12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Москоленко Дана Владиславовна30

Социально-психологический тренинг «Самоорганизация»

Цель: развитие элементарных навыков самоорганизации, знакомство с новыми понятиями.

Время занятия: Занятие состоит из двух частей по 40 минут. Каждую часть можно использовать как в комплексе, так и отдельно.

Необходимые материалы:

Распечатанные таблицы для участников «Как добиться своей цели».

Листы для записей/тетради.

Конструктор.

Материально-технические средства:

Доска (мельная или интерактивная).

Парты (или круглый стол), стулья по количеству участников тренинга.


Ход занятия

Первая часть. Организационный момент.

-Добрый день, уважаемые участники! Сегодня мы будем обсуждать тему, которая имеет важность для каждого человека, как в быту, так и в жизни в целом как вы думаете, что это может быть (Ответы обучающихся)

-Хорошо, ваши догадки мне понятны, давайте перед тем, как начать поближе познакомимся!

Упражнение «Снежный ком».

Продолжительность упражнения: 10 минут.

Инструкция: участники по кругу называют свои имена следующим образом: 1-ый участник называет своё имя и придумывает на первую букву своего имени слово, характеризующее его (например, Лена - ласковая); 2-ой участник говорит имя и характеристику первого и называет свои - имя и характеристику; 3-ий называет имена и характеристики 1-го и 2-го и называет свои и т.д.

Основной этап занятия:

- Как вы думаете, что такое самоорганизованность? (Ответы обучающихся)

- С помощью каких, может быть, факторов её можно добиться? Что нужно делать для этого? Какими мы с вами должны быть, чтобы добиваться своих целей и доводить любое дело до конца.

- Отлично, давайте с вами наметим план и назовём его: «как добиться своей цели».

- В левой колонке мы напишем модули, по которым мы сможем с вами натренировать свою самоорганизацию.

Модуль 1. Личная эффективность, целеполагание.

Модуль 2. Самомотивация и доведение дел до конца.

Модуль 3. Принятие лучших решений.

Модуль 4. Организация рабочего процесса (самоорганизация).

Модуль 5. Планирование будущего.

- И так, мы с вами возвращаемся в первый модуль. Что нам нужно побороть, чтобы быть эффективней в делах? (Ответы обучающихся)

- Я с вами полностью согласна, все эти понятия можно объединить в один процесс, который называется прокрастинация.

Прокрастинация – в психологии это склонность человека к постоянному откладыванию дел на потом, даже если ни важны и требуют срочного внимания.

Причины данного процесса лежат на поверхности:

Нехватка энергии, бодрости и сил.

Неясность целей.

Недостаток контроля.

Неправильные привычки и ритуалы.

- Можно ли это исправить? Как? Давайте запишем ваши идеи в наш план.

- Расскажу вам о самом простом способе побороть прокрастинацию. У него есть название минималистичный. Его задача состоит в том, чтобы прояснить – какая задача самая важная.

Убрать с глаз долой всё, кроме важной задачи;

Прояснить свою мотивацию для этой задачи;

Если чувствуешь трудность – разбей задачу на меньшие легкие кусочки.

Из данных рекомендаций мы с вами плавно переходим к модулю 2.

- Вы заметили над чем нам нужно ещё работать? Мотивация и самооценка.

Мотивацию, можно определить, как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это — поиск ответов на вопросы типа: "почему?", "зачем?", "для какой цели?" и "ради чего?", "какой смысл...? ".

Мотивация объясняет целенаправленность действий, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Способы повышения внутренней мотивации:

Перекрыть пути к отступлению.

Если цель действительно серьезна и важна, имеет смысл сжечь мосты и отрезать пути к отступлению, не оставив себе иного выбора, кроме того, чтобы идти вперед.

Окружить свое пространство мотивационными символами.

Это могут быть постеры с мотивирующими надписями, развешанные на видных местах, мотивирующая заставка на компьютере, картинки с заветной целью, которые также находятся рядом с рабочим местом или в своей комнате. Это может быть напоминание на телефоне, с важным сообщением себе. Чем чаще человек вспоминает о заветной цели и испытывает по этому поводу вдохновение, тем ближе успех.

Общаться с позитивными и оптимистичными людьми.

Необходимо обзавестись знакомствами с позитивно-настроенными людьми и проводить с ними больше времени. Если человек разделяет твои цели и вдохновляет на их достижение, значит, это твой человек. В свою очередь, стоит ограничить свое общение с теми, кто не разделяет твоих целей и относится к ним с явным скептицизмом или равнодушием. 

Визуализировать успех.

Визуализацией лучше всего заниматься в спокойном настрое, под музыку, которая вдохновляет и заряжает позитивной энергией. Достаточно уделять этому занятию всего 15-20 минут в день. Нужно представить себя, достигшего своих целей и оживить этот образ яркими цветами и живым воплощением. Представляя себя, нужно видеть себя как бы со стороны, а не из собственного тела. Это важно для того, чтобы подсознание определило цель, как ту которую нужно достичь, а не как уже достигнутую.

