Статья «Социо-игровая педагогическая технология на уроках физики»

1
0
Материал опубликован 2 September 2018

СОЦИО-ИГРОВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Андреевская Т.А.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Красночикойская средняя общеобразовательная школа № 2», с. Красный Чикой

 

«Сделать серьёзное занятие для ребенка

занимательным –  первоначальная задача обучения»

К. Д. Ушинский

Время от времени каждому учителю необходимо «встряхивать» (обновлять) свое представление о том, что такое урок и что такое образование. Учителям и физики, и химии, и математики и других предметов нужно, чтобы на их уроках ученики использовали собственный жизненный опыт, собственные ассоциации, живое мышление, неповторимую выразительность, индивидуальное воображение. При современном разнообразии телевизионных и компьютерных обучающих программ скучная жизнь на уроке, безэмоциональное образование оказываются в глазах учеников очень неконкурентоспособными.

Выпускнику школы сегодня, для того чтобы быть активным участником общественной жизни, и реализовать себя как личность необходимо постоянно проявлять творческую активность, быть самостоятельным, иметь возможность развивать свои способности, постоянно познавать новое и самосовершенствоваться.

Помочь соответствовать этому может такая современная педагогическая технология как социо-игровая, авторами которой являются: Е. Шулешко, А. Ершова и В. Букатов. Название технологии объединяет две части сложного прилагательного и указывают на объединение неоднородных признаков: признаков «малого социума» (по  Шулешко  социо-означает  малый социум) с признаками «игровыми» (то есть смысл подобного объединения можно иначе сформулировать как группо-игровые).

Сущность социо-игровой технологии заключается в организации занятия как игры-жизни между микрогруппами учеников. При использовании данной технологии предполагается обязательное соблюдение 5 правил.

Правило 1. Работа малыми группами. Деятельность малыми группами самый естественный путь к возникновению у учащихся сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.

Правило 2. Смена лидерства. Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек – лидер. Причем лидера учащиеся выбирают сами и он должен постоянно меняться.

Правило 3. Двигательная активность и смена мизансцены. Образовательная, совместная и самостоятельная деятельность учащихся должна сочетаться с двигательной активностью и сменой мизансцены, что способствует снятию эмоционального напряжения (учащиеся не только сидят, но и встают, ходят по классу, хлопают в ладоши, топают ногами и др.)

Правило 4. Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных или обычных часов. У учащихся возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и конечно же требует определенной сосредоточенности.

Правило 5. Ориентация на принцип полифонии. Ученику вместе со своими сверстниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все учащиеся открывают для себя новые знания, только кто-то больше, кто-то поменьше. Тренируется умение ученика увлекаться и быть увлеченным.

Существует определённая последовательность введения игр социо-игровой направленности (классификация):

Игра для рабочего настроя.

Игры разминки.

Игры социо/игрового характера.

Игры творческого самоутверждения.

Игры вольные, требующие передвижения.

На уроках физики приемы данной технологии можно применять на разных этапах урока.

Например, проверяя домашнее задание можно поиграть в игру «Волшебная палочка». Проверим знания понятия «траектория» у учеников 7 класса при изучении темы «Механическое движение». Напомним, что траектория - это линия, вдоль которой движется тело. Опрос будем проводить «по цепочке». Каждый ученик должен произнести всего лишь одно слово из определения в строго определенном порядке, предавая при этом эстафетную палочку от соседа к соседу. На первый взгляд задание не сложное, но требует от учеников сосредоточенности, внимательности и конечно знания определения. Такую игру можно использовать для создания рабочего настроения, она помогает сконцентрироваться, появляется заинтересованность в происходящем. Усложнить игру можно попросив определение читать наоборот. То есть формулировка теперь будет звучать, начиная с последнего слова.

Активно мыслящий и творческий ученик может без особых затруднений произнести определение в прямом и обратном порядке. К тому же для «слабого» или не выучившего определение ученика предоставляется прекраснейшая возможность наконец-то выучить определение, повторив его несколько  раз.

Или другой вариант: учитель называет слово «давление», а ученикам предлагает, передавая эстафетную палочку своему соседу, добавлять такие слова, чтобы словосочетание было верным, повторяться нельзя. Например, атмосферное давление, давление газа, измеряется в паскалях и т. д.

Следующий этап урока – актуализация знаний. Учитель делит класс на группы случайным образом и предлагает поиграть в игру «Диктант на дружбу». Правила игры: отправляете к учителю по одному посыльному, он получает словосочетание, запоминает его и несет в свою команду, диктует то, что запомнил, команда записывает, отправляет следующего посыльного. Например, определение Первого закона Ньютона: существуют такие системы отсчета – относительно которых тела – сохраняют свою скорость - неизменной если – на них не действуют – другие тела – или действия других – тел компенсируются. После передачи через посыльных всех фрагментов определения команды проверяют друг у друга степень достоверности получившейся записи. Учитель предлагает найти в параграфе учебника эту формулировку и определить тему урока «Первый закон Ньютона». Очень удобно тему определили сами ученики, формулировка записана в тетради и почти выучена.

Игры творческого самоутверждения можно использовать на этапе изучения нового учебного материала. Класс делится на группы случайным образом путём жеребьёвки. Правила игры «Логическая цепочка»: каждой группе выдаётся несколько формул, нужно составить логическую цепочку из формул, так, чтобы в конце получилась искомая формула для вычисления давления жидкости на дно и стенки сосуда, время на выполнения задания 10 минут. По истечении времени команды предлагают свою цепочку с пояснениями. Правильный вариант записываем в тетрадях ( , , , , ).

Или другая творческая игра «Сделай открытие». При изучении темы «Явление электромагнитной индукции» в 9 классе на этапе открытия новых знаний командам выдаётся лабораторное оборудование (миллиамперметр, дугообразный магнит, катушка-моток) и предлагается сделать открытие – наблюдать появление тока в цепи при отсутствии источника тока.

На этапе закрепления материала использую игры вольные, требующие передвижения. Класс делится на три группы (твердое тело, газы, жидкости) и играет в игру «Превратись в молекулу». В игре используется заполненная на уроке в 7 классе таблица «Различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов». Ученикам предлагается изучить таблицу, и «изобразить», как ведут себя молекулы жидкости, газов и твёрдого тела. Результат должен получится примерно такой: те, кто изображал молекулы твёрдого тела взялись за руки так, что их не возможно было разорвать и, покачиваясь около положения равновесия, стояли на месте как стена, ученики, показывавшие жидкость, находятся рядом, колеблются, вращаются и совершают перескоки, как бы «текут» по классу, а газы просто бегают по классу. Эту же игру можно провести и в восьмом классе на этапе актуализации знаний на первом уроке при изучении темы «Тепловые явления».

Многие ученики при выполнении домашнего задания не читают параграф учебника. Поэтому, формулируя домашнее задание, учитель может предложить посчитать сколько раз в новом параграфе учебника встретилось слово «второй». А следующий урок начать с вопроса о том, сколько же раз в тексте заданного учебного параграфа встречалось слово «второй». Ученик, считая, что ему задали на дом очень простое задание, выполнит его с огромным удовольствием. И даже на всякий случай пересчитает получившийся вариант (возможно, что пересчитает даже не один раз).

Использование социо-игрового стиля преподавания учебного предмета позволяет выделить следующие положительные моменты:

педагог является равноправным партнёром;

разрушается барьер между педагогом и учеником;

учащиеся ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными исполнителями указаний педагога;

ученики самостоятельны и инициативны;

ученики могут сами устанавливают правила игры;

ученики обсуждают проблему, находят пути ее решения;

ученики договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль слушающих);

общение учащихся происходит внутри микрогрупп и между микрогруппами;

ученики помогают друг другу, а также контролируют друг друга;

социо-игровой стиль учит активных учащихся признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным ученикам дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации