Технологическая карта и презентация к уроку «Социальные движения 1606-1610»
Пояснительная записка к презентации
К уроку Социальные движения 1606-1610
PPT / 2.16 Мб
Технологическая карта урока
Предмет, класс |
История России, 7 класс |
|
||||||
Учитель |
Ситникова Галина Михайловна |
|
||||||
Место работы |
МОУ СОШ им. А.В.Каляпина с. Пригородное Сердобского района Пензенской области |
|
||||||
Должность |
Учитель истории и обществознания |
|
||||||
Тема урока, |
Социальные движения 1606-1610 |
|
||||||
Тип урока |
Урок открытия нового знания |
|
||||||
Цель урока |
Образовательная цель: организация деятельности обучающихся по изучению и первичному закреплению информации о социальных движениях периода правления Василия Шуйского. Развивающая цель: продолжить формирование умений работы с документами и историческими картами Воспитательная цель: создание условий для самореализации личности обучающегося, пробудить интерес к самостоятельному решению задач |
|
||||||
Задачи урока |
1. Выяснить причины и формы социальных движений 1606-1610 г, социальный состав участников. 2. Показать причинно-следственную связь между вступлением на престол В.Шуйского, его политикой и расширением социального движения. 3. Развивать умения работы с историческими источниками: анализировать, выделять главное, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; развивать навыки объяснения события, используя легенду карты
|
|
||||||
Планируемый результат
|
Предметные результаты |
Метапредметные УУД |
Личностные результаты |
|
||||
Научаться определять термины: социальное движение, самозванство, прелестные письма. Получат возможность научиться анализировать исторические источники с целью добывания необходимой информации, решать проблемные задачи и формулировать выводы по теме. |
Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать цели, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: ставить учебные задачи на основании изученного материала, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Коммуникативные: навыки участия в коллективном обсуждении, аргументировать свою точку зрения; осуществлять контроль за своей деятельностью.
|
Формирование основ гражданской идентичности, чувства сопричастности к прошлому страны, осознание ответственности человека за общее благополучие
|
|
|||||
Образовательные ресурсы (в т.ч. электронные)
|
Учебник А.А. Данилов, История России в 17-18 веках, Просвещение, 2014
|
|
||||||
Материально-техническое обеспечение
|
Карта «Смутное время» Индивидуальные карточки, рабочая тетрадь Компьютер; операционная система Windows Мультимедийный проектор и экран; Мультимедийная презентация по теме |
|
||||||
Структурные этапы урока
|
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Универсальные учебные действия (УДД)
|
||||
I. Организационный момент |
|
Проверить учащихся к готовности к уроку |
Быстрое включение учащихся в деловой ритм |
|
||||
II. Мотивация к учебной деятельности |
Задания на повторение: 1) задания на обобщение Слайд 3 2) задание на знание исторических личностей Слайд 4 3) проверка знаний дат Слайд 5 |
Сейчас мы вместе восхитимся вашими глубокими знаниями, а для этого проведем «Интеллектуальную разминку».
|
Задания первой и второй группы решаются сообща. Задание третьей группы самостоятельно, затем оглашаются правильные ответы и обучающиеся выставляют себе самооценку. |
Познавательные: контроль и оценка результатов деятельности. Регулятивные: способность к преодолению препятствий. Коммуникативные: аргументация своего мнения.
|
||||
III. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии |
Переход от знания к незнанию.
Анализ мнений В.О. Ключевского и С.Ф. Платонова о Смуте Слайд 7
|
Мы продолжаем изучать историю Смутного времени. Изучали этот период и русские историки, я предлагаю Вам обобщенную оценку Смуты В.О. Ключевского и С.Ф. Платонова «Смута - это социальное движение, зародившееся в верхах русского общества и постепенно втянувшее в свою орбиту широкие слои населения» Приведите факты, доказывающие, что смута зародилась в верхах русского общества. Вторая часть высказывания гласит, что «постепенно в смуту втягивались широкие слои населения» Что же это означает?
|
Демонстрируют знания периода начала смуты, правления Б.Годунова, Лжедмитрия 1. Выясняют недостаток знаний для согласия или несогласия с точкой зрения, что в смуту втянулись широкие слои населения. |
Познавательные: умение строить устное высказывание по проблеме. Регулятивные: оценка, т.е. осознание обучающимися что они уже освоили, а что предстоит. Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие с коллективом. |
||||
IV.Выявление места и причины затруднения, постановка цели и задач деятельности
|
Анализ понятия «социальные движения» слайд 8
|
Определение понятия «социальное движение» Исходя из определения, выделите основные характеристики понятия. Сформулируем тему урока
Сформулируем цель урока, используя опорные глаголы: изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать.
Определим задачи, которые предстоит решить на уроке, чтобы достичь поставленной цели |
Обучающие выделяют и называют основные характеристики: массовые коллективные действия одной или нескольких социальных групп; общие интересы и потребности; конфликт интересов; противостояние групп. Формулируют тему урока Социальные движения 1606-1610 Формулируют цель урока: проанализировать социальные движения 1606-1610 Задачи урока Выяснить причины расширения социального движения; определить состав и цели участников; определить формы социального движения в 1606-1610. |
Познавательные: выполняют логические операции анализа, обобщения; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Регулятивные: планирование деятельности Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске информации. |
||||
V. Реализация первичного усвоения знаний |
Анализ исторических документов, мнений историков, решение проблемных задач, исследование исторической карты и заполнение таблицы.
Сравнение избрания на царство Б. Годунова и избрания В.Шуйского (анализ исторических источников) (Текст №1 Приложения) Слайд 10
Анализ исторического документа «Крестоцеловальная запись В.Шуйского» (Текст 2 Приложения)
Решение проблемной задачи Слайд 11
Решение проблемной задачи в виде «ножниц» Слайд 12.
Слайд 13, 14
Индивидуальная работа с исторической картой «Смутное время», текстом учебника (задания дифференцированные) по плану изучения восстания. Заполнить таблицу (Приложение) Слайд 15
Анализ текста прелестных писем и мероприятий В.Шуйского в отношении дворянства с целью выяснения причин поражения восстания Слайд 16
Слайл 17.
|
Разобраться в столь сложном вопросе нам помогут исторические личности: царь Василий Шуйский, казачий атаман Иван Болотников, дворянин Прокопий Ляпунов, Лжедмитрий 2.
19 мая 1606 – избрание Василия Шуйского на царство Земским собором. (запись в тетрадь) И Борис Годунов в 1598 г и Василий Шуйский в 1606 г были избраны Земским собором, но последствия избрания были разными. - Чем избрание Б. Годунова отличалось от избрания В.Шуйскогого?
Шуйский идет в Успенский собор и целует крест при присяге подданным. Текст присяги назван Крестоцеловальной записью. - Какие обязательства берет на себя Василий Шуйский?
эта присяга сильно поразила многих. Иван 3 говорил «кому хочу, тому и дам княжение» и Иван 4 писал «жаловать своих холопей вольны мы и казнить их вольны же» , а Шуйский обещал править по правилам.. - Сравнение отношения царя с подданными Ивана 3, Ивана 4 и В.Шуйского. - Почему различия в отношениях?
С одной стороны Шуйский обещал не злоупотреблять властью, но с другой стороны как только узнали на Украине и на Поле о московском перевороте, так тотчас же отпали от Москвы многие города - Как вы думаете почему?
На юге, юго-западе страны бушевали восстания. Опять поползли слухи о якобы спасшимся царевиче Дмитрии, ( существует около 9 версий его происхождения). От его имени и начал поход на Москву казачий атаман Иван Болотников, сбежавший холоп князя Телятевского и присоединившийся к нему дворянин Прокопий Ляпунов. Характеристика Болотникова по летописи «Всему злу вор и захватчик и всех злых дел начальник»
1606-1607 восстание под предводительством Ивана Болотникова
Объяснить выполнение задания 1 группа Заполните графы «состав участников», «руководители восстания» 2 группа. Заполните графы «причины восстания», «требования восставших» 3 группа Заполните графы «основные события», используя карту и предложенные вопросы В марте 1607 г Шуйский увеличил срок возвращения беглых крестьян до 15 лет, в Москве разорившимся дворянам и их семьям выплачивал кормовые деньги. - В интересах какой социальной группы от проводил данную политику? Для чего? 10 октября 1607 г Иван Болотников сдался и был азнен.
