Социально – профилактический тренинг «основы конструктивного общения для подростков»
| | Утверждаю Директор ГОБУ «Старорусский ЦППМС» __________________________________ Л.Е. Дмитриева |
СОЦИАЛЬНО – ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ «ОСНОВЫ КОНСТРУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ»
РАЗРАБОТЧИК: Педагог - психолог Желандинова В.Н. |
г.Старая Русса
Новгородская область
АННОТАЦИЯ
Учащиеся 8-11 классов находятся в таком возрасте, когда наблюдается период поисков ответов на вопросы о самом себе, жизненном смысле, перспективах собственного развития. Способность строить конструктивные отношения, преодолевать возникающие препятствия, управлять своим эмоциональным состоянием предопределяет будущий успех человека. Если необходимые умения не приобретаются на пороге взрослой жизни, человек оказывается незащищённым перед трудностями, стрессовыми ситуациями, может терпеть неудачи в неформальных отношениях, оказывается коммуникативно некомпетентным и личностно зависимым.
Методологической основой тренинга «Основы конструктивного общения для подростков» являются современные достижения педагогической и психологической мысли, философско - мировоззренческие концепции Т. Гоббса и Л. Козера и общая теория конфликта К. Боулдинга. Когда общество, школа формируют систему сопровождения жизненного пути подрастающего человека, следует понимать, что задача этого сопровождения состоит не только в передаче знаний. Освоение школьником культуры, формирование у него соответствующих норм, имеет большую ценность, но важно также научить ученика на каждом новом отрезке его жизни решать свои проблемы лучше, чем раньше. Тогда психологические знания дадут ребёнку большую стабильность во взрослой жизни.
Понимание ограничений и требований, предъявляемых обществом одному человеку, является необходимым условием развития этого человека и, как это ни парадоксально, его собственной свободы.
Поздний подростковый период развития личности – это период, когда старшеклассников беспокоит полоса неопределённости, начинающаяся за школьным порогом. Они хотели бы приобрести навыки ориентации в сложных жизненных ситуациях, чтобы находить оптимальный способ поведения. В это время человек оказывается перед необходимостью сделать ряд важных жизненных выборов, и ему требуются определённые умения в межличностных взаимоотношениях.
По данным психологического опроса в МАОУ «ВСШ» п. Волот 73% подростков 14-17 лет испытывают трудности в умении конструктивно строить общение, 62% детей не умеют решать конфликтные ситуации и управлять своим эмоциональным состоянием.
Практическая значимость
Тренинг «Основы конструктивного общения для подростков» поможет получить учащимся знания в развитии важнейших навыков межличностного взаимодействия и эмоционального самовыражения без риска возбудить ответные враждебные или защитные чувства.
Программа занятий предусматривает изучение вербального и невербального общения, эмоций, чувств, социальных аспектов общения, определение стиля общения собеседника и своего собственного в семье, со сверстниками, в конфликте, а также раскрывает условия эффективного коммуникативного процесса.
Тренинг общения рассчитан на 27 часов (9 занятий по 3 часа 1 раз в неделю).
Категория участников – дети 14-17 лет.
Общая наполняемость группы – 10-15 человек.
Цель программы: Развитие коммуникативных способностей подростков.
Задачи программы:
1.овладение психологическими знаниями, способствующими личностному росту;
2.изучение и овладение приемами эффективного взаимодействия;
3.развитие рефлексии и способности адекватно и полно воспринимать себя и других людей.
Структура занятий.
1.Вводная часть, включающая ритуал приветствия – снятие эмоционального напряжения у детей, установление контакта, разогрев и психогимнастику.
2.Основная часть занятия, которая направлена на достижение цели программы и задач каждого занятия, информирование, обсуждения и совместные игры.
3.Заключительная часть, рефлексия.
Занятия включают в себя следующие формы работы:
беседы, дискуссии;
игры (ролевые, изобразительные, интеллектуальные);
рефлексивный анализ выполненных упражнений;
тестирование для получения обратной связи;
релаксационные техники (в т. ч. музыкальные).
Предполагаемый результат.
- Развитие установок на принятие другого человека, на партнёрство в общении, равенство позиций, на осознание своего поведения.
-Овладение навыками установления контакта с другим человеком, проведения дискуссий, ведение беседы.
-Развитие наблюдательность за поведением других, саморегуляции, самопрезентации и самовыражения.
-Развитие умения слушать, эмпатически реагировать, решать проблемы.
Отслеживание эффективности программы:
-тест-опросник коммуникативных умений для подростков и старшеклассников (адаптация Ю.З. Гильбуха);
методика оценки коммуникативных и организаторских способностей (В.В. Синявский, Б.А.Федоришин).
Критерии эффективности:
-уровень организаторских и коммуникативных склонностей;
-способ общения;
-тип поведения в общении.
Учебный план тренинга
№ | Тема | Всего | в том числе (часов) | Форма | |
п/п | | часов | | | контроля |
| | | теорети | практичес | |
| | | ческих | ких | |
1. | Вводное занятие. | 3ч | 0,5ч | 2,5ч | тест-опросник |
| Коммуникация и её виды. | | | | коммуникатив |
2. | Особенности подростков, влияющие | 3ч | 0,5ч | 2,5ч | ных умений |
| на коммуникацию. | | | | для |
3. | Сензитивность. | 3ч | 0,5ч | 2,5ч | подростков и |
4. | Общение в конфликте. | 3ч | 0,5ч | 2,5ч | старшеклассни |
5. | Общение в семье. | 3ч | 0,5ч | 2,5ч | ков (адаптация |
6. | Эмоциональное самовыражение в | | | | Ю.З. |
| общении. | 3ч | 0,5ч | 2,5ч | Гильбуха); |
7. | Основные стили общения. | 3ч | 0,5ч | 2,5ч | методика КОС |
8. | Общение в экстремальной ситуации. | 3ч | 0,5ч | 2,5ч | |
9. | Заключительное занятие. | | | | |
| Способы выхода из деструктивных | 3ч | 0,5ч | 2,5ч | |
| состояний. | | | | |
Итого | 27 ч. | 4,5ч. | 22,5ч. | |
Учебно-тематический план тренинга
Тема | Задачи | Содержание (методы и формы) | Количество часов |
1. Вводное занятие. Коммуникация и её виды | 1.Знакомство с правилами психологического тренинга. Обсуждение способов взаимодействия в тренинговой группе, выработка ритуала прощания; 2.формирование представлений о коммуникации, видах общения. | 1.Упражнение на знакомство «Имя и качество» 2.Упражнение «Кто я?». 3.Первичная диагностика 4.Дискуссия «Виды общения» 5.Игра «Крокодил» 6.Релаксация 7.Упражнение «Цвет моего настроения» 8. Ритуал прощания | 3 |
2.Особенности подростков, влияющие на коммуникацию | 1.Ознакомление с особенностями подростков, влияющими на общение; 2.определение закономерностей, помогающих общению в группе. | 1. Упражнение «Броуновское движение»; 2.Игра «Расставь по,,,»; 3.Беседа «Что такое контактность»; 4.Упражнение «Я – высказывание»; 5.Упражнение «Портрет уверенного человека»; 6.Ритуал прощания | 3 |
3.Сензитивность | 1.Создание в группе атмосферы доверия и открытости; 2.развитие внимания к окружающим в совместной деятельности; 3.осознание своих чувств; 4.отработка навыков рефлексии; 5.осмысление своих состояний в процессе общения. | 1.Упражнение «Пересядьте те, кто…..» 2.Упражнение «Ледокол» 3.Беседа «Что такое контактность?» 4.Упражнение «Улыбка» 5.Упражнение «Выражение лица» 6.Упражнение «Я чувствую…..» 7. Ритуал прощания | 3 |
4.Общение в конфликте | 1.Дать определение конфликта, проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного взаимодействия на межличностные и на отношение к самому себе; 2.пранализировать типичные причины возникновения конфликтов; 3.сформулировать понятие о виде поведения в конфликте; 4.научить узнавать и выбирать определённый стиль в конфликт. | 1.Упражнение «Напряжение –расслабление» 2.Беседа «Конфликт – это…» 3.Работа в группах 4.Упражнение 2Выход из конфликта» 5.Разыгрывание ситуаций конфликтов 6.Ритуал прощания | 3 |
5.Общение в семье | 1.Ознакомление с мифами и реальностью семьи; 2.понятие ролевая принадлежность и стереотипы поведения в семье; 3.ознакомление с семьёй как с системой. Система взаимосвязей в семье. | 1. Упражнение «Круг с закрытыми глазами». 2.Беседа. 3.Игра «Три человека». 4.Конфликтные ситуации в семье. 5. «Беспроигрышный метод решения споров». 6.Ритуал прощания. | 3ч |
6.Эмоциональное самовыражение в общении | 1.Осознание важности пространства в общении; 2.актуализация опыта и знаний из области эмоциональной сферы; 3.развитие чувствительности к невербальным средствам общения; 4.тренировка умения выражать своё эмоциональное состояние. | 1.Упражнение «Ледокол» 2.Упражнение «Приближение – удаление». 3.Таблица чувств. 4.Упражнение «Разговор». 5.Упражнение «Зеркало». 6. Игра «Слепой и поводырь». 7.Игра «Скульптор» 8.Ритуал прощания | 3ч |
7.Основные стили общения | 1.Дать понятия основным стилям общения; 2.научить быстро диагностировать стиль общения свой и собеседника; 3.показать зависимость выбора стиля общения от внутреннего состояния человека. | 1. Упражнение «Нос – пол – потолок». 2.Игра «Угадай стиль общения». 3.Дискуссия. 4.Упражнение «Ситуации». 5.Упражнение «Ассоциативный ряд». 6.Сеанс релаксации 7.Ритуал прощания | 3ч |
8.Общение в экстремальной ситуации | 1.Исследовать процесс принятия решений группой; 2.диагностика собственных возможностей в экстремальных ситуациях; 3.актуализация конструктивных средств взаимодействия, умение брать на себя ответственность; 4. Тренировка способности переживания неудач. | 1.Игра «Потерпевшие кораблекрушение». 2.Игра «Необитаемый остров». 3.Обсуждение ситуаций опасности 4.Ритуал прощания | |
9.Заключительное занятие. Способы выхода из деструктивных состояний. | 1.Научиться находить чувства, которые помогут преодолеть чувство тревоги, одиночества, застенчивости; 2.Научиться достигать эмоциональное равновесие; 3.знакомство со структурой «переживания» и некоторыми способами конструктивного выхода из этих состояний; 4. Актуализация ресурсов для преодоления негативных последствий стрессовой ситуации. | 1.Игра «Чувство». 2.Беседа. 3.Ролевые этюды. 4.Обратная связь. | 3ч |
Итого: 27часов |
| |
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. КОММУНИКАЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ.
