Социализация личности учащихся в процессе изучения английского языка

0
0
Материал опубликован 28 August

















Выступление на педагогическом совете

«Социализация личности учащихся в процессе изучения английского языка»
















Автор: Топоркова Юлия Вячеславовна,

учитель английского языка










Социализация это развитие человека на протяжении всей его жизни во

взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства

социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и

самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

Социализация это развитие человека на протяжении всей его жизни во

взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства

социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и

самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

Социализация это развитие человека на протяжении всей его жизни во

взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства

социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и

самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

3


Введение

В настоящее время в соответствии с введением ФГОС нового поколения главным социальным заказом общества является развитие личности учащегося как общественно - социального существа. Это невозможно без процесса социализации. Сущность социализации состоит в развитии социальной природы, характера индивида, подготовке его к социальной жизни. По моему мнению, подобные задачи могут быть решены и на уроках иностранного языка, так как в процессе обучения, усвоения учащимися социально-культурного опыта, знаний, норм, ценностей, традиций происходит включение его в систему общественных отношений и формирование у него социальных навыков.

Одной из ведущих целей обучения английскому языку как иностранному является чисто практическая, обеспечивающая должный уровень коммуникативных умений и навыков для дальнейшей социализации личности. Это требует от учителя иностранного языка с первых шагов обучения учить умению общаться на изучаемом языке, заложить основу для дальнейшей коммуникативной деятельности школьников.

Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в обществе.


В последние десятилетия изменения в характере обучения происходят в

контексте масштабных образовательных тенденций, к числу которых относятся:

непрерывность образования, его значимость, как для индивида, так и для общества,

ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности,

адаптация образовательного процесса к запросам потребности личности, ориентация

обучения на личность учащегося, обеспечение возможностей его самораскрытия.

Важнейшая черта современного обучения направленность на то, чтобы

готовить учащихся не только приспосабливаться к ситуациям социальных перемен,

но и активно осваивать их.

Поэтому я считаю, что основной задачей педагогов является создание

благоприятных условий для успешной социализации учащихся в школе.

Социализация это развитие человека на протяжении всей его жизни во

взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства

социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и

самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

С целью выявления уровня сформированности основных мотивов изучения английского языка мною было проанкетировано 30 учащихся 5 и 7 класса.

Полученные результаты дают основание сделать вывод о том, что все учащихся имеют достаточно высокий уровень мотивации изучения английского языка. Проанализировав ответы учащихся, можно выделить основные мотивы:

Читать книги, журналы в оригинале, слушать и понимать песни на английском языке -35 %

Путешествовать - 30%

Для успешной сдачи экзаменов -20%

Для успешной карьеры - 15%


Указывались и другие причины: для общего развития, для поднятия общей самооценки, для работы на компьютере. Это подтверж­да­ет уровень высоких социальных притязаний наших ребят и требований к системе образования как важному этапу социализации личности. Такой социальный запрос вызывает необходимость создания новых техно­логий в процессе обучения английскому языку в школе. 



Для решения поставленных задач по социализации личности учащихся в процессе изучения иностранного языка я использую систему форм, методов, средств обучения и типов уроков. 

Урок.

Использование специальной системы упражнений


Для того чтобы учащийся был социально адаптирован, необходимо владение коммуникативной и лингвистической компетенцией, что означает владеть хорошими грамматическими навыками, чтобы применять их в жизни. Говорить и писать неграмотно сейчас не в моде. Поэтому в своей работе большое внимание уделяю формированию, развитию и совершенствованию грамматических и лексических навыков. Для тренировки использую различные упражнения. Основные принципы подбора упражнений: 

от простого к сложному

эффективность

наглядность



Использование аутентичного материала


Понятие «аутентичный» предполагает использование на уроке «взятого из жизни» учебного материала. Для этого в учебных условиях обеспечивается «репетиция реального употребления языка». (H.G. Widdowson).

При выполнении таких упражнений ученики овладевают всеми видами речевой деятельности, культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных сферах общения, что в конечном итоге, способствует социализации учащихся.

 Написание творческих работ 


Считаю этот вид работы очень важным средством в достижении цели адаптации и социализации учащегося. Учащиеся могут писать и говорить о том, что они пережили лично, что стало фактом их жизни, а также представить свои действия в воображаемых ситуациях. 

Основными видами творческих работ, способствующих социализации личности обучающихся, считаю следующие:

Буклеты  (составление меню ресторана, списка покупок, заполнение анкеты в национальный парк)

Эссе (обзор фильма, книги)

Письма, которые учащиеся 5 класса пишут воображаемым или реальным людям, рассказывая о своём отдыхе.

Сообщения учащихся о различных аспектах британской жизни: достопримечательности, королевская семья, писатели, музыка, живопись, лондонское такси, британская кухня. 


Очень важным принципом этого вида работы является внимание и интерес к внутреннему миру каждого ученика, когда, слушая, а иногда и читая эти работы, учащиеся узнают друг друга, для них очень важно, чтобы их творчество воздействовало на класс, а не только на учителя.

Введение интерактивных форм обучения 


Немецкий ученый Дитер Йоттен и его российский коллега М.Н. Костикова убеждены: в отличие от традиционных методик, где учитель привык давать определённые знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам открывает путь к познанию. Учитель становится в этой ситуации активным помощником, его главная функция – организация и стимулирование учебного процесса. Ученик становится главной действующей фигурой.

Хорошим примером является:

а) ролевая игра 
Использование ролевых игр, драматизация и импровизация развивает не только интеллект, но и эмоциональную сферу ребенка. Ролевая социализация осуществляется с помощью предлагаемых учащимся ролей. Рассуждая, ребята выражают собственное отношение, соглашаются или опровергают мнение учителя или другого ученика, используя различные речевые клише.

При отборе методов обучения необходимо создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно, вовлекать в учебный процесс его эмоции, чувства, создавать ситуации, в которых учитель не является главной фигурой и предусматривать различные формы работы в классе, стимулирующие активность, самостоятельность, творчество учащегося.
Удачно подобранная роль оказывает побуждение к коммуникации. Ведущими мотивами для учащихся являются мотивы, связанные с потребностью общения и самоутверждения. Интересные роли вызывают у детей мотивационную готовность к речевым действиям. Так, на начальном этапе, во 2 классе учащиеся активно высказываются, «примерив» на себя роль животного или игрушки. В 3 и 4 классах при составлении диалогов дети охотно представляют себя учениками “Green School” и жителями разных стран. В 5 классе ученики составляют диалоги о школе в роли своих сверстников, живущих в Англии. В 7 классах учащиеся составляют монологи и разыгрывают диалоги, представив себя в роли взрослых или известных личностей.

Предлагаю посмотреть пример ролевой ситуации общения «В магазине» в 5 классе.

Опыт проигрывания ролей влияет на формирование характера ребёнка, так как затрагивает его эмоциональную сферу. Роли позволяют устранять такие факторы, как стеснение, скованность, избегать стрессовых ситуаций. Когда ребёнок проигрывает роль носителя языка, его ролевое поведение обогащается некоторыми элементарными правилами социально-речевого этикета страны, на языке которой он говорит.

Нельзя сказать, что всё всегда проходит гладко.

Овладение иноязычной диалогической речью представляет некоторые трудности для школьников.
Первая причина этого вызвана тем, что диалогическая речь объединяет два вида разговорной деятельности - аудирование и говорение. В связи с этим второй партнер должен понять реплику первого партнера и быстро и адекватно отреагировать на неё, то есть откликнуться реактивной репликой. Трудность состоит в том, что необходимость воспринять и правильно понять первого партнера, с одной стороны, и подготовить свои ответы - с другой, служат причиной раздвоения внимания и, как результат, несостоятельности вести диалог в нормальном темпе при условии недостаточного владения речевыми средствами. Сталкиваюсь с проблемой заучивание учащимися клише и неспособностью быстрого реагирования на изменение диалога.


Я, как учитель, всегда слежу, чтобы высказывание каждого собеседника было правильно оформлено в языковом отношении и отвечало поставленной коммуникативной задаче. Постепенно исчезает боязнь говорить у ребят, которые ранее испытывали робость, неуверенность в себе, застенчивость. Дети учатся внимательно слушать собеседника и логично строить высказывания.


б) устные дискуссии

Основная цель этого вида работы – научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их. Темы дискуссий подбираю интересные и в то же время хорошо знакомые детям.

в) нетрадиционные формы уроков (урок-игра, урок-презентация и тд.)


г) метод проектов

Проектные методы обучения ориентируют учащихся на решение реальных жизненных проблем и формируют условия для последующей социализации учащихся. Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.  
Практика показывает, что использование проектной деятельности оказывается достаточно эффективным методом обучения. Метод проектов может превратить уроки английского языка в дискуссионный, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.  Он позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Выполнение проектных работ на актуальные темы для настоящего времени наглядно демонстрирует учащимся важность английского языка  как средства, значительно расширяющего их доступ  к информации, следовательно, способствует повышению мотивации к его изучению.
Проектная методика даёт мне возможность включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенное иноязычными контактами, опирающееся на совместный труд и увидеть реальные результаты своего труда. На уроках  при работе над проектами чаще всего используют работу в паре или в группах (от 3 до 5 человек) в зависимости от темы. Это способствует развитию учебно-социальных навыков, которые крайне важны в современной жизни.  При работе в команде учащиеся учатся определять объем информации и последовательность работы с ней, распределять сферы ответственности, объединять результаты исследований  и делать общие выводы.  Метод проектов позволяет развивать одновременно все четыре основные умения: аудирование, говорение, письмо и чтение. 
Каждый проект - это результат большой и трудной работы учащихся. В своей работе я часто использую разнообразные электронные ресурсы: мультимедийные программы, материалы, найденные в Интернет, интерактивные тесты, интерактивные программы при обучении по УМК “Spotlight”. Они делают уроки разнообразными и интересными, учат детей пользоваться различными новыми технологиями и являются прекрасным примером социализации учащихся.


Внеурочная деятельность


Совершенствованию социальной адаптации ребят способствует и внеурочная деятельность. Данная деятельность даёт не менее важные результаты. Дети чувствуют себя свободней, активнее участвуют в разнообразных видах деятельности, пополняют словарный запас и активизируют ранее полученные знания.

Учащиеся 5-7 классов принимают участие в конкурсах и викторинах.

Моделирование на уроках ситуаций реальной действительности, участие в речевых играх, действиях в предполагаемых обстоятельствах развивают воображение и творческие способности учащихся, в игре приобретается опыт социальной жизни.



Используя методику и технологию описанного педагогического опыта, мною достигнуты следующие результаты:

созданы необходимые условия для развития социальной компетентности учащихся;

создана положительная мотивация учащихся к изучению английского языка; 

повысился уровень социализации, что проявляется через:

усвоение понимания ответственности за успех учебной деятельности.

сформированность навыков самостоятельной работы, что позволяет использовать полученные знания в реальных жизненных ситуациях (в аэропорту, в магазине, в ресторане, отеле, при общении с англоговорящими людьми)

повышение уровня сформированности лингвистической и речевой компетенции.


Следовательно, результативность деятельности по развитию социализации учащихся становится очевидной. Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей работы в этом направлении. Спасибо за внимание!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации