | Самостоятельная работа. Самопроверка (соотношение с эталоном) | П. выполнение действий по алгоритму; Р. – контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; волевая саморегуляция в ситуации затруднения; К. – использование критериев для обоснования своего суждения, формулирование, аргументирование и отстаивание своего мнения; |
8 | Включение в систему знаний и повторение. | -Ребята, что мы сегодня учились делать? -Выберите любые высказывания и продолжите их Я научился … Мне было интересно… У меня получилось… Мне было трудно…. Я похвалил бы себя… | - Составлять задачи по рисунку - Составлять задачи по решению Ответы детей | П. –осознанное и произвольное построение речевого высказывания; |
9 | Рефлексия учебной деятельности на уроке. | - В тетрадях на полях нарисуйте кружок. Раскрасьте его зеленым, если для вас было все легко и просто, желтым – надо повторить еще раз, красным – совсем не понятно. | Учащиеся рисуют кружочек и раскрашивают его. | П. – умение структурировать знания; Р. – контроль процесса и результатов деятельности; – самооценка на основе критерия успешности; К. – осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей; Л. – самооценка на основе критерия успешности (для себя); |
Приложение 1.
6 + 4 | 5 + 3 | 3 + 7 |
8 – 3 | 4 + 3 | 10 – 1 |
7 – 4 | 9 – 2 | 5 + 5 |
Приложение 2.
| + | | = | |
| | | | |
| – | | = | |
Приложение 3.
Упражнение «Ухо – нос»
Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".
Упражнение «Змейка»
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.
«Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
«Кулак-ребро-ладонь»
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак -ребро-ладонь).