В конце лета 1607 года отряды Лжедмитрия 2 двинулись на помощь болотниковцам в Тулу. Жители юго-западных городов встречали самозванца хлебом и солью. После поражения восстания остатки войска Болотникова присоединились к отрядам Лжедмитрия 2, и летом 1608 г не доходя до Москвы встали лагерем в с. Тушине. |
Сравнивают избрание на царство Б. Годунова с избранием В.Шуйского, на основе собственных знаний и информации из текста. Делают вывод о том, что В.Шуйского выбрала лишь небольшая группа сторонников.
Обучающие выделяют ключевые положения документа: - управлять страной с общего совета бояр; - не налагать опалы и не судить без суда бояр; -не отбирать имущество у осужденных родственников; - не слушать доносов.
Обучающиеся делают вывод о том, что В.Шуйский не был уверен в поддержке всего общества, так как он был потомком Рюрика, был замешен в заговорах и поэтому хотел укрепить свою власть
Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы Устанавливают причинно-следственные связи между избранием В.Шуйского и началом масштабного социального движения
Организация поиска информации. Представление работы обучающимися.
Обучающиеся, анализируя текст «Прелестных писем» и фактов, изложенных учителем, делают вывод о причинах разрыва Болотникова и Ляпунова, выхода дворян из восстания. Высказываются о причинах поражения восстания.
|
Познавательные: выполняют логические операции анализа, сравнения, обобщения; поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач; самостоятельное создание алгоритмов для решения проблемных задач; установление причинно-следственных связей. Регулятивные: прогнозирование результата; осуществление контроля в форме сличения способа действий и результата; внесений коррекций в свою работу, в ответы. Коммуникативные: Строить продуктивный диалог со сверстниками и учителем; умение полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные умения: формирование навыков самостоятельной поисковой деятельности
|
||||
VI. Первичное закрепление
|
Решение поставленных задач в начале урока |
Учитель задает вопросы обучающимся: - Причины расширения социального движения - Какие социальные группы приняли участие - Какие формы приняло социальное движение
|
Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы. |
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, с учетом выделенных учителем ориентиров действия Личностные: мотивация своей деятельности, проявление интереса к новому учебному материалу |
||||
VII. Рефлексия учебной деятельности |
Оценить учащимися собственную учебную деятельность. |
Вопросы к обучающимся - Правы ли историки, говоря о том, что в Смуту «постепенно в смуту втягивались широкие слои населения» В дальнейшем социальное движение начнет приобретать национальный характер. Почему? Дальнейший ход событий проанализируем на следующем уроке. Выставление оценок. Заполнение индивидуальных анкет.
|
Соотносят цель и результат учебной деятельности Фиксируют степень соответствия. Намечают цели дальнейшей деятельности.
|
Личностные: оценивание собственной учебной деятельности Регулятивные: умение оценивать свою работу на уроке, анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности |
||||
VIII. Итог урока |
|
Домашнее задание Параграф 2. Отредактировать таблицу «Восстание Болотникова» Подготовить дополнительный материал по биографии П.Ляпунова, М. Скопина-Шуйского (по желанию определяются основные докладчики) |
Фиксируют домашнее задание |
|
Приложения
Интеллектуальная разминка.
Вопросы к слайду 4.
1. Определите в ряду лишнего исторического деятеля. (Иван Грозный)
2. О ком сказал В.О.Ключевский «только был испечен в польской печке, а заквашен в Москве» (Лжедмитрий 1)
3. Назовите годы царствования Лжедмитрия 1
4. Определите вторую историческую личность (Б.Годунов). Назовите годы его царствования.
Лист самооценки
Индивидуальные карточки с текстами и задания к таблице сформированы с учетом индивидуальных возможностей обучающихся.
Индивидуальная карточка №1.
Текст №1 Мнения историков
В.О.Ключевский «его признали келейно немногие сторонники из большого титулованного боярства, а на Красной площади имя его прокричала преданная ему толпа москвичей, которых он поднял против самозванцев и поляков; даже и в Москве, по летописцу, многие не ведали про это дело…»
Карамзин: «Василий, льстивый царедворец Иоаннов, сперва явный неприятель, а после бессовестный угодник и все еще тайный зложелатель Борисов... возведен на трон более сонмом клевретов, нежели отечеством единодушным, вследствие измен, злодейств, буйности и разврата... мог быть только вторым Годуновым: лицемером, а не Героем добродетели...».
По свидетельству Пискаревского летописца, бояре, дворяне, гости, торговые люди приговорили: «выбрать дву бояринов» (Василия Шуйского и Федора Мстиславского), вывести их на Лобное место и «спросити всего православного християнства и всего народу: ково выберут народом, тому быти на государьстве». Указанное совещание было своего рода земским собором, может быть, численно незначительным и без участия выборных из городов.
Текст №2 Крестоцеловальная (подкрестная) запись В.Шуйского
«…..И позволил есми яз, царь и великий князь Василий Иванович всея Русии, целовати крест на том, что мне, великому государю, всякого человека, не осудя истинным судом з бояры своими, смерти не предати, и вотчин, и дворов, и животов у братии их, и у жен и у детей не отъимати, будет которые с ними в мысли не были, также и у гостей, и у торговых, и у черных людей, хотя которой по суду и по сыску доидет и до смертные вина, и после их у жен и у детей дворов и лавок, и животов не отъимати, будут они с ними в той вине неповинны; да и доводов ложных мне, великому государю не слушати, а сыскивати всякими сыски накрепко и ставити с очей на очи, чтоб в том православное христианство без вины не гибли; а кто на кого солжет,и, сыскав, того казнити, смотря по вине того: что был взвел неподелно, тем сам осудится…..
Какие обязательства берет на себя Василий Шуйский?
Индивидуальная карточка №2.
Текст №1 Мнения историков
С.Ф. Платонов «Не ждали «сорочин» и не звали «собора», а сделали дело в один день»
С. М. Соловьев писал, что «Шуйский был не скажем избран, но выкрикнут царем...»
Н. П. Загоскин, «если при избрании Годунова была соблюдена хотя внешняя видимость земского собора, то при избрании Шуйского сторонники его сочли рискованным прибегнуть хотя бы только к подобной же мере»
Текст №2 Крестоцеловальная (подкрестная) запись В.Шуйского
1. «……И на том на всем, что в сей что в сей записи написано, яз царь и великий князь Василий Иванович всея Русии, целую крест всем православным християнам, что мне. их жалуя, судити истинным праведным судом и без вины ни на кого опалы своея не класти, и недругам никому в неправде не подавати, и от всякого насильства оберегати….»
Какие обязательства берет на себя Василий Шуйский?
Группа 1. Прочитайте текст учебника стр 11
Заполните графы «состав участников», «руководители восстания»
Группа 2. Прочитайте текст учебника стр 11 и текст «Прелестных писем» Болотникова
Прелестные письма « … а стоят те люди под Москвою, в Коломенском, и пишут к Москве проклятые свои листы, и велят боярским холопам побивать своих бояр и жен их; и вотчины и поместья им сулят и призывают их воров к себе и хотят им дать и боярство, и воеводство, и окольничество, и дьячество»
Заполните графы «причины восстания», «требования восставших»
Группа 3. Заполните графы «основные события», используя карту, легенду карты и предложенные вопросы
Из какого города начал движение Болотников
В каких городах были даны сражения
Какой город был целью восставших, смогли ли они его захватить?
К каким городам отступили повстанцы
Определите границы повстанческого движения Болотникова
Восстание 1606-1607
1. Причины восстания |
|
2. Руководители восстания |
|
3. Состав участников |
|
4. Требования |
|
5. Основные события |
|
6. Причины поражения |
|