Игровые технологии на уроках физики
Нескучная физика, или весело о серьезном
Уж много слов сказано о том, что современные дети отличаются от нас с вами, от тех людей, кто начинал учиться еще в советское время. И те объяснения, которые использовали для нас наши учителя, кажется совсем непонятными нынешним детям. Тем более, сложно адаптироваться к тому, что жизнь современных детей тяготеет к виртуальному миру. Все, что окружает их в реальном мире не так важно, как то, что происходит там, в сети, сколько «лайков» набрали и какие комментарии написали.
Так, один из предлагаемых методов поговорить о серьезном и сложном с детьми – это перенести обсуждение этого вопроса в сеть. К примеру, на уроках физики можно приводить в качестве примера популярные, веселые и развлекательные ролики, иллюстрирующие те или иные физические явления и законы. Ну а потом уже, с теми, кто заинтересуется, можно создать и свой канал, в котором можно снимать видео/создавать анимации, в которых можно объяснять физические законы. Обучающиеся научатся работать с камерой, обрабатывать видео, объяснять наблюдаемые явления, прочитают много интересного и познавательного, научатся проводить физические эксперименты.
Использование блог-уроков – это сайт, посвященный определенный теме. Это метод зарекомендовал себя в период дистанционного обучения. Учителю необходимо создать сайт, посетив который ученик получить возможность полностью изучить определенную заданную тему. Организация данного блога похожа на квест: сперва обучающийся переходит на первую страницу и изучает теорию (к примеру, посмотрев видео), потом в виде игровых технологий закрепляет ее (к примеру, отгадывает кроссворд), потом получает руководство к практическому заданию. Далее в блоге можно организовать опрос по изученному материалу или получить обратную связь.
Еще один из методов – это добавление игровых технологий на уроках. К примеру, в качестве завершающего урока по определенной теме можно использовать игру «Слово на лбу». Обучающиеся записывают на листочке один из изученных по данной теме терминов, мы заранее готовим листочки с именами детей. Каждый ребенок вытаскивает листочек с именем – кому он должен наклеить придуманное слово. Нужно наклеить ребенку слово на лоб так, чтобы он сам его не видел. Далее мы все садимся в круг (учитель тоже играет), мы видим у всех на лбу слова, свое же слово мы не видим. Далее, человек, у которого на лбу слово задает вопросы, ответ на которые будет: «да» или «нет». Тем самым, пытается угадать, что же за слово у него на лбу. Вопросы типа: «Я живой человек?», «Я векторная физическая величина?», «Я измеряюсь в метрах?». В общем, получается очень веселая игра, в ходе которой ребята повторяют весь теоретический материал по теме.
Еще одна из интересных игр «Ассоциации», можно использовать также в качестве закрепления теоретического материала. Но тут уже учителю заранее нужно придумать определенные термины, которые реально можно изобразить, к примеру: испарение, кипение, сопротивление и т.д. Обучающиеся выходят по одному, тянут листок и перед классом пытаются показать, что написано на листочке. Можно по итогам игры выбрать победителя, кто больше угадал, кто лучше показал и т.д.
Элементы «Постановок» также можно использовать на уроках, к примеру, в качестве физкульт-минутки вывести обучающихся в коридор и попробовать инсценировать движение электрона в проводнике, а также в ходе постановки понять, как зависит сила тока от сопротивления. Такую постановку они запомнят – это точно, а для нас положительным моментом будет являться усвоение материала.
Также в моей практике я использую нестандартные домашние задания, к примеру, изучить на практике что-нибудь: определить свою среднюю скорость движения из точки А в точку Б; описать современные способы измерения своего пути и т.д. Стандартные задачи из сборника можно тоже сделать нескучными, так стандартную задачу на закон сохранения импульса можно перефразировать в задачу про исследование на далекой планете. Как минимум ребята не смогут списать, а как максимум такие задания заставят их задуматься и действительно решить поставленную задачу.
Хорошо зарекомендовали себя и метапредметные задания, например подготовить ментальную карту по определенной теме, можно нарисовать в тетради, а можно и порекомендовать программу для создания ментальных карт.