Самооценка личности включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она составляет основу уровня тех задач, к решению которых человек считает себя способным. Присутствуя в каждом акте поведения, самооценка является важным компонентом в управлении этим поведением.

Самооценка личности может быть адекватной и неадекватной. В зависимости от характера самооценки у человека складывается либо адекватное отношение к себе, либо неадекватное, неправильное. Характер самооценки определяет формирование тех или иных качеств личности.

Способы повышения самооценки:

Перестаньте извиняться за всё подряд. Чем больше вы зацикливаетесь на своей вине, тем менее уверенно себя чувствуете. Замените в своём лексиконе «Извините за опоздание» на «Спасибо за терпение» и т.д.

Занимайтесь спортом и желательно на свежем воздухе. Это способствуют росту самоуважения, утверждают авторы исследования, опубликованного в научном журнале International Journal of Environmental Research and Public Health (2015 г.).

Следите за собой — за прической, одеждой, обувью. Оказывается, человек, осознающий, что он приятно пахнет, чувствует себя увереннее. К таким выводам пришли авторы исследования научного журнала International Journal of Cosmetic Science (2009 г.).

Выходите из зоны комфорта. Хороший метод, как повысить заниженную самооценку – инициировать неприятные для себя события. Боитесь общаться с незнакомцами? Поговорите с чужим человеком на улице. Считаете, что плохо пишете? Напишите статью.

Постоянно учите что-то новое. Даже если у вас будет не очень хорошо получаться, то хотя бы пропадёт ощущение стагнации, вы будете больше верить в себя и сможете укрепить свою самооценку.

Ведите журнал своих успехов. В древности человеку было жизненно необходимо запоминать каждую ядовитую ягоду или опасную пещеру. В итоге мы и сегодня чаще обращаем внимание именно на негатив, пропуская позитив «мимо ушей». Каждый вечер записывайте свои «победы», даже небольшие, и постепенно мозг привыкнет думать, что успехов у вас не меньше, чем проигрышей. Это довольно популярный совет, как быстро повысить самооценку.

Составьте список своих слабых черт, противопоставив каждой из них сильную. Если не выходит, попросите помочь друзей. Повесьте список на видном месте. С одной стороны, это поможет вам видеть ваши плюсы и повышать уверенность в себе, с другой – работать над слабыми чертами.

(Модуль 3-5 обсуждается с детьми, вносятся их идеи в план.)

В конце занятия у каждого в тетради нарисован план, как прийти к самоорганизованности. Какие шаги для этого сделать и с чем работать.



Какие характеристики помогают

Какие характеристики мешают

Как мы приходим к цели

Модуль 1.

Личная эффективность, целеполагание.




Модуль 2. Самомотивация и доведение дел до конца.





Модуль 3. Принятие лучших решений.





Модуль 4. Организация рабочего процесса (самоорганизация).





Модуль 5. Планирование будущего.






Вторая часть. Занятие с элементами тренинга 40минут.

Упражнение «Автопилот».

Продолжительность упражнения:10 минут.

Необходимые материалы: листы для записей/тетради.

Инструкция: Вы должны записать не менее десяти фраз-установок такого типа: «Я умный!», «Я сильный!», «Я обаятельная!», «Я красивая!» и т. п.

-Естественно, эти установки должны относиться непосредственно к вам, отражать ваши жизненные цели и стремление стать именно таким.

-Отнеситесь к этому заданию серьезно, так как жизнь человека во многом определяется именно тем, что он о себе думает, что он чаще всего себе говорит. Ни в коем случае не пишите фраз, подчеркивающих ваши слабости и недостатки.

-Замечательно! Вот у вас и появилась своя оптимистическая программа будущего, своеобразный автопилот, который поможет вам в любых жизненных ситуациях. Как только вы почувствуете себя разочарованным, никчёмным, беззащитным, скорее берите свою программу! Вы можете каждый день её дополнять чем-то новым и позитивным.

Упражнение 3. «Слабости — это скрытые сильные стороны.».

Продолжительность упражнения: 15 минут.

Необходимые материалы: листы для записей/тетради.

Инструкция: То, что для одного человека является слабостью, для другого вполне может быть сильной чертой личности. Например, пунктуального человека одни назовут примером для подражания, а другие — занудой и педантом. Или разговорчивость — которая может расцениваться как положительная черта, развивающая коммуникабельность, а может восприниматься как назойливость.

Выпишите в столбик свои слабости и для каждой из них найдите минимум одну положительную интерпретацию.

Упражнение 4. «Конструктор».

Продолжительность упражнения: 15 минут.

Необходимые материалы: конструктор.

Инструкция: Ребятам предлагается конструктор, с достаточно большим количество деталей. Группа делиться на наблюдателей и строителей (потом меняются). Группе предлагается задание: «Соберите дом своей мечты». Задание считается окоченным только когда все участники довольны и согласны с окончанием строительства.

После упражнения проводится рефлексия занятия.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.