Статья «Социальные сети и мессенджеры как способ взаимодействия педагогов и родителей»
Телегина Софья Борисовна,
учитель истории и обществознания IКК
МБОУ СОШ № 96 с углубленным изучением английского языка
г. Новосибирск
+79231070764
Социальные сети и мессенджеры как способ взаимодействия педагогов и родителей
XXI век – век стремительных технологий, когда на смену привычного общения напрямую с собеседником приходит общение в социальных сетях. Согласно исследованию АНО «Левада-Центр», 2/3 россиян регулярно пользуются социальными сетями. Общий показатель численности вовлеченности населения Российской Федерации в пользование мессенджерами на март 2023 года составляет 72%. Современные родители ограничены во времени для получения большого объема информации, их занятость становится основной проблемой взаимодействия педагога и родителя. Именно в таких условиях педагог находит особые способы взаимодействия – использование социальных сетей и мессенджеров.
Согласно исследованию АНО «Левада-Центр», наиболее популярными площадками, которые могут использоваться для общения родителя и педагога, являются WhatsApp (70%), Вконтакте (66%) и Telegram (40%). Давайте рассмотрим возможности и недостатки использования каждой социальной сети в рамках взаимодействия педагогов и родителей.
WhatsApp – это бесплатное приложение для обмена сообщениями и звонков между смартфонами, работающими на Android, IOS, в Windows и Mac в веб-версии WhatsApp Web. На сегодняшний день этот мессенджер является наиболее популярным для общения с родителями среди педагогов, так как смартфон – это гаджет, который человек носит всегда с собой. К преимуществам использования данного приложения относится то, что родителю не нужно регистрироваться, так как приложение привязывается к номеру телефона. После установки в приложении сразу видны контакты из телефонной книги смартфона, с которыми можно связаться посредством данного сервиса. Простой и удобный интерфейс, возможность отправлять до 100 Mb медиа-контента, в том числе и текстовые документы. Также, если педагог является администратором группы родительского чата, то он сможет ограничить отправку сообщений в группе, ограничиваясь только односторонним общением. В данном случае такое использование социального сервиса уместно, когда в родительском коллективе возникает проблема соблюдения сетевого этикета. В данной ситуации педагог может только информировать родителей для сведения какой-либо информации без обратной связи. Единственный способ обратной связи в такой ситуации – это проведение опросов.
Еще одним существенным минусом является задержка или отсутствие уведомлений о сообщениях в группе или личном чате.
Вконтакте – это российская социальная сеть. При выборе данного сервиса как способа взаимодействия с родителями педагог имеет выбор создания различных видов групп – открытая, закрытая и частная. Так как педагог должен руководствоваться законом, то разумнее всего использовать закрытую либо частную группы, так как распространение фотографий или личной информации возможно только с разрешения человека, который размещен на фотографии или предоставляет личную информацию о себе. Ведь учитель может делиться с родителями фотографиями с экскурсий, открытых занятий и собирать различную личную информацию о своих подопечных. В закрытую группу участники приходят по заявке, одобренной администратором. Группа будет отображаться в поиске, но ее содержимое останется закрытым для посторонних людей. Доступ в частную группу возможен только по приглашению администратора, группа в поиске не отображается.
Также в данной социальной сети возможно настроить обратную связь. Как и в WhatsApp, сервис позволяет ограничивать действия ее участников – публикация на стене группы, комментарии. Плюсом данной сети можно назвать использование страницы «Обсуждение». В данном разделе педагог может организовать тематическое обсуждение какого-либо вопроса и просмотреть конкретно эту тему, чтобы собрать данные. В сервисе WhatsApp многочисленные сообщения могут теряться – педагогу приходится листать ленту сообщений, чтобы найти начало, а родителю, чтобы понять, о какой проблеме идет речь.
Также минусом использования данной социальной сети является то, что для участника требуется регистрация. Однако есть возможность использовать как версию для смартфона, так и полномасштабную версию для ПК. Также есть вероятность взлома страницы мошенниками, в случае если участник группы не соблюдает правила безопасности при пользовании мессенджером. В таком случае есть риск обнародования информации из группы или атака сообщениями различной направленности участников группы, что спровоцирует конфликтную ситуацию и отток родителей из данной группы.
Также минусом использования Вконтакте является отсутствие либо задержка уведомлений о новых сообщениях, записях на стене или в обсуждении.
Telegram - это кроссплатформенная система мгновенного обмена сообщениями (текстовыми, голосовыми, видеосообщениями). На данной платформе педагог также может выбрать форму взаимодействия с родителями – группу или канал, при этом каждая из них может быть частной – участники вступают в группу по приглашению администратора.
На канале подписчики могут взаимодействовать друг с другом через комментарии к постам. Это дает возможность читать обсуждения по конкретной проблеме, точно так же как «Обсуждения» на сервисе Вконтакте. Писать посты может только администратор канала, что исключает чтения многочисленных сообщений по определенной проблеме, как, например, в сервисе WhatsApp. Педагог в канале или группе в Telegram может проводить опросы, прикреплять различные фотографии, картинки, текстовые документы, проводить трансляции (например, фрагмента урока или внеклассной деятельности).
Минусом использования Telegram является отсутствие либо задержка уведомлений о новых сообщениях.
Таким образом, можно выделить преимущества использования мессенджеров при общении с родителями:
1) возможность быстро доносить необходимую информацию, в том числе представленную в графическом (фотографии, картинки) и текстовом (различные документы) формате (например, фотографии с экскурсии или документ «Безопасность детей в весенние каникулы»);
2) получения быстрой обратной связи по любым вопросам;
3) возможность проведения онлайн-опросов, что ускоряет сбор и обработку результатов по определенному вопросу (например, сбор мнений, на какую экскурсию сходить в осенние каникулы или кто из учеников пойдет с педагогом на мастер-класс «Наука просто»);
4) использование групповых и индивидуальных чатов;
5) возможность фильтрации поступающей информации как для родителя, так и для педагога.
Несмотря на все плюсы использования социальных сетей в общении педагога и родителя, существуют определенные недостатки такого общения:
1) отсутствие сетевого этикета в общении участников используемой социальной сети или мессенджера;
2) злоупотребление использованием виртуального общения (ситуация, когда родитель отказывается общаться напрямую в школьном кабинете с учителем, аргументируя удобность использования мессенджера);
3) невозможность некоторых родителей использования сети Интернет для работы и общения в социальной сети;
4) использование личного (не рабочего) времени педагога для работы с родителями.
Таким образом, социальные сети и мессенджеры становятся неотъемлемым посредником между родителем и педагогом, а для педагога это становится мощным инструментом для работы с родительским коллективом.
Литература
Карпенко Н. Н., Дистанционное общение педагогов и родителей посредством контактных групп в сети интернет / Н. Н. Карпенко, Т. Н. Полищук. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2020. - №44 (334). – С. 5-7.
Интернет ресурсы:
Аудитория социальных сетей и мессенджеров. [Режим доступа] URL://https://www.levada.ru/2023/04/18/auditoriya-sotsialnyh-setej-i-messendzherov/ (дата обращения 24.05.2023)
WhatsApp Messenger [Режим доступа] URL: https://www.comss.ru/page.php?id=3021#:~:text=WhatsApp%20Messenger–%20это%20бесплатное%20приложение,с%20вашими%20друзьями%20и%20близкими (дата обращения 24.05.2023)
Telegram [Режим доступа] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Telegram (дата обращения 24.05.2023)