Технологическая карта урока и презентация к коррекционному занятию «Магазин одежды»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта занятия коррекционного курса
«Предметно-практические действия»
для обучающихся с умеренной, тяжелой
умственной отсталостью ТМНР
Условное деление обучающихся класса на группы, а также определение примерных планируемых результатов (личностные, предметные, БУД) для каждой из этих групп осуществляется в рамках обсуждения на школьном ПМПк. При этом консилиум опирается на примерные формулировки планируемых результатов для соответствующего года обучения, представленные в АООП учреждения. В консилиум включаются все педагоги, работающие с данным классом. В случае несоответствия предложенных АООП учреждения планируемых результатов уровню актуального развития некоторых обучающихся класса, они пересматриваются (в сторону усложнения либо упрощения) в зависимости от возможностей конкретного ребенка. В связи со значительной неоднородностью данного класса по характеру, выраженности различных первичных и последующих нарушений в развитии, специфики их сочетания определяются результаты коррекционной работы для каждого ученика с учетом его индивидуальных потребностей. Все разработанные планируемые результаты (выходящие за рамки АООП учреждения) фиксируются в решениях (заключении) соответствующего протокола ПМПк.
Краткая характеристика подгрупп:
1 группа: – Недостаточная четкость основных движений Неловкая походка. Слабая регуляция мышечных усилий. Трудности зрительно-двигательной координации. Трудности самостоятельного выполнения двигательных упражнений. Недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук. Недостатки произвольных движений более выражены. Трудности самостоятельного выполнения действий по самообслуживанию и овладения различными бытовыми навыками. При выполнении гигиенических процедур, при одевании, приеме пищи испытывают трудности в установлении правильной последовательности действий. Нуждаются в постоянной стимуляции и совместных действиях с взрослым. Низкий уровень ориентировки в окружающем, даже при сопровождающей помощи взрослого. Частичное знание предметов обихода. Первичный контакт бывает затруднен из-за ограниченного понимания обращенной речи. Требуется мимическое и жестовое подкрепление. Установление контакта возможно, но ненадолго. Для его поддержания требуется положительная стимуляция (доброжелательная улыбка, знаки одобрения, поглаживание и т.п.). Некоторые дети привлекают внимание к своим нуждам (еда, туалет, боль и др.). Имитируют действия других в ходе взаимодействия. Интерес вызывает не сама деятельность, а отдельные признаки предметов (звучание, цвет). Интерес нестойкий. Интерес к деятельности взрослого слабо выражен и неустойчив. Требуется многократное повторение инструкции с показом того, что следует сделать. В процессе работы предлагаемая программа действий не удерживается. Способны к подражанию и совместным действиям со взрослым. Наступает быстрое пресыщение деятельностью. Волевых усилий не проявляют. Эмоциональное реагирование в процессе работы не всегда адекватно. Восприятие знакомых и незнакомых людей менее дифференцировано. Требуется организация самого процесса восприятия, окружающего и его сопровождение со стороны взрослых. Дифференцировка зрительных, слуховых сигналов, тактильных и обонятельных раздражителей возможна только с помощью взрослого. Нет словесного обозначения основных признаков предметов. При группировке предметов с учетом формы, цвета, величины требуется организующая и направляющая помощь. Не соотносят запоминаемый материал с предлагаемыми опорами. Помощь взрослого малоэффективна. Операции обобщения возможны только при постоянной организующей и сопровождающей помощи взрослого. Предлагаемые задания могут выполняться только при активном взаимодействии с взрослым. Перенос показанного способа действия при решении новых задач вызывает те же трудности. Большие трудности в понимании обращенной речи. Крайне ограничен как активный, так и пассивный словарный запас. Предпочтение отдается невербальным средствам коммуникации.
2 группа: - Походка детей неустойчива, движения хаотичны, плохо координированы, слабо регулируются мышечные усилия. Грубые нарушения зрительно-двигательной координации. Невозможность выполнения двигательных упражнений даже по подражанию взрослому. Грубое недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук. Недостатки произвольных движений носят выраженный стойкий характер. При обслуживании себя полная зависимость от других. Затруднен самоконтроль физиологических потребностей. Не выполняют самостоятельно действий по личной гигиене. Не ориентируются в окружающем. Помощь взрослого неэффективна. Контакт крайне затруднен из-за непонимания обращенной речи. Необходимо многократное жестовое и мимическое повторение. Самостоятельно контакт не инициируют. Иногда проявляют негативизм. Характерно пассивное подчинение. Интерес к действиям взрослого активно не проявляется. Пассивны к принятию задания предлагаемого взрослым. Простейшие действия при совместной пошаговой помощи взрослого выполняются лишь частично. Не удерживают внимания при выполнении действий. Не сформированы регуляторные механизмы. Организующая, направляющая, разъясняющая помощь не эффективна. Безразличны к заданию. Безразличны к оценке результатов работы. Не сформированы понятия об основных признаках предметов. Помощь неэффективна. Опосредованное запоминание недоступно. Обобщение, абстрагирование недоступны. Не понимают простейшие ситуации. С большим трудом формируется опыт. Понимание причинно-следственных зависимостей, проблемных ситуаций недоступны. Доступно пониманию небольшое количество слов бытового характера. Необходимо побуждение мимикой, жестами, многократный показ и совместные действия.
Классно – урочная форма обучения предполагает работу над одной темой для двух групп. Однако, целеполагание для каждой группы свое.
В рабочей программе даны конкретные формулировки планируемых результатов, которые могут быть не достигнуты в течение одного или нескольких уроков. Но педагог создает условия, дает обучающимся возможности для выполнения определенных действий, осуществляя деятельностный подход. Для 3-ой подгруппы планируемые личностные и коррекционные планируемые результаты не являются приоритетными. Основное внимание уделяется БУДам.
Направление, тема урока: Подбор пары к вещам «Магазин одежды» (одежда в которой ходят - днем, одежда в которой спят - ночью)
Планируемые результаты:
1 группа – (обучающиеся выполняющие задания при незначительной помощи учителя) личностные (создавать предпосылки для формирования бережного отношения к одежде (не рвать, не мять, не портить), создать условия для пользования речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов с помощью учителя, создать условия для формирования умения выполнять последовательные операции вслед за учителем, создать возможность оценить свой труд), коррекционные (предметные) (предоставить возможность выполнять последовательно организованные движения), базовые учебные действия (предоставить возможность при организующей, направляющей помощи педагога выполнять посильное задание от начала до конца, создавать предпосылки для
приведения рабочего места в порядок по окончанию любой деятельности)
2 группа - личностные (предоставить возможность рассматривать изделие со всех сторон, создать предпосылки для формирования совместных действий со взрослыми и сверстниками, будет иметь возможность осознавать, что может, а что ему пока не удается, будет иметь возможность эмоционально реагировать на похвалу), коррекционные (предметные) (с помощью учителя будет иметь возможность воспринимать, удерживать изделие в руках), базовые учебные действия (предоставить возможность выполнять действия способом «рука в руке», создать предпосылки для следования этапам урока, следить и принимать участие во всех видах деятельности на уроке.)
Электронные материалы: картинки «День-ночь», одежда в которой ходят днем, одежда в которой спят ночью (наглядный и раздаточный материал), мультимедийная презентация «Магазин одежды».
Ход урока
Презентация к коррекционному занятию "Магазин одежды"
PPTX / 27.28 Мб