Цель. Знакомство с правилами психологического тренинга, обсуждение способов взаимодействия в тренинговой группе, выработка ритуала прощания. Формирование представлений о коммуникации, видах общения.
Оборудование. Мяч или мягкая игрушка, листы бумаги, фломастеры.
Ход занятия
Вводная часть
Упражнение «Имя и качество»
Участники сидят в кругу (желательно, чтобы и все последующие тренинги про водились в кругу) и, передавая друг другу мяч или игрушку, называют свое имя и какое-либо одно свое качество, начинающееся с любой буквы, которая есть в его имени, фамилии или в отчестве. Можно выполнять это упражнение в технике «Снежный ком»: каждый следующий участник повторяет все, что было сказано до него, и прибавляет свое имя и качество. Подводя итоги, ведущий обращает внимание участников на разнообразие качеств друг друга, подчеркивает, что, несмотря на то что все они очень разные, им предстоит совместная работа.
Обсуждение «Нам нужны правила»
Ведущий задает вопрос: что необходимо собравшимся вместе очень разным людям для успешности их совместной работы. Подводя итоги обсуждения, ведущий побуждает участников подумать о необходимости соблюдать определен ные правила. На столе (на доске или в центре круга участников) укрепляется лист бумаги с надписью: «Нам нужны правила». Ведущий подчеркивает, что, для того чтобы разработать правила, надо понять, чем предстоит заниматься на психологическом тренинге.
Далее проводится обсуждение в форме ответов на вопросы, при этом ведущий просит участников высказываться по очереди и не перебивать друг друга:
Зачем ученики ходят на уроки?
Есть ли правила поведения на уроках и в чем они состоят?
Чем отличается наше сегодняшнее занятие от урока?
Будут ли отличаться правила поведения на психотренинге от правил поведения на уроке, почему?
Какие есть идеи о том, что мы будем делать на психотренинге? (подчеркнуть самые интересные идеи.)
Основная часть
Обсуждение и принятие правил.
После краткого обсуждения причин, по которым не удалось понять информацию, предлагается сформулировать правило, которое записывается на «черновике»: нельзя перебивать друг друга. После дальнейшего обсуждения записывается второе правило: нельзя мешать друг другу.
Ведущий сообщает, что на тренингах будут обсуждаться самые различные жизненные вопросы, мнение по которым у каждого может быть свое. Задает вопрос, должны ли у всех быть одинаковые мнения, и подчеркивает, что на тренинге нет правильных и неправильных
ответов и мнений. Даже если участники будут спорить друг с другом, они постараются не ругаться. Формулируется третье правило: нельзя оскорблять друг друга.
Ведущий демонстрирует черновик, на котором три записи: «нельзя перебивать друг друга», «нельзя мешать друг другу», «нельзя оскорблять друг друга». Подчеркивает, что правил может быть очень много, но основные уже записаны, правда, звучат они как-то слишком строго. Почему? В ответах подчеркивает, что строгость придает слово «нельзя». Предлагает подумать как его заменить на слово «можно». После обсуждения предлагает свой вариант (или записанный со слов участников), при этом каждое правило записано на отдельном листке.
«Можно быть уверенным, что когда ты говоришь, тебя не будут перебивать»
«Можно делать все, что не мешает никому из присутствующих».
«Можно твердо надеяться, что тебя никто не оскорбит».
После обсуждения формулировок участникам предлагается расположить правила в любом порядке. Правила закрепляются на листе ватмана, на котором вверху написано: «На психологическом тренинге» (этот лист заменяет собой надпись: «Нам нужны правила»). Один из участников или трое по очереди читают правила вслух.
С этого момента «Правила» должны все время находиться в аудитории, где проходит тренинг.
Дискуссия «Виды общения».
Ведущий сообщает о вербальных и невербальных способах общения.
Игра «Крокодил».
Выбирается один из участников, он выходит за дверь.
Ведущий загадывает слово. Когда участник зайдет, все ему невербально ( с помощью мимики и жестов) показывают загаданное слово, Он должен отгадать это слово.
Упражнение «Цвет моего настроения»
Осмысление полученного опыта. Ведущий предлагает участникам обменяться впечатлениями о первом занятии.
Ведущему на заметку. В вводной части при обсуждении, которое должно идти в свободной форме, может возникнуть шум в аудитории. Рекомендуется не одергивать участников — они сами почувствуют неудобство, когда все говорят одновременно и не слышат друг друга.
Далее ведущий спрашивает участников об их самочувствии и предлагает выполнить следующее упражнение
Релаксация.
Ведущий. Сядьте удобней, расслабьтесь. Можно закрыть глаза. Теперь сосредоточьте все свое внимание на пальцах ног, напрягите их, а затем расслабьте. Сделайте то же самое еще два раза. Теперь сосредоточьтесь на лодыжках, напрягите их, а затем расслабьте. Теперь напрягите и расслабьте по очереди все остальные части туловища: ноги, живот, грудь,
спину, руки от кистей до локтя, от локтя до плеч, плечи, шею, нижнюю челюсть, щеки, лоб, а теперь потянитесь.
Следует пояснить, что, если правильно выполнять это простое упражнение, оно поможет быстро сбросить напряжение и восстановить силы. Можно также предложить участникам выполнять не всё упражнение, а только его часть. Например, сжать пальцы в кулак, а потом расслабить и повторить так три раза. Ведущий еще раз спрашивает о самочувствии участников, обращая внимание на его улучшение. Дети могут и не отметить улучшения настроения, в этом случае ведущий объясняет, что, хорошо освоив технику данного упражнения, участники научатся самостоятельно регулировать свое самочувствие и настроение.
Участники в кругу, передавая друг другу мяч или игрушку, сообщают, с каким цветом ассоциируется их настроение. Далее обращается внимание участников на то, что занятие подходит к концу и надо будет прощаться.
Зачем люди прощаются? При обсуждении ведущий побуждает детей соблюдать принятые правила. По ходу высказываний подчеркивает наиболее интересные идеи, предлагает придумать ритуал прощания. После обсуждения можно предложить такой вариант: все, стоя в кругу, берутся за руки и хором произносят «ДО-СВИ-ДА-НИ-МЫ», на последнем слоге, не разнимая рук, поднимают их вверх и делают шаг к середине круга. Повторить несколько раз.
Ритуал прощания.
ЗАНЯТИЕ 2.
ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОММУНИКАЦИЮ.
Цель. Ознакомление с особенностями подростков, влияющими на общение.
Определение закономерностей, помогающих общению в группе.
Оборудование. Бумага А4 (8–10 листов), фломастер или маркер, ручки.
Ход занятия
Вводная часть
После ритуала приветствия ведущий спрашивает, делал ли кто-то упражнения, предложенные на прошлом занятии, и какой был эффект, предлагает повторить эти упражнения под руководством одного из участников. Далее проводится упражнение.
