Статья «Социализация и интеграция в общество воспитанников специальной школы-интерната»
Boluchevskaya S.A., a teacher of the highest qualification category Vsevoložskoj special (correctional) General educational boarding school; vsevolozhsk, Leningrad region.
SOCIALIZATION AND INTEGRATION INTO SOCIETY OF STUDENTS OF SPECIAL SCHOOL
The article reveals the problems of socialization of pupils of special schools. For example, the development and implementation of socio-pedagogical project of boarding-school vocational guidance students showing effective ways to solve the problems of employment of graduates.
Key words: socialization, social-pedagogical project, vocational work.
Болучевская С.А., учитель высшей квалификационной категории Всеволожской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната; г.Всеволожск Ленинградской области.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ В ОБЩЕСТВО ВОСПИТАННИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
В статье раскрываются проблемы социализации воспитанников специальной школы. На примере разработки и реализации социально-педагогического проекта школы-интерната по профориентации воспитанников показаны эффективные пути решения проблем трудоустройства выпускников.
Ключевые слова: социализация, социально-педагогический проект, профориентационная работа.
Изменения, происходящие в жизни страны, все яснее обнажают социальные проблемы. Это и социальное расслоение, наличие безработицы, увеличение численности детей с проблемами в развитии, высокие требования к квалификации рабочих на рынке труда. Эти проблемы усложняют решение поставленных задач, снижают результативность работы школы-интерната. Данные социального паспорта нашей школы подтверждают наличие перечисленных социальных проблем. Именно поэтому в целевой программе развития нашего учреждения разработан и реализуется проект «Профориентация и трудовое обучение воспитанников школы-интерната».
Цели и задачи проекта так или иначе сводятся к единому: социализации и интеграции в общество воспитанников. Учащихся специальных школ ожидает непростая жизнь за порогом школы, и своевременная помощь будет им необходима.
Одним из направлений проекта «Профориентация и трудовое обучение» является совершенствование профориентационной работы. И если с помощью специальных педагогических мер коррекционно-воспитательной работы удается исправить или ослабить многие недостатки психофизического развития школьников и сформировать у большинства из них готовность к доступным видам труда по программам, предусмотренными учебным планом, то с профориентационной работой все обстоит сложнее. Как оказывается, на пути этого направления возникает много проблем. Не секрет, что у наших детей завышена самооценка. Они считают, что достойны быть врачами, дизайнерами и т.д.. Сузить спектр желаемого до возможного – суть профориентационной работы.
«Для прогноза трудоспособности, кроме уровня интеллектуального развития очень важен учет проявлений психических нарушений. При экспертизе трудоспособности принято выделять 4 типа дефекта психики:
1. Основной (простой).
2. С эмоционально-волевыми нарушениями: психоподобный, торпидный.
3. Астенический.
4. Сложный.»1
Исходя из этого профессиями швеи, столяра, плотника, переплетчика (по учебным программам школы) могут овладеть учащиеся с легкой степенью умственной отсталости и относительно сохранной эмоционально-волевой сферой, то есть основного типа дефекта психики.
С психопатоподобным типом дефекта чаще всего не работают, несмотря на легкую степень умственной отсталости. Оптимальной является индивидуальная форма организации труда. Дети с умеренной умственной отсталостью с чертами торпидности в эмоционально-волевой сфере нетрудоспособны в обычных производственных условиях. Адаптация их к труду возможна только в особо созданных,
преимущественно надомных, условиях, при выполнении отдельных элементарных операций физического труда под наблюдением.
В создавшейся социально-экономической ситуации на рынке труда, в основном, сложилась практика трудоустройства лиц с простым дефектом психики и легкой умственной отсталостью. Подростки остаются без поддержки после окончания школы. В лучшем случае родители принимают участие в трудоустройстве. А если дети из неблагополучной семьи, вопрос остается открытым. Дети-сироты после окончания профессионального училища остаются один на один с действительностью.
На Западе существует модель «поддерживаемого трудоустройства», предполагающая длительное сопровождение человека с умеренно-выраженными интеллектуальными и психическими нарушениями»2 на рабочем месте рынка труда при постоянном руководстве наставника и социального работника.
Этот опыт можно использовать и у нас, при условии тесного взаимодействия с работодателями, центрами подготовки кадров. Профориентационная работа в рамках проекта ведется путем расширения сотрудничества с профессиональными училищами, куда учащиеся выезжают на День открытых дверей. Организованы систематические встречи со специалистами службы занятости района. Проводятся экскурсии на деревообрабатывающие предприятия, предприятия швейной промышленности. Включился в совместную деятельность благотворительный фонд «Время помогать». Волонтеры, опираясь на теоретическую базу проекта, знакомят старшеклассников нашей школы с некоторыми профессиями, организуют практические занятия. Воспитателями школы-интерната проводятся экскурсии в близлежащие магазины, авторемонтные мастерские, больницу для ознакомления воспитанников с различными рабочими профессиями. Выпускается стенгазета для старшеклассников.
Участие воспитанников в школьных, районных, областных выставках «Вместе в будущее» и «Шире круг» способствуют развитию социальной активности школьников. Девочки старших классов на празднике, посвященном Дню рождения школы, демонстрировали изделия, сшитые самостоятельно на уроках труда. Разрабатывается цикл бесед о профессиях с рассказами о том, какие умения, знания требуются в той или иной профессии. Эти беседы будут проводиться для учащихся, начиная с 5 класса, дифференцированно.
Очень важна в профориентационной работе связь с родителями, которых также необходимо ориентировать на выбор профессии их детей.
Стойкий интерес к профессии, умение выдерживать трудовую нагрузку, осознание роли труда в жизни человека, уважение к людям труда – результат реализации проекта.
Литература:
1.Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. – М., 2003. – 120с.
2.Современные подходы к обучению и воспитанию детей с интеллектуальной недостаточностью/ под ред. А.Д. Виноградовой и В.Н. Вовка. – СПб: ЛОИУУ, 1994г – 114с.
1.Starobina E.M. Professionalnaya podgotovka litc s umstvennoy otstalostyu.-M.>2003.-120s.
2.Sovremennie podxodi k obucheniyu I vospitaniyu detei s intellektualnoyu nedostatochnostyu. Pod red. A.D.Vinogradovoi I V.N.Vovka.-SPb:LOIRO. 1994.
11Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. – М., 2003. – 120с.