Упражнение «Броуновское движение»
Все участники стоят в кругу. Закрыв глаза. Все начинают двигаться в разных направлениях, разговаривать нельзя, по хлопку ведущего все останавливаются и открывают глаза.
Снова закрывают глаза и проделывают ту же процедуру, но при этом еще издают жужжание, по хлопку останавливаются.
Анализ упражнения.
Какие чувства возникают в первом и втором случае?
Что мешало движению?
Что помогало не сталкиваться? Какие каналы восприятия наиболее привычны , какие оказались новыми?
Игра «Расставь по…».
Выявление соответствия индивидуального и общего мнения.
Все участники сидят в кругу. Одному из них предлагается пересадить всех, учитывая цвет глаз: от светлых до темных. Никто не имеет право корректировать его мнение в ходе выполнения задания.
После того как задание выполнено, кому-нибудь предлагается скорректировать полученную комбинацию по-своему.
Можно предлагать любые задания (по голосу, по теплоте рук и т.д).
Вывод: «Каждый имеет право чувствовать, видеть, слышать, думать по-своему; каждый обязан признавать это право за окружающими »
Основная часть
Беседа «Что такое контактность?».
Упр. «Я-высказывание».
Ведущий кладет в центр круга листы, на которых написаны слова «радость», «грусть», «злость», «страх», «интерес». Ведущий спрашивает участников, что общего у всех этих понятий (это — эмоции). Ведущий предлагает участникам попытаться дать определение понятию «эмоция». После того как все желающие выскажутся, ведущий обобщает их высказывания и приводит следующее определение: эмоция — это определенное отношение к какому-то объекту или событию, которое вызвано тем, насколько оно для нас благоприятно.
Далее ведущий спрашивает участников, по каким признакам человек узнает, что испытывает ту или иную эмоцию. Желающие высказываются, ведущий обобщает высказывания: под влиянием эмоций меняется наше самочувствие и настроение. Затем участники обсуждают, по каким признакам можно догадаться, какие эмоции испытывают другие, в том числе незнакомые люди. Ведущий подчеркивает что эмоции других людей можно распознать по их поведению, которое, в свою очередь, определяется настроением и самочувствием.
Далее участникам предлагается обсудить, что они делают, когда испытывают негативные эмоции. Необходимо поговорить о том, стоит ли подавлять негативные эмоции, можно ли осуждать других за испытываемые ими негативные эмоции. Важно показать, что негативные эмоции нуждаются не в подавлении, а в приемлемом их проявлении. Участники обсуждают приемлемые способы проявления негативных эмоций. При необходимости ведущий может привести примеры из книг или кинофильмов.
Для лучшего усвоения полученного опыта следует предложить конструктивные способы выражения злости, например познакомить участников с техникой Я -высказывания.
Ведущий предлагает участникам сравнить два высказывания: «Ты ненадежный друг, потому что не выполняешь своих обещаний» и «Я злюсь, потому что книга, которую ты забыл принести, сейчас мне очень нужна». Ведущий показывает, что Я -высказывание позволяет человеку открыто говорить о своих негативных эмоциях, не создавая конфликта. Важно подчеркнуть, что это высказывание должно относиться именно к поступку, а не к оценке личности человека. Такие высказывания как «Я на тебя злюсь, потому что ты всегда...» или «Я на тебя злюсь, потому что ты такой-то...» могут обидеть человека.
Для тренировки выполняется следующее упражнение. Ведущий передает мяч участникам по очереди, предлагая типичные ситуации. Участники должны отреагировать, используя Я - высказывания:
«Твой друг опоздал на встречу с тобой...»
«Сосед по парте положил свои вещи так, что они тебе мешают...»
«Тебе надо успеть доделать уроки, а твой младший брат тебя отвлекает...» Упр. «Портрет уверенного человека».
Заключительная часть
Попробовать использовать Я-высказывания в ситуациях, когда вы будете испытывать такую эмоцию, как злость.
Ритуал прощания.
ЗАНЯТИЕ 3.
СЕНЗИТИВНОСТЬ.
Цель. Развитие внимания к окружающим в совместной деятельности.
Отработка навыков рефлексии.Осмысление своих состояний в процессе общения.
Оборудование. листы бумаги А4, цветные карандаши, фломастеры или краски; магнитофон.
Ход занятия
Вводная часть
Упражнение «Пересядьте те, кто...»
Участники получают карточку с одной из эмоций: радость, грусть, злость, страх, таким образом у нескольких участников на карточках будет написана одна и та же эмоция (если участников мало, количество карточек можно сократить; важно, чтобы каждая эмоция была как минимум у трех участников). Водящий встает в центр круга, его стул убирается; он должен, не называя свою эмоцию, каким-то образом ее продемонстрировать — позой, мимикой или фразой, интонацией. Те, кто узнают «свою» эмоцию, должны поменяться местами, при этом задача водящего занять освободивший стул.
Упражнение «Ледокол».
Предлагается каждому участнику вспомнить, в какой одежде он был на первом занятии, в какой одежде были все остальные, и поделиться своими воспоминаниями; сказать, какой цвет, на его взгляд, идет друзьям в этой группе.
Обсуждение домашнего задания
Ведущий спрашивает участников, удалось ли кому-нибудь использовать Я-высказывание в ситуации, когда он злился. Что при этом произошло, как отреагировал человек, по отношению к которому использовалось Я-высказывание, что чувствовал сам участник. Ведущий подчеркивает преимущества использования Я-высказывания. Если кто-то из участников имел негативный опыт использования Я-высказывания, следует это обсудить и попробовать понять, почему так произошло, предложить какой-то другой способ поведения в этой ситуации.
Подчеркнуть, что освоение любого нового психологического приема требует времени и упорства.
Основная часть
Упражнение «Улыбка».
Расставить товарищей по кругу в соответствии с тем, как воспринимается их улыбка:
от напряженной до спокойной
от свободной до скованной
от радостной до грустной
Сделать попытку передать доброжелательную улыбку по цепочке, глядя друг на друга.
Упражнение «Глаза».
Участникам тренинга предлагается обратить внимание на выражение глаз товарищей и дать им оценку по следующим критериям:
легко или трудно смотреть в глаза
веселый или грустный взгляд
спокойный или напряженный взгляд
жесткий или мягкий взгляд
светлые или темные глаза
Затем первый пожелавший должен расставить всех участников по кругу или разделить на две группы в соответствии с одним из критериев.
Предложите участникам вспомнить, как чаще всего их взгляд характеризуют окружающие и ответить на вопросы: «Каким чаще всего бывает ваш взгляд? Помогает он или мешает в общении с людьми?»
Упражнение «Место покоя» (релаксация).
Участникам предлагается сесть удобней. Закрыть глаза.
Ведущий. Представьте себе какое-то место, которое вам очень нравится. Это может быть место, где вы когда-то были, а может быть какое-то воображаемое место. В этом месте вы чувствуете себя абсолютно спокойно... Представьте его себе во всех деталях...
Посмотрите вокруг, что вы видите... Прислушайтесь, возможно, до вас доносятся какие -то звуки... Возможно, вы чувствуете дуновение ветра... Сейчас у вас есть немного времени для того, чтобы побыть в этом месте... Это ваше место покоя... А теперь еще раз внимательно осмотритесь, сделайте глубокий вдох и открывайте глаза, можете потянуться.
Ведущему на заметку. Приведенный текст рекомендуется читать достаточно медленно, чтобы участники успевали выполнять инструкции. Можно сопровождать упражнение музыкой.
После выполнения упражнения участникам предлагается поделиться впечатлениями. Важно обратить внимание на позитивные изменения самочувствия. Желающие могут рассказать о том, какое место они себе представляли
Далее ведущий говорит о том, что это место называется «местом покоя». Участникам предлагается нарисовать свое «место покоя» или что-то, что напоминало бы им это место. После того как рисунки будут выполнены, желающие могут их показать. Ведущий говорит о том, что это упражнение, как и два предыдущих, позволяет регулировать свое состояние — успокоиться и восстановить силы. Все эти упражнения нуждаются в тренировке.
Ведущему на заметку. В группе могут оказаться участники, которые не отметят положительного эффекта от данного упражнения. В этом случае необходимо еще раз подчеркнуть, что только постоянная тренировка приведет к желаемому результату.
Заключительная часть
Попробовать использовать известные участникам упражнения для регулирования своего состояния.
Ритуал прощания.
ЗАНЯТИЕ 4.
ОБЩЕНИЕ В КОНФЛИКТЕ.
Цель. Дать определение конфликта, проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного взаимодействия на межличностные отношения и на отношение к самому себе.
Сформировать понятия о виде поведения в конфликте.
Научить узнавать и выбирать определенный стиль в конфликте.
Оборудование. Мяч, листы, фломастеры.
Ход занятия
Вводная часть
Упражнение «Напряжение-расслабление»
Ведущий предлагает участникам представить, что они смотрят фильм, но звук выключен. Задается вопрос, по каким признакам они поймут, что герой ведет себя уверенно или неуверенно. Участники должны назвать признаки уверенного (открытый взгляд, раскованная поза, плавные жесты...) и неуверенного (скованность, взгляд в пол, постукивание пальцами по столу...) поведения. Далее ведущий просит описать грубое поведение. Затем можно предложить представить, что они слушают радиопередачу на иностранном языке без перевода. Как понять, говорит ли человек уверенно, неуверенно или грубо? В ходе обсуждения признаки уверенного поведения фиксируются на ватмане. Следует спро сить участников, какие чувства вызвал бы у них уверенный герой, какие – неуверенный, а какие – грубый? С кем бы им было приятнее общаться? В форме свободной беседы обсуждается, кто чаще всего ведет себя грубо. Необходимо подвести участников к мысли, что грубость обычно прикрывает слабость и неуверенность. Кроме того, она неэффективна, на проявления грубой силы рано или поздно находится еще большая сила. С грубым человеком стараются не иметь общих дел и т.п.
Ведущему на заметку. Часто подростки утверждают, что им нравятся грубые люди. Следует иметь в виду, что подобные утверждения чаще всего обусловлены подростковым негативизмом и носят демонстративный характер, а иногда прикрывают собственную уязвимость подростков. В этом случае следует спросить участников, доверили бы они грубому человеку заботу о своей младшей сестре или старой бабушке.
Основная часть
Беседа «Конфликт – это…».
Работа в группах.
Учащиеся делятся на группы по три человека и выбирают «скульптора». Он строит скульптурную группу «конфликт» и занимает свое место в ней.
Рефлексия.
Попробуйте описать свои ощущения в ходе упражнения. Где в теле у «скульптур» чувствовалось напряжение? Какие чувства и ассоциации появились в той или иной позе?
Упражнение «Выход из конфликта».
Группы по 2-3 человека. Учащимся предлагается диагностировать версию конфликта своей группы. Для этого отводится 10-15 минут. Затем группа выбирает представителя, который обосновывает этот диагноз. Далее предъявленные ситуации анализируются с точки зрения их причин. Важно выделить при анализе следующие факторы:
информационные
структурные ( формальная или неформальная группа)
ценностные (принципы)
факторы отношений (удовлетворение от взаимодействия)
поведенческие
Разыгрывание ситуаций.
Участники делятся на 5 групп. Каждая группа получает описание житейского конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон.
Конфликтные ситуации
1).В семье двое детей-школьников. Чтобы не опаздывать на первый урок, надо встать в 8 часов утра, в течение получаса умыться, позавтракать, собрать портфель и выйти из дому. У
детей постоянно возникают конфликты, кому первым идти в ванную (никто не хочет вставать на 10 минут раньше, чтобы успеть умыться до подъема второго ребенка).
2).На одной из перемен все учащиеся школы бегут в столовую на завтрак, поэтому там часто возникают конфликты из-за того, что не все успевают поесть.
3).Ты любишь слушать громкую музыку, а твой сосед предпочитает тишину в доме, по этому поводу у вас с ним часто возникают конфликты.
4).Каждый день к концу уроков в классе становится довольно грязно. Никто не хочет убрать мусор, так как каждый считает, что если он лично не сорил, то и убирать не обязан. По поводу чистоты в классе постоянно возникают конфликты.
5).Перед сном ты просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя происходят конфликты с родителями.
Через 5–7 минут группы представляют свои варианты решения конфликтов. Подводя итоги, ведущий подчеркивает, что большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть таким образом, что каждая сторона идет на частичные уступки для общего удобства. Дается определение понятию «компромисс», которое также помещается на доску или в центр круга: «Компромисс — это соглашение на основе взаимных уступок».
Необходимо особо подчеркнуть, что компромисс возможен, если обе стороны проявляют стремление разрешить конфликт мирным путем, в противном случае конфликт может привести к разрыву отношений, к ссоре.
Разыгрывание ситуаций конфликтов.
Ведущий делит группу на 4 подгруппы. Каждая из них выбирает представителя, которому достается одна карточка с названием одного из основных стилей в конфликте и с соответствующим девизом.
1.Конкуренция. «Чтобы я победил, ты должен проиграть»
2.Приспособление. «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть»
3.Компромисс. «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть»
4.Сотрудничество. «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть»
течение 15 минут каждая подгруппа должна обсудить и подготовить в театрализованной
форме конфликтную ситуацию, в которой демонстрируется данный вид поведения. Затем идет разыгрывание ситуаций. При несоответствии показанного в сцене конфликта поведения тому заданию, что было получено, группа и ведущий вносят в эту сцену коррективы, «на ходу» разыгрывается другой вариант.
Обсуждение.
Как данный вид поведения в конфликте повлиял на эмоциональное состояние его участников, на их чувства?
Могли ли другие виды поведения в этой ситуации быть более полезными для участников и почему?
По каким причинам люди могут выбирать такой стиль поведения в конфликте?
Как можно охарактеризовать данный стиль с точки зрения настойчивости в отстаивании своих интересов и с точки зрения степени сотрудничества в отстаивании интересов других? Почему противоположная сторона так себя ведет? Чего она опасается?
В заключении говорится о том. Какой стиль является наиболее конструктивным для взаимоотношений людей. Речь идет о стратегии сотрудничества на основе согласования интересов.
Ведущий делает вывод, избегание отличается минимальной, практически нулевой степенью настойчивости в удовлетворении собственных интересов. Конкуренция характеризуется максимальной настойчивостью в удовлетворении собственных интересов. Сотрудничество соединяет максимальную настойчивость в удовлетворении как собственных интересов в конфликте, так и интересов другой стороны.
Заключительная часть
Следует сказать участникам: для того чтобы конструктивно решать конфликты или не допускать их развития, в серьезных областях взаимодействия людей созданы различные правила. Предложить подумать, какие существуют правила на случай конфликтов между: пешеходами и водителями (правила дорожного движения); покупателями и продавцами (правила торговли); работодателями и работниками (должностные инструкции) и т.п. Еще раз обратить внимание, что существует множество правил и инструкций, регламентирующих решение спорных вопросов, касающихся производственных отношений, отношений собственности, других правовых вопросов. Подчеркнуть, что правила решения житейских конфликтов между близкими людьми (родственниками или друзьями) тоже существуют.
«Беспроигрышный метод решения споров»
-Выясните как можно точнее, в чем именно дело, какова причина разногласий.
-Постарайтесь найти максимальное количество вариантов решения конфликта.
-Дайте оценку всем вариантам и выберите тот, что максимально соответствует интересам всех сторон конфликта, договоритесь действовать в соответствии с ним.
-Обязательно следуйте достигнутым договоренностям.
-Обсудите, что вы предпримете, если дела пойдут не так, как вы хотели.
Ритуал прощания.
ЗАНЯТИЕ 5.
ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ.
Цель. Понятие ролевая принадлежность и стереотипы поведения в семье.
Ознакомление с семьей как с системой. Система взаимосвязей в семье.
Оборудование. Мяч, плакаты с определениями понятий «конфликт» («конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов »), «компромисс» («Компромисс — это соглашение на основе взаимных уступок»), плакат «Беспроигрышный метод решения споров» (см. текст занятия).
Ход занятия
Вводная часть
Упражнение «Круг с закрытыми глазами»
Участники собираются плотной группой в центре аудитории. По команде ведущего все закрывают глаза и, не произнося вслух ни одного слова, пытаются выстроиться в круг. Через несколько минут по команде ведущего все открывают глаза и обсуждают, что получилось, какие были трудности, что помогало в работе.
Можно предложить выстроиться в квадрат и треугольник. Если участников слишком много, можно разбить их на группы.
Основная часть
«Беспроигрышный метод решения споров».
Подчеркнуть, что правила решения житейских конфликтов между близкими людьми (родственниками или друзьями) тоже существуют.
«Беспроигрышный метод решения споров»
-Выясните как можно точнее, в чем именно дело, какова причина разногласий.
-Постарайтесь найти максимальное количество вариантов решения конфликта.
-Дайте оценку всем вариантам и выберите тот, что максимально соответствует интересам всех сторон конфликта, договоритесь действовать в соответствии с ним.
-Обязательно следуйте достигнутым договоренностям.
-Обсудите, что вы предпримете, если дела пойдут не так, как вы хотели.
Ведущий обращает внимание участников на то, что очень часто источником стресса в повседневной жизни является конфликт. Предлагается обсудить, какие чувства, эмоции, состояния испытывают люди во время ссоры, конфликта. Обобщив высказывания участников, ведущий делает акцент на таких эмоциях и состояниях, как гнев, злость, страх, раздражение, разочарование, беспомощность и т.п. Это те негативные эмоции и состояния, которые часто сопутствуют стрессу. Ведущий напоминает, что стресс — это реакция психологической адаптации к сложным, экстремальным обстоятельствам. Обсудить, что является сложным и экстремальным в ситуации конфликта. В высказываниях участников подчеркнуть: разногласия, столкновение, разлад, вражда, невозможность действовать сообща и т.п. Напомнить, что длительный стресс может нанести значительный вред человеку. Подвести учащихся к пониманию того, что необходимо научиться конструктивно решать конфликты.
«Аукцион идей» по теме «Конфликт»
Участникам, разделенным на две группы, по очереди (как на аукционе) предлагается
высказать свое мнение на заданную тему или ответить на конкретный вопрос, но при этом на
высказывание дается ограниченное время (3–5 секунд). При затянувшейся паузе учитель
может начать счет вслух: «Раз! Два! Три! Время!»
Обобщая высказывания участников, ведущий дает определение: «Конфликт — столкновение
противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов». Текст определения помещается на доску или в центр круга.
Участники обсуждают, возможно ли в жизни полностью избежать конфликтов; если между друзьями возникает конфликт, значит ли это, что дружбе пришел конец.
Ведущему на заметку. Необходимо, чтобы участники поняли: конфликты являются неотъемлемой частью повседневной жизни людей. При кажущейся на первый взгляд негативной окраске, конфликты часто приводят к созиданию нового, более совершенного способа взаимодействия. Участникам предлагается найти доказательства или опровергнуть утверждение «В споре рождается истина».
Упражнение «Давление»
Игра проводится парами. Встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка соприкоснитесь ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Его задача слегка надавить на ладони своего партнера. Затем меняются ролями.
Обсуждение.
Выскажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации вам было эмоционально комфортнее?
Ритуал прощания.
ЗАНЯТИЕ 6.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ В ОБЩЕНИИ.
Цель. Актуализация опыта и знаний из области эмоциональной сферы. Развитие чувствительности к невербальным средствам общения.Тренировка умения выражать своё эмоциональное состояние.
Оборудование. листы А4, цветные карандаши или фломастеры красного, желтого и зеленого цвета — по количеству участников.
Ход занятия
Вводная часть
Упражнение «Ледокол»
Участники стоят в две шеренги лицом друг к другу. Задача - оттолкнуть партнера
Обсуждение.
Почему возникают неприятные чувства?
Упражнение «Приближение - удаление».
Группа делится на пары. Партнеры, приближаясь и удаляясь, заходя с боку и со спины.
Пытаются определить свои чувства и ощущения при приближении – при удалении.
Обсуждение.
Основная часть
Таблица чувств.
Участники заполняют таблицу чувств, которые характерны для них обычно, и тех, которые они испытывают сегодня.
Предлагается выяснить, как окружающие люди понимают наши чувства.
Упражнение «Разговор».
Двум учащимся, между которыми существует дружеская симпатия, предлагается поговорить:
о погоде
о каком – либо вопросе, не предназначенном для посторонних (шепотом)
Остальные наблюдают изменения пространственного расположения в процессе беседы. В обсуждении обговариваются причины изменения дистанции в общении.
Упражнение «Зеркало».
Один человек показывает какую-либо гримасу соседу. Тот, в свою очередь, «передразнивает» его как можно точнее и передает дальше - своему соседу. «Гримаса» передается по кругу. Упражнение заканчивается, когда она возвращается к первому участнику. Так же «передаются» еще несколько эмоций.
Обсуждение.
Каков механизм узнавания чувства? Какие мышцы задействованы? Что вы чувствуете, когда видите мимическое изображение эмоции?
Предложить учащимся высказаться примерно в таких формах: «Я понял…», «Меня удивило…», «Я почувствовал…», «Я думаю…», «Меня раздражало…», «Мне понравилось…», «Я был собой доволен…».
Игра «Слепой и поводырь».
Группа делится на пары. В паре договариваются, кто будет «слепым», а кто «поводырем».
«Слепой» закрывает глаза и доверяется во всем «поводырю». «Поводырь» должен провести «слепого» по всему пространству, стараясь ка к можно меньше нарушать комфортное состояние своего партнера: всячески его оберегать, заботиться, комментировать происходящее.
Затем партнеры меняются ролями и упражнение повторяется. Все пары движутся по
помещению хаотично.
Рефлексия.
Упражнение «Скульптор».
Распределиться на пары. Один партнер играет роль «скульптора», другой – «материала».
«Скульптору» нужно «вылепить» любой предмет или игрушку. Он не имеет права давать команды «материалу», пользуется в работе только руками ( наклоняет, поднимает, сгибает и т. д.)
Затем партнеры меняются ролями.
Обсуждение.
Каким «материалом» себя ощущал? Из какого «материала» слепил? Соответствовало ли ощущение «материала» тому, как с ним обращался «скульптор». ( например: материал ощущал себя пластилином, а с ним обращались, как с гранитом).
Какие чувства возникают, если «материал» и действия «скульптора» совпадают (не совпадают)? Как эти чувства влияют на дальнейшее взаимодействие?
Заключительная часть
Ведущий напоминает участникам, что они уже знакомы с некоторыми способами саморегуляции. Существуют также методы быстрого восстановления сил и мобилизации ресурсов, например массаж активных точек. После этого ведущий знакомит участников с некоторыми приемами такого массажа:
— массаж мочек ушей;
— надавливание большим пальцем на точку между нижней губой и подбородком;
— массаж переносицы и области «третьего глаза».
Ритуал прощания.
ЗАНЯТИЕ 7.
ОСНОВНЫЕ СТИЛИ ОБЩЕНИЯ.
Цель. Дать понятия основным стилям общения. Научить быстро диагностировать стиль общения свой и собеседника. Показать зависимость выбора стиля общения от внутреннего состояния человека.
Ход занятия
Вводная часть
Упражнение «Нос-пол-потолок»
Ведущий показывает на нос, пол или потолок и называет эти предметы, однако одновременно называет и показывает разные предметы: например, говорит «пол», а показывает на потолок. Участники, глядя на ведущего, должны показать то, что он называет, а не то, на что он показывает. По мере выполнения упражнения ведущий ускоряет темп. Когда упражнение закончено, он спрашивает, менялись ли ощущения участников по мере ускорения темпа. Он обращает их внимание на усилившуюся остроту ощущений и предлагает обсудить понятие «острые ощущения». В чем их привлекательность? Подчеркнуть, что острые ощущения сопровождаются приливом сил, азартом, дают возможность испытать себя и т.п.
Основная часть
Игра «Угадай стиль общения».
Учащиеся делятся на подгруппы по 5 человек. Каждая подгруппа готовит для показа сцену, отражающую определенный стиль общения. Остальные участники должны угадать стиль. (Задания даются на карточках)
Упражнение «Ситуации».
Учащиеся делятся на две подгруппы. Нужно придумать сценки на темы «Несчастная лисонька» и «Крутой волк-рекетир». В «Несчастной лисоньке» группа показывает выгоду преувеличения собственной слабости. В «Волке» - преувеличение собственной силы.
Рефлексия.
Упражнение «Ассоциативный ряд».
Учащиеся должны представить ситуацию экзамена, вспомнить свое внутреннее состояние и описать его с помощью ряда ассоциаций.
Участники высказываются через эстафету.
Сеанс релаксации «Звуки природы».
Ритуал прощания.
ЗАНЯТИЕ 8.
ОБЩЕНИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ.
Цель. Исследовать процесс принятия решений группой. Диагностика собственных возможностей в экстремальных ситуациях. Тренировка способности переживания неудач.
Оборудование. Мяч; листы бумаги и ручки.
Ход занятия
Вводная часть
Упражнение «Напряжение-расслабление».
Затем участникам предлагается назвать ассоциации со словом «опасность». Ведущий, подчеркивая, что большинство людей испытывают негативное отношение к опасностям, предлагает обсудить, как обычно ведут себя люди при возникновении опасности, что они испытывают. Следует сказать, что ситуация опасности вызывает у человека сильнейший стресс. Ведущий напоминает, что на одном из занятий участники обсуждали эмоцию страха, который всегда возникает, когда мы в опасности, и пришли к выводу, что страх — это предупреждение, сигнал, который может парализовать человеческую волю, а может мобилизовать ресурсы человека (привести примеры или предложить подросткам сделать это самостоятельно).
На основании приведенных примеров ведущий обращает внимание, что есть опасности, которые возникают независимо от человека, и те, которые явились следствием неправильного поведения самого человека. Около половины серьезных травм, получаемых подростками, связано с их собственным поведением, нарушением ими правил, принятых в быту, в школе, на транспорте. Желающие могут привести примеры. Особо выделить ситуации, когда подростки ведут себя слишком рискованно, поддаваясь на провокации сверстников.
Основная часть
Дискуссия.
Обсуждается: можно ли полностью избежать опасных жизненных ситуаций, можно ли свести к минимуму опасности, есть ли правила поведения в опасных ситуациях. Обобщая высказывания, ведущий предлагает подумать, что следует спасать в первую очередь в ситуации опасности, что является самым важным для человека. После размышлений в середине круга раскладываются три листа с различными надписями: «Жизнь и здоровье», «Честь и достоинство», «Деньги и вещи». Участники должны разложить эти листы в соответствии с очередностью того, что (по их мнению) надо спасать в первую, вторую и третью очередь при возникновении опасности. По завершении ведущий подчеркивает, что такие ценности, как честь, достоинство, деньги, собственность имеют смысл только в том случае, если есть сам человек, то есть если он смог сохранить свою жизнь и здоровье. Таким образом, первое, что необходимо спасать, — это жизнь и здоровье.
Ведущему следует подчеркнуть, что есть особые ситуации, когда люди жертвуют собственной жизнью во имя других людей или ценностей, это исключительные и редкие ситуации. Взрослые могут жертвовать своей жизнью для спасения детей; люди, несущие ответственность (спасатели, военные, врачи), — для спасения более слабых. В большинстве ситуаций, связанных с опасностью, дети и подростки должны спасать свою жизнь и здоровье, учитывая, по возможности, безопасность других людей. В отношении двух других приоритетов — чести или собственности — правильного ответа нет, каждый волен поступать так, как сочтет нужным и как сложится ситуация.
Ведущий предлагает участникам вспомнить, что удалось придумать людям, чтобы свести к минимуму подстерегающие их опасности. При этом следует подвести участников к выводу о правилах поведения и техники безопасности, инструкциях по обращению с техническими приспособлениями и т.п. Необходимо обсудить: где и когда в школе существуют особые правила поведения (уроки труда, физкультуры, физики, химии); какие бытовые приборы и почему снабжаются особыми инструкциями по применению; почему существуют особые правила дорожного движения и поведения в транспорте и т.п.
Придумать примеры, когда подросток сталкивается с опасностью, с которой не может справиться собственными силами. На одном из примеров обсудить, правильно ли поступает тот, кто обращается за помощью к окружающим. Поступает ли он как человек слабый, малодушный или как человек зрелый, понимающий границы своих возможностей? Следует подчеркнуть, что стремление получить помощь в опасной ситуации является признаком зрелого поведения.
Подвести участников к пониманию того, что невозможно заранее предугадать все жизненные опасности, предложить вместе придумать алгоритм поведения в опасной ситуации — эта часть занятия проводится в форме «аукциона идей». Обобщая, предложить алгоритм из трех шагов : остановись, подумай, действуй. В середине круга помещаются листы с надписями: «Остановись!», «Подумай!», «Действуй!». Обсудить, почему необходимо остановиться. По завершении перевернуть лист обратной стороной, на которой написана инструкция: «Если ты почувствовал страх, значит, тебе угрожает опасность, не позволяй страху превратиться в панику, постарайся сохранить спокойствие». Также обсуждается смысл шага «Подумай!». Инструкция к нему: «Подумай, в чем заключается опасность, прими решение, как ее избежать или уменьшить». Аналогичная работа с шагом «Действуй!». Инструкция: «Приняв решение, сразу приступай к его выполнению».
Необходимо обязательно обратить внимание участников, что возможны ситуации, когда все три шага надо проделать в очень короткое время, например когда надо спасаться бегством.
Заключительная часть
Участникам предлагается описать свои действия в соответствии с предложенным алгоритмом
типичных для подростков ситуациях, связанных с опасностью: незнакомый человек
предлагает тебе пойти с ним куда-либо; старшие ребята предлагают спиртное или наркотики; твои приятели нашли во дворе какой-то сверток и зовут тебя посмотреть, что там внутри. Примеры подростки могут предложить сами.
Игра «Потерпевшие кораблекрушение». Игра «Необитаемый остров».
Участники, передавая друг другу мяч, отвечают на вопрос: как вести себя, чтобы не попасть в ситуацию опасности (соблюдать правила поведения, инструкции по технике безопасности и обращению со сложными приборами). По завершении круга желающие повторяют алгоритм поведения в опасной ситуации (остановись — подумай — действуй).
Ритуал прощания
ЗАНЯТИЕ 9.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ. СПОСОБЫ ВЫХОДА ИЗ ДЕСТРУКТИВНЫХ
СОСТОЯНИЙ.
Цель. Обобщение полученного в ходе тренинговых занятий опыта. Научиться находить чувства, которые помогут преодолеть чувство тревоги, одиночества, застенчивости. Актуализация ресурсов для преодоления негативных последствий стрессовой ситуации.
Оборудование. Ты-высказывание и Я-высказывание; «Беспроигрышный метод решения конфликтов », листа бумаги А4, ручки, карточки.
Вводная часть
После выполнения ритуала приветствия выполняется упражнение «Нос-пол-потолок» или другое, наиболее понравившееся за время проведения занятий.
Ведущий напоминает участникам, что это — последнее занятие цикла.
Основная часть
Игра «Чувство».
Участники называют чувство которое характерно для дискомфортного состояния, приводит к нежелательным последствиям в поведении.
Выбирается участник. Который будет играть это чувство. Он рассказывает как себя проявляет в действиях.
Называются чувства, которые могли бы прекратить (изменить) эти действия. Постепенно в
роли вводятся новые участники-чувства.
Затем по сигналу ведущего начинают действовать все чувства одновременно. Обсуждение.
Беседа.
Обсуждается закономерность чувства эмоционального дискомфорта в ситуации потери, чувства инициатора расставания, чувства «брошенного».
Ведущий знакомит учащихся со структурой переживания, способами его анализа, возможностью «перевода» чувства, способами саморегуляции.
Ролевые этюды.
Предлагается вспомнить ситуации потерь, расставаний.
Обратная связь.
Что больше всего понравилось и запомнилось на занятиях.
Завершающая часть
Ведущий подводит итоги всем занятиям.
Ведущий прощается с участниками, желает им удачи.
Ритуал прощания
Приложение 1
ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СКЛОННОСТЕЙ (КОС)
Инструкция
Методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей содержит 40 вопросов. На каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-). Время на выполнение методики 10-15 минут.
Есть ли у вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с разли чными людьми?
Нравится ли вам заниматься общественной работой?
Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших товарищей?
Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?
Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время за книгами или за каким-нибудь другим занятием, чем с людьми?
Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, легко ли вам отказаться от своих намерений?
Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые старше вас по возрасту?
Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
Трудно ли вам включаться в новые для вас компании (коллективы)?
Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было выполнить сегодня?
Легко ли вам удается устанавливать контакты и общаться с незнакомы ми людьми?
Стремитесь ли вы добиться того, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
Часто ли при решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?
Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
Правда ли, что вы плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?
Испытываете ли вы затруднение, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов , затрагивающих интересы ваших товарищей?
Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей?
Верно ли, что вы редко стремитесь доказать свою правоту?
Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?
Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе (на производстве)?
Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых?
Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не сразу было принято товарищами?
Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив?
Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
Верно ли, что у вас много друзей?
Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА | |||||||||||||||||
Ответы | |||||||||||||||||
Коммуникативные | склонности | (+) да 1, | 5, | 9, | 13, | 17, | 21, | 25, | 29, | 33, | 37 | ||||||
(-) нет 3, | 7, | 11, | 15, | 19, 23, 27, 31, 35, 39 | |||||||||||||
Организаторские | склонности | (+) да 2, | 6, | 10, | 14, | 18, | 22, | 26, | 30, | 34, | 38 | ||||||
(-) нет 4, | 8, | 12, | 16, | 20, | 24, | 28, 32, | 36, | 40 |
Обработка.
Определяются уровни коммуникативных и организаторских склонностей в зависимости от набранных баллов по этим параметрам. Максимальное количество баллов отдельно по каждому параметру – 20. Подсчитываются баллы отдельно по коммуникативным и отдельно по организаторским склонностям с помощью ключа для обработки данных «КОС».
За каждый ответ «да» или «нет» для высказываний, совпадающих с отмеченн ыми в ключе отдельно по соответствующим склонностям, приписывается один балл. Экспериментально установлено пять уровней коммуникативных и организаторских склонностей. Примерное
распределение | баллов | по | этим | уровням | показано | ниже. | |||||
Уровни | коммуникативных | и | организаторских | склонностей | |||||||
Сумма | баллов | 1-4 | 5-8 | 9-12 | 13-16 | 17-20 | |||||
Уровень | Очень | низкий | Низкий | Средний | Высокий | Высший |
Испытуемые, получившие оценку 1-4 балла, характеризуются низким уровнем проявления
коммуникативных и организаторских склонностей.
Набравшие 5-8 баллов имеют коммуникативные и организаторские склонности на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.
Для испытуемых, набравших 9-12 баллов, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к конт актам с людьми, отстаивают свое, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формировани ю и развитию этих качеств личности.
Оценка 13-16 баллов свидетельствует о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.
Высший уровень коммуникативных и организаторских склонностей (17-20 баллов) у испытуемых свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях. Непринужденно ведут себя в новом коллективе. Инициативны. Принимают самостоятельные решения. Отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, различные мероприятия. Настойчивы и одержимы в деятельности.
Приложение 2
Тест-опросник коммуникативных умений для подростков и
старшеклассников (адаптация Ю.З. Гильбуха).
Инструкция: Мы просим Вас внимательно прочитать каждую из описанных ситуаций и выбрать один вариант поведения в ней. Это должно быть наиболее характерное для Вас поведение, то, что Вы действительно делаете в таких случаях, а не то, что, по-вашему, следовало бы делать.
Тестовый материал:
Кто-либо говорит Вам: «Мне кажется, что Вы замечательный человек». Вы обычно в подобных ситуациях:
а) Говорите: «Нет, что Вы! Я таким не являюсь».
б) Говорите с улыбкой : «Спасибо, я действительно человек выдающийся».
в) Говорите: «Спасибо».
г) Ничего не говорите и при этом краснеете.
д) Говорите: «Да, я думаю, что отличаюсь от других и в лучшую сторону».
Кто-либо совершает действие или поступок, которые, по Вашему мнению, являются замечательными. В таких случаях Вы обычно:
а) Поступаете так, как если бы это действие не было столь замечательным, и при этом говорите: «Нормально!»
б) Говорите: «Это было отлично, но я видел результаты получше».
в) Ничего не говорите.
г) Говорите: «Я могу сделать гораздо лучше».
д) Говорите: «Это действительно замечательно!»
Вы занимаетесь делом, которое Вам нравится, и думаете, что оно у Вас получается очень хорошо. Кто-либо говорит: «Мне это не нравится!» Обычно в таких случаях Вы:
а) Говорите: «Вы – болван!»
б) Говорите: «Я все же думаю, что это заслуживает хорошей оценки».
в) Говорите: «Вы правы», хотя на самом деле не согласны с этим.
г) Говорите: «Я думаю, что это выдающийся уровень. Что Вы в этом понимаете».
д) Чувствуете себя обиженным и ничего не говорите в ответ.
Вы забыли взять с собой какой-то предмет, а думали, что принесли его, и кто-то говорит Вам: «Вы такой растяпа! Вы забыли бы и свою голову, если бы она не была прикреплена к плечам». Обычно Вы в ответ:
а) Говорите: «Во вяком случае, я толковее Вас. Кроме того, что Вы в этом понимаете!»
б) Говорите: «Да, Вы правы. Иногда я веду себя как растяпа».
в) Говорите: «Если кто-либо растяпа, то это Вы».
г) Говорите: «У всех людей есть недостатки. Я не заслуживаю такой оценки только за то, что забыл что-то».
д) Ничего не говорите или вообще игнорируете это заявление.
Кто-либо, с кем Вы договорились встретиться, опоздал на 30 минут, и это Вас расстроило, причем человек этот не дает никаких объяснений своему опозданию. В ответ Вы обычно:
а) Говорите: «Я расстроен тем, что Вы заставили меня столько ожидать».
б) Говорите: «Я все думал, когда же Вы придете».
в) Говорите: «Это был последний раз, когда я заставил себя ожидать Вас».
г) Ничего не говорите этому человеку.
д) Говорите: «Вы же обещали! Как Вы смели так опаздывать!»
Вам нужно, чтобы кто-либо сделал для Вас одну вещь. Обычно в таких случаях Вы:
а) Никого ни о чем не просите.
б) Говорите: «Вы должны сделать это для меня».
в) Говорите: «Не могли бы Вы сделать для меня одну вещь?», после этого объясняете суть дела.
г) Слегка намекаете, что Вам нужна услуга этого человека.
д) Говорите: «Я очень хочу, чтобы Вы сделали это для меня».
Вы знаете, что кто-то чувствует себя расстроенным. Обычно в таких ситуациях Вы:
а) Говорите: «Вы выглядите расстроенным. Не могу ли я помочь?»
б) Находясь рядом с этим человеком, не заводите разговора о его состоянии.
в) Говорите: «У Вас какая-то неприятность?»
г) Ничего не говорите и оставляете этого человека наедине с собой.
д) Смеясь говорите: «Вы просто как большой ребенок!»
Вы чувствуете себя расстроенным, а кто-либо говорит: «Вы выглядите расстроенным». Обычно в таких ситуациях Вы:
а) Отрицательно качаете головой или никак не реагируете.
б) Говорите: «Это не Ваше дело!»
в) Говорите: «Да, я немного расстроен. Спасибо за участие».
г) Говорите: «Пустяки».
д) Говорите: «Я расстроен, оставьте меня одного».
Кто-либо порицает Вас за ошибку, совершенную другими. В таких случаях Вы обычно:
а) Говорите: «Вы с ума сошли!»
б) Говорите: «Это не моя вина. Эту ошибку совершил кто-то другой».
в) Говорите: «Я не думаю, что это моя вина».
г) Говорите: «Оставьте меня в покое, Вы не знаете, что Вы говорите».
д) Принимаете свою вину или не говорите ничего.
Кто-либо просит Вас сделать что-либо, но Вы не знаете, почему это должно быть сделано. Обычно в таких случаях Вы:
а) Говорите: «Это не имеет никакого смысла, я не хочу это делать».
б) Выполняете просьбу и ничего не говорите.
в) Говорите: «Это глупость; я не собираюсь этого делать».
г) Прежде чем выполнить просьбу, говорите: «Объясните, пожалуйста, почему это должно быть сделано».
д) Говорите: «Если Вы этого хотите...», после чего выполняете просьбу.
Кто-то говорит Вам, что по его мнению, то, что Вы сделали, великолепно. В таких случаях Вы обычно:
а) Говорите: «Да, я обычно это делаю лучше, чем большинство других людей ».
б) Говорите: «Нет, это не было столь здорово».
в) Говорите: «Правильно, я действительно это делаю лучше всех».
г) Говорите: «Спасибо».
д) Игнорируете услышанное и ничего не отвечаете.
Кто-либо был очень любезен с Вами. Обычно в таких случаях Вы:
а) Говорите: «Вы действительно были очень любезны по отношению ко мне».
б) Действуете так, будто этот человек не был столь любезен к Вам, и говорите: «Да, спасибо».
в) Говорите: «Вы вели себя в отношении меня вполне нормально, но я заслуживаю большего.
г) Игнорируете этот факт и ничего не говорите.
д) Говорите: «Вы вели себя в отношении меня недостаточно хорошо».
Вы разговариваете с приятелем очень громко, и кто-либо говорит Вам: «Извините, но Вы ведете себя слишком шумно». В таких случаях Вы обычно:
а) Немедленно прекращаете беседу.
б) Говорите: «Если Вам это не нравится, проваливайте отсюда».
в) Говорите: «Извините, я буду говорить тише», после чего ведется беседа приглушенным голосом.
г) Говорите: «Извините» и прекращаете беседу.
д) Говорите: «Все в порядке» и продолжаете громко разговаривать.
Вы стоите в очереди, и кто-либо становится впереди Вас. Обычно в таких случаях Вы:
а) Негромко комментируете это, ни к кому не обращаясь, например: «Некоторые люди ведут себя очень нервно».
б) Говорите: «Становитесь в хвост очереди!»
в) Ничего не говорите этому типу.
г) Говорите громко: «Выйди из очереди, ты, нахал!»
д) Говорите: «Я занял очередь раньше Вас. Пожалуйста, станьте в конец очереди».
Кто-либо делает что-нибудь такое, что Вам не нравится и вызывает у Вас сильное раздражение. Обычно в таких случаях Вы:
а) Выкрикиваете: «Вы болван, я ненавижу Вас!»
б) Говорите: «Я сердит на Вас. Мне не нравится то, что Вы делаете».
в) Действуете так, чтобы повредить этому делу, но ничего этому типу не говорите.
г) Говорите: «Я рассержен. Вы мне не нравитесь».
д) Игнорируете это событие и ничего не говорите этому типу.
Кто-либо имеет что-нибудь такое, чем Вы хотели бы пользоваться. Обычно в таких случаях Вы:
а) Говорите этому человеку, чтобы он дал Вам эту вещь.
б) Воздерживаетесь от всяких просьб.
в) Отбираете эту вещь.
г) Говорите этому человеку, что Вы хотели бы пользоваться данным предметом, и затем просите его у него.
д) Рассуждаете об этом предмете, но не просите его для пользования.
Кто-либо спрашивает, может ли он получить у Вас определенный предмет для временного пользования, но так как это новый предмет, Вам не хочется его одалживать. В таких случаях Вы обычно:
а) Говорите: «Нет, я только что достал его и не хочу с ним расставаться; может быть когда-нибудь потом».
б) Говорите: «Вообще-то я не хотел бы его давать, но Вы можете попользоваться им».
в) Говорите: «Нет, приобретайте свой!»
г) Одалживаете этот предмет вопреки своему нежеланию.
д) Говорите: «Вы с ума сошли!»
Какие-то люди ведут беседу о хобби, которое нравится и Вам, и Вы хотели бы присоединиться к разговору. В таких случаях Вы обычно:
а) Не говорите ничего.
б) Прерываете беседу и сразу же начинаете рассказывать о своих успехах в этом хобби.
в) Подходите поближе к группе и при удобном случае вступаете в разговор.
г) Подходите поближе и ожидаете, когда собеседники обратят на Вас внимание.
д) Прерываете беседу и тотчас начинаете говорить о том, как сильно Вам нравится это хобби.
Вы занимаетесь своим хобби, а кто-либо спрашивает: «Что Вы делаете?» Обычно Вы:
а) Говорите: «О, это пустяк». Или : «Да ничего особенного».
б) Говорите: «Не мешайте, разве Вы не видите, что я занят?»
в) Продолжаете молча работать.
г) Говорите: «Это совсем Вас не касается».
д) Прекращаете работу и объясняете, что именно Вы делаете.
Вы видите споткнувшегося и падающего человека. В таких случаях Вы:
а) Рассмеявшись, говорите: «Почему Вы не смотрите под ноги?»
б) Говорите: «У Вас все в порядке? Может быть я что-либо могу для Вас сделать?»
в) Спрашиваете: «Что случилось?»
г) Говорите: «Это все колдобины в тротуаре».
д) Никак не реагируете на это событие.
Вы стукнулись головой о полку и набили шишку. Кто-либо говорит: «С Вами все в порядке?» Обычно Вы:
а) Говорите: «Я прекрасно себя чувствую. Оставьте меня в покое!»
б) Ничего не говорите, игнорируя этого человека.
в) Говорите: «Почему Вы не занимаетесь своим делом?»
г) Говорите: «Нет, я ушиб свою голову, спасибо за внимание ко мне».
д) Говорите: «Пустяки, у меня все будет о'кей».
Вы допустили ошибку, но вина за нее возложена но кого-либо другого. Обычно в таких случаях Вы:
а) Не говорите ничего.
б) Говорите: «Это их ошибка!«
в) Говорите: »Эту ошибку допустил Я».
г) Говорите: «Я не думаю, что это сделал этот человек».
д) Говорите: «Это их горькая доля».
Вы чувствуете себя оскорбленным словами, сказанными кем-либо в Ваш адрес. В таких случаях Вы обычно:
а) Уходите прочь от этого человека, не сказав ему, что он расстроил Вас.
б) Заявляете этому человеку, чтобы он не смел больше этого делать.
в) Ничего не говорите этому человеку, хотя чувствуете себя обиженным.
г) В свою очередь оскорбляете этого человека, называя его по имени.
д) Заявляете этому человеку, что Вам не нравится то, что он сказал, и что он не должен этого делать снова.
Кто-либо часто перебивает, когда Вы говорите. Обычно в таких случаях Вы:
а) Говорите: «Извините, но я хотел бы закончить то, о чем рассказывал».
б) Говорите: «Так не делают. Могу я продолжить свой рассказ?»
в) Прерываете этого человека, возобновляя свой рассказ.
г) Ничего не говорите, позволяя другому человеку продолжать свою речь.
д) Говорите: «Замолчите! Вы меня перебили!»
Кто-либо просит Вас сделать что-либо, что помешало бы Вам осуществить свои планы.
этих условиях Вы обычно:
а) Говорите: «Я действительно имел другие планы, но я сделаю то, что Вы хотите».
б) Говорите: «Ни в коем случае! Поищите кого-нибудь еще».
в) Говорите: «Хорошо, я сделаю то, что Вы хотите».
г) Говорите: «Отойдите, оставьте меня в покое».
д) Говорите: «Я уже приступил к осуществлению других планов. Может быть, когда-нибудь потом».
Вы видите кого-либо, с кем хотели бы встретиться и познакомиться. В этой ситуации Вы обычно:
а) Радостно окликаете этого человека и идете ему навстречу.
б) Подходите к этому человеку, представляетесь и начинаете с ним разговор.
в) Подходите к этому человеку и ждете, когда он заговорит с Вами.
г) Подходите к этому человеку и начинаете рассказывать о крупных делах, совершенных Вами.
д) Ничего не говорите этому человеку.
Кто-либо, кого Вы раньше не встречали, останавливается и окликает Вас возгласом «Привет!» В таких случаях Вы обычно:
а) Говорите: «Что Вам угодно?»
б) Не говорите ничего
в) Говорите: «Оставьте меня в покое».
г) Произносите в ответ «Привет!», представляетесь и просите этого человека представиться в свою очередь.
д) Киваете головой, произносите «Привет!» и проходите мимо.
Данный тест представляет собой разновидность теста достижений, то есть, построен по типу задачи, у которой есть правильный ответ. В тесте предполагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю. Степень приближения к эталону можно определить по числу правильных ответов. Неправильные ответы подразделяются на неправильные «снизу» (зависимые) и неправильные «сверху» (агрессивные). Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации предлагается 5 возможных вариантов поведения. Надо выбрать один, присущий именно ему способ поведения в данной ситуации. Нельзя выбирать два или более вариантов или приписывать вариант, не указанный в опроснике. Авторами предлагается ключ, с помощью которого можно определить, к какому типу реагирования относится выбранный вариант ответа: уверенному, зависимому или агрессивному. В итоге предлагается подсчитать число правильных и неправильных ответов в процентном отношении к общему числу выбранных ответов.
Все вопросы разделены авторами на 5 типов коммуникативных ситуаций:
ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера
(вопросы 1, 2, 11, 12)
ситуации, в которых подросток (старшеклассник) должен реагировать на отрицательные высказывания (вопросы 3, 4, 5, 15, 23, 24)
ситуации, в которых к подростку (старшекласснику) обращаются с просьбой (вопросы
6, 10, 14, 16, 17, 25)
ситуации беседы (13, 18, 19, 26, 27)
ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств и состояний другого человека (вопросы 7, 8, 9, 20, 21, 22).
Обработка и анализ результатов: Отметьте, какой способ общения Вы выбрали (зависимый, компетентный, агрессивный) в каждой предложенной ситуации в соответствии с ключом. Проанализируйте результаты: какие умения у Вас сформированы, какой тип поведения преобладает?
Блоки умений:
Умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника – вопросы 1, 2, 11, 12.
Реагирование на справедливую критику – вопросы 4, 13.
Реагирование на несправедливую критику – вопросы 3, 9.
Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника -
вопросы 5, 14, 15, 23, 24.
Умение обратиться к сверстнику с просьбой – вопросы 6, 16.
Умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать «нет» – вопросы 10, 17, 25.
Умение самому оказать сочувствие, поддержку – вопросы 7, 20.
Умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников – вопросы
8, 21.
Умение вступить в контакт с другим человеком, контактность – вопросы 18, 26.
Реагирование на попытку вступить с тобой в контакт – вопросы 19, 27.
Ключи
| | зависимые | | компетентные | агрессивные |
1 | АГ | | БВ | | Д |
2 | АВ | | Д | | БГ |
3 | ВД | | Б | | АГ |
4 | БД | | Г | | АВ |
5 | Г | | АБ | | ВД |
6 | АГ | | ВД | | Б |
7 | БГ | | АВ | | Д |
8 | АГ | | В | | БД |
9 | Д | | БВ | | АГ |
10 | БД | | Г | | АВ |
11 | БД | | Г | | АВ |
12 | БГ | | А | | ВД |
13 | АГ | | В | | БД |
14 | АВ | | Д | | БГ |
15 | ВД | | Б | | АГ |
16 | БД | | Г | | АВ |
17 | Г | | АБ | | ДВ |
18 | АГ | | В | | БД |
19 | АВ | | Д | | БГ |
20 | ГД | БВ | А | ||
21 | Б | ГД | АВ | ||
22 | А | ВГ | БД | ||
23 | АВ | Д | БГ | ||
24 | Г | АБ | ВД | ||
25 | В | АД | БГ | ||
26 | ВД | АБ | Г | ||
27 | БД | АГ | В |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Большаков И.Ю. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры. — СПб., 1996.
2.Дерябо С.Д., Левин В.А. Гроссмейстер общения. — М., 1996.
3.Гришина Н.В. Давайте договоримся. — СПб., 1993.
4.Григорьева, Линская, Усольцева. Основы конструктивного общения. — НГУ:1997. (пособие для преподавателей).
5.ред. Петрусинский В.В. Игры: обучение, тренинг, досуг. — М., 1994.
6.Мастеров Б. М. Психология саморазвития. — Рига, 1995.
8.Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. — М., 1993.
9..Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. — М.,
1995